Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И США: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Бессарабова И.С.
В статье актуализируется роль поликультурного образования для современного общества, которое характеризуется обострением этнических конфликтов, нетерпимостью к культурным различиям. На примере России и США автор показывает, что поликультурное образование становится магистральным направлением жизнедеятельности любого многоэтнического и многокультурного общества.

Проблема совершенствования образования принадлежит к числу тех педагогических проблем, которые с течением времени не теряют своей актуальности. Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие события в обществе. Опыт зарубежных стран, в частности США, показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде.

Проблемы терпимости в разных сферах личной и общественной жизни, так же как и ее антипода - экстремизма, являются особенно актуальными в ситуации современной России, которая отмечена ожесточением нравов среди некоторых групп населения, распространением агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Такая ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которыми осуществлен ряд исследований, опубликованы монографии и научные статьи по проблемам толерантности [4].

Как свидетельствуют результаты социологических исследований, толерантность и склонность к экстремизму среди россиян могут проявляться в самых разных областях и касаться различных аспектов взаимоотношений людей. Так, в целом, в современной России особенно остры противоречия между богатыми и бедными. Второе место после социально-экономических оснований возможных экстремистских выступлений россиян занимают причины, связанные с межнациональными отношениями [4, с.377-393].

Данная картина прямо противоположна ситуации в США, где главной причиной противоречий между гражданами страны по-прежнему остается цвет кожи. Даже те цветные американцы, которым удается добиться успеха, ощущают себя не такими, как все. Сегодня афроамериканцы занимают руководящие посты в более чем 300 городах США. Но несмотря на это, они продолжают испытывать чувство отчуждения от белого большинства, поясняя, что им приходится жить в двух мирах, в одном из которых о них судят по способностям, а в другом - главным критерием остается расовая принадлежность. Приведем конкретный пример. Афроамериканцы супруги Грейсоны проживают в престижном районе Нью-Йорка в роскошном многоквартирном доме более восьми лет. Глава семьи занимает пост заместителя мэра Нью-Йорка по вопросам финансов, а его жена является вице-президентом Национального медицинского фонда. По словам обоих супругов, им не раз приходилось испытывать пренебрежительное отношение со стороны белых жильцов своего дома, которые, будучи не знакомы с ними, отказывались впустить их в лифт, принимая за посторонних. В настоящее время в США существуют, так называемые «позолоченные гетто», районы, где проживают состоятельные афроамериканцы (Чэтем в Чикаго, Норт-Портал-Эстейтс в Вашингтоне), так как они по-прежнему встречают препятствия при покупке домов в районах, населенных белыми американцами [2, с. 32-33].

Ситуации, подобные описанным выше, очень точно характеризуются словами Глории Лэдсон-Биллингс из книги «За пределами Большого Дома» (так автор называет мир белых американцев): «Афроамериканцы получили право войти в этот дом, но так и не стали его частью» [6, p. 2].

Россия, как и США, является мультинациональной, мультирелигиозной и мультикультурной страной, население которой насчитывает около 150 млн. человек. В России проживают более 100 национальностей и этнических групп. Кроме русских, представляющих собой титульный этнос (81%), многочисленными нациями в стране являются татары, евреи, чуваши, башкиры, удмурты, марийцы и др. В России проживают и малочисленные народы, главным образом, на Севере (ненцы, эвенки, алеуты, негидальцы, ороки, тофалары и др.). Исторически сложившееся национальное и культурное многообразие в нашей стране сказалось на системе основных ценностей отечественного образования, в частности, его обязательности и доступности для всех граждан. В то же время образовательная политика советского периода не отражала реальных проблем в отношении различных этнических групп.

Обратимся вкратце к некоторым историческим этапам развития образования в нашей стране, которые явились предпосылками поликультурного образования в России.

В середине 50-х гг. ХХв. с приходом к власти Н.С.Хрущева многим депортированным народам (калмыкам, чеченцам, балкарцам, российским немцам и др.) было разрешено вернуться на родину. Согласно политике Н.С.Хрущева, все люди, проживавшие на территории СССР, должны были стать русскоязычными. При этом родные языки рассматривались в качестве помехи для совершенного овладения русским языком. Данная идея нашла отражение в Программе КПСС (1961г.), провозглашавшей в качестве главной задачи партии создание «общенародного государства». При этом подразумевалось, что в процессе построения бесклассового общества будет происходить стирание национальных различий, не исключая языковых. Данную политику продолжил Л.И.Брежнев, в период правления которого в жизнь претворялась идея формирования «советского человека». Русификация, т.е. обязательное изучение русского языка во всех учебных заведениях страны, считалась необходимым условием рождения гражданина нового типа. Во всех школах страны основное внимание и финансовые средства были направлены на изучение русского языка. В связи с экономическими потребностями СССР, правительственные структуры проводили политику ускоренного перевода образования национальных меньшинств на русский язык обучения, который приобрел статус языка межнационального общения. Следовательно, языки национальных меньшинств, проживавших в стране, остались без внимания, что явилось причиной потери многими этническими группами своих родных языков и культур [5].

Данная политика партии и правительства СССР, направленная на ассимиляцию и русифицирование наций, на создание новой исторической общности «советский народ», аналогична политике «плавильного котла», проводимой в США, с целью «переплавить» все национальные, культурные и этнические различия прибывавших в страну иммигрантов, а также коренных американцев (индейцев), обязывая каждого изучать английский язык и англоевропейскую культуру среднего класса.

Вследствие глубоких политических, демографических и социальных перемен в российском и американском обществе, и в мире, которые произошли во второй половине ХХв., ассимиляционистская политика не оправдала себя. На смену ей пришло осознание важности этнического разнообразия как непременного условия культурного богатства и стабильности страны. Терпимость и многообразие стали ориентирами для ХХI века.

В этой связи мировая педагогическая мысль начала разработку соответствующей образовательной стратегии. Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом и поликультурном обществе была названа одной из главных в документах ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы.

В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивалось, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой, - привить ему уважение к другим культурам [3, с. 5].

Следовательно, поликультурное образование становится сегодня главной силой, способствующей выживанию и развитию людей не только в России, но и в мире в условиях глобальных антропогенных проблем, этнических конфликтов.

Российские и американские исследователи не дают универсального определения поликультурного образования. Полагаем, что различные подходы к его определению объясняются наличием большого количества трактовок понятия «культура», являющегося ключевым в поликультурном образовании.

Мы систематизировали многочисленные определения поликультурного образования, представленные американскими авторами, по следующим признакам: поликультурное образование - идея, концепция, философия; реформаторское движение; идея и движение за реформирование; область научного исследования [1].

В целом, отечественные ученые понимают поликультурное образование, как процесс овладения учащимися знаниями о различных культурах своей страны и мира, понимания общего и особенного в родной культуре и мировой с целью духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования умений и навыков для осуществления взаимодействия в условиях поликультурности как российского, так и мирового сообщества.

Учитывая взгляды отечественных и американских авторов, наше понимание поликультурного образования сводится к следующему: поликультурное образование - это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, а не отдельные курсы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоения знаний о родной и общенациональной культурах, вооружения учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, а также формирования толерантного отношения к культурным различиям - качеств, необходимых для жизни в поликультурном мире.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США: Монография.-Волгоград: Перемена, 2008.364с.

2. Гаганова О.К. Поликультурное образование в системе общего школьного образования США: Дис.... канд. пед. наук. Институт теории образования и педагогики РАО. М., 2003.

3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование-актуальная проблема современной школы//Педагогика.-1999.-№4.-С.3.

4. Толерантность /Общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. 416с.

5. Хайруллин Р.З. Состояние и перспективы развития национальных систем образования в России//http:tatar-history.narod.ru /federal.htm.

6. Ladson-Billings G. Beyond the Big House. New York: Teachers College Press, 2005. 212p.


Библиографическая ссылка

Бессарабова И.С. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И США: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1115 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674