В соответствии со стратегией экономического развития Сибири, утвержденной постановлением Правительства РФ № 765-р от 7 июня 2002 года, направленной на развитие региона за счет использования инновационных технологий и интеграции Сибири в Евразийскую экономическую зону, одной из приоритетных областей обозначено развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей и производств. В Сибирском Федерально Университете (СФУ) накоплен достаточный научно-исследовательский потенциал и репутация в горнодобывающем и металлургическом кластере, а также кластере информационно-коммуникационных технологий в аэрокосмической промышленности. В этом направлении приоритетными сферами исследований для СФУ являются информационно-коммуникационные технологии в аэрокосмической промышленности, инженерная физика, что определяет важность приведения программ научных исследований, учебных планов и других элементов научно-образовательного процесса в соответствие с основными потребностями ключевых кластеров [1].
Подготовка магистров по программе «Физика оптических явлений», осуществляемая на кафедре квантовой электроники «Института инженерной физики и радиоэлектроники» СФУ, ориентирована на обозначенные приоритетные сферы.
В настоящей работе дан анализ проекта учебного плана магистерской подготовки 010700.68.12 «Физика оптических явлений», направления 010700.68 «Физика» дневной формы обучения с позиций возможности реализации основных положений Болонской декларации.
Необходимо отметить, что внедрение принципов, закрепленных Болонской декларацией и последующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими образовательное и научное сотрудничество в единой сфере европейской интеграции, в СФУ в рамках реформы системы высшего образования в России является непростой задачей. Ситуация осложняется тем, что отсутствуют государственные образовательные стандарты третьего поколения по программам бакалавриата и магистратуры.
Одним из предложений, рассматриваемых и исполняемых в рамках Болонского процесса, является введение двухступенчатого обучения [2]. 1-я ступень - до получения первой академической степени - бакалавр, продолжение обучения на 1-м цикле должно быть не меньше 3-х и не больше 4-х лет. 2-я ступень - после получения первой академической степени. Обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-й степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения 7-8 лет). В рамках указанной двухступенчатой системы определенную сложность представляет планирование «Основного профессионально профилированного блока дисциплин» и «Национально-регионального, вузовского компонента и дисциплин по выбору», поскольку в отличие от 5-летних одноуровневых программ подготовки специалистов на дисциплины специализации отводится 4 семестра, а не 6. Соответственно, требуется тщательная проработка последовательности изучения специальных дисциплин с учетом указанного временного ограничения. В таблице 1 представлен план основного профессионально профилированного блока дисциплин, разработанный на кафедре квантовой электроники СФУ.
Таблица 1. Дисциплины основного профессионально профилированного блока
Код | Наименование дисциплины | Экзамен | Зачет | Всего зач.ед. | Аудиторных зач.ед. | Самост. зач.ед. | По семестрам | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
ОМ.Ф.ПП.00 | Основной профессионально профилированный блок цисциплин |
|
| 18 |
|
|
|
|
|
|
ОМ.Ф.ПП.01 | Волновая оптика |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
|
|
|
ОМ.Ф.ПП.02 | Квантовая оптика | 1 |
| 2 | 1 | 1 | 2 |
|
|
|
ОМ.Ф.ПП.03 | Атомная спектроскопия | 1 |
| 2 | 1 | 1 | 2 |
|
|
|
ОМ.Ф.ПП.04 | Молекулярная спектроскопия | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 |
| 4 |
|
|
ОМ.Ф.ПП.05 | Лазерная фотофизика | 3 |
| 2 | 1 | 1 |
|
| 2 |
|
ОМ.Ф.ПП.06 | Физика и техника лазеров |
| 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
|
|
|
ОМ.Ф.ПП.07 | Специальный физический практикум |
| 3 | 4 | 2 | 2 |
|
| 4 |
|
Код | Наименование дисциплины | Экзамен | Зачет | Всего зач.ед. | Аудиторных зач.ед. | Самостоятельных зач.ед. | По семестрам | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
ОМ.В | Национально-региональный, вузовский компонент и дисциплины по выбору |
|
| 21 |
|
|
|
|
|
|
ОМ.В.01 | Основы современной оптической микроскопии. Лазеры в измерительных системах |
| 1 | 5 | 3 | 2 | 5 |
|
|
|
ОМ.В.02 | Физические основы применения лазеров в биологии и медицине Биомедицинская молекулярная оптика |
| 3 | 5 | 2,5 | 2,5 |
|
| 5 |
|
ОМ.В.03 | Физические основы лазерных технологий Моделирование физич. процессов в квантовой электронике |
| 2 | 5 | 3 | 2 |
| 5 |
|
|
ОМ.В.04 | Оптика жидкокристаллических сред Оптические телекоммуникационные системы | 1 |
| 3 | 2 | 1 | 3 |
|
|
|
ОМ.В.05 | Основы теории групп для оптической спектроскопии Газоразрядные источники света | 1 |
| 3 | 2 | 1 | 3 |
|
|
|
Как видим, основной профессионально профилированный блок представлен фундаментальными теоретическими курсами, причем основная нагрузка по ним ложится на первый семестр. Национально-региональный, вузовский компонент и дисциплины по выбору представлен спецкурсами, обозначенными в таблице 2. Таким образом, пакет специальных дисциплин представлен 7 дисциплинами основного профессионально профилированного блока и 10 дисциплинами национально-регионального, вузовского компонента и дисциплин по выбору. Всего обязательных 12 дисциплин. Для сравнения, учебный план специализации «квантовая электроника», рассчитанный на 6- семестровую программу, представлен 16 обязательными дисциплинами. Следовательно, перевод существующей образовательной программы по специализации «Квантовая электроника» на программу магистратуры «Физика оптических явлений» потребует укрупнения отдельных дисциплин в содержательной части, что возможно реализовать за счет увеличения доли самостоятельной работы. В целом, указанный переход потребует не только пересмотра учебных планов, но и программ по отдельным дисциплинам, что планируется проводить в рамках создания учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД). Указанная идеология планируется к реализации для дисциплин национально-регионального, вузовского компонента и дисциплин по выбору, причем на начальном этапе соотношение самостоятельной и аудиторной работы составляет не менее 50%/50%.
Планируемое в рамках Болонского процесса введение кредитной системы ЕСТS - «Еurореаn Сrеdit Тrаnsfer System» - находит свое отражение в оценке трудоемкости дисциплин в зачетных единицах, причем за основу перехода от традиционной оценки нагрузки в академических часах взято соответствие «1 зачетная единица – 36 академических часов». Однако целесообразным является также регламентация порядка начисления кредитов – зачетных единиц. К сожалению, в этом вопросе нет полной ясности, что нивелирует преимущества кредитной системы и не реализует ее цели.
Среди мероприятий, планируемых к осуществлению в процессе внедрения и совершенствования подготовки магистров по направлению «Физика оптических явлений», развитие системы управления качеством, международная аккредитация образовательной программы, мероприятия по расширению академической мобильности и обеспечению трудоустройства выпускников. Последнее представляется особенно актуальным с учетом анализа потребностей в специалистах указанного профиля с профессиональной компетенцией, позволяющей им работать не только в производственной, но и исследовательской сфере.
Нам представляется, что наиболее актуальными задачами на разных этапах внедрения новой программы подготовки будут являться: 1) фундаментализация подготовки магистров по физике и математике; 2) эффективное взаимодействие с базовыми предприятиями (академическими, производственными, коммерческими); 3) приобретение выпускниками магистерской программы инженерной квалификации дополнительно к фундаментальной физической подготовке; 4) реализация возможностей выпускников в качестве специалистов в сфере разработки и внедрения инновационных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» на 2008 год //http://www.sfu-kras.ru/development/programme.
2. Лукичев Г.А., Насокин В.В. Международные правовые акты и документы по развитию интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: от Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса. М.: Готика. 2004. 384 с.
Библиографическая ссылка
Салмин В.В., Проворов А.С., Сизых А.Г., Проворова О.Г., Патрин Г.С., Турчин П.П. МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ПО ФИЗИКЕ ОПТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ С УЧЕТОМ ЦЕЛЕЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1148 (дата обращения: 11.05.2025).