Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О РАЗВИТИИ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА ЯКУТСКА

Дарбасов В.Р. 1 Никифоров А.Г. 1
1 Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова
Рассмотрены стратегические направления развития сельского хозяйства города Якутска, необходимость закрепления положительных тенденций развития экономики АПК за счет улучшения воспроизводства земельных ресурсов, оснащения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой, оборудованием и основными фондами, а также проведения политики поддержки малых форм хозяйствования. В городе продолжится курс на развитие крупного товарного производства с учетом потенциала пригородных хозяйств и близлежащих районов. Важными конкурентными преимуществами города является наличие на территории плодородных почв, повышающих производительность сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности качественным сырьем, что в целом увеличивает конкурентоспособность производимой продукции. Также идет внедрение инновационного аграрно-производственного кластера ГО «Город Якутск».
инновация.
механизмы
инфраструктура
агропромышленный комплекс
стратегия
1. Дарбасов В.Р., Егоров Н.Е., Герасимов А.П. О формировании агропромышленного кластера в Республике Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. - № 23, июнь. - С. 50.
2. Дарбасов В.Р., Никифоров А.Г. Продовольственное обеспечение Якутии: теория, опыт, проблемы. – Новосибирск: Наука, 2007. – С. 212.
3. Дарбасов В.Р., Никифоров А.Г., Турантаев С.Г. Приоритетные направления развития и размещения аграрного сектора в условиях модернизации и инновационной политики // Модернизация и инновационное развитие экономики регионов Северо-Востока России: экономические и социальные проблемы: материалы Межрегиональной научно-практической конференции (г. Якутск, 5-6 августа 2011). – СПб., 2012. - С. 204-210.
4. Егоров Е.Г., Дарбасов В.Р. Аграрная экономика Севера. – Якутск : Дани Алмас, 2008. - С. 399.
5. Егоров Е.Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха. – Новосибирск: Наука, 2001. - С. 259.

Важным конкурентным преимуществом города Якутска является достаточное наличие вокруг него земельных, материальных и трудовых ресурсов, повышающих производительность сельского хозяйства и обеспечивающих предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности качественным сырьем, что в целом увеличивает конкурентоспособность производимой продукции и определяет направления развития. Основной целью развития отрасли до 2032 г. является обеспечение населения города продовольствием, прежде всего местного производства. На этой основе прогнозируется создание устойчивого развития пригородных наслегов, увеличение числа занятых сельских жителей за счет создания новых рабочих мест и улучшения качества их жизни [3]. Цель стратегии развития будет достигнута на основе решения следующих задач:

  • достижение увеличения производства за счет интенсификации развития молочного скотоводства, птицеводства и свиноводства; расширение рынка и рыночной инфраструктуры: складское хозяйство, картофелехранилища, холодильные устройства, обеспечивающие длительную сохранность и высокое качество продукции;
  • развитие земледелия, отраслей картофелеводства, овощеводства и кормопроизводства; создание вокруг города агропояса с участием пригородных территорий сс. Маган, Хатассы, Марха и Тулагино-Кильдямцы и ближайших улусов республики;
  • строительство крупных скотопомещений, агропоселков и тепличных комбинатов; возрождение пищевой и перерабатывающей промышленности.

Для реализации этих задач и закрепления положительных тенденций развития аграрного сектора города необходимо реализовать следующие предложения и рекомендации: улучшить использование земельных ресурсов, необходимых в сельскохозяйственном производстве. Для чего предусматривается выполнение комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники, которые реализуются в рамках соответствующих республиканских и федеральных целевых программ. Следует комплексно решить вопросы технической оснащенности сельхозтоваропроизводителей, имеющих значительный физический и моральный износ техники, оборудования до 50-60%, а также других видов технологического оборудования [2]. Отсюда продолжить практику софинансирования городом расходов по созданию необходимой инженерной инфраструктуры строящихся крупных объектов в сельском хозяйстве. Необходимо проводить политику по развитию малых и средних форм хозяйствования, созданию и организации работы сельскохозяйственных кооперативов, инновационному обновлению и повышению производительности хозяйств и ДСК и СОТ населения, которые производят сейчас значительную часть продукции. Для этого будут созданы условия по агрономическому и зоотехническому обслуживанию, снабжению хозяйств населения качественным семенным материалом и молодняком животных; оказанию помощи в переработке и продаже продукции. В этой связи планируется решение проблемы развития системы маркетинговых услуг, транспортного обслуживания, обеспечения торговыми помещениями.

Следует улучшить обеспечение сельскохозяйственных предприятий профессионально подготовленными кадрами-специалистами и развивать единую систему информационного обеспечения, для чего будет осуществлен комплекс мер по улучшению подготовки, повышению уровня обеспеченности сельскохозяйственных предприятий высококвалифицированными специалистами. Продолжится работа по укреплению и модернизации материально-технической базы образовательных учреждений аграрного профиля. Администрации города следует создать условия для динамичного и устойчивого развития пригородных территорий сс. Маган, Марха, Хатассы и Тулагино-Кильдямцы, улучшения социальной и инженерной инфраструктур, повышения социальной защищенности сельского населения. Это одно из наиболее приоритетных мероприятий агропояса, включающее в себя комплекс мер по повышению занятости и доходов сельского населения, уровня социально-культурных, медицинских, образовательных и других условий жизни, созданию условий проживания населения на уровне не ниже городского.

В качестве системообразующего фактора Стратегии для продовольственной безопасности региона или города понимается весь состав агропромышленного комплекса. С ним связаны подсистемы: сбыт и распределение; продовольственный резерв; потребление продовольствия; управление; кадровый состав; информационная система; финансовое, материально-техническое и технологическое обеспечение; научные исследования и разработки [1]. С этой целью для совершенствования управления агропромышленным комплексом планируется осуществить комплекс мер, обеспечивающих эффективное функционирование агропромышленного комплекса города как единого объекта управления. В городе продолжится курс на развитие крупных производств, способных успешно работать в условиях жесткой конкуренции. Будут создаваться условия по переработке и реализации готовой продукции через собственную торговую сеть. Особое внимание будет уделено усилению функций контроля и координации деятельности сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, реализации механизмов взаимовыгодных торгово-экономических отношений сельхозтоваропроизводителей с другими секторами агропояса, повышению роли индикативного планирования, управлению, ориентированному на результат, стимулированию труда и использованию других методов управления.

Стратегическими механизмами по приоритетным инвестиционным проектам будут:

  • определение уполномоченного органа для реализации приоритетных инвестиционных проектов;
  • создание муниципального залогового фонда в лице уполномоченного органа на базе муниципального имущества. Разработка и утверждение Положения об уполномоченном органе и муниципальном залоговом фонде;
  • создание Совета - коллегиального органа контроля за эффективностью экономической деятельности уполномоченного органа – муниципального залогового фонда под руководством заместителя главы города по сельскому хозяйству;
  • разработка и утверждение финансового плана привлечения финансовых ресурсов в соответствии с порядком предоставления бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на основе бизнес-планов участников Программы;
  • развитие муниципально-частного партнерства.

Необходимым условием для привлечения инвестиций является взаимодействие городского округа и бизнеса в реализации приоритетных инвестиционных проектов. С этой целью Программа и Стратегия предусматривают развитие механизмов муниципально-частного партнерства. Основными инвестиционными инструментами муниципально-частного партнерства в Стратегии будут определяться: выделение земельных участков и сельскохозяйственных угодий; создание муниципального залогового фонда на базе муниципальной собственности; предоставление муниципальных гарантий для привлечения кредитов; предоставление субсидированных кредитов в рамках реализации Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков, сырья и продовольствия на 2012-2016 годы»; предоставление в аренду производственных баз; взнос (пополнение) в уставный фонд муниципальных организаций, в том числе права аренды [4].

Внедрение выделенной стратегической задачи и рекомендаций по ее решению позволит обеспечить рост развития сельского хозяйства города в целом. При этом, по нашим расчетам, основными предварительными результатами развития станут:

  • повышение роста производства сельскохозяйственной продукции, её конкурентоспособности и эффективности. Рост производства продукции сельского хозяйства к 2032 г. по сравнению с 2012 г. в сопоставимых ценах составит 1,25 раза, объем производства по виду деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки», также возрастет в 1,6 раза в действующих ценах к 2011 г.;
  • производство основных видов продукции сельского хозяйства увеличится к 2032 г. и составит: картофеля 15,5 тыс. т, что в 2 раза выше уровня 2011 г., скота и птицы на убой – 2,3 тыс. т (2 р.), молока 16,0 тыс. т (3 р.), яиц 65,0 млн шт., или 127,3% соответственно (рис. 1);
  • рост производства пищевых продуктов за аналогичный период: цельномолочной продукции 23,0 тыс. т (1,6 р.); поставка цельномолочной продукции 900 т, или 1,8 р. соответственно;
  • рост производства пищевых продуктов за аналогичный период: цельномолочной продукции 26,0 тыс. т (177,2%) к 2032 г.; поставка цельномолочной продукции 1500 т, или 3 р. к 2032 г.; производство мяса и субпродуктов – 2,5 тыс. т (3,4 р.) к 2032 г., поставка мяса и субпродуктов достигнет 300 т (3,4 р.) к 2032 г.;
  • создание и внедрение современных инновационных технологий в процессы обработки и удобрения пашни, производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
  • повышение уровня жизни сельского населения, сохранение самобытных ценностей.

 

 

Рис. 1. Производство основных видов продукции сельского хозяйства до 2031 г.

Развитие отрасли растениеводства будет определяться потребностью населения в картофеле, овощах, перерабатывающей промышленности – в сельскохозяйственном сырье, отраслей животноводства – в создании прочной кормовой базы. Намечается ежегодное расширение посевов зерновых и кормовых культур путем восстановления заброшенных пашен и сенокосных угодий; возобновление видов и сортов зерновых и кормовых культур; освоение прифермерских севооборотов для обеспечения молочного стада соответствующим количеством сочных кормов на территории возводимых комплексов. Будет проведена реконструкция и ремонт существующих мелиоративных систем водоснабжения пригородов города.

Стратегической задачей города в отрасли скотоводства является преодоление критического положения и перевод ее в разряд рентабельных, увеличение объемов производства продукции и повышение ее качества, для чего в перспективном периоде планируется выполнить следующие мероприятия:

  • приобретение дополнительного количества нетелей и доведение численности дойных коров до 3800 гол. в 2017 г. вместо 2007 гол. в 2011 г. Общая численность КРС будет доведена до 7500 гол. в 2017 г., 8000 гол. – 2022 г. и 9500 гол. – к 2032 г.;
  • ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных шести механизированных животноводческих комплексов, отвечающих стандартам передовых технологий на 400 скотомест в сс. Хатассы, Тулагино-Кильдямцы, Маган и п. Марха;
  • обеспечение потребности молочно-мясного скотоводства высокоэффективными кормами; так, к 2017 г. заготовка сена будет доведена до 13,0 тыс. т, а к 2022 и 2032 гг. до 14,0 и 15,0 тыс. т соответственно, силоса до 14,0; 15,0; 17,0 тыс. т соответственно;
  • строительство оросительной системы в составе животноводческого комплекса на 1000 голов в с. Хатассы с 2013-2015 гг. – 140000,0 тыс. руб., проектная мощность объекта 500 га, финансирование из республиканского бюджета. 2013 г. – 38856,0 тыс. руб.; 2014 г. – 75900,0 тыс. руб.; 2015 г. – 25244,0 тыс. руб.;
  • обеспечение комплексов и ферм квалифицированными кадрами-специалистами.

Воспроизводство и селекционно-племенная работа также будут направлены на создание высокопродуктивного молочного стада.

Основными мероприятиями для устойчивого развития ГУП «Якутптицепром» и АО «Птицевод» до 2032 г. будут: существенная модернизация материально-технической базы и сохранение высокого уровня технологизации производства; повышение качества продукции; осуществление комплекса ветеринарных мероприятий по лечению и предупреждению массовых заболеваний птицы; проведение мониторинга внутреннего и внешнего рынков продукции птицеводства и осуществление мер по их регулированию. Для организации непрерывного технологического цикла, увеличения объемов производства яиц до 58,9 тыс. штук в год и объема переработки, расширения ассортимента выпускаемой продукции планируется строительство цеха для ремонтного молодняка и специализированного убойного цеха.

По развитию пищевой и перерабатывающей промышленности:

  • будут проведены строительство и модернизация объектов, где прогнозный объем финансовых ресурсов в ближайшие пять лет составляет 84 млн рублей, в т.ч. за счет бюджета республики 2,5 млн руб., местного – 54,0 млн, внебюджетных источников – 27 млн руб. На строительство убойного цеха будет выделено 30 млн руб. Также планируется строительство цеха по переработке овощей на 54 млн рублей;
  • строительство детского молочного комбината в 2013 г. по инвестиционному проекту «Организация производства молочной продукции для питания детей школьного и дошкольного возраста». Стоимость проекта - 212989 тыс. руб. Мощность - 4 т в смену (в дальнейшем 8 т в сутки). Ассортимент: молоко питьевое ультрапастеризованное, обогащенное для детей; кисломолочные продукты (кефир, йогурт); творог;
  • строительство рыбного цеха в 2013 г. – 100 млн руб., из них 50 млн руб. республиканский бюджет, 50 млн руб. внебюджетные средства;
  • развитие хлебопекарной и макаронной промышленности, приобретение оборудования в 2012 г. на 30 млн руб. из внебюджетных средств; 2013 г. – 30 млн руб., из них 15 млн руб. - республиканский бюджет, 15 млн руб. - внебюджетные средства;
  • планируется существенный рост поставки мяса и мясопродуктов, цельномолочной продукции из сельскохозяйственных улусов почти в 2 р. Будет налажена система закупки рыбы из северных улусов в 3 р. в объеме 2800 т.

В перспективе необходимо реализовать новые механизмы эффективности использования результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции в сфере АПК г. Якутск. Следует расширить производство и дальше развивать перерабатывающую промышленность, активно внедрять новые инновационные технологии, в том числе перерабатывающие мини-заводы, цеха. Эти задачи можно в комплексе и во взаимосвязи решать в рамках создания инновационного аграрно-производственного кластера ГО «Город Якутск» (рис. 2).

Рис. 2. Аграрно-производственный кластер ГО «Город Якутск»

Оценка эффективности реализации Стратегии развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики исполнения Стратегии по стратегическим направлениям за анализируемый период. Мониторинг проводится с целью уточнения или корректировки поставленных задач, оценки управления и эффективности мер, принимаемых в рамках реализации Стратегии.

Перечень обозначенных задач, необходимых для достижения сформулированных целей Стратегии, определяет ряд прогнозируемых целевых индикаторов, соответствующих целям, задачам и направлениям Стратегии АПК ГО «Город Якутск» до 2032 г.

Стратегия предусматривает консолидацию средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ, а также средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в рамках реализации государственных целевых программ. Стратегией планируется предоставление средств из местного бюджета ГО «Город Якутск», в том числе из субвенций, выделенных на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства. Привлечение внебюджетных источников финансирования Стратегии планируется за счет собственных средств участников инвестиционных проектов, кредитов и займов.

Финансирование программных мероприятий производится путем проведения отборов. При этом бюджетные ассигнования предоставляются в соответствии с порядком, утвержденным Окружной администрацией г. Якутска. С целью привлечения кредитных ресурсов планируется предоставление муниципальных гарантий, поручительств муниципального залогового фонда.

Рецензенты:

Федорова Е.Н., д.г.н., профессор, главный научный сотрудник Отдела пространственной организации экономики Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Егоров Е.Г., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Отдела пространственной организации экономики Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Дарбасов В.Р., Никифоров А.Г. О РАЗВИТИИ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА ЯКУТСКА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11439 (дата обращения: 02.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074