Задача гуманизации образовательной среды относится к числу постоянно актуальных. Она актуальна в периоды стабильности, когда общество развивается в рамках устоявшихся форм и норм, она актуальна в эпохи перемен, когда происходит коренная ломка всех привычных устоев. В настоящее время в мире существует некое хрупкое равновесие, позволяющее более или менее уверенно прогнозировать ход событий на ближайшую перспективу. Но это равновесие явно ненадолго, мир и вместе с ней Россия явно вступает в период бурь и штормов, исход которых не возьмется предсказать никто. Но педагоги во все времена и при любых обстоятельствах обязаны заниматься своим делом – таким, в частности, как гуманизация образовательной среды. И есть определенные основания полагать, что педагогика, если она будет добросовестно исполнять свой долг, в состоянии помочь обществу с меньшими издержками пройти через предстоящие неизбежно болезненные изменения, помочь сгладить остроту надвигающегося на нас кризиса.
В настоящей статье мы хотели бы обратить внимание на перспективы гуманизации образовательной среды учебных заведений профессионального образования через совершенствование субъективной составляющей этого процесса – гендерной культуры у студентов. Тем самым мы не хотим сказать, что иных путей гуманизации не существует. Нет, эта общая задача педагогики решается через использование всех имеющихся в распоряжении педагогов методов и средств воздействия на образовательную среду – как общих, так и специальных.
Исследование теоретических разработок средового подхода И.Ф. Бережной и Н.И. Вьюновой [2], Д.В. Иванова [5], Э.Р. Мамонтовой [9], П.С. Федоровой [10], А.В. Ясвина [11] и др., привело к выводам: не любая среда образовательного учреждения является образовательной; образовательная среда включает в себя среду обучения и внеучебную среду и представляет собой результат развития личности ее субъектов, их обучения и воспитания на основе субъект-субъектного, гуманистически и личностно ориентированного подходов к организации образования. Образовательная среда – «это в первую очередь продукт активности ее субъектов … Мы можем наблюдать своеобразную цикличность процесса развития: личностные свойства индивидов влияют на уровень развития образовательной среды, уровень развития среды обуславливает паттерны развития ее субъектов» [5, с. 168]. Отсюда один из главных выводов: чем выше у студентов уровень гендерной культуры (как результат совершенствования гуманистической «Я-концепции» их личности в ее гендерной определенности), тем выше гуманистический потенциал среды, создаваемой ими.
Сначала определим нашу позицию по вопросу о соотношении понятий «гендер» и «пол». Времена, когда правомерность введения понятия «гендер» в науку подвергалась сомнению, уже прошли. В настоящее время общепризнано, что понятие «гендер» ─ вовсе не фантом, порожденный идеологией феминизма. Это понятие, раскрывающее природу бытования пола в пространстве социума, иными словами говоря, гендер ─ это социальный, психологический, культурный, социопсихологический и социокультурный пол человека. Именно так трактуется гендер в ряде трудов отечественных авторов – таких, как О.О. Антонова [1], А.А. Гершенович [3], О.В. Зиневич [4], И.С. Клецина [6], О.А. Константинова [7], И.А. Красоткина [8]. Гендерная культура, соответственно, ─ степень «прирученности» пола, его осознанности и подчиненности волевым импульсам.
Гендерная культура пронизывает все сферы человеческой жизни, накладывает отпечаток на весь строй мыслей и чувствований человека и является существенным детерминантом сценариев его личностного и профессионального самоосуществления. Высокий уровень гендерной культуры – признак здорового общества, гармоничного развития социальных отношений, явный индикатор того, что общество находится на прогрессивной стадии своей эволюции. Снижение этого уровня, дисгармония в гендерной сфере, нарастание числа личных трагедий и неудавшихся союзов мужчины и женщины – явный индикатор общего неблагополучия, социального регресса, упадка культуры. Конечно, не в силах педагогики отменить общий вектор развития. Однако педагогика может и должна оказывать позитивное влияние на человека, на его интеллектуальную и нравственную сферу, чтобы сделать его способным реализовать созидательную жизненную стратегию, причем, не только в индивидуальном, но и в социальном планах.
Игнорирование гендерного аспекта образования и воспитания ошибочно в теоретическом отношении и контрпродуктивно в практически-педагогическом. Это обстоятельство осознается не только нами. Так, попытки гуманизации образовательной среды вуза через воздействие на ее гендерный аспект уже фактически предпринимались в некоторых российских вузах. В качестве примера сошлемся на опыт таких вузов, как Московский и Ивановский государственные университеты, а также Волгоградский и Мурманский педагогические университеты.
Один из авторов настоящей статьи (С.Г. Демченко) по роду своей профессиональной деятельности непосредственно вовлечен в педагогический процесс в аграрном вузе. Данное обстоятельство обусловило тот факт, что объектом педагогического эксперимента, имеющего цель гуманизации образовательной среды через воздействие определенного рода, стал вуз именно такого профиля. Это вовсе не означает, что полученные в ходе эксперимента результаты имеют значение только для аграрных вузов. Конечно, каждый тип вуза специфичен, однако не настолько, что результаты исследования в одном высшем учебном заведении не могут быть экстраполированы на другие вузы. Думать иначе означало бы впадать в ползучий эмпиризм, отказывать теоретическому разуму в праве на обобщение. В то же время мы не можем (да и не желаем) обойти требование научной добросовестности, состоящее в том, чтобы точно указать на характер объекта, который был подвергнут экспериментальному изучению.
Формирование гендерной культуры у студентов – важнейший фактор гуманизации образовательной среды аграрного (и всякого иного) вуза. Сущность этого процесса состоит в совершенствовании гуманистической «Я-концепции» личности как носителя определенного гендера: чем выше у студентов уровень гендерной культуры, тем выше гуманистический потенциал образовательной среды. Наша гипотеза состоит в том, что конкретными условиями, обеспечивающими эффективность изучаемого процесса, являются:
1) направленность формирования гендерной культуры у студентов на развитие гуманистической «Я-концепции» личности как носителя определенного гендера;
2) организация учебного процесса, нацеленная на повышение уровня гендерной культуры у студентов;
3) организация внеучебной педагогической деятельности, способствующая повышению уровня гендерной культуры у студентов.
Общей теоретической и аксиологической предпосылкой нашего исследования является идея равного достоинства мужчины и женщины. При этом мы исходили из положения о том, что равное достоинство вовсе не отменяет глубочайших различий между гендерами. Напротив, именно эти различия являются фундаментальной предпосылкой установления гендерной гармонии в обществе (в чем и состоит конечная цель усилий педагогов в этой сфере).
Основные направления экспериментальной работы составил анализ сложившейся практики изучаемого процесса и экспериментальное обоснование каждого из выделенных организационно-педагогических условий. В рамках первого направления определено, что сложившаяся образовательная практика аграрного вуза не удовлетворяет социальные запросы в формировании гендерной культуры у студентов как средства гуманизации его образовательной среды, но содержит предпосылки к созданию организационно-педагогических условий, выявленных нами и теоретически обоснованных как способствующих достижению эффективности изучаемого процесса. В контексте второго направления, во-первых, была раскрыта сущность реализации первого вводимого организационно-педагогического условия, которая состояла в постановке цели и задач, определяющих направленность формирования гендерной культуры на развитие у студентов гуманистической «Я-концепции» личности в ее гендерной определенности, в определении и применении средств, необходимых для их достижения, в изучении и анализе результатов применения рассматриваемого условия с точки зрения достижения эффективности изучаемого процесса. Во-вторых, представлена система работы по экспериментальному обоснованию каждого из выявленных организационно-педагогических условий, изложенная согласно разработанным нами программам учебной и внеучебной деятельности со студентами по формированию у них гендерной культуры как средства гуманизации образовательной среды аграрного вуза.
В обследовании приняли участие студенты 1-го – 2-го курсов очного отделения ФГБОУ ВПО «ДальГАУ», всего 265 человек. Из них в ходе эксперимента были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. В состав ЭГ (всего 73 человека) и КГ (всего 73 человека) вошли студенты института ветеринарной медицины и зоотехнии по специальностям 310800 − «Ветеринария» и 310700 − «Зоотехния».
В начале эксперимента на констатирующем этапе все студенты (265 человек), в том числе студенты ЭГ и КГ выявили наличие гендерной культуры на уровне ниже среднего. По окончанию эксперимента у студентов ЭГ выявлено повышение гендерной культуры в отношении всех компонентов: когнитивного (К-1) от низкого до выше среднего (на 69,86 %); мотивационного (К-2) от низкого до среднего (на 30 %); операционального (К-3) от среднего до высокого (на 30,25 %); личностного (К-4) от среднего до высокого (на 28,85 %); аксиологического (К-5) от ниже среднего до выше среднего (на 30,04 %).
У студентов КГ, в отношении которых работа по условиям не проводилась, особой положительной динамики изменений гендерной культуры не выявлено. Динамика изменений гендерной культуры у студентов ЭГ и КГ в сравнении на констатирующем и формирующем этапах представлена на рисунке (рис. 1).
Рис. 1. Динамика изменений гендерной культуры у студентов ЭГ и КГ в сравнении на констатирующем и формирующем этапах: – ЭГ; – КГ
Статистическая обработка данных эксперимента по критерию φ* – угловое преобразование Фишера показало, что достоверность различий состояний ЭГ и КГ после окончания составляет 95 %. Следовательно, эффект изменений в ЭГ был обусловлен именно экспериментально проверяемыми условиями.
Таким образом, результаты проведенной нами работы по выявлению, теоретическому обоснованию и экспериментальному апробированию организационно-педагогических условий формирования гендерной культуры у студентов как средства гуманизации образовательной среды аграрного вуза позволяют констатировать достижение поставленной нами цели исследования. Вместе с этим необходимо отметить, что наше исследование не исчерпывает проблемы во всей ее многогранности. Так, например, перспективным представляется исследование проблемы гуманизации профессионального образования через призму средового и гендерного подходов в учебных заведениях профессионального образования различных типов и уровней. Заслуживают внимания выявление, систематизация и анализ соотношения различных факторов, влияющих на процесс гуманизации образования, в том числе профессионального.
Рецензенты:
Шумейко А.А., д.п.н., профессор, ректор, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре.
Седова Н.Е. д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального образования, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре.
Библиографическая ссылка
Лившиц Р.Л., Демченко С.Г., Романова Г.Р. ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11466 (дата обращения: 21.11.2024).