Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ЕЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Макулов С.И. 1
1 НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»
Проведен анализ понятия «информационно-образовательная среда». Выявлены видовые свойства данного понятия и определены основные свойства информационно-образовательной среды. В статье рассматриваются потенциальные возможности информационно-образовательной среды для организации поликультурного образования в школе. Автором доказывается, что создание поликультурной информационно-образовательной среды позволит: 1) осуществлять взаимодействие всех участников образовательного процесса; 2) решить проблемы установления взаимосвязи духовного облика человека и информационных ресурсов; 3) представлять актуальную информацию об изменяющихся культурных традициях, корректируя содержание контента; 4) заложить основы информационной культуры школьников. Высказано предположение, что для создания поликультурной информационно-образовательной среды необходимо выявить принципы определения содержания информационных ресурсов среды и организации взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогический состав, учащиеся и их родители) в среде.
поликультурное образование
свойства информационно-образовательной среды
информационно-образовательная среда
1. Бриллюэн Л.Н. Наука и теория информации. - М. : Физматгиз, 1960. - 392 с.
2. Виневский В.Н. Современные средства массовой информации как социальный феномен: ориентиры криминологического познания // Вестник ВИ МВД России. - 2012. - № 4. - С. 15-20.
3. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе. На примере подготовки специалистов с высшим образованием : дис. ... к. п. н. – М., 2002. - 193 с.
4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : учебно-методическое пособие / И.В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2008. – 312 с.
5. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt7.html (дата обращения: 24.07.13).
6. Ковалева С.В., Шабанова И.А., Чиркова С.Е. О подготовке научной информации к учебному процессу // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 2. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-podgotovke-nauchnoy-informatsii-k-uchebnomu-protsessu (дата обращения: 13.08.2013).
7. Кондратьев А.С., Лаптев В.В., Ходанович А.И. Вопросы теории и практики обучения физике на основе новых информационных технологий : учеб. пособие. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 96 с.
8. Кучурин В.В. Электронные наглядные средства обучения на основе современных компьютерных технологий. - URL: http://pedsovet.org/forum/index.php?act=attach&type=post&id=7312 (дата обращения: 14.08.13).
9. Открытое бытие. Открытое общество. Открытое образование : монография / Н.А. Пономарева. – Омск : Евразийский ин-т экономики, менеджмента, информатики, 2006. - 84 с.
10. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза : дис. … к. п. н. - Нижний Новгород, 2008. – 251 с.
11. Ракитина Е.А. Формирование у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики : дис. ... к. п. н. - Тамбов, 1997. - 291 с.
12. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания // Человек и образование. - 2012. - № 1 (30). – С. 14-18.
13. Смирнов А.В., Смирнов С.А. Образовательная среда и средства обучения физике : монография. – М. : Школа будущего, 2009. – 483 с.
14. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. – Минск : Современное слово, 2001. – 572 с.
15. Шмакова О.Ю. Электронные образовательные ресурсы как часть информационно-образовательной среды школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eorhelp.ru/node/3354 (дата обращения: 24.07.13).
16. Шукшунов В.Е. Анализ состояния и пути развития высшего образования в России. – М., 1996. - 44 с.

Глобальная информатизация общества, распространение новых высокоэффективных информационных технологий позволяют обоснованно говорить о вступлении человечества в информационную эпоху. Поэтому необходимость специальной подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе является одним из направлений процесса реформирования и информатизации системы образования РФ, заключающимся в «комплексе мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий» [14, с. 295], в создании единого образовательного пространства. В этом контексте приоритетным становится создание информационно-образовательной среды, которая не только предоставила бы условия для развития, но и обеспечила бы поддержку прогрессивных изменений в образовании конкретных субъектов - преподавателей и учителей, обучающихся.

Исследование вопросов развития информационной образовательной среды (ИОС) в последние годы становится наиболее актуальной темой для специалистов, работающих в данной области. В их исследованиях раскрываются различные аспекты создания ИОС (теоретические, организационно-методические, исторические, технологические). Рассматривая содержание понятия «информационно-образовательная среда (ИОС)», выясняя концептуальные основы ее создания, выявленные рядом исследователей, мы установили, что, во-первых, не сформулировано единое определение данного понятия. Во-вторых, существует несколько основных подходов к рассмотрению содержания термина «информационно-образовательная среда». Определения, сформулированные сторонниками каждого из подходов, непротиворечивы, а их анализ позволил выделить основные характерные видовые признаки (свойства) информационно-образовательной среды (примеры и результаты проделанной работы представлены в таблице 1).

Таблица 1. Анализ определений понятия «информационно-образовательная среда»

Подход к рассмотрению ИОС

Определение понятия «информационно-образовательная среда»

Свойства информационно-образовательной среды, выявленные из определения

Ресурсный

Техническая система, позволяющая хранить информацию, дающую достоверное (не зависящее от личных мнений) знание о мире» [10, с. 50]

Достоверность

Семантический

Мера изменения тезауруса личности под воздействием информации, включающей в себя знания, накопленные в обществе и доступные через информационную среду, а также средства и кадры для передачи, хранения, обработки, поиска знаний [Цит. по: 10, с. 5]

Программно-технический

Основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность [5]

Системность

 

Структурированность

 

Единство (целостность)

 

Открытость

Системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей [15]

Социально-педагогический

Системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса [3]

Ориентированность на человека (обучаемого)

Целенаправленность

Адаптивность

Субъектность

Управляемость [7].

 

Часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида [11]

Кроме того, интерес представляют и выделенные авторами исследований (И.В. Робертом, С.В. Панюковой, А.А. Кузнецовой, А.Ю. Кравцовой [12], А.В. Смирнова [13]) особенности информационно-образовательной среды: 1) фиксированность информационного потенциала образовательного назначения (наличие определенного объема информационного ресурса, ориентированного на данную предметную область); 2) модифицируемость информационного потенциала образовательного назначения (возможность санкционированного изменения, дополнения, исключения определенной части информации); 3) интерактивность информационного взаимодействия (осуществление поиска, отбора, применения, информационного обмена); 4) наличие развитого каталога ресурсов сайта как средства систематизации информационных ресурсов [4]; 5) лингвистическая ориентация (язык как объединяющее поле информационно-образовательной среды в процессе трансляции знаний). Выделенные авторами научно-педагогических работ и дополненные нами свойства информационно-образовательной среды позволят, на наш взгляд, наметить не только ее потенциальные возможности, но и обосновать необходимость их применения для формирования поликультурной информационно-образовательной среды.

Так, достоверность, как свойство информационно-образовательной среды, по мнению ряда авторов[15], представляет собой возможность предоставления достоверной информации информационными ресурсами о нормах поведения, морали той или иной социальной группы, представителей культуры (субкультуры). Ключевым понятием данного свойства, раскрывающим потенциальные возможности информационно-образовательной среды в области поликультурного образования, является термин «достоверность» («информация будет достоверной, если она отражает истинное состояние изучаемого объекта, процесса» [6]). Формирование поликультурной информационно-образовательной среды с учетом данного свойства, на наш взгляд является одной из первоочередных задач. В основе любой информационно-образовательной среды заложена информация как нечто, вносящее изменение в наше сознание и чувства и переживаемое нами психически в виде тех или иных эмоций [16], как содержание, полученное из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств [1], как сведения об окружающем мире, которые человек получает, трансформирует, сохраняет и передает в зависимости от стоящих перед ним целей [6, с. 70]. И от того, насколько достоверной информацией вооружен обучаемый, очевидно, будет зависеть не только его мировоззрение, но и, как следствие, взаимодействие с окружающим его социумом. Так, информационная составляющая среды может нести ярко-выраженный антисоциально-криминогенный характер, выражающийся в открытом или скрытом аморальном подтексте, искажении событий, явлений и фактов, нацеленности на усугубление поднятых проблем (создание новых), что легко может привести к дезориентации детской аудитории, ее деградации и регрессу, к культивации антисоциального или противоправного поведения, к формированию искаженного восприятия и сознания [2].

Отметим, в контексте нашего исследования, в частности в плане формирования толерантного отношения к представителям иных культурных групп, что терпимое отношение к их обычаям, традициям, достоверность представления информации играет важнейшую роль в развитии межэтнических отношений в государстве. Данный факт, отмеченный в Концепции государственной политики РФ (для средств массовой информации), предполагает, что информационная среда, в том числе и информационно-образовательная, должна обладать способностью преобразовывать и содержательно реализовывать взаимодействие народов страны, обогащать политический потенциал общества, а также выполнять функции урегулирования межнациональных конфликтов, способствовать формированию морально-нравственных качеств и норм поведения, соответствующих культурным традициям социума.

Создание информационно-образовательной среды, обладающей свойствами системности, структурированности и целостности, позволит представить ее как единый объект, составляющие которого находятся в единой взаимосвязи между собой и обеспечивают ее внутренне устройство. Так, поликультурная информационно-образовательная среда может являться единым объектом, состоящим из информационных ресурсов, программных и коммуникационных средств, психолого-педагогических и методических приемов (способов) информационной деятельности, обеспечивающих во взаимосвязи достижение поставленной педагогической цели - формирование духовного облика человека, который складывается под влиянием информационных ресурсов (моральных и духовных ценностей и норм поведения).

Открытость, как свойство информационно-образовательной среды, предполагает наличие возможности выбора любой информации из информационного ресурса, позволяющей охватить значительное количество населения страны не только импортом, но и экспортом образования, его высокой мобильностью с использованием дистанционных, виртуальных, компьютерных и сетевых технологий [7, с. 54]. В связи с этим в Российской Федерации в настоящее время так стремительно разворачивается система открытого образования. Отрытое образование представляет собой объединение «субъектов традиционной системы образования посредством информационных и телекоммуникационных средств и педагогически организованных дистанционных образовательных технологий. Она объединяет научно-образовательный потенциал вовлеченных в нее национальных учреждений и формируется как сегмент мировой образовательной системы» [9, с. 83]. Развитие открытых образовательных ресурсов является общемировой тенденцией, анализ которой позволяет видеть, что открытость информационно-образовательных сред и пространств реализуется: 1) через взаимопроникновение культур и единение культурного многообразия на основе идеологической и научной открытости; 2) через взаимодействие различных социальных групп и институтов, а также расширение практики их партнерства; 3) видоизменением и дополнением дидактических средств традиционного образовательного процесса, расширением области применения информационных и телекоммуникационных технологий, не изменяя «фундаментальных принципов и социальных функций системы образования, делая их более достижимыми в современной образовательной практике» [9, с. 85]. Данные пути реализации, несомненно, на наш взгляд, не только указывают на потенциальные возможности свойства открытости для создания поликультурной информационно-образовательной среды, но и согласуются с таким свойством, как адаптивность (способность среды не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, а также модифицировать информационное ядро среды, адекватно отражая потребности общества).

Интерактивность информационного взаимодействия - данное свойство в современной науке раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами, а в педагогике и методике обучения предметным знаниям используется для описания способа активного взаимодействия между учителем, учащимися и учебным материалом. Термин «интерактивность» может быть определен как «взаимодействие пользователя с программной системой, отличающееся от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацию более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в непроизвольной форме с использованием ключевого слова, в форме с ограниченным набором символов), при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режим работы» [12, с. 16]. Применение данного свойства при создании информационно-образовательной среды, по оценке исследователей, позволяет: 1) задать вопрос и получить ответ или проконтролировать процесс освоения материала; 2) самостоятельно определять начало, продолжительность процесса учения и скорость продвижения по информационному полю; 3) свободно определять очередность использования фрагментов информации; 4) изменять, дополнять или же уменьшать объем содержательной информации [8].

Обеспечение таких свойств информационно-образовательной среды при создании (разработки), как управляемость (способность изменяться под целенаправленным воздействием для дальнейшего развития и совершенствования), фиксированность (наличие определенного объема информационного ресурса, ориентированного на данную предметную область) и модифицируемость информационного потенциала (возможность санкционированного изменения, дополнения, исключения определенной части информации), позволит: 1) предоставлять обучаемым информацию, ограниченную предметной областью (относящуюся к характерным особенностям различных культур или субкультур); 2) реагировать, корректируя содержание контента ИОС, на изменения, происходящие в культурной жизни представителей различных социальных групп, а также на информационные потребности обучаемых; 3) осуществлять контроль за содержанием информации в ИОС. Данные возможности информационно-образовательных сред связаны с таким выделенным нами свойством, как ориентированность на человека, в том числе и обучаемого, что предполагает включение в содержание контента среды материально-технической информации (например, информации о материальных ценностях культур), нормативно-правовой (например, информации о нормах поведения, принятых в культурной группе, или о правовых отношениях, регламентирующих взаимодействие между представителями культурных групп), учебно-методического обеспечения (например, информации о методических разработках учителей, направленных на формирование поликультуры обучаемых и мн. др.). Вся представленная информация контента должна идти на удовлетворение информационных потребностей человека.

Обобщая выше сказанное, можно утверждать, что в педагогическую теорию и практику прочно вошло понятие «информационно-образовательная среда», как специфическая среда, в которой осуществляется процесс образования (обучение и воспитание) и связанные с ним компоненты: технический (вид техники), программно-технологический (программные средства поддержки), организационно-методические и предметная область знаний. Кроме того, информационно-образовательная среда одновременно является, по мнению ряда авторов, некой системой влияния на формирование и развитие обучаемых, обогащенной новыми возможностями информационно-коммуникационных технологий. Проведенное исследование показало, что в немногочисленных работах отмечается возможность и актуальность создания ИОС для организации поликультурного образования школьников с применением новых информационно-коммуникационных технологий, которые обусловлены: 1) значительным объемом накопленных информационно-образовательных ресурсов учебных заведений, в том числе и школ; 2) возрастанием масштабов применения открытых, дистанционных технологий обучения; 3) применением и адаптированием зарубежного опыта в теории и методике поликультурного образования и программно-методических продуктов и др.

Практическая реализация таких работ заключается в организованной деятельности по созданию электронных образовательных и других информационных ресурсов, направленных на удовлетворение информационных потребностей обучаемых, а также аппаратных и программных средств хранения, обработки, передачи учебных материалов, обеспечивающих оперативный доступ к ним. Поликультурная информационно-образовательная среда является частью единой информационно-образовательной среды учебного заведения и составляет совокупность электронных образовательных ресурсов и средств, доступ к которым обеспечивается с помощью аппаратных и программных средств.

Таким образом, выше сказанное позволяет сформулировать вывод о том, что создание информационно-образовательной среды позволит: 1) осуществлять взаимодействие народов стран в целом и всех участников образовательного процесса в частности, обогащая их политический потенциал, формируя навыки урегулирования межнациональных конфликтов, морально-нравственные качества и нормы поведения, соответствующие культурным традициям социума; 2) решить ряд проблем поликультурного образования школьников, связанных с установлением взаимосвязи духовного облика человека и оказывающих на него влияние информационных ресурсов, с обеспечением выбора любой информации из дистанционных, виртуальных, компьютерных и сетевых ресурсов и возможности предоставления обучаемым информации о различных культурах или субкультурах, а также реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, корректируя содержание контента ИОС; 3) заложить основы информационной культуры при работе с информационными ресурсами среды и аппаратными средствами. Решение поставленных задач нам видится в выявлении научно обоснованных механизмов (принципов): 1) определение содержания информационных ресурсов среды, их структуризация с учетом социально-экономических условий и потребностей социума; 2) организация взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогический состав, учащиеся и их родители) в среде; 3) комплексная разработка поликультурной информационно-образовательной среды, так как существующие в настоящее время являются в своем большинстве фрагментарными, узконаправленными и носят частно-методический характер.

Рецензенты:

Мирзабекова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры физики ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г. Астрахань.

Ильясова М.Д., д.п.н., доцент, профессор кафедры «Социология и психология», заведующая научно-исследовательской лабораторией «Компетентностный подход в подготовке и сертификации кадров» Астраханского государственного технического университета, г.Астрахань.


Библиографическая ссылка

Макулов С.И. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ЕЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11419 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674