Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ганщук С.В. 1 Четанов Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В статье рассматривается значение ИКТ-компетентности будущего учителя в свете новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Показана актуальность данной темы в связи со слабой сформированностью ИКТ-компетентности в Пермском крае и требованиями, предъявляемыми современным обществом к учителю. Описаны направления работы со студентами, реализация которых приводит к формированию информационно-коммуникативных навыков. Акцентируется внимание на таких моментах, как работа с текстовыми редакторами, поиск, структурирование и анализ информации в глобальной сети Интернет. Подчеркивается роль ИКТ-компетентности в повышении уровня информативности и наглядности на каждом учебном занятии. Даются рекомендации к организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин биологической направленности, таких как «Экология» и «Гистология», направленные на развитие ИКТ-компетентности.
образование
самостоятельная работа студентов
ИКТ-компетентность
1. Гончарова М.А., Гончарова Н.А. Использование портфолио как метода оценки формирования ИКТ-компетентности будущего специалиста // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1 – С. 84-85; URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=274 (дата обращения: 17.12.2013).
2. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 144 с.
3. Лапчик М.П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1; URL: www.science-education.ru/101-5515 (дата обращения: 28.11.2013).
4. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс [Текст] / Бент Б.Андерсен, Катя ван ден Бринк. – М.: Дрофа, 2007. – С.43.
5. От федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов / Высшее образование в России. – 2010. – № 8/9. – С. 3–10.
6. Скуфьина Т.П. Уровень развития ИКТ и зависимость от социально-экономического положения регионов России // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6; URL: www.science-education.ru/106-7196 (дата обращения: 28.11.2013).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») // URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf.
8. Шорникова О.Н. ИКТ-компетентность как главная составляющая информационной культуры будущего специалиста // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2 – С. 66-67.

Введенные с 2011/2012 учебного года Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [7] поставили перед высшими учебными заведениями ряд непростых задач, одна из которых - разработка тех разделов программ, которые будут обеспечивать формирование компетентности в области информационно-коммуникационных технологий как части профессиональной компетентности будущих педагогов-бакалавров с учетом их профиля и особенностей будущей профессиональной деятельности [3, 5].

Под компетентностью в области информационно-коммуникационных технологий мы понимаем личностно-деятельностную характеристику специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе. Компетентность в области информационно-коммуникационной технологий в значительной степени не только знаниевая, но и преимущественно личностно-деятельностная характеристика специалиста сферы образования, высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе: учителя, школьного психолога, воспитателя, менеджера или руководителя образовательного учреждения [2].

Для современного учителя владение предметом обучения недостаточно: он должен быть компетентен в работе с инновационными технологиями как важнейшими элементами, способствующими повышению эффективности учебного процесса. Только информационно-коммуникационная компетентность позволит молодому специалисту добиться оптимального уровня знаний обучаемых, поможет правильно организовать собственную работу и работу ученического коллектива на уроке и во внеурочное время [8].

В настоящее время по уровню развития информационно-коммуникационных технологий Пермский край имеет рейтинг ниже среднероссийского. Для проведения сравнения использовались следующие показатели: 1) численность персональных компьютеров (ПК) на 100 человек населения; 2) численность ПК, подключенных к Интернет, на 100 человек населения; 3) затраты на приобретение ИТ на душу населения; 4) затраты на приобретение ПК на душу населения; 5) затраты на приобретение ПК на душу населения; 6) затраты на оплату услуг сторонних организаций и специалистов (кроме услуг связи и обучения) на душу населения; 7) число зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи на душу населения [6].

В связи с этим достаточно плачевным положением формирование компетентности в области информационно-коммуникационных технологий у будущего педагога является одной из приоритетных задач современного педагогического образования, так как учитель, активно и грамотно применяющий информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, является одним из стимулирующих факторов для развития в целом информационно-коммуникационных технологий в регионе.

Современный учебный процесс зависит не только от уровня компетентности учителя в области методики преподавания предмета, знания концептуальных основ данной науки, педагогической психологии, но и эффективного применения информационных и коммуникационных технологий.

Глобальная информатизация - это реальность нашего времени, вне которой не развивается ни одна из сфер деятельности общества. Процесс получения знаний и их обновление становится непрерывным по необходимости и решается за счет самообразования и дистанционного обучения. Этому способствует развитие информационных технологий, требующих от специалиста знаний и умений работы с ними.

Будущий учитель должен владеть следующими навыками работы с новыми информационными технологиями: знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться - понимать, преобразовывать и предлагать представление данных в вербальной, графической и числовой формах; уметь оценивать и обрабатывать информацию на различных уровнях и в различных форматах; уметь пользоваться техникой анализа; осуществлять доступ к базам данных и средствам информационного обслуживания с целью решения поставленных задач, в том числе на основе обучающих программ и технологий.

Новые информационные технологии существенно изменяют форму поиска необходимой информации, ее обработки и хранения, а также коммуникации (обмена результатами информационной работы), и предъявляют соответствующие требования к пользователю.

Обучение поиску информации непосредственно связывается с умением пользоваться электронными базами данных, картотеками, справочниками и словарями. Студенты должны научиться проводить поиск данных в разнообразных компьютерных информационных источниках, уметь пользоваться ключевыми словами, кодами компьютерных программ и их базами данных. Также крайне значимым является умение искать требуемую информацию в глобальной сети Интернет, подобное умение формируется при выполнении таких видов самостоятельной работы, как написание эссе и рефератов по заданной тематике, создание базы данных по дисциплине.

Умение организовывать хранение информации, анализировать ее, используя для этого соответствующие программные средства статистического анализа, выбирать адекватные формы ее представления - это одно из практических умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, которые необходимы будущему учителю.

Электронные таблицы и текстовые редакторы являются адекватными инструментами такой работы. Важнейшим становится умение сопоставлять между собой данные различных текстовых документов, умение находить общее и различия в соответствующих материалах, использующих соответствующие информационные компьютерные программы. Наглядное представление информации в виде таблиц, графиков, гистограмм и различного вида диаграмм - одна из обязательных компетенций пользователей информационно-коммуникационных технологий.

Новые информационные технологии не только изменяют форму поиска необходимой информации, ее обработку и хранение, но и актуализируют сферу коммуникаций.

Центральная задача информатизации образования - обеспечить доступ к электронной информации централизованных хранилищ и обучить коммуникационным навыкам и владению работы с ними. Коммуникационные технологии позволяют расширить доступ к различным информационный источникам: к каталогам мировых библиотек, базам данных научно-исследовательских институтов, учебному программному обеспечению и документации из огромных файловых архивов. Студенту необходимо научиться в совершенстве пользоваться соответствующими программными средствами, владеть инструментами компьютерных программ в процессе работы с различными данными. Компетентность будущего педагога в данном случае заключается в навигационных умениях работы с сайтами, Интернетом и внутренними сетями (работы с гипертекстом и гиперпространством).

Компетенции в области теоретических основ применения информационно-коммуникативных технологий в образовании направлены также на изучение способов представления информации для различных типов обучения. Будущий учитель должен владеть научной терминологией, применять символические обозначения, формулы, понятия, способствовать развитию и формированию понятийного аппарата в области изучаемого предмета и информационных технологий.

Одно из назначений компьютерных технологий в учебном процессе - повышение уровня информативности и наглядности на каждом учебном занятии. Будущий специалист должен сформировать в течение процесса обучения собственную базу средств информационно-коммуникационных технологий: электронные наглядные средства (иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы, слайд-фильмы); систему средств обучения в виде дидактических заданий; учебно-методический комплекс на базе программных средств учебного и информационного назначения, используя средства ИКТ. Используя средства ИКТ-технологий, учитель сам может проектировать и создавать автоматизированные учебные, элективные курсы и факультативы, программы, дидактический и методический материал. Разработка авторской программы требует теоретических знаний структуры, содержания и технологии создания обучающей программы, которые также входят в компетенции владения ИКТ будущим учителем.

Работа учителя по обучению и воспитанию подрастающего поколения - весьма многогранная деятельность, которая невозможна без глубоких знаний и творческой инициативы, и это должен понимать будущий педагог. Успешное овладение учебным материалом, формирование представлений о применении компьютерных технологий, развитие навыков владения прикладными программами MS Office, навигацией в Интернете и работа с гипертекстом формируют информационную и компьютерную грамотность студентов. Это позволит в будущем молодым учителям включиться в педагогическую деятельность по реализации информационно-коммуникационных технологий, в том числе дистанционного образования.

Вершиной развития навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями можно считать виртуозное освоение разработки электронных образовательных ресурсов. Однако это невозможно без формирования базовых элементов компетенций, описанных нами ранее.

Подводя итог, можно сказать, что все эти навыки в той или иной мере формируются у студентов при изучении биологических дисциплин, таких как «Экология» и «Гистология», так как определенные виды самостоятельной работы (написание эссе и рефератов, подготовка мультимедийных презентаций, создание баз данных и др.) студентов требуют специфических навыков, определяемых ИКТ-компетентностью будущего педагога.

Таким образом, увеличение роли самостоятельной работы студента в процессе подготовки будущего учителя имеет не только отрицательные, но и положительные черты, но только в том случае, если задания для самостоятельной работы студентов имеют информатизационную направленность.

Дополнительную сложность создает способ оценки уровня сформированности ИКТ-компетентности у будущего учителя. Существует опыт применения портфолио как метода оценки сформированности ИКТ-компетенции. Этот подход основан на том, что обучаемые в течение изучения дисциплины формируют рабочие папки (портфолио), в которых систематизируют все выполненные работы (индивидуальные/коллективные письменные задания, проекты, доклады, презентации и другие созданные ими мультимедиа-продукты), комментарии, отзывы, оценки преподавателя и других участников образовательного процесса [1].

Создание студентами собственной папки работ с использованием компьютера и соответствующего программного обеспечения способствует качественно новому достижению педагогических целей учебного курса, в т.ч. совершенствованию навыков владения современными ИКТ и средствами мультимедиа, развитию самоконтроля, выработке навыков рефлексии.

Портфолио студента является квинтэссенцией сформированности знаний трех типов: 1) владение предметом (декларативное знание: что?), 2) процедурное знание (как?), 3) стратегическое знание (почему?). Последний тип связан не только с полученным знанием, но и определяет дальнейший вектор получения нового знания [4].

Однако следует учитывать недостатки применения портфолио, к которым можно отнести следующие: если цели учебного курса и критерии оценки определены нечетко, то портфолио может превратиться в беспорядочный сбор работ обучаемого, не демонстрируя его развития, достижений в процессе освоения дисциплины; сложность сопоставления результатов с методами количественной оценки (например, балльной оценкой работ); трудоемкость структурирования и оценки материалов портфолио; недостаточная психологическая готовность студентов к самоуправляемому обучению [1].

Организация подобных портфолио является в данный момент приоритетным направлением в нашей работе по контролю за формированием ИКТ-компетенции у студентов естественнонаучного факультета при изучении биологических дисциплин, таких как «Экология» и «Гистология». Однако в настоящий момент нами осуществляются лишь первые шаги в этом направлении, так как разработка критериев для их оценивания, с учетом перечисленных выше недостатков, крайне затруднительна.

Полноценное применение портфолио будет возможно лишь при полном преодолении этих недостатков.

Рецензенты:

Щебетенко А.И., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО Пермской государственной академии искусства и культуры, г. Пермь.

Корниенко Д.С., д.псх.н., доцент, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Ганщук С.В., Четанов Н.А. ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11484 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674