Введение
Интенсификация научно-технического прогресса требует от специалистов периодического повышения квалификации для освоения новых технологий. В этих условиях становится жизненно необходимым как информатизация образования, так и переход к непрерывному экологическому образованию, обеспечивающему целенаправленное гармоничное развитие технологии, культуры, общества и формирование на их основе новой информационно-экологической среды. Эти направления, безусловно, взаимосвязаны, и каждое призвано внести определенный вклад в общий процесс устойчивого развития общества.
Однако информатизация сферы образования имеет особое значение, так как без нее отставание экономики, социальной сферы и науки будет заранее предопределено уже на уровне подготовки молодых специалистов. Чтобы решить задачу перехода к устойчивому развитию общества, необходимо уже сейчас заложить фундамент качественной подготовки будущих инженеров - экологов, которые в дальнейшем могут занять ключевые позиции во всех сферах жизни общества.
Цель исследования:
- выявить и исследовать педагогические возможности информационно-экологической среды, способствующей формированию экологических знаний и умений выпускника в техническом вузе;
- обосновать методику использования средств ИКТ в процессе формирования экологических знаний и умений будущего инженера-эколога в современной информационно-экологической среде технического вуза;
- определить виды учебной деятельности, способствующие достижению планируемых результатов и подобрать средства ИКТ, обеспечивающие реализацию данных видов учебной деятельности в современной информационно-экологической среде;
- выявить дидактические особенности и возможности средств ИКТ в информационно-экологической среде технического вуза.
Методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем, а также личностно-деятельностным и компетентностным подходами, реализованным в исследовании. В связи с этим использовались следующие методы:
- теоретического уровня: теоретический анализ и изучение психолого-педагогической и методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований;
- эмпирического уровня: наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, самооценка и экспертная оценка, педагогический эксперимент.
Результаты и их обсуждения
Результаты образовательного процесса определяются содержанием учебной деятельности, и многие недостатки формирования экологических знаний и умений будущего инженера-эколога являются следствием того, что целый ряд видов учебной деятельности реализуется недостаточно эффективно или не может быть вообще реализован на основе традиционных средств обучения. [1]
Следовательно, необходимо развитие, расширение арсенала средств обучения и их целенаправленное применение с тем, чтобы разнообразить виды учебной деятельности студентов технического вуза за счет них. Такими средствами обучения могут стать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Именно они могут интенсифицировать традиционные методы обучения за счет визуализации, расширения источников учебной информации, оперативности контроля и обеспечить возможности реализации новых видов учебной деятельности, связанных с исследованием, анализом, проверкой гипотез, внедрением результатов исследования, мониторингом влияния тех или иных факторов на развитие определенных процессов, в том числе экологического характера.
Современное человечество живет, работает, учится в информационной среде, которая с каждым годом играет все большую роль в его жизни.
Информационная среда - часть социо-культурного пространства с определенными информационными условиями, в котором создается, преобразуется и потребляется информация, способная формировать и изменять личность субъекта в зависимости от его внутренних характеристик. Роль информационной среды в образовании, на сегодняшний день, неоспоримо велика, так как ее когнитивная функция способна успешно преобразовывать информацию в индивидуальные знания и умения. Информация, обработанная студентом, в дальнейшем становится необходимым «багажом» без которого невозможно успешное выполнение дальнейшей профессиональной деятельности.
Рис. 1. Схема преобразования информации.
Для формирования экологических знаний и умений особую роль играет экологическая среда, под которой понимается часть социо-культурного пространства, характеризующегося совокупностью эколого-образовательных систем, их элементов, экологического материала и субъектов образовательного процесса, создающих условия для формирования необходимого результата.
Проведя необходимый анализ и наблюдения, нельзя не прийти к выводу, что без интеграции информационной и экологической среды с непосредственным участием ИКТ просто не возможно достижение поставленной образовательной цели: формирование экологических знаний и умений, которые необходимы будущим инженерам-экологам. Такого рода слияние двух образовательных сред дает возможность предполагать о формировании новой инфомационно-экологической среды в техническом вузе
Таким образом, вводим в понятийный аппарат определение информационно-экологическая среда под которой понимается некое социо-культурное пространство с совокупностью условий, обеспечивающих единые подходы к осуществлению экологической деятельности путем использования информационных ресурсов и наличие субъекта, способного преобразовывать с помощью информационных и коммуникационных технологий поток информации в экологические знания и умения, формирующие гармоничную личность и квалифицированного специалиста в области охраны окружающей среды.
Рис. 2. Схема формирования информационно-экологической среды.
При интеграции информационной и экологической среды происходит и слияние информационных и экологических компетенций. Эти вновь образованные компетенции будут являться ИКТ-компетенциями, так как это личностные способности студентов применять полученные с помощью информационно-коммуникационных технологий знания, умения, навыки для успешного и нестандартного решения профессиональных задач различной категории сложности. Владение этими технологиями определяет сформированность ИКТ-компетенций.
Содержание ИКТ-компетенций целесообразно дополнить набором знаний, представлений, способов действий, отражающих необходимость распространения экологических принципов на информационную среду и культурное пространство субъекта.
Процесс профессионально-методической подготовки и формирования экологических знаний и умений будущего выпускника должен строиться исходя из теории и практики создания информационно-экологической среды. В настоящее время формирование знаний, умений и навыков, определение и использование средств ИКТ в учебном процессе должно целенаправленно осуществляться в соответствии с содержанием новой редакции ФГОС ВПО, предполагающей интенсивное внедрение ИКТ практически во все компоненты модели обучения. Именно поэтому все в большей степени учебный процесс должен оснащаться арсеналом новых организационных форм и методов обучения, привносимых в образовательный процесс средствами ИКТ.
Для реализации получения экологической информации в новой информационно-экологической среде необходимо создать следующие условия:
- единство способов доступа к информационным ресурсам, обмена информацией, ее передачи, транслирования;
- единство форм и методов осуществления информационного взаимодействия как с партнерами по общению, так и с интерактивным источником информационного ресурса;
- наличие распределенной базы данных научно-педагогической, методической, инструктивной, хрестоматийной, технической информации, предназначенной для образовательных целей. [5]
При создании необходимых информационных условий, современных образовательных технологий, новой видоизмененной цели обучения, новых требований к преподавателю и студенту возможно формирование новой информационно-экологической среды технического вуза, которая способна создать интеллектуально-развитую личность высококвалифицированного, компетентного специалиста в области охраны окружающей
среды. Компоненты структуры информационно-экологической среды можно представить следующим образом:
Рис. 3. Компоненты структуры информационно-экологической среды.
Компетентность преподавателя дисциплин экологической направленности должна включать и учитывать не только экологические знаний и умений, но и способность использования информационных и коммуникационных технологий. В новой информационно-экологической среде информационно-коммуникационные технологии – это не только «двигатель» процесса обучения, но и непосредственное учебное взаимодействие обучающихся и преподавателя посредством координации, модерации, моделирования учебного процесса [2].
Возможность достижения цели образовательного процесса в информационно-экологической среде зависит от следующих умений и способностей:
- способность использовать инструменты ИКТ для распознавания и представления нового объема информации - определение информации;
- способность добывать и извлекать информацию – сбор информации;
- умение применять существующую схему организации и обработки информации - обращение с информацией;
- способность обобщать, сравнивать, представлять информацию – интеграция информации;
- умение находить свою точку зрения и мнение на полученную информацию, оценивать ее важность и полезность – оценка информации;
- способность применять, изменять и перерабатывать новую полученную информацию – генерирование информации;
- умение передавать информацию с помощью ИКТ - передача информации.
Таким образом, икт-компетентность - это способность студентов использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, умение определять, собирать, обращаться с полученной информацией, уметь ее интегрировать, оценивать, генерировать и передавать с помощью ИКТ технологий. [3]
Особого внимания требует и структура компетенций, которую необходимо модернизировать и адаптировать под условия новой информационно-экологической среды технического вуза. Компетенции должны представлять сумму неразрывно взаимосвязанных компонентов, которые позволят в итоге получить такого специалиста, который способен решать инновационные задачи, делать логические выводы, использовать различные знаковые системы и абстрактные модели, анализировать ситуацию с разных точек зрения, понимать общий контекст и скрытый смысл. Такой специалист, непременно будет стремиться повышать свою компетентность, уровень которой говорит о развитии коммуникативной способности и расширении мировоззрения личности, желании получать обновлять информацию и генерировать ее в новые знания, умения и навыки, тем самым, развивая и закрепляя профессиональные способности. [4]
Заключение
Формирование новой информационно-экологической среды технического вуза возможно при наличии и активном использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), экологической информации и студентов, способных всем этим оперировать в совершенстве. Только при наличии всех компонентов будет достигнут основной образовательный результат - интеллектуально-развитый, высококвалифицированный, компетентный специалист в области охраны окружающей среды.
Рецензенты:
Усманов В.В. д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пензенский университет архитектуры и строительства», г. Пенза.
Варникова О.В., д.п.н., профессор, ФГОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Симонова И.Н. РОЛЬ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11402 (дата обращения: 21.11.2024).