Посткризисный период был отмечен усилением интернационализации бизнеса. По оценкам ЮНКТАД в 2010 г. ТНК мира произвели добавленной стоимости на сумму 16 трлн долл., что составляет примерно четверть мирового ВВП [6, p. 24], более того, эти процессы стали охватывать новые фирмы, которые не были ранее вовлечены в международные отношения. Причины подобного всплеска интернационализации связаны, во-первых, с последствиями экономического кризиса, который заставил ТНК пересмотреть свою структуру и продать часть активов, а другие переместить в более привлекательные с точки зрения экономии издержек регионы. Во-вторых, произошло более быстрое восстановление развивающихся экономик, по сравнению с развитыми странами. В-третьих, происходит укрепление позиций ТНК развивающихся стран на мировом рынке. Пытаясь закрепить свое лидерство на внутреннем рынке, а также получить доступ к иностранным технологиям и ресурсам, они наращивают свою трансграничную активность. Так, бразильская корпорация Vale, крупнейший производитель железной руды в мире и второй производитель никеля, ведет бизнес в 38 странах, получая от этого 85 % своих доходов [1, с.5].
Современной тенденцией является интернационализация деятельности ТНК не только в области производства тех или иных продуктов, но и в области научных исследований и разработок. Развивающиеся страны проводят активную политику в области науки и технологий, увеличивая соответствующие расходы (таблица 1). В этом контексте наиболее значимы успехи Китая, который занимает 2-е место в мире по абсолютной величине затрат на научные исследования и разработки (порядка 200 млрд долл. в год) и, по оценкам экспертов, может в течение нескольких лет превзойти США по объему R&D-расходов [3].
Таблица 1. Валовые расходы на исследования и разработки в странах БРИКС
|
2011 |
2012 |
2013 (прогноз) |
|||
Млрд долл. по ППС |
% к ВВП |
Млрд долл. по ППС |
% к ВВП |
Млрд долл. по ППС |
% к ВВП |
|
Бразилия |
27,9 |
1,2 |
29,5 |
1,25 |
31,9 |
1,3 |
Россия |
35,7 |
1,48 |
37 |
1,48 |
38,5 |
1,48 |
Индия |
38,4 |
0,85 |
40,3 |
0,85 |
45,2 |
0,9 |
Китай |
177,3 |
1,55 |
197,3 |
1,6 |
220,2 |
1,65 |
ЮАР |
5,3 |
0,95 |
5,5 |
0,95 |
5,6 |
0,95 |
Составленопо: 2013 Global R&D Funding Forecast [Electronic resource]. - Advantage Business Media, 2012.- P.5. - URL:http://www.rdmag.com/topics/global-r-d-funding-forecast |
Расходы остальных стран группировки БРИКС более скромные. Производя примерно одинаковый ВВП, Бразилия несколько уступает России по этим показателям. Тем не менее страна является лидером по R&D-расходам в своем регионе: на её долю приходится более 75 % затрат в Южной Америке.
В целом, страны БРИКС, как наиболее яркие представители развивающихся стран, являются в данный момент крупными потребителями результатов интеллектуальной деятельности. Данные Всемирного банка (таблица 2) подтверждают: затраты резидентов на приобретение и использование патентов, торговых знаков и прочих объектов интеллектуальной собственности в несколько раз превышают аналогичные доходы, полученные от нерезидентов (для сравнения: в развитых странах - США, Японии, являющихся лидерами в данной области, это соотношение обратное).
Здесь также обращает на себя внимание положение Китая: данные свидетельствуют о его ориентации на широкое заимствование новшеств, при этом он сам не отказывается от их создания - за период с 2009 г. по 2012 г. поступления от использования объектов интеллектуальной собственности выросли в 2,4 раза. В абсолютном выражении наиболее близки показатели Бразилии и России, в этих странах за аналогичный период был также отмечен рост доходов от использования интеллектуальной собственности, полученных от нерезидентов, однако по отношению к ВВП они составляют, как и в остальных странах БРИКС, незначительную долю - порядка 0,02 %, тогда как в США этот показатель составляет около 0,75 %.
Таблица 2. Использование интеллектуальной собственности в странах БРИКС, США и Японии, млн долл.
|
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
Выплаты |
Поступления |
Выплаты |
Поступления |
Выплаты |
Поступления |
Выплаты |
Поступления |
|
Бразилия |
2512 |
433,8 |
2850,3 |
397,2 |
3321,1 |
590,8 |
3666,5 |
510,7 |
Китай |
11065,3 |
429,4 |
13039,5 |
830,5 |
14706,1 |
743,3 |
17749 |
1044,1 |
Индия |
1860,1 |
191,9 |
2438 |
128 |
2820 |
302 |
Н.д*. |
Н.д. |
Россия |
3987,1 |
380,8 |
4841,8 |
386,2 |
5830,2 |
555,8 |
7629,3 |
664,2 |
ЮАР |
1658 |
47,7 |
1941,2 |
59,2 |
2118 |
65,8 |
Н.д. |
Н.д. |
Япония |
16834,7 |
21698 |
18768,6 |
26680,3 |
19172,7 |
28989,3 |
Н.д. |
Н.д. |
США |
31297 |
98406 |
33434 |
107165 |
36621 |
120836 |
40036 |
121809 |
*Н.д. - нет данных Источник: http://data.worldbank.org/indicator/BM.GSR.ROYL.CD/countries |
В числе предприятий-лидеров по финансированию научных исследований находятся крупнейшие бразильские компании (таблица 3). К примеру, корпорация Embraer - одна из наиболее успешных бразильских ТНК в высокотехнологичных отраслях - с относительно скоромным, по мировым меркам, бюджетом (всего порядка 70 млн долл.) сумела занять лидирующие позиции в мире по производству авиационной техники, продолжает активно сотрудничать в своей области с американскими BoeingиGEAviation. Аналогично TOTVS, крупнейший разработчик программного обеспечения в Латинской Америке, на долю которой приходится половина бразильского рынка и около трети регионального, заключает стратегические альянсы с компаниями Силиконовой долины в области облачных вычислений, мобильных приложений и пр.[3].
Таблица 3. Затраты бразильских компаний на промышленные исследования и разработки в 2010 г.
|
млн долл. по ППС |
в % к прибыли |
Petrobras |
943 |
0,8 |
Vale |
834,6 |
1,9 |
Gerdau |
122,9 |
0,7 |
CPFLEnergia |
102,5 |
1,5 |
TOTVS |
85,9 |
13,3 |
Embraer |
68,5 |
1,3 |
Randon SA |
59,4 |
2,8 |
WEG |
57,7 |
2,3 |
Braskem |
45,1 |
0,3 |
Источник: 2013 Global R&D Funding Forecast [Electronic resource]. - Advantage Business Media, 2012.- P.26. - URL:http://www.rdmag.com/topics/global-r-d-funding-forecast |
В поведении ТНК, создающих и использующих знания, можно выделить две стратегии. Первая - стратегия использования знаний - предполагает передачу интеллектуального капитала, созданного и накопленного в стране базирования ТНК, их зарубежным подразделениям. Таким образом, происходит внутрифирменный трансфер технологий, и принимающие страны получают доступ к готовым технологическим решениям. Это стратегия наиболее распространена в мире, страны БРИКС, предъявляя спрос на результаты интеллектуальной деятельности, являются привлекательными для ведущих ТНК. В рамках этой стратегии можно выделить два типа инновационного поведения компаний:
- Модификаторы - не осуществляют полного цикла НИОКР, но используют инженерные разработки для усовершенствования своих продуктов и процессов.
- Пользователи технологий - инновационная деятельность путем адаптации технологических решений, разработанных другими фирмами [2].
Такое положение зачастую было определено не только недостаточной конкурентоспособностью национальной инновационной системы, но и приходящими в национальную экономику ТНК развитых стран, ориентированных на поиск новых рынков сбыта, чей интерес к новым разработкам был связан только с адаптацией своей продукции к новому рынку. Так, в 1999 г. Zetax и Batik - бразильские производители коммутационных устройств, были приобретены LucentTechnologies. Дальнейшие опросы показали, что данная компания не была заинтересована в местных исследованиях, предпочитая концентрировать новые технологи в родительской компании.
Вторая стратегия ориентирована на создание нового знания. При этом зарубежные подразделения ТНК аккумулируют знания, создаваемые в принимающей стране, и передают их головной компании для использования в рамках корпорации. Эта стратегия формирует особые механизмы межфирменных взаимодействий, обеспечивающих поглощение нового знания.
Обмен информацией в процессе оптимизации затрат и повышения качества нового блага, участие в создании деталей и компонентов требует тесных контактов между производителями и потребителями знания. Таким образом, происходит образование кластеров в рамках ТНК, занимающихся исследованиями и разработками. При этом позиции технологического лидера компании позволяет ей выстраивать сотрудничество с национальными субъектами (университетами, предприятиями и т.п.), занятыми производством НИОКР, и формировать своего рода «тематическую сеть», работающую на удовлетворение потребностей отрасли как в области технологических решений, так и в области подготовки персонала.
Особенность обмена знаниями заключается в том, что они определенным образом «закодированы» и участники обмена должны находиться в схожем интеллектуальном пространстве. Поэтому круг участников сужается - значительная часть создаваемых новшеств приходится на Европейский Союз, США и Японию [5]. Однако ТНК развивающихся стран также перенимают данную стратегию и стремятся создавать собственные инновационные кластеры.
Наиболее показательным в этом контексте является пример бразильской компании Petrobras, которая является одним из мировых лидеров в своей отрасли по объему расходов на НИОКР. В 2008 г. компания потратила на эти цели сумму, эквивалентную 443 млн фунтов стерлингов [5, p. 38]. Столь высокая активность вызвана двумя причинами: с одной стороны, благоприятная мировая экономическая конъюнктура обеспечила рост объемов продаж и получение высоких доходов, с другой - государство в лице Национального нефтяного агентства (AgênciaNacionaldoPetróleo) требует от компаний направления 1 % полученной природной ренты на финансирование научных исследований и разработок, при этом 0,5 % должно доставаться университетам, занятым исследованиями в соответствующих областях.
Кроме сотрудничества с национальными субъектами инновационной деятельности, Petrobras активно наращивала кооперационные связи с зарубежными поставщиками нефтегазового оборудования и постепенно перешла от роли со-инвестора к роли координатора собственной инновационной сети. Для решения специфических проблем, возникающих при разработке нефтяных месторождений Бразилии, Petrobras инициировала создание R&D-лабораторий в сотрудничестве с Федеральным университетом Рио-де-Жанейро и крупнейшими поставщиками нефтегазового оборудования (Schlumberger, BakerHughes и др.).
Интерес крупнейших ТНК к сотрудничеству был вызван, в первую очередь, ёмкостью бразильского рынка и потенциалом его роста. Не менее привлекательным фактором был опыт разработки бразильских нефтяных месторождений, накопленных исследовательским центром Petrobras. Кроме того, компании признают, что бразильское образование формирует достаточно квалифицированную рабочую силу. FMCTechnologies предполагает увеличение сотрудников своих бразильских лабораторий со 160 до 250 человек.
Подобной стратегии придерживается и еще одна успешная бразильская компания Embraer, сумевшая за несколько лет занять лидирующие позиции не только в бразильской, но и мировой экономике. Компания выполняет роль координатора в цепочке формирования добавленной стоимости, включающей три уровня взаимодействий: между компаниями - проектировщиками; поставщиками комплектующих и компаниями, осуществляющими непосредственный процесс сборки. При этом первые два уровня представлены в основном ведущими международными фирмами (до 98 % комплектующих производится за пределами Бразилии), а непосредственный процесс сборки осуществляется в самой стране.
Особую роль в успехе корпорации Embraer сыграло наличие необходимой инновационной инфраструктуры в регионе SãoJosédosCampos - «Долине технологий», на долю которой приходится более 15 % экспорта страны. Здесь находятся предприятия крупнейших национальных (Avibrás, Petrobras) и иностранных (Volkswagen, Ford, GeneralMotors) компаний. Сопровождение инновационной деятельности включает также функционирование исследовательских центров и институтов. Согласно партнёрским соглашениям между Embraer и SENAI (Национальной службой подготовки кадров для промышленности) последняя осуществляет обучение до 40 работников корпорации в семестр. В свою очередь, Embrae rсоздает в рамках SENAI современную лабораторию, занимающуюся исследованиями в области телекоммуникации и автоматизированной обработки данных [4].
Таким образом, несмотря на сравнительно малые размеры, ТНК развивающихся стран демонстрируют высокую инновационную активность, предъявляют спрос на инновации. При этом залогом успеха становится встраивание их деятельности в мировые цепочки создания и трансфера нового знания.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 12-06-33026 мол_а_вед.
Рецензенты:
Коломиец Т.И., д.э.н., профессор кафедры общей и прикладной экономики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (Министерство образования Российской Федерации), г. Томск.
Барышева Г.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (Министерство образования Российской Федерации), г. Томск.
Библиографическая ссылка
Соболева Е.Н., Петиненко И.А., Редчикова Н.А., Чиков М.В. СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ БРАЗИЛЬСКИХ КОРПОРАЦИЙ: ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗНАНИЙ К РОЛИ КООРДИНАТОРА ИННОВАЦИОННОЙ СЕТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11265 (дата обращения: 04.11.2024).