Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБЫЧАЙ ДАРЕНИЯ КОНЕЙ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ОСЕТИН (ПЕРИОД ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА)

Багаев А.Б. 1
1 ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований ВНЦ РАН и РСО-А
Исследование посвящено освещению одного из аспектов использования лошади в традиционной свадебной обрядности осетин. В данной статье рассматривается мало изученный архаичный свадебный обычай осетин, предусматривавший в предсвадебный период преподнесение дорогих и престижных подарков стороной жениха ближайшим родственникам невесты. Рассматриваемые дары не входили в состав традиционного калыма и состояли из верховых лошадей, предназначенных конкретным лицам. В исследовании, на основе анализа имеющихся данных, отмечена прямая связь рассматриваемого обычая с практикой уплаты выкупа за невесту, существовавшей в период традиционного общества у осетин. Прослежена трансформация форм калыма и влияние этих изменений на обычай дарения коней ближайшим родственникам невесты у осетин. Автором привлечен широкий историко-сравнительный материал, способствующий объективному освещению проблемы. В работе обобщен доступный на сегодняшний день материал по исследуемой проблеме, на основе анализа которого освещен рассматриваемый вопрос.
свадебная обрядность.
калым
конь
осетины
1. Абаева Ф.О. О семантике и символике коня бæх в свадебной обрядности осетин // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11 (часть 1). - С. 182-186. - URL:www.rae.ru/fs/?section=content (дата обращения: 17.11.2013).
2. Багаев А.Б. Фаты бæх в свадебной обрядности осетин // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - URL:www.science-education.ru/113-10964(дата обращения: 03.12.2013).
3. Болурова А.Н. Брачный обряд у карачаевцев в дореволюционный период // Современные научные исследования : электронный научный журнал. - 2011. - № 2 / ноябрь / - URL: http://www.sni-vak.ru/.
4. Бутанаев В.Я. К истокам семьи и семейного права хакасов (XIX - начало XX в.) // Традиционные верования и быт народов Сибири XIX - начала XX в. - Новосибирск : Наука, 1987. - С. 155-164.
5. Газданова В.С. Традиционная осетинская свадьба: миф, ритуалы и символика. - Владикавказ : Иристон, 2003. - 155 с.
6. Грабовский Н.Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского округа // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). - Тифлис, 1869. - Вып. II. - С. 3-24.
7. Дауева Т.Т. Конфликты, связанные с заключением брака, и способы их разрешения в традиционном осетинском обществе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2013. - № 10 (37). - Ч. 1. - С. 61-65.
8. Джикаев Ш.Ф. Древний быт и мировоззрение осетинского народа. (Миф. Фольклор. Традиция.). - Владикавказ : Из-во СОГУ, 2009. - 264 с.
9. Дзагоева Э.П. Женское пространство в хозяйстве традиционной осетинской семьи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2013. - № 11 (37). - Ч. 2. - С. 59-62.
10. Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). - Тифлис, 1868. - Вып. I. - С. 3-52.
11. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. - М. : Наука, 1979. - 202 с.
12. Канукова З.В. Семья // Осетины. Серия «Народы и культуры». - М. : Наука, 2012. - С. 323-332.
13. Каргиев Б.М. Осетинские обычаи до революции // Научный архив Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (НА СОИГСИ). Ф. 4. Оп. 1. Д. 109.
14. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. - М., 1886. - Т. I. - 342 с.
15. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов (XIX - 70-е годы XX). - Майкоп : Адыгейское отделение Краснодарского книжного издательства, 1987. - 368 с.
16. Пфаф В.Б. Народное право осетин // Сборник сведений о Кавказе (ССК). - Тифлис, 1872. - Вып. II. - С. 258-325.
17. Цаллагова И.Н. Особенности современного состояния говоров дигорского варианта осетинского языка (на материале стур-дигорского говора) // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. -URL:www.science-education.ru/110-9740(дата обращения: 17.11.2013).
18. Чочиев А.Р. Очерки истории социальной культуры осетин. - Цхинвали : Ирыстон, 1985. - 288 с.
19. Шанаев Дж. Свадьба у северных осетин // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). - Тифлис, 1970. - Вып. IV. - С. 2-30.

Введение

В прошлом в свадебной обрядности осетин существовал обычай дарения стороной жениха лошадей родственникам невесты. Количество их было ограниченным, но не было строго регламентированным, для каждого из них существовало специальное название. Сторона невесты требовала коней для большего числа своих родственников, а сторона жениха старалась, напротив, свести это число до минимума. Лошадь, преподносившаяся в дар, обязательно должна была быть хорошим верховым конем, что является показателем связи данного обычая с военно-походным бытом. Именно этим и обусловлена актуальность исследования данной проблемы при изучении военной культуры осетин в период традиционного общества.

Целью исследования является изучение архаичного обычая, который отражает влияние военной культуры на традиционную свадебную обрядность.

Материалом исследования послужили свадебные обряды осетин. Исследование выполнено посредством метода дедукции, использовался историко-сравнительный метод и традиционные для исторического исследования принципы объективности и системности.

Основные результаты исследования. Первым рассматриваемый обычай описал Дж. Шанаев. Он отмечал, что в прошлом у осетин сверх калыма сторона жениха преподносила подарки родственникам невесты в виде лошадей: фаты бæх (букв. «конь стрелы»), мады бæх (букв. «лошадь для матери»), мадыæрвады бæх (букв. «лошадь для дяди по матери»), æмцæджы бæх (букв. «лошадь для аталыка») [19, с. 13]. Анализируя терминологию, не сложно определить, кому конкретно предназначался тот или иной конь.

Почти в одно время с Дж. Шанаевым о престижных дарах в виде лошадей родственникам невесты сообщает В. Пфаф. При рассмотрении семейного права он отмечает: «у алдаров или вообще у зажиточных сословий встречаются почетные подарки, как например Fatibæch, Modibæch, Arvadibæch, Maderwadebæch, ценою в 30 рублей» [16, с. 295]. В. Пфаф не разъясняет названия приводимых им подарков, но они легко читаются посредством осетинского языка.

Приведенные сообщения не только подтверждают, но и дополняют друг друга. Так, у Дж. Шанаева отсутствует конь для брата æрвады бæх, в то время как у В. Пфафа отсутствует конь для аталыка (æмцеджы бæх). Вероятно, это является отражением локальных особенностей.

М.М. Ковалевский также обращался к рассматриваемой проблеме при исследовании брачного права осетин. В своем изыскании он пользовался в основном материалом Дж. Шанаева, но, вероятно, у него были и другие источники. М.М. Ковалевский упоминает фаты бæх, совершенно справедливо интерпретируемый им как конь для отца невесты. Сообщает он и о лошади для матери невесты - мады бæх, и о лошади, предназначавшейся лицу, находившемуся с семьей невесты в родстве на основе обычая аталычества - æмцеджы бæх. Он не упоминает æрвады бæх, о котором нам сообщают В. Пфаф и Б.М. Каргиев. Более пристальное внимание М.М. Ковалевский уделяет подарку, преподносимому ближайшему когнату невесты. Он приводит для этого приношения два названия мадыæрвады бæх - конь для брата матери невесты или мадыæрвады гал - вол для брата матери невесты [14, с. 244].

В работе Б.М. Каргиева «Осетинские обычаи до революции» упоминаются фаты бæх, мады бæх, æрвады бæх и мадыарвады бæх. Но совершенно отсутствует упоминание о коне для аталыка. Б.М. Каригиев сообщает, что обычай преподнесения коней родственникам невесты унаследован от предков и обязателен к исполнению [13, л. 5].

В осетиноведческих исследованиях, относящихся к разным научным областям, так или иначе упоминаются названия рассматриваемых лошадей [19, с. 13; 14, с. 244; 16, с. 295; 18, с.41-42; 5, с. 48; 8, с. 24; 1, с. 184; 2; 9; 17; 7; 12; и др.].

Рассматриваемый обычай отмечается и у других народов, причем живущих в большом отдалении друг от друга. Однако у них круг родственников, которых одаривали верховым конем, по сравнению с осетинами, уже.

Так, у карачаевцев среди подарков жениха в пользу родственников невесты выговаривалась лошадь отцу или дяде невесты, кроме того, еще одна лошадь отдавалась ее молочной матери [3]. Кроме того, по некоторым данным, у карачаевцев, так же как и у осетин, предполагалось преподнесение лошади в подарок матери и брату невесты.

Преподнесение подарков родственнику невесты в виде верхового коня отмечалось и у балкарцев. По свидетельству Н.Ф. Грабовского, «при совершении накяха, кроме части калыма, со стороны жениха следует сделать подарок отцу или брату невесты - одну лошадь и пару быков; а эфендию, писавшему условие, - одну лошадь или, если жених человек не особенно состоятельный, - 10 рублей» [6, с. 15].

Адыгские народы также практиковали преподнесение подарков ближайшим родственникам невесты, главным образом ее отцу и матери. Сверх калыма ее родителям посылали крупные подарки. Так, у шапсугов и бжедугов родителям невесты сторона жениха преподносила 30-40 рублей, а если жених был из дворян или состоятельный, то он давал своему тестю в виде подарка оседланного коня. У темиргоевцев и кабардинцев дворянские или зажиточные семьи добавляли к верховой лошади еще двух быков [15, с. 163].

Рассматриваемый обычай наблюдался и у чеченцев. По свидетельству А.П. Ипполитова, «засватавши девушку, жених делает подарки её отцу, деду или дяде - кому-либо из главных и ближайших её родственников; дарится обыкновенно оружие, лошадь, кусок шелковой материи и проч.» [10, с. 8]. Данное сообщение демонстрирует, что у чеченцев лошадь хоть и преподносилась в качестве подарка ближайшим родственникам невесты, но она могла быть заменена и другим ценным имуществом.

Свадебная обрядность кумыков предполагала преподнесение оседланного коня в счет калыма отцу или кому-либо другому из родственников невесты.

Рассматриваемый обычай отмечается и за пределами Кавказа. Так, в прошлом у башкир подарки жениха при сватовстве состояли из лошадей и скота. При этом надо отметить, что одна из лошадей передавалась обязательно отцу невесты. Матери невесты обязательно дарили ценный подарок, чаще всего лисью шубу. Схожий обычай существовал и у казахов. В период сватовства сторона жениха преподносила отцу невесты подарки, среди которых обязательно должна была быть лошадь.

В прошлом у хакасов жених, помимо калыма, обязан был отдать лучшего коня - nac am родственникам невесты. Она предназначалась отцу или родным братьям невесты. По сообщению исследователя свадебной обрядности хакасов В.Я. Бутанаева, «наряду с калымом матери девушки дарили шелковое платье или платок. Этот подарок по-хакасски назывался имджек afы, т.е. "за грудное молоко матери". Интересно отметить, что в настоящее время (конец 80-х гг. XX в. - А.Б.), когда калым уже исчез, имджек аfы стали платить деньгами - от 50 до 100 руб.» [4, c. 158].

Таким образом, рассматриваемый обычай был известен на Кавказе, в Поволжье, Центральной Азии и Сибири. Надо отметить, что ни у одного народа, кроме осетин, не отмечается такого большого количества лиц из ближнего окружения невесты, которым необходимо было преподнести в качестве подарка лошадь. Существование отдельного наименования для коня, предназначенного тому или иному родственнику невесты, свидетельствует о давности этого обычая у осетин.

Ко времени фиксации (последняя треть XIX в.) рассматриваемый обычай у осетин архаизировался. Об этом нам сообщает Дж. Шанаев: «все эти подарки в настоящее время не делаются более» [19, с. 13]. Несколько лет спустя свидетельство Дж. Шанаева подтвердил и М.М. Ковалевский, отметивший, что традиция подарка в виде коня или вола для дяди невесты в описываемый им период находилась на грани вымирания [14, с. 244].

Первым из рассматриваемых подарков преподносили фаты бæх. Обряд этот происходил сразу после сватовства. Конь этот символизировал благополучное прохождение сватовства и предназначался отцу невесты [14, с. 244; 2].

Коня в подарок получал также и дядя невесты по матери в силу его особого статуса. Как известно, во многих традиционных обществах между племянником и дядей с материнской стороны существовали особые взаимоотношения, выделявшиеся на фоне остальных родственных связей прочностью и доверительностью. У осетин дядя по матери принимал самое активное участие в жизни своих племянников. Так, мальчику он обязан был подарить коня или жеребенка, при его женитьбе активно помогать ему, если племянник умыкал девушку, то он находил надежное убежище у брата матери. При брачном сговоре присутствие дяди по матери было обязательным [13, л. 3]

Один из рассматриваемых лошадей назывался æрвады бæх и предназначался агнату невесты. Из сообщения В. Пфафа и текста Б.М. Каргиева не совсем ясно, кому преподносился этот подарок, брату невесты или ее дяде (брату отца). Мы склонны придерживаться мнения, что æрвады бæх дарился брату невесты, который являлся для нее главной опорой и защитником ее интересов, к тому же брат имел по отношению к ней и материальные обязательства. Однако, вероятно, æрвады бæх (конь для брата) был среди рассматриваемых нами подарков более поздним явлением. Это следует из текста Б.М. Каргиева, в котором отмечается, что родственники жениха иногда не соглашались на преподнесение данного коня - подарка.

Среди рассматриваемых престижных подарков один конь назывался æмцеджы бæх. Он преподносился æмцег-у - лицу, находившемуся с семьей невесты в родстве на основе обычая аталычества. Оно основывалась на том, что одна семья брала у другой ребенка на воспитание и взращивала его определенное время, прививая ему лучшие социокультурные нормы, принятые в традиционном осетинском обществе. Через некоторое время ребенка торжественно возвращали родителям с подарками. Между двумя семьями устанавливались узы искусственного родства. Как правило, отношения между æмцег-ами были такими же, как между кровными родственниками, а иногда и более тесными и сердечными.

Лошадь, называвшаяся мады бæх, предназначалась матери невесты. Общеизвестна роль матери в жизни дочери, в ее воспитании. Мы не будем останавливаться на этом более подробно, приведем лишь еще один факт. По свидетельству А. Гатуева, «на вступление в брак требуется не столько согласие отца невесты, сколько старшего не только во дворе, но даже фамилии. Согласие старшей женщины двора не требуется, а только родной матери» [11, с. 160]. Данное сообщение отражает важную роль матери в жизни и судьбе дочери у осетин в период традиционного общества.

Рассматриваемые лошади-подарки преподносились с определенными ритуальными действиями. В осетинской этнографической литературе имеется описание только одного из интересующих нас обрядов - дарения коня матери невесты. Согласно обычаю жених после сватовства избегал встречи с тестем и тещей, в особенности днем. Спустя определенное время он должен был нанести официальный визит (сиахсыцыд). К этому визиту он должен был основательно подготовиться. Необходимо было приобрести коня для тещи (мады бæх), купить отрезы на платье и головной платок для тещи и для своей невесты, а также более мелкие подарки. Вместе с дружками он верхом отправлялся в дом родителей невесты, подъехав к которому гости выстраивались в шеренгу и начинали исполнять обрядовые песни. Из дома невесты к ним навстречу выходили самые уважаемые мужчины, которые приглашали их в дом. В это время во дворе дома приглашенная молодежь селения устраивала танцы, гости должны были принять в них участие. Через определенное время хозяева просили их к столу. Старший мужчина, восседавщий во главе пиршественного стола, произносил первую молитву, согласно осетинским традициям, кто-то из младших должен был отпить из его бокала и откусить от ритуальных пирогов и шашлыка. В данной ситуации это должен был сделать зять, стоявший в углу в сенях или другой комнате. Ритуальные три пирога, шашлык и араку к нему приносили туда, он отпивал из бокала, откусывал от пирогов и шашлыка (ацаходын), и их возвращали к старшим. Всю ночь происходило традиционное застолье.

Рано утром проводился ритуал ӕргом кӕнын, после которого зять мог открыто приходить в дом родителей невесты. Младшие из гостей приводили его из сеней, и он вставал у самых дверей. Около сидящего во главе стола старшего ставили новые три пирога, шашлык и чашу пива. Старший произносил ритуальную молитву и передавал чашу с пивом зятю со словами: «Ты чист перед миром, и мы просим тебя с сегодняшнего дня приходить к нам открыто». Затем слово брал старший из гостей и говорил: «Новые родственники старались найти лучшего коня, лучшего им найти не удалось, но пусть это животное принесет счастье дому родителей невесты». Потом происходило вручение других подарков. После этого мать невесты брала в руки большую чашу с пивом и призывала к себе зятя, его подводили к ней, она преподносила ему почетный кубок (нуазæн), он брал его и молча отпивал из него. Потом он передавал его своим друзьям, которые произносили благопожелание, «чтобы зять был удачным для них зятем». После исполнения всех описанных ритуалов и обрядов гости покидали дом невесты [13, л. 15-17].

Вероятнее всего, другие лошади преподносились лицам, которым они предназначались, посредством исполнения аналогичных обрядовых действий.

Таким образом, рассматриваемые подарки преподносились после сватовства социально значимым родственникам невесты, которые находились с ней в особых отношениях. Прежде всего это были агнаты и ближайший когнат, а также лицо, находившееся с семьей невесты в родстве на основе обряда аталычества. Согласно традиционным осетинским брачным обычаям, все они должны были присутствовать при брачном сговоре и быть свидетелями и участниками вновь создающихся родственных уз. Престижные и дорогие подарки являлись средством, которое способствовало выделению этих лиц и установлению тесных дружественных связей между ними и родственным коллективом жениха. Тот факт, что в качестве наиболее престижного подарка выступал верховой конь, основное предназначение которого было его использование в военно-походной жизни, является отражением проникновения элементов военной культуры в свадебную обрядность осетин.

Рецензенты:

Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, заведующий отделом этнологии ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания», г. Владикавказ.

Гутнов Ф.Х., д.и.н., профессор, заведующий отделом источниковедения ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Багаев А.Б. ОБЫЧАЙ ДАРЕНИЯ КОНЕЙ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ОСЕТИН (ПЕРИОД ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11385 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674