Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА

Юдина А.И. 1 Тельманова А.С. 1
1 ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет культуры и искусств"
В статье проведен анализ педагогического потенциала социально-культурной среды современного мегаполиса на примере города Кемерово. Авторы утверждают, что современный музей, являясь одним из наиболее значимых компонентов социально-культурной среды современного индустриального города, обладает значительным педагогическим потенциалом, который заключается во взаимодействии и интеграции традиционных музейных педагогических технологий и средств социально-культурной деятельности. Комплексное использование средств социально-культурной деятельности обусловливает эффективное взаимодействие традиционных и инновационных методов воспитания - создание исторической преемственности культуры на почве национальных традиций, восстановление во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений, возрождение народного искусства, ремесел, народных игр, развитие творческого потенциала личности, патриотизма и гражданственности. В основных формах музейной культурно-образовательной работы реализуются с разной степенью полноты такие основные категории педагогики как развитие, образование, обучение и воспитание.
культурные традиции.
национальная идентичность
гражданско-патриотическое воспитание
музей
социально-культурная среда
1. Брижатова С.Б. Системообразующие основания разработки региональных программ социокультурного развития в России. - Москва: МГУКИ, 2001.
2. Генова Н.М. Культурная политика в системе инфраструктуры культуры региона: монография / Н.М. Генова. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011.
3. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов Н/Д.: Феникс, 2001.
4. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособия, - Спб., 1997.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик; под. ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. и доп. - Москва.: издательский центр «Академия», 2002.
6. Федеральная целевая программа «Культура России» на 2012-2016 гг.: [Электронный ресурс] / http://www.fcpkultura.ru/request.php (дата обращения 03.12.2013 г.).
7. Юдина А. И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона, как основа социализации молодежи /А. И. Юдина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: науч. журн. - Кемерово. - 2012. - с. 195-203.

Смена ценностных ориентиров, произошедшая в последние десятилетия, привела к существенным изменениям межкультурных и социальных связей. Негативной тенденцией явилось падение духовной нравственности молодежи, семейных устоев, разрушение культурных традиций народов России.

Обращение к проблеме формирования социокультурной среды в системе инфраструктуры региона обусловлено современными условиями нестабильного социума, возникновением острой межкультурной и социальной напряженности в обществе.

Создание условий для позитивной социализации личности молодого поколения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Инфраструктура культуры, в этой связи, обладает огромным педагогическим потенциалом для реализации задач социализации молодежи.

В этой связи историко-культурное наследие является значимым фактором современного развития территорий, поскольку общеизвестно, что именно наследие способствует формированию идентичности населения и сохранению культурного многообразия. Но это действенно только в случае, если культурное наследие осознается и используется в качестве ресурса развития [7].

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний» отводится культуре. Причина исключительной роли культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике заключена в повышении профессиональных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества» [6].

Социально-культурная среда - сегодня становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую. В этой связи формирование и развитие социально-культурной среды становится важнейшим условием социализации личности, особенно в возрастной период жизни человека, когда происходит становление, определение жизненных планов [7].

В своих научных исследованиях ученые Брижатова С.Б., Генова Н.М., Курбатов В.И., Курбатова О.В., Марков А.П., Бирженюк Г.М. c различных позиций рассматривают понятие «социально-культурная среда» [1, 2, 3, 4].

Анализ научной литературы позволил нам обобщить основные положения, изложенные вышеуказанными авторами. «Социально-культурная среда» - это, во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности общества - прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций социально-культурной сферы, произведения искусства, и т. п.); во-вторых, это институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею; в-третьих, это область творческой реализации духовного потенциала личности [7].

Таким образом, опираясь на основные положения, изложенные в исследованиях ученых, мы можем сделать вывод о том, что понятие «социокультурная среда» тесно связано с понятием «социализация личности».

В самом общем виде социализация включает в себя освоение человеком культуры, опыта общественной жизни, социальных норм эффективного взаимодействия с другими людьми, видов деятельности, способов общения, познание окружающей социальной действительности. Следовательно, социализация - это генеральная линия превращения человека как индивида в личность. Передача опыта предков, сохранение и популяризация народных традиций способствует формированию культуры и национальной идентичности в аспекте социализации молодого поколения [7].

В ходе научного исследования был изучен опыт муниципальных образований по сохранению и популяризации историко-культурного наследия Кемеровской области. Следуя логике нашего исследования, предлагаем практический опыт областного центра - города Кемерово по вышеуказанной проблеме.

Культурная политика города Кемерово определяет приоритетные направления в отношении историко-культурного наследия:

  1. Увековечение памяти выдающихся земляков.
  2. Воспитание патриотизма и уважения к прошлому и настоящему родного края, формирование преемственности поколений через развитие системы школьного музееведения.
  3. Сохранение материального культурного наследия и формирование благоприятной городской среды и новых символов территории.

В рамках реализации первого направления в отношении историко-культурного наследия особое место в политике администрации города уделяется присвоению звания «Почетный гражданин города», мероприятиям памяти выдающихся земляков. В систему вошла практика увековечивания имен выдающихся жителей города - посредством установки памятных знаков, присвоения имен земляков учреждениям и присуждением именных премий в области культуры. Деятельность в данном направлении позволяет выступать историко-культурному наследию ценностным ориентиром в процессе формирования социально-культурной картины города, определения перспектив личностного и коллективного развития.

Гражданско-патриотическое воспитание является вторым приоритетным направлением политики в отношении историко-культурного наследия. В этой связи актуальной является выработка наиболее оптимальных путей выявления, сохранения и развития историко-культурного наследия как Российской Федерации в целом, так Сибирского региона в частности. Традиционно важнейшим институтом этой деятельности являются учреждения музейного типа. Сегодня сущность музея, его функции и значение меняются. Музей это не просто хранитель исторического и культурного опыта, в настоящее время он является социальным институтом, отвечающим запросам населения, центром сосредоточения свидетельств национальной самобытности местных сообществ, активным участником процесса формирования и пропаганды социокультурных ценностей. Особое внимание уделяется формированию музейно-туристических комплексов, которые одновременно выступают местом хранения и презентации ценнейших разноплановых достижений прошлого и эффективно работающими учреждениями, развивающими многофункциональность, уникальность и доступность социально-культурного пространства региона.

Благоприятной образовательной средой для решения комплекса задач гражданско-патриотического воспитания школьников является музей на базе образовательного учреждения, который зачастую обладает большими возможностями для формирования системы ценностей личности на ранних этапах развития. Пространство школьного музея является органичной площадкой реализации главных педагогических принципов образовательного процесса и культуроохранных технологий в рамках эффективного использования вещественных источников и свидетельств социальных, культурных и исторических преобразований. В музее школьник усваивает определенные идеи, моральные ценности и установки, эмоционально переживает встречу с предметами культуры и истории, то есть в музее успешно реализуется тенденция воспитывающего обучения.

В настоящее время в городе Кемерово функционирует 92 музея, созданных на базе образовательных учреждений. Музеи имеют разные профили: комплексные, историко-краеведческие, художественные, мемориальные, экологические, по истории медицины, по истории образования. В фондах школьных музеев хранится более 75 тыс. экспонатов, включая раритетные археологические, исторические и палеонтологические экземпляры. Ежегодно число посетителей этих музеев превышает 130 тыс. человек. Кроме учеников образовательных учреждений экспозиции школьных музеев открыты для родителей, выпускников, представителей общественных организаций, гостей города и сотрудников предприятий.

Музеи образовательных учреждений города имеют комплексную структуру. Экспозиции большинства музеев состоят из трех стержневых разделов: история школы, краеведение, история города, тем самым у школьников формируются краеведческие представления, складывается оценка исторических предпосылок формирования современного социально-культурного пространства региона, который является мостом проживания самого ученика, его семьи и друзей. В школьных музеях представлены экспозиции по истории промышленных предприятий; учреждений культуры и образования; отражению подвига воинов-кузбассовцев, участников военных действий; детского туризма в Кузбассе; международных связей Кемеровской области; русского быта и народных промыслов; по этнографии и археологии, флоре и фауне Кузбасса.

Многопрофильный подход к формированию экспозиций школьных музеев обусловлен желанием презентации многообразия сфер человеческой деятельности, что отражает направленность работы музея в аспекте социализации личности.

При активном участии школьных музеев собраны материалы об учителях г. Кемерово для издания книги «Поклон учителю», проводятся тематические выставки из фондов школьных музеев на базе социально-культурных учреждений города (в честь 65-летия Победы на выставке «Великая Победа в истории города» было представлено более 50 подлинных экспонатов из фондов школьных музеев). Подобные мероприятия позволяют активно включать школьные музеи в социально-культурное пространство, укреплять партнерские отношения между музеями, общественными организациями и культурными учреждениями, знакомить местное сообщество с деятельностью музеев образовательных учреждений и определять перспективы развития культурной политики региона.

Активное участие музеи образовательных учреждений принимают в традиционных городских мероприятиях школьного уровня, таких как: поисково-краеведческая конференция «Я - Кемеровчанин», олимпиада юных музееведов, смотр-конкурс школьных музеев, слёт активистов, обучающие семинары для руководителей. В летний период при общеобразовательных школах, в рамках организации летнего детского отдыха, организуется работа экскурсионных бюро, которые проводят экскурсии по памятным местам города. Системный подход школьных музеев, направленный на активное привлечение школьников в исследовательскую, собирательскую, экскурсионную деятельность, позволяет им выступать эффективным агентом в реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач, путем интеграции подрастающего поколения в социально-культурное пространство региона.

В 2011 году в целях повышения качества работы школьных музеев завершена работа по участию в областной паспортизации экспонатов школьных музеев. С 2010 года совместно с сотрудниками МАУК «Музей-заповедник «Красная Горка» образовательные учреждения города участвуют в реализации проекта «Музей истории города Кемерово: вклад школьных музеев» по обеспечению учета и условий хранения наиболее ценных коллекций школьных музеев.

Сохранение материального культурного наследия и формирование благоприятной городской среды является третьим приоритетным направлением культурной политики города Кемерово.

В настоящее время на территории города находится 126 памятников истории и культуры, отнесенных к объектам культурного наследия: 3 археологических, 89 архитектурных, 17 исторических и 17 монументального искусства.

Модернизация, проведенная в музее-заповеднике «Красная Горка» - прекрасный пример, иллюстрирующий современный подход к формированию социально-культурной среды в сочетании принципа сохранения и обогащения исторического места в географии города. Культурно-образовательная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная педагогика; важное звено музейной коммуникации.

В начале XX века территория Красной Горки или Кемеровского рудника была не только промышленным, но и культурным центром, местом формирования городского образа жизни. Возрождение территории началось с 1992 года, когда городской администрацией было принято решение о создании музея-заповедника в «Доме Рутгерса». В 2001 году музей был открыт для посетителей. В период с момента открытия данного музея, проделана большая работа, и все это время музей находился в «зоне особого внимания» руководства региона. Проведены семинары с участием голландских архитекторов, историков, краеведов, были выработаны основные направления развития музея и прилегающей территории, тем самым музей превратился в заметный культурный центр города.

В 2003 году территория обогатилась еще одним уникальным объектом - монументом «Память шахтерам Кузбасса» Э. Неизвестного. В 2007 году в плане празднования 100-летия Кемеровского рудника удалось преобразить ближайшую к музею территорию (аллея, парк техники, экспозиция «Музей-шахта»).

В 2008 году на территории музея открыты две новые смотровые площадки от здания музея к памятникам истории на берегу Томи. В 2010 году - виртуальная экспозиция под открытым небом «Телескоп в прошлое», реализованная на средства гранта фонда Потанина.

Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области позволили сохранить и использовать ресурсный потенциал памятников Красной Горки в создании уникального музейно-туристического комплекса. С 2010 года ведутся работы по проектированию «Музея Кузнецкого угля». В 2008 году выполнен проект зон охраны Красной Горки, в 2011 году - проект реставрации объекта культурного наследия России и Голландии «Школа Кемеровского рудника», построенного голландским архитектором Ван Лохемом в 1927г. Этот проект выполняется вместе со специалистами в области сохранения культурного наследия и архитекторами из Голландии в рамках программы «Совместное культурное наследие России и Нидерландов».

Обновленная территория уже стала любимым местом отдыха и значимым культурным центром города. Ежегодно музей посещают около 70 тысяч человек, что говорит о ценности данного социально-культурного института, выполняющего роль объединяющего пространства. Развивая муниципальный музей, администрация ставит перед собой цель познакомить горожан с историей родного города, вписавшей Кемерово в контекст мировой истории.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что в условиях конкретного региона в зависимости от характера и интенсивности проблем, имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социально-культурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики муниципального образования, а также позволяют реализовать модель социально-культурной среды региона.

Таким образом, современный музей, являясь одним из наиболее значимых компонентов социально-культурной среды современного индустриального города, обладает значительным педагогическим потенциалом для социализации личности, который заключается во взаимодействии и интеграции традиционных музейных педагогических технологий и средств социально-культурной деятельности.

Комплексное использование средств социально-культурной деятельности обусловливает эффективное взаимодействие традиционных и инновационных методов воспитания - создание исторической преемственности культуры на почве национальных традиций, восстановление во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений, возрождение народного искусства, ремесел, народных игр, развитие творческого потенциала личности, патриотизма и гражданственности. В основных формах музейной культурно-образовательной работы реализуются с разной степенью полноты такие основные категории педагогики как развитие, образование, обучение и воспитание.

Рецензенты:

Кудрина Е. Л., д.п.н., профессор, заслуженный работник культуры РФ, ректор ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», г. Кемерово.

Прокопова Н. Л., доктор культурологии, профессор, директор института театра ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», г. Кемерово.


Библиографическая ссылка

Юдина А.И., Тельманова А.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ГОРОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11275 (дата обращения: 03.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074