Выделение личностного опыта как единицы содержания образования имеет огромную значимость для дидактического осмысления целей и содержания преподавания гуманитарных наук. Целью изучения наук является приобщение студентов к ценностно-смысловому содержанию этих наук. А смысл и ценности не передаются как фактическое знание. Они обнаруживаются и присваиваются личностью только в процессе выбора, переживания, оценки. Как утверждал В.Франкл, ценностям нельзя "научить", их нужно "проживать".
Г.Е.Залесский отмечает, что знания принципиально отличаются по способу образования и функционирования от отношений и формируемых на их основе убеждений. Знания выступают средством распознавания, выделения объектов и оперирования ими в умственном плане, а также выполняют познавательную функцию. С его помощью реализуется связь усваиваемых знаний с личной заинтересованностью в их приобретении. Функционирование приемов оценки, актов целеполагания и выбора предполагаемых действий является неотъемлемым условием и критерием формирования отношения личности. Суммируя многообразие представленных концепций, взглядов ученых на природу феномена отношений личности, можно сделать вывод, что отношение является социально обусловленной содержательной структурой сознания личности, формируемой путем воспитания.
Ценностное отношение, являясь разновидностью отношения как наиболее общей функции сознания вообще, характеризуется отражением в сознании личности позитивной значимости того или иного объекта (О.Г.Дробницкий, Б.С.Круглов, В.П.Тугаринов).
В педагогике ценностное отношение определяется по-разному: как этап развития ценностных ориентаций (Т.В.Бондарук, А.В.Кирьякова), личностное образование (М.Г.Казакина), отношение личности к ценности (Л.Х.Магамадова), позиция по отношению к миру (Н.Е.Щуркова), аспект личностной направленности (З.И.Васильева, Т.Н.Мальковская).
Становление субъекта смыслотворческой деятельности (будущего учителя) и воздействие на него совокупности гуманитарного и естественно-научного знания исследовалось на факультетах технологии и предпринимательства и физико-математическом.
Студентов при изучении отношения к гуманитарному содержанию получаемых знаний можно распределить по следующим уровням:
1 уровень - аморфный, предметно-практический;
2 уровень - локально-ситуативный, профессионально-ориентированный;
3 уровень - устойчивый, гуманитарно-рефлексивный.
Процесс формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному содержанию профессионального образования опосредован системой личностно-развивающих задач-ситуаций гуманитарной ориентации, моделирующих различные гуманитарные аспекты профессиональной деятельности педагога, в том числе ситуации нравственного выбора. Нахождение собственного способа поведения в данной ситуации востребует актуализацию полученных гуманитарных знаний, опыта, методов гуманитарного анализа действительности, сформированных убеждений, системы ценностных ориентаций, проявление рефлексии, наличие готовности к разрешению профессиональных коллизий гуманитарного характера.
Целью когнитивно-ориентировочного этапа явилось формирование у студентов содержательной основы ценностного отношения к гуманитарному знанию, что обусловило необходимость решения ряда задач:
1. Формирование у студентов представлений о сущности гуманитарного знания, специфике его содержания и методов познания;
2. Анализ межпредметных связей гуманитарных и естественнонаучных знаний;
3. Формирование ориентировочной основы учебных действий по их освоению.
Диагностика уровня развития у студентов ценностного отношения к гуманитарному знанию профессионального образования выявила положительную динамику развития содержательных характеристик формируемого новообразования, а именно - значительно более высокий уровень развития когнитивно-оценочного и мотивационного компонентов. Соотношение количества студентов по уровню развития содержательного аспекта ценностного отношения к гуманитарному содержанию профессионального образования в группах на начальном и на завершающем этапах исследования подтверждает эффективность предлагаемой модели когнитивно-ориентировочного этапа формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному знанию.
Как указывают Л.И. Божович, Г.Е. Залесский, А.Г. Здравомыслов, А.Н. Леонтьев и другие ученые, становление и развитие мировоззрения личности, её убеждений и системы отношений неразрывно связано с развитием механизма ориентации в группе ценностей - с деятельностью по анализу, оценке и присвоению социальных и общечеловеческих ценностей. Осознание ценности того или иного объекта (в данном случае - ценности гуманитарного знания) предполагает владение определенным способом ориентировки в группе ценностей, которая является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности. К ним ученые относят приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений, приемы актуализации личностных ценностей, целеполагания, прием соотнесения целей и средств их достижения. Развитие и функционирование указанных приемов ориентировки является одним из условий формирования ценностного отношения к гуманитарному знанию, поскольку ценностно-смысловая мировоззренческая ориентировка не ограничивается лишь выявлением объективных свойств гуманитарного знания, а способствует построению собственного отношения к ценности знания, формированию личностного смысла осваиваемых знаний, опыта, ценностей.
Целью данного этапа являлось формирование и развитие у студентов процессуального компонента ценностного отношения к гуманитарному знанию, что предусматривало решение следующих задач:
- дальнейшее развитие опыта ценностно - ориентировочной деятельности по анализу, оценке и интерпретации аксиологического содержания гуманитарных и естественно-научных знаний;
- стимулирование самостоятельности студентов, проявлений творчества при освоении содержания гуманитарных наук;
- развитие субъектного, мировоззренческого отношения к изучаемым явлениям, фактам и способам их интерпретации;
- формирование готовности реализовать знания, опыт, ценностный потенциал гуманитарных наук при оценке гуманитарных аспектов будущей профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Федорова Е.Н., Янюшкина Г.М. СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА СМЫСЛОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=115 (дата обращения: 09.10.2024).