Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАБИЛОГРАФИЧЕСКИХ И СЕНСОМОТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ЗДОРОВЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Косенко Ю.В. 1 Дмитренко Л.М. 1 Менджерицкий А.М. 1 Трегубенко О.А. 1
1 ФГАОУ ВПО Южный федеральный университет
Проведен анализ особенностей стабилографических и сенсомоторных показателей у детей с интеллектуальной недостаточностью (IQ = 50-69), имеющих низкий уровень двигательной активности. В качестве контроля были исследованы условно здоровые школьники со средним уровнем двигательной активности. Показано, что у детей с низким уровнем двигательной активности функция статического поддержания вертикальной устойчивости тела соответствует возрастным нормам, однако значительно снижена возможность динамического поддержания равновесия со зрительной обратной связью. Нарушение координационных качеств при снижении двигательной активности у детей с интеллектуальной недостаточностью сопровождается высокой скоростью перемещения центра давления и резкими поворотами вектора скорости. У детей с низким уровнем двигательной активности значительно снижены показатели скорости и качества сложной зрительно-моторной реакции. Показано, что у девочек 10 - 16 лет не наблюдается тенденция к улучшению параметров сенсомоторных реакций, а у мальчиков скорость дифференцировки сложного зрительного стимула повышается к 16 годам.
интеллектуальная недостаточность
двигательная активность
зрительно-моторная реакция
функция равновесия
1. Канжин А.В. Психофизиологический анализ зрительно-моторных реакций у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: дис. ... канд. биол. наук. Архангельск. – 2004. – 136 c.
2. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М.: ИГ «ГЭОТАР-Медиа», 2008. – 480 с.
3. Слива С.С. Сборник статей по стабилографии / С.С. Слива, Э.О. Девликанов, А.Г. Болонев. – Таганрог: ЗАО ОКБ «Ритм», 2005. – 151 с.
4. Юнкеров В.И. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований / В.И. Юнкеров, С.Г. Григорьев. – Спб.: ВМедА, 2002. – 266 с.
5. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка и ее влияние на активность учащихся в условиях напряженной учебной деятельности / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко // Фундаментальные исследования. – 2004. – №3. – С. 94-95.
6. Blouin J. Insights into the control of arm movement during body motion as revealed by EMG analyses // Brain Res. – 2010. – Vol. 1309. – P. 40-52

Введение

В последние годы отмечена тенденция к увеличению количества детей с нарушениями умственного развития. Интеллектуальная недостаточность легкой степени носит диффузный характер с признаками недоразвития не только высших психических функций, но и, в частности, двигательной активности. Необходимо также учитывать, что малоподвижный образ жизни также оказывает непосредственное влияние на координационные и равновестностные качества современных детей и подростков [5]. Несмотря на то, что в координации движений большую значимость играет вестибулярная система относительно сенсомоторной реакции [6], оценка взаимосвязи этих качеств является актуальной, особенно, в процессе интенсивного роста детей.

Целью исследования явилось изучение особенностей стабилографических показателей и параметров сенсомоторных реакций у детей 10-16 лет с интеллектуальной недостаточностью, имеющих низкий уровень двигательной активности.

Методы исследования

В лонгитюдном обследовании приняли участие мальчики и девочки 10-16 лет, среди которых 398 условно здоровых школьников и 129 детей с интеллектуальной недостаточностью (IQ = 50-69).

В исследовании установлено, что у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью среднесуточное количество локомоций и продолжительность двигательного компонента (в часах) значительно ниже возрастной нормы [2] и соответствует состоянию гиподинамии (определение уровня двигательной активности осуществляли с использованием шагомера «Omron HJ-5», а продолжительность двигательного компонента проводилось посредством анкетирования школьников) (табл. 1-2).

Таблица 1

Среднесуточное количество шагов по данным шагомера у детей 10-16 лет (M±m)

Возраст

Пол

Школа-интернат

общеобразовательная школа

Возрастная норма

10 лет

мальчики

6125±370

8117±134

17000-21000

девочки

5850±268

8340±112

16000-20000

11 лет

мальчики

6540±325

10509±176

20000-24000

девочки

6357±368

11209±188

16000-21000

12 лет

мальчики

5520±290

12117±202*

20000-24000

девочки

5230±312

8700±133

16000-21000

13 лет

мальчики

5304±340

11180±190*

21000-25000

девочки

4970±384

7031±178

18000-23000

14 лет

мальчики

4856±277

11508±210*

21000-25000

девочки

4860±310

9820±180

18000-23000

15 лет

мальчики

4893±421

13016±223*

24000-28000

девочки

5120±366

10534±193

21000-25000

16 лет

мальчики

5213±414

15013±197*

25000-29000

девочки

5390±360

8115±186

20000-24000

Примечание: * - отличия достоверны относительно девочек данного возраста

У детей, обучающихся в общеобразовательной школе, среднесуточное количество шагов и продолжительность двигательного компонента ниже возрастной нормы, однако не соответствует состоянию гиподинамии. Следовательно, условно здоровых школьников можно отнести к группе детей со средним уровнем двигательной активности (1 группа, контроль), а детей с интеллектуальной недостаточностью – к группе детей с низким уровнем двигательной активности (2 группа).

Таблица 2

Продолжительность двигательного компонента (в часах) у детей 10-16 лет (M±m)

Возраст

Пол

Школа-интернат

общеобразо-вательная школа

Возрастная норма

10 лет

мальчики

1,7±0,3

4,1±0,3

4,5-5

девочки

1,6±0,3

3,8±0,2

4-4,5

11 лет

мальчики

1,6±0,3

3,3±0,4

4-4,5

девочки

1,6±0,3

3,2±0,3

3,5-4

12 лет

мальчики

1,4±0,4

3,3±0,3

4-4,5

девочки

1,5±0,2

3,0±0,2

3,5-4

13 лет

мальчики

1,5±0,3

3,1±0,2

4-4,5

девочки

1,5±0,2

2,8±0,3

4-4,5

14 лет

мальчики

1,5±0,2

3,2±0,2

4-4,5

девочки

1,4±0,3

3,0±0,3

4-4,5

15 лет

мальчики

1,4±0,3

2,8±0,3

3-4

девочки

1,3±0,2

3,0±0,3

3,5-4,5

16 лет

мальчики

1,4±0,2

2,6±0,2

3-4

девочки

1,3±0,2

2,7±0,3

3,5-4,5

Исследование функции равновесия было проведено на компьютерном стабилоанализаторе с биологической обратной связью «Стабилан-01» («ОКБ-РИТМ», г. Таганрог). Для анализа функции равновесия в данном исследовании использовали следующие тесты: 1. Тест «Мишень», где ребенку необходимо было искусственно перемещать туловище, стоя неподвижно на платформе так, чтобы знак внутри мишени на мониторе компьютера был близок к ее центру. 2. Фоновая проба функции равновесия, при которой дети стояли с открытыми глазами на платформе и в качестве задания должны были сосчитать количество белых кругов среди круга, мерцающего разными цветами, на экране монитора.

Для анализа сложной зрительно-моторной реакции (ЗМР) использовали устройство психофизиологического тестирования УПФТ «Психофизиолог» («Медиком МТД», г. Таганрог).

При выполнении заданий фиксировали результативность выполнения тестов только после того, как ребенок правильно соблюдал инструкцию выполнения теста.

Полученные в экспериментах данные подвергали статистической обработке. Достоверность различий средних величин независимых выборок оценивали с помощью параметрического критерия Фишера и непараметрических критериев Вилкоксона и Манна-Уитни в зависимости от типа распределения показателей. Между анализируемыми показателями также устанавливали корреляционную взаимосвязь [4]. Для оценки статистической значимости изменений параметров использовали t-тест. Для оценки корреляционной зависимости рассчитывали показатель R2, уровень значимости, принятый при вычислениях – 95% (p<0,05).

Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительный анализ качества функции равновесия (КФР) в тесте «Мишень» выявил, что у детей 2 группы 10-16 лет КФР достоверно ниже, чем у детей контрольной группы данного возраста. Таким образом, у детей с низким уровнем двигательной активности значительно снижена возможность динамического поддержания равновесия со зрительной обратной связью. В нашем исследовании показано снижение КФР в тесте «Мишень» в контрольных группах мальчиков и девочек в возрасте 13 лет, а подростков с интеллектуальной недостаточностью снижение КФР наблюдалось у девочек на 1 год позже (в 14 лет), а у мальчиков – на 2 года позже (в 15 лет) (рис. 1).

 

Рис. 1. Качество функции равновесия (в усл. ед) в тесте «Мишень» у мальчиков и девочек 1 и 2 групп:

* - отличия достоверны относительно контроля

Показатели нормированной площади векторограммы (НПВ) у детей 2 группы были достоверно выше (p<0,05), чем у детей контрольной группы. Таким образом, для мальчиков и девочек с низким уровнем двигательной активности характерны высокие скорости перемещения центра давления и резкие повороты вектора скорости, что обусловливает низкое качество функции равновесия.

Установлены более высокие значения средней линейной скорости (ЛСС) у детей 2 группы относительно 1 группы (p<0,05). Следует также отметить, что у детей с низким уровнем двигательной активности не установлено статистически значимой корреляционной зависимости средней линейной скорости и качества функции равновесия (у мальчиков 2 группы R2 = 0,582, у девочек 2 группы R2 = 0,196).

У 10-летних мальчиков с низким уровнем двигательной активности средняя угловая скорость (УСС) в тесте «Мишень» была выше контроля на 37% (p<0,05), а у 12-16-летних ниже контроля (p<0,05). Среди девочек с низким уровнем двигательной активности УСС была выше контроля в возрасте 10, 11 и 13 лет на 12% (p<0,05), 18% (p<0,05) и 23% (p<0,05), соответственно. У девочек 15 и 16 лет 2 группы УСС была ниже контрольных значений на 20% (p<0,05) и 49% (p<0,05), соответственно. Следует также отметить, что у детей 2 группы соотношение ЛС/УС значительно выше, чем у детей контрольной группы данного возраста соответственно. Следовательно, у детей с низким уровнем двигательной активности отмечен больший вклад средних линейных скоростей в регуляцию функции равновесия при проведении теста «Мишень».

При проведении фоновой пробы, которая определяет функцию статического поддержания равновесия тела, у детей 2 группы значение КФР достоверно не отличаются от данного показателя у мальчиков и девочек контрольной группы соответствующего возраста. Повышение качества функции равновесия при проведении фоновой пробы у детей с низким уровнем физических нагрузок происходит на фоне снижения ЛСС и увеличения УСС относительно пробы «Мишень». Гиподинамия может способствовать изменению качества функции равновесия, за счет того, что движения человека скованы и характеризуются низкой скоростью его центра давления. Человек не способен компенсировать большие отклонения положения тела и, во избежание падения, минимизирует любые колебания тела за счет высокого напряжения мышц и больших энергетических затрат [3]. Этим объясняется высокое значение КФР в фоновой пробе у детей с низким уровнем двигательной активности.

В нашем исследовании показано, что уровень сенсомоторных реакций (усл.ед.) у детей 2 группы достоверно ниже, чем у детей 1 группы. Установлено также, что у девочек с низким уровнем двигательной активности качество и скорость ЗМР соответствует низким значениям и с возрастом не изменяется. У мальчиков с низким уровнем физических нагрузок при низком качестве выполнения теста скорость реакции дифференцировки увеличивается к 14-летнему возрасту. Наиболее высокое качество и скорость ЗМР при низком уровне двигательной активности отмечено у мальчиков 16 лет. Однако необходимо отметить, что у всех детей 2 группы отмечены низкие показатели уровня безошибочности. Ошибочные реакции при выполнении зрительно-моторных тестов обусловлены неправильным принятием решения в процессе выбора, что связано как с нарушением когнитивных процессов, так и с регуляцией психофизиологических процессов, обеспечивающих высшую нервную деятельность [1].

Следует отметить, что у мальчиков и девочек контрольной группы отмечен сниженный уровень безошибочности в возрасте 13 лет. Кроме того, у большинства подростков 13-16 лет (в большей степени у мальчиков) отмечен уровень быстродействия выше среднего. Данные особенности ЗМР подростков контрольной группы обусловлены морфофункциональными перестройками всех систем организма в период полового созревания.

Выводы

1. У детей с низким уровнем двигательной активности значительно снижена возможность динамического поддержания равновесия со зрительной обратной связью, при этом функция статического поддержания вертикальной устойчивости тела соответствует возрастным нормам.

2. Нарушение координационных качеств при снижении двигательной активности у детей с интеллектуальной недостаточностью сопровождается высокой скоростью перемещения центра давления и резкими поворотами вектора скорости.

3. У детей с низким уровнем двигательной активности значительно снижены показатели скорости и качества сложной зрительно-моторной реакции, однако, у мальчиков скорость дифференцировки сложного зрительного стимула повышается к 16 годам, а у девочек 10 - 16 лет не наблюдается тенденция к улучшению параметров сенсомоторных реакций.

Рецензенты:

Войнов В.Б., д.б.н., ведущий научный сотрудник, Учреждение Российской академии наук Институт аридных зон Южного научного центра РАН, г. Ростов-на-Дону.

Черноситов А.В., д.б.н., профессор ФГБУ Ростовского научно-исследовательского института акушерства и педиатрии, г. Ростов-на-Дону.


Библиографическая ссылка

Косенко Ю.В., Дмитренко Л.М., Менджерицкий А.М., Трегубенко О.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАБИЛОГРАФИЧЕСКИХ И СЕНСОМОТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ЗДОРОВЫХ ШКОЛЬНИКОВ И ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СООТВЕТСТВИИ С УРОВНЕМ ИХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11465 (дата обращения: 03.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074