Введение
Студенческая молодежь - стратегически наиважнейшая часть населения страны, определяющая ее экономическое, социальное, интеллектуальное благополучие, обороноспособность и безопасность. По данным различных авторов, для студентов, как и для молодого поколения России в целом, в последние десятилетия характерны неблагоприятные показатели, свидетельствующие об ухудшении их состояния здоровья [1, 3, 4]. Данные изменения отражаются в росте показателей заболеваемости, распространенности заболеваний и функциональных отклонений. Как показывают исследования, наиболее частыми причинами пропусков учебных занятий студентами являются так называемые «простудные» заболевания. При частом повторении респираторные заболевания, с одной стороны, способны существенно отразится на состоянии здоровья студентов, провоцируя формирование хронической патологии, с другой - являются причиной снижения успеваемости и компетентности будущих специалистов [2, 5]. Вышеизложенное убеждает в необходимости комплексного изучения особенностей формирования частых респираторных заболеваний среди студентов - медиков с оценкой степени влияния медико-социальных факторов для разработки путей совершенствования медико-профилактической помощи
Цель исследования: на основе комплексного медико-социального исследования контингента часто болеющих студентов определить особенности влияния различных социально-гигиенических, поведенческих и других факторов риска для составления научно обоснованных профилактических и оздоровительных программ.
Методы и материал исследований
Применялись социально-гигиенический, гигиенический, клинический, аналитический, графоаналитический, статистический методы исследования. Были проанализированы основные показатели здоровья 788 студентов различных факультетов медицинского университета и проведен анализ результатов их интервьюирования по специально разработанным картам. Студенты были разделены на 2 группы - эпизодически болеющие «простудными» заболеваниями (633 человек - группа сравнения) и часто (3 и более раз в год) болеющие респираторными заболеваниями - 155 человек - контрольная группа.
Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с целью исследования были составлены медико-социальная характеристика частоболеющих студентов (ЧБС). Среди всех 453 обследованных девушек частоболеющих было 23,62 %, среди 335 юношей - соответственно 14,33 % (Р≤0,05). Как показал статистический анализ, гендерные различия существуют также в силе и достоверности влияния остальных медико-социальных факторов среди часто болеющих студентов медицинского университета (табл. 1).
Таблица 1
Сила влияния (η2) факторов и достоверности (Р<) на число ЧБС медицинского университета
Факторы |
Юноши |
Девушки |
||||
η2 |
Р< |
Ранг |
η2 |
Р< |
Ранг |
|
Курс |
0 |
- |
- |
1,82 |
0,05 |
16 |
Факультет |
0,12 |
- |
- |
0 |
- |
- |
Местожительство |
6,10 |
0,001 |
4 |
6,96 |
0,001 |
6 |
Вид жилища |
2,78 |
0,05 |
11 |
7,59 |
0,001 |
3 |
Жилищно-бытовые условия |
3,69 |
0,01 |
8 |
9,51 |
0,001 |
1 |
Материальная обеспеченность |
0,57 |
- |
- |
5,42 |
0,01 |
8 |
Работа после учебы |
3,91 |
0,01 |
6 |
4,02 |
0,01 |
11 |
Учебные нагрузки |
1,68 |
0,05 |
13 |
4,06 |
0,01 |
10 |
Работа с компьютером |
0,54 |
- |
- |
0,25 |
- |
- |
Занятие спортом |
0 |
- |
- |
1,98 |
0,05 |
15 |
Двигательная активность |
0,82 |
- |
- |
1,17 |
- |
- |
Прогулки в будни |
8,82 |
0,001 |
1 |
1,14 |
- |
- |
Прогулки в выходные |
3,76 |
0,01 |
7 |
5,53 |
0,01 |
7 |
Сон |
0,82 |
- |
- |
7,32 |
0,001 |
5 |
Закаливание |
0,48 |
- |
- |
0,11 |
- |
- |
Стресс |
6,83 |
0,001 |
3 |
4,00 |
0,01 |
12 |
Антибиотики |
8,75 |
0,001 |
2 |
5,12 |
0,001 |
9 |
Витаминно-минеральные комплексы |
0,90 |
- |
- |
3,75 |
0,01 |
13 |
Физическое развитие |
2,13 |
0,05 |
12 |
2,22 |
0,05 |
14 |
Хронические заболевания в прошлом |
2,88 |
0,05 |
10 |
9,15 |
0,001 |
2 |
Потребление белка |
1,65 |
0,05 |
14 |
7,41 |
0,01 |
4 |
Потребление жиров |
3,48 |
0,01 |
9 |
0 |
- |
- |
Потребление фруктов |
4,98 |
0,01 |
5 |
0 |
- |
- |
Потребление овощей |
1,69 |
0,05 |
15 |
0 |
- |
- |
Фактор «курс обучения». Градациями фактора являлись: 1-2 курсы, где часто болеющие юноши составили 23 человека, а ЧБ девушки - 51, 3-4 курсы, где соответственно ЧБ юношей было 17, а девушек - 35, 5-6 курсы соответственно - 8 и 21. Анализ показал, что данный фактор на число ЧБ юношей не действует, а на ЧБ девушек влияет с силой η2 - 1,82 % (Р<0,05).
Фактор «факультет». Первая градация фактора - лечебный факультет, где среди ЧБ юношей было 10, а среди девушек - 30; вторая градация - педиатрический, где среди юношей ЧБ - 13, среди девушек - 40; третья градация - медико-профилактический, где среди юношей ЧБ - 15, девушек - 30; четвертая градация - стоматологический, где среди юношей ЧБ - 10, среди девушек - 7. Влияние данного фактора на число ЧБ как у юношей, так и девушек не выявлено.
Фактор «местожительство». Первая градация - студенты, приехавшие их сельской местности, среди юношей ЧБ - 10, среди девушек - 38; вторая градация - студенты выходцы из других городов, среди юношей ЧБ - 21, среди девушек - 34; третья градация - студенты, проживающие в г. Казани, среди юношей ЧБ - 17, среди девушек - 35. Сила влияния этого фактора на число ЧБ юношей составила η2 - 6,10 % (Р<0,001), девушек - η2 - 6,96 % (Р<0,001).
Фактор «вид жилища» или условия проживания. Первая градация фактора - живут с родителями, среди юношей ЧБ - 9, среди девушек - 21; вторая градация - снимают квартиру, среди юношей ЧБ - 2, среди девушек - 15; третья градация - снимают комнату, среди юношей ЧБ - 12, среди девушек - 26; четвертая градация - живут в общежитии, среди юношей ЧБ - 25, среди девушек - 45. Силы влияния этого фактора на число ЧБ юношей составила - η2 - 2,78 % (Р<0,05), девушек - η2 - 7,59 % (Р<0,001).
Фактор «жилищно-бытовые условия». Градациями фактора являлись: первая - хорошие, вторая - удовлетворительные, третья - плохие. Среди юношей число ЧБ - 48, девушек - 107. Сила влияния этого фактора на число ЧБ юношей составляет - η2 - 3,69 % (Р<0,01), девушек - η2 - 9,51 % (Р<0,001).
Фактор «материальное положение». Градации: первая - выше среднего, вторая - среднее, третья - низкое. У юношей влияние этого фактора не выявлено, у девушек составляет - η2 - 5,42 % (Р<0,01)
Фактор «работа после учебных занятий». Юноши и девушки подразделены на две градации - работают, не работают. Влияние этого фактора - у ЧБ юношей составляет - η2 - 3,91 % (Р<0,01), у девушек - η2 - 4,02 % (Р<0,01).
Фактор «учебные нагрузки» с учетом самоподготовки. Здесь нами выделены две градации: более 10 часов в день, менее 10 часов в день. У юношей этот фактор на число ЧБ влияет с силой - η2 - 1,68 % (Р<0,05), девушек - η2 - 4,06 % (Р<0,01).
Фактор «работа с компьютером». Градации - более 4-х часов в день, менее 4-х часов в день. Влияние этого фактора, как у юношей, так и у девушек, не выявлено.
Фактор «занятие спортом». Градации - занимаются, не занимаются. Влияние этого фактора, как у юношей, так и у девушек, не выявлено.
Фактор «двигательная активность». Первая градация - в пределах нормы, вторая - ниже нормы. Влияние отсутствует.
Фактор «прогулки на свежем воздухе в будние дни». Градации - отсутствуют, редко, регулярные. Этот фактор на число ЧБ юношей действует с силой - η2 - 8,82 % (Р<0,001), девушек - не выявлено.
Фактор «прогулки на свежем воздухе в выходные дни». Градации фактора - нет, редко, регулярно. Влияние на число ЧБ юношей составляет - η2 - 3,76 % (Р<0,01), девушек - η2 - 5,53 % (Р<0,01)
Фактор «сон». Градации - в норме, ниже нормы. У юношей влияние этого фактора не выявлено, у девушек сила действия составляет - η2 - 7,32 % (Р<0,001).
Фактор «закаливание». Влияние этого фактора не выявлено.
Фактор «стресс». Градации фактора - нет, редко, часто. Выявлено, что данный фактор на число ЦБ юношей оказывает влияние с силой - η2 -6,83 % (Р<0,001), у девушек - η2 - 4,0 % (Р<0,01).
Фактор «применение антибиотиков». Градации - не принимают, редко, часто, принимают. Сила влияние на число ЦБ юношей составляет - η2 -8,75 % (Р<0,001), у девушек - η2 - 5,12 % (Р<0,001).
Фактор «применение витаминно-минеральных комплексов» на число ЧБ девушек оказывает влияние с силой - η2 - 3,75 % (Р<0,01), у юношей влияние отсутствует.
Фактор «физическое развитие». Градации - норма, дефицит массы тела, избыток массы тела, низкий рост. Сила влияния этого фактора на число ЧБ юношей составляет η2 - 2,13 % (Р<0,05), девушек - η2 -2,22 % (Р<0,05).
Фактор «хронические заболевания в прошлом», т.е. имевшиеся у студентов до поступления в медицинский университет. Градации - не было, было. На число ЧБС влияние этого фактора у девушек составляет - η2 - 9,15 % (Р<0,001), у юношей - η2 - 2,88 % (Р<0,05).
Фактор «потребление белков». Градации - в соответствии с физиологическими нормами, ниже этих норм. Сила влияния этого фактора на число ЧБ юношей составляет - η2 - 1,65 % (Р<0,05), девушек - η2 - 7,41 % (Р<0,001).
Фактор «потребление ниже физиологических норм» полиненасыщенных жиров, фруктов, овощей на число ЧБС у юношей влияет соответственно с силой - η2 - 3,48 % (Р<0,01), η2 - 4,98 % (Р<0,01), η2 - 1,64 % (Р<0,05), у девушек влияние этих факторов не выявлено.
Заключение. Таким образом, из учтенных нами 24 факторов на число часто болеющих студентов юношей с той или иной силой оказывают влияние 15. Среди них ведущими являются: недостаток прогулок на свежем воздухе в будние дни - η2 - 8,82 % (Р<0,001), частое потребление антибиотиков - η2 - 8,75 % (Р<0,001), частый стресс - η2 - 6,83 % (Р<0,001), место жительство (жители городов РТ, в т.ч. Казани) - η2 - 6,10 % (Р<0,001), недостаточное потребление фруктов - η2 - 4,98 % (Р<0,01). Силы достоверного влияния остальных девяти факторов менее 4,0 %, т.к. различия по этим медико-социальным показателям среди часто и эпизодически болеющих юношей оказались не существенными.
Из учтенных нами 24 факторов 15 оказывают достоверное влияние на число часто болеющих девушек студенток, среди них: плохие жилищно-бытовые условия - η2 - 9,51 % (Р<0,001), хронические заболевания до поступления в университет - η2 -9,15 % (Р<0,001), вид жилища (проживание на частных квартирах и общежитии) - η2- 7,59 % (Р<0,001), недостаточное потребление белковых продуктов - η2 - 7,41 % (Р<0,001), недостаток сна - η2 - 7,32 % (Р<0,001), местожительство ( в городах РТ, в том числе г.Казани) - η2-6,96 % (Р<0,001), отсутствие прогулок на свежем воздухе в выходные дни - η2 - 5,53 % (Р<0,01), материальный недостаток - η2 - 5,42 % (Р<0,001). Остальные девять факторов влияют на число ЧБС у девушек, с силой менее 4,0 %. Это объясняется отсутствием различий по идентичным медико-социальным показателям часто и эпизодически болеющих девушек, т.е. значительное число девушек, как в группе контроля, так и группе сравнения, недостаточно физически активны, мало спят, редко бывают на свежем воздухе и т.п.
Результаты данного статистического анализа составят основу профилактических и оздоровительных программ для часто болеющих юношей и девушек - студентов медицинского университета.
Рецензенты:
Амиров Н.Х., д.м.н., профессор кафедры гигиены, медицины труда Казанского государственного медицинского университета, г. Казань.
Галиуллин А.Н., д.м.н., профессор кафедры менеджмента в здравоохранении ФПК и ППС Казанского государственного медицинского университета, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Мингазова Э.Н., Зиатдинов А.И. ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11365 (дата обращения: 07.11.2024).