Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Поксыряева О.Н. 1 Бахор Т.А. 1 Зырянова О.Н. 1
1 Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального университета
В статье анализируется добровольческая деятельность студентов педагогического института в рамках проекта «Мы вместе!», поддержанного «Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности». Театрализованные представления, мастер-классы по темам «Декупаж», «Квиллинг», «Фильцевание», «Скрапбукинг», выставки художественного и технического творчества и др. позволяют интегрировать детей группы риска (в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья) в среду здоровых детей. Развитие общей культуры личности особенных детей способствует их эффективной социализации. Инновационные технологии социального проектирования, целостного развития личности и активного творческого досуга активно используются студентами в работе с детьми группы риска. Подобная проектная деятельность позволяет успешно решать задачи профессиональной подготовки будущих педагогов, способных понимать значение культуры как важнейшей формы человеческого существования, руководствоваться современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.
Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности
профессиональная подготовка педагогов
инновационные технологии
интеграция детей
совместное творчество
досуг
социальная работа
добровольчество
1. Бахор Т.А., Яковлева Е.Н., Мазова О.Л. Чтение народных сказок как основа интеграционной образовательной деятельности в ДОУ // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - URL:www.science-education.ru/111-10095(дата обращения: 31.10.2013).
2. Закон Красноярского края о краевых социальных грантах от 09.06.2011 № 12-5977. - URL: http://www.sobranie.info/lawsinfo.php?UID=8838 (дата обращения: 31.10.2013).
3. Затуливетер Л.А. Организованный досуг как фактор воспитания и развития учащихся: Дис... канд. пед. наук. - Липецк, 1998. - 211 с.
4. Иванникова Е.Д. Социализация подростков «группы риска» в социокультурных условиях современной России (на материалах Ставропольского края): Автореф. дис... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2009. - 24 с.
5. Соловьева Е.Е. Интеграция педагогических условий воспитания учащихся группы риска в общеобразовательной школе: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Оренбург, 2008. - 21 с.

Одним из приоритетных направлений в работе Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» (далее - краевой фонд науки) является «Образовательная система, развитие и использование кадрового и научного потенциала края». Поддержка краевым фондом науки в 2013 г. проекта студентов Лесосибирского педагогического института - филиала СФУ (далее - ЛПИ) «Мы вместе!» соответствует основным направлениям социальной политики, важнейшими среди которых являются «совершенствование системы социального партнерства и социального обслуживания посредством вовлечения граждан и организаций; разработка и распространение инновационных механизмов оказания социальных услуг населению» и др. [2].

Преподаватели и студенты Лесосибирского педагогического института - филиала СФУ регулярно участвуют в различных грантовых конкурсах, проводимых не только краевым фондом науки, но правительством Красноярского края (грантовая программа «Социальное партнерство во имя развития»), Фондом Михаила Прохорова (грантовые программы «Академическая мобильность», «Студенческая мобильность», «Спорт и здоровье» и т.д.), Сибирским федеральным университетом и др.

Студенты и преподаватели института за последние 3 года подали около 200 заявок на участие в грантовых конкурсах. Так, более 30 студентов, поддержанные Фондом М. Прохорова по программе «Студенческая мобильность», участвовали в различных Всероссийских и международных конференциях, занимались в научных библиотеках крупнейших университетов страны (гг. Москва, Санкт- Петербург, Новосибирск, Томск и др.).

Изданием хрестоматии печатных и электронных материалов завершился проект «Семейные ценности, воплощенные в народных верованиях, обрядах и обычаях представителей этносов, проживающих в Енисейском, Пировском, Казачинском районах Красноярского края», поддержанный Сибирским федеральным университетом. Осознавая, что ЛПИ - филиал СФУ готовит педагогические кадры для образовательных учреждений, руководство института и преподавательский состав нацелены на формирование профессионально значимых качеств у будущих учителей. В процессе реализации названного выше проекта студенты не только общались с населением северных территорий, собирали и обрабатывали информацию о семейных обрядах и обычаях татар, чувашей, русских, проживающих в гг. Лесосибирск, Енисейск, Пировском и Казачинском районах, но и изучали материалы в фондах Енисейского и Красноярского краеведческих музеев, Лесосибирского городского музея леса и др. Собранный материал позволил провести более 10 тематических мероприятий в общеобразовательных школах, Центрах дополнительного образования детей, коррекционной школе: студенты рассказывали о родильных, свадебных, рекрутских, похоронных обрядах сибирских татар, чувашей, казаков и др. народов, проживающих в Красноярском крае.

Студенты ЛПИ - филиала СФУ участвовали в разработке и реализации проекта «Дзюдо - для всех», позволившего отдохнуть в летнем спортивном лагере 25 ребятам из семей с низким прожиточным уровнем.

Поддержанный правительством Красноярского края в рамках программы «Социальное партнерство во имя развития» проект «Даруя жизнь» (2009 г.) положил начало волонтерскому донорскому движению в институте, в процессе которого 10-15 студентов сдают кровь ежемесячно. Именно этот проект активизировал деятельность студентов ЛПИ-филиала СФУ по организации помощи людям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства. Так, весной 2011 г. инициативная группа студентов филологического факультета организовала сбор средств на лечение больного лейкозом трехлетнего мальчика, после чего такие акции стали регулярными. Многие выпускники института, бывшие участники проекта «Даруя жизнь», после окончания вуза продолжают заниматься волонтерской деятельностью, организуя сбор средств на лечение больных детей, используя социальные сети. Этот многолетний опыт реализации социальных проектов, в т.ч. направленных и на работу с детьми, находящимися в сложных жизненных обстоятельствах, способствует эффективному формированию у выпускников нашего вуза профессионально значимых качеств.

Проблема социализации детей группы риска и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится особенно актуальной в связи со снижением уровня материального благосостояния людей, в том числе тех, кто проживает в восточной части России, увеличивающейся безработицей (особенно скрытой), неопределенностью ценностной системы, кризиса семьи, резким ухудшением экологической ситуации. Таким детям присущи аномалии физического, психического, социального развития; речь идет, прежде всего, о проблемах со здоровьем, трудностях в воспитании и обучении, ограничении возможностей физического развития, сиротстве и др. Не способствуют преодолению указанных особенностей развития детей и другие рискогенные факторы: «неполные, малообеспеченные, многодетные семьи, семьи мигрантов, семьи с престарелыми родителями, с повторными браками и сводными детьми», «педагогическая несостоятельность родителей, их низкий общеобразовательный уровень», «деформированные ценностные ориентации семьи» [4].

В анкетах родителей детей с ОВЗ, воспитанников Центра социального обслуживания г. Лесосибирска, заполненных в марте 2013 года, были высказаны следующие пожелания: «проводите больше мероприятий, где дети могли бы встречаться и общаться со своими сверстниками и другими детьми»; «хотим, чтобы чаще проводились специальные мероприятия в общеобразовательных учреждениях, чтобы чаще велись беседы со школьниками о детях с ограниченными возможностями»; «хотим, чтобы в обществе воспитывалось уважение к детям-инвалидам, не надо их отбрасывать на второй план», «наши дети хотят общаться не только друг с другом, но и со здоровыми детьми».

Проект «Мы вместе!», разработанный и реализованный студентами ЛПИ, был нацелен на совершенствование системы социального партнерства, поиск новых форм работы с детьми и подростками группы риска с целью их реабилитации и адаптации, вовлечения в сферу творческой, спортивной и социальной активности. В группу риска (в широком значении этого термина) входят дети и подростки «с проблемами в развитии», «дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств, дети из неблагополучных, асоциальных семей, дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке» и др. [5]. Основными технологиями, которые были использованы волонтерами, стали социально-воспитательная технология целостного развития личности и активного творческого досуга и социальное проектирование.

Развиваясь, волонтерское движение студентов вовлекало в добровольческую деятельность жителей северных территорий Красноярского края (гг. Лесосибирск, Енисейск, Енисейский, Казачинский, Пировский, Северо-Енисейский районы), способствуя проявлению активной гражданской позиции у людей разных возрастов и разного социального статуса. В процессе реализации проекта решались следующие задачи: повышение социальной активности детей группы риска, в том числе детей с ОВЗ, вовлечение их в социально-культурную, спортивную деятельность; преодоление настороженного отношения населения к указанным группам детей и подростков; развитие профессионально значимых компетенций у студентов педагогического института посредством их задействования в организации и проведении культурно-просветительской деятельности среди детей группы риска, в их числе детей, подростков и молодёжи с ОВЗ.

Основное внимание волонтеры уделяли организации и сопровождению досуговой деятельности детей группы риска, исходя из того, что досуг - «одна из разновидностей активного процесса моделирования действительности, которая социализирует, воспитывает и развивает личность школьника» [3]. Результатом систематической работы студентов среди населения стало уменьшение недоверия горожан к способностям детей и подростков группы риска, в том числе и детей с ОВЗ.

Основные мероприятия проекта «Мы вместе!» были реализованы во внеурочное время, в досуговой деятельности, позволяющей детям в свободное от учебных занятий время развивать те способности, которые делают процесс социализации более эффективным. В современной педагогике досуг детей и подростков определяют как «обязательный, закономерный и равноправный вид воспитывающей и развивающей деятельности» [3]. При выборе форм взаимодействия с благополучателями грантового проекта волонтеры исходили из того, что личностно-ориентированная досуговая деятельность, находящаяся «в имманентной связи с обучением и воспитанием», нацелена на сохранение «традиции воспроизводства норм человеческой жизни, воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий» [3]. Опираясь на современные технологии социализации личности, студенты волонтеры отдавали предпочтение интегрированным формам творческой деятельности детей группы риска, детей с ОВЗ и здоровых детей, что благотворно воздействовало на формирование у детей способности ориентироваться и адаптироваться в современном социально-культурном обществе. Включенность детей группы риска и детей с ОВЗ в здоровую среду позволяет решать задачи восстановления и укрепления социальных взаимосвязей в детской и подростковой среде, которые «традиционно были факторами, формирующими личность подрастающего поколения» [5].

При работе с детьми младшего школьного возраста волонтеры опирались на опыт работы в ДОУ с поправкой на возраст участников проекта. Восприятие сказок «стало основой интегрированной образовательной деятельности познавательно-речевого направления <...>, сказки, формирующие эстетические и нравственные представления ребенка, способствуют его самоидентификации» [1]. Дети группы риска и дети с ОВЗ были введены в состав труппы студенческого театра, подготовившего постановку сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Большая часть привлеченных детей играли роли участников массовых рождественских гуляний, участников свиты короля, разбойников с соответствующими репликами. Плодотворной была работа студентов по определению детьми характеров своих героев, манеры разговаривать, ходить и т.д. Много времени волонтеры уделяли детям с ОВЗ, которые не могли играть на сцене. Студенты сразу же нацелили их на создание декораций к пьесе: был прочитан текст сказки, проведены беседы о значении пейзажа, интерьера в выявлении авторской позиции. При создании рисунков - декораций дети знакомились с работами русских и зарубежных художников, выявляли преобладающие у них цвета, ориентировались на их манеру. Волонтеры организовали серию мастер-классов, в которых художники Лесосибирска и Енисейска рассказывали детям с ОВЗ и детям группы риска о секретах живописи. Рисунки детей, транслируемые с помощью проектора на специальный экран, и стали основными декорациями происходящих на сцене событий. Волонтеры тщательно готовились к каждому занятию, так как свою задачу видели в организации совместной деятельности особенных детей и детей здоровых, что позволяло детям группы риска, особенно детям с ОВЗ, осваивать адекватные социальные роли, строить адекватные отношения друг с другом.

Особенно активно дети группы риска и дети с ОВЗ участвовали в подготовке выставки художественного и технического творчества, в секциях которой были представлены экспонаты, изготовленные в основном учащимися общеобразовательных школ. Дети, на социализацию которых был направлен проект «Мы вместе», подготовили рисунки на тему «Мой родной край» и поделки из природного материала. Дети и подростки группы риска, обучающиеся в коррекционной школе VIII вида, подготовили вместе с ребятами общеобразовательных школ, занимающихся в Центре дополнительного образования, экспозицию «На рейде», в которой были представлены модели яхт, подводных лодок, катеров, паромов, барж. Исходя из пожеланий детей с ОВЗ - авторов экспонатов, в речи «экскурсовода» не только назывались их имена и фамилии, но и интерпретировались сюжеты рисунков и поделок, указывались особенности изготовления и функционирования моделей.

Формированию эстетического отношения к жизни способствует приобщение детей к системе художественных ценностей, знакомство с разными видами художественно-творческой деятельности.

Волонтеры, участвующие в реализации проекта «Мы вместе!», обладающие различными творческими способностями в разных видах деятельности (лепка, хореография, изобразительное искусство, художественное слово, вокал и т.д.) занимались с детьми, которые не могут себе этого позволить в платных организациях и у платных преподавателей. Ребят из группы риска, детей с ОВЗ и здоровых детей объединила творческая деятельность, направленная на подготовку празднования Нового года. Активно работали мастерские по квиллингу, декупажу, скрапбукингу, фильцеванию. Валяние из шерсти игрушек (котят, тигрят, белочек, зайчиков) сопровождалось обсуждением характера каждого животного. Дети предлагали разные способы передачи характера животного в изготавливаемой игрушке. В мастерской по декупажу изготавливались елочные шары, снежинки, колокольчики, что воспитывало не только эстетический вкус детей, но и развивало у них чувство композиции. Обучая детей квиллингу, студенты помогли им изготовить бумажные сердечки, ромбы, сосульки, которые украсят елки не только в школе и школьном дворе, но и на улицах города. Попутно ребята знакомились со свойствами того или иного цвета (красного, оранжевого, желтого и др.).

Узнавая тайны скрапбукинга, дети изготовили своими руками новогодние открытки, основным элементом которых был новогодний (рождественский) предмет: елочка, сапожок, носок, звездочка и др. Во время изготовления этих открыток, дети знакомились с традициями празднования Нового года у разных народов. Особый интерес вызвали новогодние обряды народов, проживающих в Красноярском крае. Студенты помогли детям выявить в этнокультурах сибирских татар, чувашей, немцев, казаков и др. составляющие нравственного народного кодекса, без знакомства с которым невозможно гармоничное развитие современного человека. Элементы новогодних обрядов были воспроизведены в открытках. Материалы и инструменты для поделок были приобретены на средства, выделенные для реализации проекта Красноярским краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности. Рисунки и поделки всех ребят: детей группы риска, детей с ОВЗ, здоровых детей, которые приняли участив в интегрированных мастер классах, - были выставлены на благотворительных аукционах, средства от которых будут использованы на приобретение материалов для будущей культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, избранные формы культурно-досуговой деятельности, позволяя интегрировать детей группы риска, в том числе и детей с ОВЗ, в гуманистическую среду, определяют успешность их социализации.

Рецензенты:

Шарифуллин Б.Я., д.фил.н., профессор, зав. лабораторией речевой коммуникации Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск.

Евсеева И.В., д.фил.н., зав. лабораторией теоретической и прикладной лингвистики Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск.


Библиографическая ссылка

Поксыряева О.Н., Бахор Т.А., Зырянова О.Н. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11094 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674