Глобальная информатизация общества, распространение новых высокоэффективных информационных технологий позволяют обоснованно говорить о вступлении человечества в информационную эпоху. Поэтому необходимость специальной подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе является одним из направлений процесса реформирования и информатизации системы образования РФ, заключающимся в «комплексе мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий» [14, с. 295], в создании единого образовательного пространства. В этом контексте приоритетным становится создание информационно-образовательной среды, которая не только предоставила бы условия для развития, но и обеспечила бы поддержку прогрессивных изменений в образовании конкретных субъектов - преподавателей и учителей, обучающихся.
Исследование вопросов развития информационной образовательной среды (ИОС) в последние годы становится наиболее актуальной темой для специалистов, работающих в данной области. В их исследованиях раскрываются различные аспекты создания ИОС (теоретические, организационно-методические, исторические, технологические). Рассматривая содержание понятия «информационно-образовательная среда (ИОС)», выясняя концептуальные основы ее создания, выявленные рядом исследователей, мы установили, что, во-первых, не сформулировано единое определение данного понятия. Во-вторых, существует несколько основных подходов к рассмотрению содержания термина «информационно-образовательная среда». Определения, сформулированные сторонниками каждого из подходов, непротиворечивы, а их анализ позволил выделить основные характерные видовые признаки (свойства) информационно-образовательной среды (примеры и результаты проделанной работы представлены в таблице 1).
Таблица 1. Анализ определений понятия «информационно-образовательная среда»
Подход к рассмотрению ИОС |
Определение понятия «информационно-образовательная среда» |
Свойства информационно-образовательной среды, выявленные из определения |
Ресурсный |
Техническая система, позволяющая хранить информацию, дающую достоверное (не зависящее от личных мнений) знание о мире» [10, с. 50] |
Достоверность |
Семантический |
Мера изменения тезауруса личности под воздействием информации, включающей в себя знания, накопленные в обществе и доступные через информационную среду, а также средства и кадры для передачи, хранения, обработки, поиска знаний [Цит. по: 10, с. 5] |
|
Программно-технический |
Основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность [5] |
Системность
Структурированность
Единство (целостность)
Открытость |
Системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей [15] |
||
Социально-педагогический |
Системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса [3] |
Ориентированность на человека (обучаемого) Целенаправленность Адаптивность Субъектность Управляемость [7].
|
Часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида [11] |
Кроме того, интерес представляют и выделенные авторами исследований (И.В. Робертом, С.В. Панюковой, А.А. Кузнецовой, А.Ю. Кравцовой [12], А.В. Смирнова [13]) особенности информационно-образовательной среды: 1) фиксированность информационного потенциала образовательного назначения (наличие определенного объема информационного ресурса, ориентированного на данную предметную область); 2) модифицируемость информационного потенциала образовательного назначения (возможность санкционированного изменения, дополнения, исключения определенной части информации); 3) интерактивность информационного взаимодействия (осуществление поиска, отбора, применения, информационного обмена); 4) наличие развитого каталога ресурсов сайта как средства систематизации информационных ресурсов [4]; 5) лингвистическая ориентация (язык как объединяющее поле информационно-образовательной среды в процессе трансляции знаний). Выделенные авторами научно-педагогических работ и дополненные нами свойства информационно-образовательной среды позволят, на наш взгляд, наметить не только ее потенциальные возможности, но и обосновать необходимость их применения для формирования поликультурной информационно-образовательной среды.
Так, достоверность, как свойство информационно-образовательной среды, по мнению ряда авторов[15], представляет собой возможность предоставления достоверной информации информационными ресурсами о нормах поведения, морали той или иной социальной группы, представителей культуры (субкультуры). Ключевым понятием данного свойства, раскрывающим потенциальные возможности информационно-образовательной среды в области поликультурного образования, является термин «достоверность» («информация будет достоверной, если она отражает истинное состояние изучаемого объекта, процесса» [6]). Формирование поликультурной информационно-образовательной среды с учетом данного свойства, на наш взгляд является одной из первоочередных задач. В основе любой информационно-образовательной среды заложена информация как нечто, вносящее изменение в наше сознание и чувства и переживаемое нами психически в виде тех или иных эмоций [16], как содержание, полученное из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему наших чувств [1], как сведения об окружающем мире, которые человек получает, трансформирует, сохраняет и передает в зависимости от стоящих перед ним целей [6, с. 70]. И от того, насколько достоверной информацией вооружен обучаемый, очевидно, будет зависеть не только его мировоззрение, но и, как следствие, взаимодействие с окружающим его социумом. Так, информационная составляющая среды может нести ярко-выраженный антисоциально-криминогенный характер, выражающийся в открытом или скрытом аморальном подтексте, искажении событий, явлений и фактов, нацеленности на усугубление поднятых проблем (создание новых), что легко может привести к дезориентации детской аудитории, ее деградации и регрессу, к культивации антисоциального или противоправного поведения, к формированию искаженного восприятия и сознания [2].
Отметим, в контексте нашего исследования, в частности в плане формирования толерантного отношения к представителям иных культурных групп, что терпимое отношение к их обычаям, традициям, достоверность представления информации играет важнейшую роль в развитии межэтнических отношений в государстве. Данный факт, отмеченный в Концепции государственной политики РФ (для средств массовой информации), предполагает, что информационная среда, в том числе и информационно-образовательная, должна обладать способностью преобразовывать и содержательно реализовывать взаимодействие народов страны, обогащать политический потенциал общества, а также выполнять функции урегулирования межнациональных конфликтов, способствовать формированию морально-нравственных качеств и норм поведения, соответствующих культурным традициям социума.
Создание информационно-образовательной среды, обладающей свойствами системности, структурированности и целостности, позволит представить ее как единый объект, составляющие которого находятся в единой взаимосвязи между собой и обеспечивают ее внутренне устройство. Так, поликультурная информационно-образовательная среда может являться единым объектом, состоящим из информационных ресурсов, программных и коммуникационных средств, психолого-педагогических и методических приемов (способов) информационной деятельности, обеспечивающих во взаимосвязи достижение поставленной педагогической цели - формирование духовного облика человека, который складывается под влиянием информационных ресурсов (моральных и духовных ценностей и норм поведения).
Открытость, как свойство информационно-образовательной среды, предполагает наличие возможности выбора любой информации из информационного ресурса, позволяющей охватить значительное количество населения страны не только импортом, но и экспортом образования, его высокой мобильностью с использованием дистанционных, виртуальных, компьютерных и сетевых технологий [7, с. 54]. В связи с этим в Российской Федерации в настоящее время так стремительно разворачивается система открытого образования. Отрытое образование представляет собой объединение «субъектов традиционной системы образования посредством информационных и телекоммуникационных средств и педагогически организованных дистанционных образовательных технологий. Она объединяет научно-образовательный потенциал вовлеченных в нее национальных учреждений и формируется как сегмент мировой образовательной системы» [9, с. 83]. Развитие открытых образовательных ресурсов является общемировой тенденцией, анализ которой позволяет видеть, что открытость информационно-образовательных сред и пространств реализуется: 1) через взаимопроникновение культур и единение культурного многообразия на основе идеологической и научной открытости; 2) через взаимодействие различных социальных групп и институтов, а также расширение практики их партнерства; 3) видоизменением и дополнением дидактических средств традиционного образовательного процесса, расширением области применения информационных и телекоммуникационных технологий, не изменяя «фундаментальных принципов и социальных функций системы образования, делая их более достижимыми в современной образовательной практике» [9, с. 85]. Данные пути реализации, несомненно, на наш взгляд, не только указывают на потенциальные возможности свойства открытости для создания поликультурной информационно-образовательной среды, но и согласуются с таким свойством, как адаптивность (способность среды не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, а также модифицировать информационное ядро среды, адекватно отражая потребности общества).
Интерактивность информационного взаимодействия - данное свойство в современной науке раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами, а в педагогике и методике обучения предметным знаниям используется для описания способа активного взаимодействия между учителем, учащимися и учебным материалом. Термин «интерактивность» может быть определен как «взаимодействие пользователя с программной системой, отличающееся от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацию более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в непроизвольной форме с использованием ключевого слова, в форме с ограниченным набором символов), при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режим работы» [12, с. 16]. Применение данного свойства при создании информационно-образовательной среды, по оценке исследователей, позволяет: 1) задать вопрос и получить ответ или проконтролировать процесс освоения материала; 2) самостоятельно определять начало, продолжительность процесса учения и скорость продвижения по информационному полю; 3) свободно определять очередность использования фрагментов информации; 4) изменять, дополнять или же уменьшать объем содержательной информации [8].
Обеспечение таких свойств информационно-образовательной среды при создании (разработки), как управляемость (способность изменяться под целенаправленным воздействием для дальнейшего развития и совершенствования), фиксированность (наличие определенного объема информационного ресурса, ориентированного на данную предметную область) и модифицируемость информационного потенциала (возможность санкционированного изменения, дополнения, исключения определенной части информации), позволит: 1) предоставлять обучаемым информацию, ограниченную предметной областью (относящуюся к характерным особенностям различных культур или субкультур); 2) реагировать, корректируя содержание контента ИОС, на изменения, происходящие в культурной жизни представителей различных социальных групп, а также на информационные потребности обучаемых; 3) осуществлять контроль за содержанием информации в ИОС. Данные возможности информационно-образовательных сред связаны с таким выделенным нами свойством, как ориентированность на человека, в том числе и обучаемого, что предполагает включение в содержание контента среды материально-технической информации (например, информации о материальных ценностях культур), нормативно-правовой (например, информации о нормах поведения, принятых в культурной группе, или о правовых отношениях, регламентирующих взаимодействие между представителями культурных групп), учебно-методического обеспечения (например, информации о методических разработках учителей, направленных на формирование поликультуры обучаемых и мн. др.). Вся представленная информация контента должна идти на удовлетворение информационных потребностей человека.
Обобщая выше сказанное, можно утверждать, что в педагогическую теорию и практику прочно вошло понятие «информационно-образовательная среда», как специфическая среда, в которой осуществляется процесс образования (обучение и воспитание) и связанные с ним компоненты: технический (вид техники), программно-технологический (программные средства поддержки), организационно-методические и предметная область знаний. Кроме того, информационно-образовательная среда одновременно является, по мнению ряда авторов, некой системой влияния на формирование и развитие обучаемых, обогащенной новыми возможностями информационно-коммуникационных технологий. Проведенное исследование показало, что в немногочисленных работах отмечается возможность и актуальность создания ИОС для организации поликультурного образования школьников с применением новых информационно-коммуникационных технологий, которые обусловлены: 1) значительным объемом накопленных информационно-образовательных ресурсов учебных заведений, в том числе и школ; 2) возрастанием масштабов применения открытых, дистанционных технологий обучения; 3) применением и адаптированием зарубежного опыта в теории и методике поликультурного образования и программно-методических продуктов и др.
Практическая реализация таких работ заключается в организованной деятельности по созданию электронных образовательных и других информационных ресурсов, направленных на удовлетворение информационных потребностей обучаемых, а также аппаратных и программных средств хранения, обработки, передачи учебных материалов, обеспечивающих оперативный доступ к ним. Поликультурная информационно-образовательная среда является частью единой информационно-образовательной среды учебного заведения и составляет совокупность электронных образовательных ресурсов и средств, доступ к которым обеспечивается с помощью аппаратных и программных средств.
Таким образом, выше сказанное позволяет сформулировать вывод о том, что создание информационно-образовательной среды позволит: 1) осуществлять взаимодействие народов стран в целом и всех участников образовательного процесса в частности, обогащая их политический потенциал, формируя навыки урегулирования межнациональных конфликтов, морально-нравственные качества и нормы поведения, соответствующие культурным традициям социума; 2) решить ряд проблем поликультурного образования школьников, связанных с установлением взаимосвязи духовного облика человека и оказывающих на него влияние информационных ресурсов, с обеспечением выбора любой информации из дистанционных, виртуальных, компьютерных и сетевых ресурсов и возможности предоставления обучаемым информации о различных культурах или субкультурах, а также реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, корректируя содержание контента ИОС; 3) заложить основы информационной культуры при работе с информационными ресурсами среды и аппаратными средствами. Решение поставленных задач нам видится в выявлении научно обоснованных механизмов (принципов): 1) определение содержания информационных ресурсов среды, их структуризация с учетом социально-экономических условий и потребностей социума; 2) организация взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогический состав, учащиеся и их родители) в среде; 3) комплексная разработка поликультурной информационно-образовательной среды, так как существующие в настоящее время являются в своем большинстве фрагментарными, узконаправленными и носят частно-методический характер.
Рецензенты:
Мирзабекова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры физики ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет», г. Астрахань.
Ильясова М.Д., д.п.н., доцент, профессор кафедры «Социология и психология», заведующая научно-исследовательской лабораторией «Компетентностный подход в подготовке и сертификации кадров» Астраханского государственного технического университета, г.Астрахань.
Библиографическая ссылка
Макулов С.И. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ЕЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11419 (дата обращения: 21.11.2024).