Введение
Сейчас представляются чрезвычайно актуальными изучение и использование различных моделей формирования патриотической позиции студентов в конкретных образовательных учреждениях. Востребованность идеи патриотизма как интегрирующей основы российской государственности, необходимость решения проблем воспитания молодежи с учетом достижений и уроков прошлого, глубоких социально-экономических перемен, происшедших в России, новых требований и вызовов, с которыми сталкивается Россия, приводит к необходимости выявления теоретико-методологических основ формирования патриотической позиции у студентов.
Юношеский возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека[1,с.46]. Возраст 18-20 лет - это период более активного развития нравственных чувств, становления и стабилизации характера и, что в особенности принципиально, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, в том числе гражданских. Более того, студенческий возраст - это центральный период становления человеческой личности в целом, формирования ее разнообразных интересов. Высшее учебное заведение представляет собой специально созданную среду для формирования не только специалистов, но и граждан-патриотов.
Поэтому даже в недостаточно благоприятной среде нашего общества необходимо создавать специальные педагогические условия, в вузе, вырабатывающие нравственность как моральную базу для воспитания патриотизма, целенаправленно формировать патриотические качества студента.
Формирование патриотизма у студента означает развитие его рефлексии, осознание им самого себя как субъекта патриотической деятельности, носителя определенных патриотических ценностей, социально-полезной личностью. В свою очередь, это обязало нас искать пути усиления диалогичности обучения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои патриотические взгляды, цели, патриотические позиции в процессе учебной, внеучебной и общественной работы в образовательном учреждении[2].
Цель данного исследования - выявить педагогические условия, необходимые для формирования патриотической позиции бакалавров туризма.
В ходе анализа патриотического воспитания бакалавров туризма в Уральском государственном лесотехническом университете отмечены следующие необходимые педагогические условия:
1. Гуманизированная, личностно-ориентированная среда вуза.
Под гуманизированной личностно-ориентированной средой вуза нами понимается формирующийся в результате деятельности преподавателей, студентов, ректората, вспомогательного персонала устойчивый комплекс социокультурных и социально-психологических факторов, оказывающих прямое и опосредованное влияние на воспитание, социализацию и развитие участников образовательного процесса[3]. Взаимодействие вуза с социумом, контакты с общественными организациями с целью установления благоприятного морально-психологического климата по формированию гражданственности и патриотизма.
Студенты УГЛТУ, обучающиеся по направлению подготовки «Туризм» (бакалавр), самостоятельно разрабатывают и проводят городские экскурсии, принимают участие в вузовских фестивалях, подключались к организации и проведению следующих социальных проектов: «Чусовая России», Всероссийский фестиваль неигрового туристического кино «Свидание с Россией», «Верхотурье - духовная столица Урала», в ежегодной акции «Весенняя неделя добра».
«Чусовая России» - это круглогодичный проект, включающий в себя целый цикл фестивалей и мероприятий на берегах реки Чусовой, в том числе «Крещенская неделя», большой фестиваль «Начало сплава», а также восстановление заводских пристаней по берегам реки Чусовой. На имя ректора УГЛТУ в мае 2012 г. поступил благодарственный адрес от Центра развития туризма Свердловской области, который благодарит университет за участие наших студентов в событийном мероприятии - Межрегиональном туристическом фестивале "Чусовая России". Студенты Гуманитарного факультета отлично справились с поставленными задачами.
Весенняя Неделя Добра - это уникальное партнерское мероприятие, объединяющее ежегодно усилия сотен тысяч добровольцев во многих регионах России: учащихся школ, студентов ВУЗов, колледжей, представителей общественных объединений, органов власти, образовательных и социальных учреждений, СМИ, коммерческих, международных и иных организаций, для совместного решения социально значимых задач. Это и благоустройство микрорайонов, уборка памятников и воинских захоронений, благотворительные концерты и спектакли, сбор вещей и денежных средств для тех, кто в наибольшей степени нуждается в помощи - ветераны войн и родственники погибших защитников Отечества, инвалиды, дети-сироты, пожилые и одинокие люди.
«Наряду с основной формой воспитания - аудиторными занятиями, использовались различные формы внеаудиторной деятельности студентов: семинары и конференции по проблемам духовно - нравственного развития современной России; встречи с деятелями культуры и искусства; проведение педагогами вуза мастер-классов; выступления самодеятельных коллективов студентов в рамках воспитательных мероприятий календарные праздники, совместные просмотры и обсуждения фильмов и спектаклей, связанных с актуальными нравственными проблемами общества.
В течение последних семи лет регулярно раз в год проводится выставочно-ярмарочный форум «Пирамида» с оформлением стендов «Искусство спасет мир», «Искусство в моей жизни», «Я и искусство», где студенты представляют изделия декоративно - прикладного искусства, изготовленные своими руками: изделия из дерева, батик, керамику, вязание, кружевоплетение, вышивку, графику, свои живописные работы, выжигание, бисероплетение, икебану, изделия их соленого теста. В вузе организованы постоянно действующие стенды (фотовыставка «Я люблю тебя, Екатеринбург», фотоальбом «Декоративно - прикладное искусство и народно - художественные промыслы Урала»), выпуски внутривузовских газет и листовок по нравственной тематике, актуальной для студентов (вышла статья «Величие уральских мастеров: Касли» в газете «Инженер леса», готовятся к печати материалы из этой же серии: «Златоуст - город клинка и булата», «Нижнетагильский расписной поднос», «Уральская домовая роспись», подготовлен слайдфильм «Памятники культуры Екатеринбурга»)» [4, с.117].
Широкое распространение среди студентов получили походы по местам боевой славы, поиск мест захоронения, погибших во время Великой Отечественной войны советских солдат и офицеров, увековечивание их памяти, уход за братскими могилами.
2. Преподавание гуманитарных дисциплин.
Основным источником воспитания патриотизма в учебном процессе является содержание обучения, главным образом содержание исторических дисциплин, включающих трудовые дела многих поколений, боевые события и ратные подвиги народа, достижения российской науки, литературы и искусства, исторические традиции, укрепляющие могущество страны и прославляющие ее среди других народов.
Студентам УГЛТУ, обучающимся по направлению подготовки «Туризм» (бакалавр), читаются такие курсы, как «История Отечества». «Краеведение», «Народные промыслы Урала».
Любовь к отечеству, чувство причастности к судьбе родного села, района, области не возникают сами по себе, а воспитываются. Расширение знаний о крае, его истории, развитие интереса к прошлому - ступенька в дальнейшем осознании своей причастности к Родине, ее истории, культуре.
Курс «Краеведение», интегрирующий в себе многообразие форм учебной и внеучебной деятельности, может рассматриваться как базовый в формировании патриотической позиции у студентов - будущих специалистов в области туризма.
Студенты, изучающие курс «Краеведение» участвуют в круглых столах: «Перспективы социально-экономического и политического развития Урала», «Вклад Урала в Победу в Великой Отечественной Войне», «Урал промышленный-Урал культурный» и др. На семинарских занятия также проходят обсуждения наиболее выдающихся персоналий на Урале, соотносятся региональные, общероссийский и мировые события. На лекциях, практических занятиях по дисциплине «Краеведение» также проходит просмотр и обсуждение видеофильмов, например: «Хребет России», «Все чудеса Урала», «Династия Строгановых» и др.. На лекциях-диспутах происходит рассмотрение современной литературы по истории Урала, например, книг Алексея Иванова «Золото бунта», «Message: Чусовая».
Через участие в студенческих культурных мероприятиях (круглых столах, диспутах, дискуссиях) можно развить у молодого человека целый спектр специфических умений, научить безбоязненному высказыванию своего мнения. Именно в таких ситуациях у молодёжи закладывается и формируется активная жизненная позиция. Для патриотического воспитания важен выбор тематики, подбор и изучение соответствующей литературы, подготовка ведущих и участников мероприятий, а в процессе воздействия словом- акцентирование внимания на наиболее ярких патриотических фактах.
3. Обеспечение воспитательного процесса необходимыми ресурсами. Требуется постоянно работающая система повышения квалификации и методической учебы работников, организующих воспитательный процесс в вузе. При планировании и организации эффективного патриотического воспитания нужно учитывать состояние материально-технической базы: наличие помещений для работы клубов, кружков, секций, общественных организаций, комнат для студенческого самоуправления; спортзалов, тренажерных залов, компьютерных классов и др., необходимо регулярно пополнять библиотечные фонды университета, выделять средства на проведение воспитательных мероприятий, реализацию социальных проектов.
4. Моделирование и систематизирование содержания учебно-воспитательной деятельности.
Чтобы деятельность педагога по формированию патриотической позиции в процессе обучения была эффективной, он должен иметь полные и системные представления о ее содержании и организации. В данном случае речь идет о модельных представлениях, служащих своеобразным эталоном, ориентирующим и направляющим педагога.
5. Педагогическое взаимодействие.
Необходимо сотрудничество всех участников воспитательного процесса, что содействует улучшению нравственно-психологического климата в вузе. Изучение положения воспитательного процесса в вузе ведёт к совершенствованию данного вида работы, обеспечивает удовлетворенность студентов, преподавателей, педагогов состоянием эмоционально-психологических и деловых отношений. Для бакалавров туризма в УГЛТУ разработаны совместные лекции патриотической направленности, проводятся семинары, дискуссии с совместным участием педагогов, студентов, руководителей факультетов, кураторов: «Патриотизм в современной России», «Патриотизм и национализм», «Важнейшие события в истории края» и др.
6. Применение в процессе формирования патриотической позиции традиционных и инновационных технологий.
Применение традиционных технологий обучения и воспитания выступает базой, основой для дальнейшей инновационной деятельности, рассчитанной на творческую самостоятельную работу обучаемых в субъект-субъектных отношениях. Использование отдельных элементов традиционных технологий обучения вполне допустимо, а иногда и вполне оправдано. Данный принцип основывается на представлении о патриотизме как феномене, обладающем свойством инверсии в пространстве «прошлое-настоящее-будущее». Прошлое в патриотическом воспитании выступает как ресурсная база духовности, основанная на традициях, настоящее - потенциальная основа консолидирующая общество гармонией традиций и инноваций, будущее - результат преобразовательного внедрения инноваций в пространство традиций. Тем самым, обеспечивается устойчивость социальных отношений в формате: «личность - коллектив - общество - государство», осуществляется своеобразная регенерация прошлых общественных отношений в настоящем и будущем. Внедрение данного условия преодолевает расхожий взгляд на патриотизм как достояние прошлого и обретает новое его видение как ресурса настоящих и будущих свершений, способствует формированию субъектной позиции человека в социальном пространстве. Субъектная позиция не исключает новых веяний, диктуемых современной действительностью
7. Субъект-субъектный характер взаимодействия участников формирования патриотической позиции.
Как известно, под субъектностью в педагогической науке понимается способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях и жизни, способность быть стратегом собственной жизни и осмысливать связи своего «Я» с другими людьми[5,с.60]. Принцип субъектности как общее руководящее положение предписывает педагогу в работе с обучаемыми учитывать их потенциальные возможности стать субъектами деятельности, поведения, отношения, воли, развивая при этом в себе субъектность.
Таким образом, субъект-субъектный характер взаимодействия участников патриотической подготовки осуществляется как раскрытие, демонстрация и передача личностного ценностного отношения педагога и выполняет следующие функции: активизации творчества студента, оснащения его способами деятельности и стимуляции свободного выбора.
8.Наличие педагогов, способных, готовых и подготовленных к организации формирования патриотической позиции.
Личность преподавателя также является педагогическим условием, причем ключевым, поскольку личность педагога во многом обуславливает уровень результативности в данной сфере деятельности, которая включает четыре взаимосвязанных компонента:
- конструктивный (отбор и композиция учебного материала, планирование учебного процесса);
- организаторский (выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, организацию индивидуальной и совместной деятельности);
- коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений с учащимися, другими педагогами, родителями);
- контрольно-оценочный (получение обратной связи о соответствии полученных результатов планируемым целям).
На педагога ложится, в первую очередь, организация педагогического общения с обучающимися, реализация перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторон общения.
В нашем вузе проводятся ежегодные курсы повышения квалификации педагогов, в том числе во взаимодействии с другими вузами.
9. Определение критериев диагностического аппарата и его инструментария.
С целью выявления динамики уровней сформированности патриотической позиции у студентов нами была разработана анкета. Осуществлен первичный и контрольный опросы (на 1 и 3 -ем курсе). Результаты опроса показали, что заметно возросло число студентов, которые достигли высокого (на 12%) и среднего уровня (на 29%), намного (на 41%) уменьшилось количество студентов с низким уровнем сформированности патриотической позиции.
Данную тенденцию можно отметить и на занятиях при защите рефератов, докладов, диспутах, на экзаменах, на факультативах и других видах интеллектуального труда. Студенты говорят о необходимости личного вклада в развитие региона, о личной ответственности, проявляют активную гражданскую позицию. Большинство студентов на вопрос: « Если бы у Вас была возможность, уехали бы Вы жить за границу?», отвечают отрицательно. Они понимают, что на них, граждан России, возлагается ответственность за будущее страны. Они видят негативные процессы и явления, с которыми необходимо вести борьбу. Кроме того, студенты демонстрируют глубокие знания по истории края во время проведения научных конференций, составления городских экскурсий; аргументированно доказывают свою точку зрения на те или иные события. Свидетельством формирования патриотической позиции является также активное участие студентов в социальных проектах.
На основе данного исследования можно сделать вывод, что выявленные педагогические условия способствуют формированию патриотической позиции у бакалавров туризма. Только использование всех групп условий позволяет успешно сформировать патриотическую позицию студентов. Представляется целесообразным подготовить в вузах патриотическую тематику по всем дисциплинам и использовать ее в патриотическом воспитании студентов.
Рецензенты:
Куприна Н.Г., д.п.н., профессор кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г.Екатеринбург.
Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г.Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Лыкова Т.Р. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У БАКАЛАВРОВ ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11314 (дата обращения: 14.12.2024).