Введение
В статье рассматривается понятие «сетевое образование» в контексте ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон) [23], в которой говорится о сетевой форме реализации образовательных программ, что обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Таким образом, в Законе определено понятие «образовательная сеть» (далее по тексту – ОС). ОС представляет собой инстуциональную конфигурацию, в каждой организации которой, являющиеся узлами ОС, есть что-то, представляющее интерес для данной осваиваемой обучающимся конкретной образовательной программы: оригинальные или очень дорогие модели и установки, научно-педагогические школы, уникальные курсы и т.д. [20].
В статье авторами рассмотрена практика сетевого образования в России и за рубежом. Рассмотрение позволило прийти к выводу, что в образовании сеть горизонтальная и самоорганизующаяся. Доминирующие в ней связи и отношения – не субординационные, а информационные и кооперационные, партнерства и сотрудничества и в этом плане высшей формой сетевых взаимодействий является взаимодействие равных – peer-to-peer (p2p) [2].
В последние годы образование все в большей степени ориентируется на компьютеры и электронные версии учебного материала – таков запрос нашего времени. Конечно, современные студенты – активные пользователи информационных технологий, адаптируются в современном мире намного проще и быстрее. Интернет открыл студентам легкий доступ к учебным материалам, позволил достаточно эффективно готовиться к предстоящим экзаменам, курсовым, семинарам; почти «заменил» профессора – все чаще для реализации индивидуальной образовательной траектории студентам требуется лишь «тьютер» – наставник, который не даст потеряться в реальной сети информации. Однако следует сказать, что неверно использовать термины «сетевое обучение» и «сетевые образовательные программы» по аналогии с компьютерной сетью. Сетевое образование представляет скорее социальное явление [19].
Сетевое образование не следует отождествлять с использованием компьютерной сети или торговой сети, в которых сетевая идеология и основная польза заключается в снижении совокупной стоимости владения компонентом сети. Образование в сетевой форме не сводится к использованию компьютера, а связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры. Собственно, речь идет о качественно новой «сетевой педагогике», в настоящее время практически не разработанной и не исследованной. И любая массовая компания компьютеризации весьма далека от идей и живых процессов сетевого образования, хотя новые информационные технологии, по-видимому, станут его естественным элементом.
Опираясь на известные реализованные проекты [3, 11, 13, 21], авторы пришли к выводу, что понятия «сетевое образование», «сетевые формы образовательных программ», «сетевые формы реализации образовательных программ», «сетевые образовательные программы», хотя и имеют небольшие различия, принципиально меняют концепцию аналитического обзора.
Идеи сетевого подхода в образовании наиболее ярко представлены в Болонском процессе – процессе сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, и в России начались прямые обращения к документам Болонского процесса. Стимулом для обращения к идеям Болонского процесса стало признание необходимости создать такую образовательную систему, которая, будучи включенной в деятельность рыночных механизмов, могла бы выступать на равных и даже конкурировать с европейской.
Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачета кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.
Цель декларации – установление европейской зоны высшего образования, а также обеспечение конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит четыре из семи ключевых положения, имеющих прямое отношение к реализации образовательных программ в сетевой форме:
1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
2. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов – в России зачетных единиц [14]). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
3. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
4. Содействие европейской философии высшего образования, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Достоинства Болонского процесса в развитии горизонтальных сетевых технологий состоят в следующем: расширение мобильности студентов и преподавателей (мобильность обозначена для 27 стран – членов Евросоюза, межинституциональное сотрудничество университетов, единые принципы признания результатов обучения, расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на общеевропейский рынок труда.
Присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года дало новый импульс модернизации высшего образования в России. Для университетов России многое изменилось за прошедшие 10 лет, в частности:
1. Приказом Минобрнауки РФ от 06.08.2009 г. № 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников» (далее по тексту – Приказ 284) утвержден порядок проведения аттестации профессорско-преподавательского состава вузов. Основными показателями успешности работы аттестуемого работника выступают [10]:
- результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за период, предшествующий аттестации;
- личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ;
- личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний;
- участие в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий.
2. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» предусматривается увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента. Была принята как рабочая концепция, что инновационный характер экономики начинается с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития России [9, 18].
3. Проведение в течение 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы по критериям, соответствующим Приказу 284.
Принятие в декабре 2012 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон), которым в ст.13 и 15 определяется сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) как форма, обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Причем в Законе не рассматриваются какие-либо специальные образовательные программы при использовании в сетевом варианте.
4. В соответствии с Приказом Рособнадзора от 25.10.2011 № 2267 «Об утверждении критериев показателей и необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» во всех вузах разработаны учебно-методические комплексы (далее по тексту – УМКД), в состав которых входят [6]:
- рабочая программа (программы) учебной дисциплины, включая электронную версию;
- учебники и учебные пособия, соответствующие рабочей программе, включая их электронные версии;
- дидактические материалы для практических и семинарских занятий, задачи, задания, упражнения, кейсы, сценарии деловых игр и др., включая их электронные версии;
- методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении дисциплины;
- методические рекомендации для преподавателей , ведущих практические (семинарские) занятия по эффективным средствам, методам и технологиям обучения;
- фонд оценочных средств – педагогические измерительные материалы (контрольно-измерительные материалы), предназначенные для оценки качества освоения студентами программы дисциплины; перечень вопросов к зачету и экзамену; тестовые комплекты; оценочные кейсы (междисциплинарные) и т.д.
5. В статье «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России» [19] авторы пишут, что в течение последних лет Россия предпринимает важные шаги по достижению конкурентоспособности своих университетов, однако в российском университетском образовании не произошел серьезный прорыв. Например, научная продуктивность пока не увеличилась. А тем временем в мире повсеместно реализуются проекты усугубляющие положение России. Причем в последние семь лет за счет публикаций мировых рейтингов значительно усилился интерес к критериям рейтингования.
Неполный список произошедших изменений указывает на то, что российская высшая школа готова к сетевой форме реализации образовательных программ: профессорско-преподавательский состав освоил новые образовательные технологии (п. 1); результаты их научной деятельности близки к мировому уровню (п. 2); для формирования единого образовательного пространства в России проведен мониторинг эффективности вузов (п. 3); УМКД создают прекрасные возможности для организации компьютерного обучения в режиме дистанционного или электронного обучения.
Но, как сказано в Законе, использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договоров между сетевыми организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации могут совместно разрабатывать и утверждать образовательные программы.
Зарубежный опыт применения сетевых форм реализации образовательных программ [27] сводится к следующему:
1) Общие тенденции
Общие тенденции, базирующиеся на сетевых формах реализации образования, сводятся к следующим моментам:
- передача на аутсорсинг (использование сетевого формата) определенных функции и полномочий типа: прием-набор студентов (агенты, школы, проведение конкурсов и олимпиад); составление заданий, программ, планов, траекторий (консультанты, заказчики, потребители); составление курсов, учебников, разработка образовательных технологий (наука, IT, дизайнеры); поддержка исследовательских платформ (частные компании, консорциумы); работа тьюторами, консультантами; оценивание компетенций студентов, преподавателей, вузов (внешние организации, потребители, сообщества); администрирование (логистика) образовательного процесса для студентов (оператор, не обязательно из вуза; трудоустройство выпускников (кадровые агентства) и т.д.;
- практика выбора курсов из разных источников в объединенных дистанционных и интегрированных университетах;
- разработка мульти-университетских программ под инновационные проекты (один из университетов должен быть лидером-координатором - vendor);
- международное кросс-университетское обучение (особенно в случае бизнес-образования);
- взаимное признание образовательных модулей (кредитов за курсы – credit) – кросс-университетское обучение (модули, курсы берутся из разных университетов, образовательная программа определяется заказчиком или оператором – сoursera);
- двусторонние (трехсторонние) межуниверситетские соглашения, создание образовательных консорциумов (с выдачей двойных дипломов, степеней, с обменами студентами и т.п.);
- создание распределенных ресурсов для целей образования, включая «облачные ресурсы»;
- организация совместных исследовательских лабораторий, центров коллективного пользования, в первую очередь, с целью экономии денег.
2) Лидерство в кооперации университетов
В организации сетевого сотрудничества между университетами большое внимание уделяется внедрению принципов мышления категориями коллаборативного взаимодействия внутри самой образовательной организации от рядовых сотрудников до высшего руководства, приобретение компетенции сотрудничества. В этой связи представляется важным представить для ведущих специалистов организации (прежде всего, руководства) основные мотивы сотрудничества даже внутри одной организации.
3) Отношение Европа – США.
Осуществляется «Программа Сотрудничества Высшего образования ЕС/США» [15]. Евросоюз и США работают совместно для улучшения взаимопонимания их граждан и оптимальной подготовки граждан для работы в современном мире. Программа способствует развитию международных учебных планов для профессионального обучения и обучения языкам, осуществление образования и обменов студентами. В частности, в программу входят:
1) объединенные и двойные степени, независимо от количества реализующих обучение университетов;
2) финансирование мобильности студентов;
3) установление одинаковых принципов оценки и реализации и оценки высшего и дополнительного образования, признание квалификаций и аккредитаций.
4) Мобильность студентов
В последние годы, в то время как число университетов, которые сосредотачиваются на посылке студентов в другие страны, увеличивается, (например, Гарвардский университет рассматривает зарубежное образование как требование завершения обучения студентов), некоторые университеты стремятся приобрести способных студентов, продвигая системы стипендиального обеспечения, улучшая программы поддержки: «Двойной Диплом», «Совместный Диплом» и помощь в разработке курсов, в которых студенты могут получить степень на английском языке [26].
5) Работа с регионами
Инициативы, направленные на развитие регионов и которые берут на себя университеты, состоят в следующем:
- внедрение открытых для граждан семинаров;
- организация профессионального, включая бизнес-образование, и непрерывного обучения;
- развитие человеческих ресурсов, которые требуют местные общественные организации для активизации региональной экономики;
- участие в деятельности регионального консорциума, организованного местными общественными организациями;
- разработка образовательных программ, которые требуют местные общественные организации;
- для укрепления сотрудничества университетов и отраслей промышленности предпринята инициатива введения «интернатуры» в компаниях;
- предложения по использованию университетских интеллектуальных ресурсов в компаниях, чтобы активизировать креативность при разработке инновационной продукции. Поэтому осуществляются инициативы по активизации трансфера технологий.
6) ИКТ - технологии
Для образовательных целей разработан бесплатный пакет «Google Apps Education Edition» [28]. Google Apps Education Edition – это Web-приложения на основе «облачных технологий», предоставляющие учащимся и преподавателям учебных заведений возможности, необходимые для эффективного общения и совместной работы. Пакет «Google Apps Education Edition», по мнению разработчиков, «содержит бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться». Основные преимущества использования Google Apps Education Edition в образовании с точки зрения пользователя:
1) минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет);
2) облачные технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб- браузера);
3) пакет «Google Apps Education Edition» поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями;
4) работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в Интернете;
5) все операции в пакете «Google Apps Education Edition» бесплатны.
Современные компьютерные технологии позволяют учащимся и преподавателям использовать для общения и работы любые современные гаджеты: ноутбуки, компьютеры, смартфоны, мобильные телефоны и т.д. Пакет «Google Apps Education Edition» поддерживается самыми разными устройствами, поэтому он является общедоступной и универсальной IT-технологией для работы в образовательной среде.
7) Коллоборации университетов
а) Группа университетов Великобритании – Birmingham, Leicester, Loughborough, Nottingham, Warwick and Aston организовали коллоборацию для совместного использования дорогостоящего оборудования. URL: http://www.birmingham.ac.uk/research/collaborators/university-collaborations.aspx.
б) Университет в Сингапуре – Singapore University of Technology с университетом США – Massachusetts Institute of Technology (MIT) скооперировались в следующем:
1) развитие курсов аспирантуры;
2) совместное преподавание предметов;
3) студенческий обмен;
4) развитие факультетов Singapore University of Technology;
5) создание крупного совместного научно-исследовательский центра, расположенного и не в Сингапуре, и не в США.
в) Он-лайн курсы – дистанционное и электронное обучение
2012 год издание «The New York Times» назвало годом MOOCs (MOOC — Massive Open Online Courses – массовые открытые для всех компьютерные курсы). Это нововведение возглавляют университеты в США, относящиеся к «Лиге Плюща» – Принстон, Гарвард, Стэнфорд, Йель, MIT. Элитные вузы всего мира присоединяются к нему каждую неделю. В конце 2011 года более 160 тысяч человек подписались на курс по искусственному интеллекту.
В России в настоящее время сформирована сеть из 40 ведущих-вендорных университетов[1] [5, 7, 8, 16, 17], которая включает:
- два ведущих классических университета, имеющих особое правовое положение – МГУ им.М.В. Ломоносова и СПбГУ – совокупный объем финансирования программ развития данных вузов из средств федерального бюджета в 2010-2011 годах составил 10 млрд. рублей;
- девять федеральных университетов – всего на реализацию программ развития федеральных университетов в 2007-2012 годах из средств федерального бюджета было направлено 31,034 млрд. рублей (с 2011 года Сибирский и Южный федеральные университеты реализуют свои программы развития без привлечения бюджетных ассигнований);
- 29 университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет» (далее – НИУ) – всего на реализацию программ развития НИУ из средств федерального бюджета было направлено 34,8247 млрд.рублей, в том числе в 2009 году – 2,9469 млрд.рублей, в 2010 году – 9,2026 млрд.рублей, в 2011 году – 10,7471 млрд.рублей, в 2012 году – 11,9281 млрд. рублей.
Совокупный объем финансирования программ развития ведущих университетов из средств федерального бюджета за период 2007-2012 годов составил 75,8587 млрд. рублей
Одной из форм сетевого взаимодействия является консорциум вузов [24, 25]. Его примером может служить созданный в 2009 г. на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики консорциум вузов сервиса, объединяющий 12 вузов РФ с численностью 165 тыс. студентов и 7 тыс. преподавателей. В рамках данного консорциума обозначено 30 направлений сотрудничества (совместная разработка и реализация инновационных проектов, организация мобильности студентов и преподавателей, объединенный ГАК, распределенные электронные ресурсы и др.). Стратегической целью консорциума является качественная многоуровневая подготовка специалистов для индустрии сервиса России, соответствующая международным стандартам. Участники этой образовательной структуры позиционируют себя в качестве федеральной инновационной площадки, способной самостоятельно решать важные для страны задачи.
Интересный опыт сетевого взаимодействия вузов в единой образовательной информационной среде накоплен на базе Томского национального исследовательского университета (ТГУ) и его деловых партнеров. ТГУ является соучредителем Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет», а также Суперкомпьютерного консорциума университетов России совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова, Нижегородским и Южно-Уральским университетами. Сетевая структура консорциума включает в себя семь научно-образовательных центров (НОЦ), созданных на базе ведущих университетов в федеральных округах. В состав НОЦ, как правило, входят не только вузы, но и академические институты, организации бизнес-сообществ.
Проект «Сетевой Университет СНГ» был разработан в 2008 г. Международным фондом гуманитарного сотрудничества при активном участии Российского университета дружбы народов (РУДН). В нем участвуют 16 вузов из 8 стран СНГ. В марте 2010 г. было подписано соглашение о создании сетевого консорциума 40 педагогическими вузами РФ.
Через механизмы сетевого взаимодействия отечественных вузов решаются задачи повышения гибкости и мобильности обучения студентов (ГУ ВШЭ и Уральский федеральный университет); совместная подготовка бакалавров (МФТИ и АНХ). Имеется также определенный опыт сетевого взаимодействия вузов с предприятиями и организациями инновационного сектора экономики (Московский институт электронной техники, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова и др.), с крупными научными центрами (МИФИ – с предприятиями и организациями ядерно-оружейного комплекса). МИЭТ является участником сетевого образования – инновационного территориального кластера «Зеленоград», ядро которого формируют около 20 компаний. В него также входят Московская государственная академия делового администрирования, Институт международного бизнес-образования, научные и инновационные центры и НИИ, малые предприятия и объекты научно-технической инфраструктуры. Общее количество участников данного сетевого образования – 150. В 2011 г. совокупная выручка участников кластера от реализации инновационной продукции составила 24,7 млрд. рублей.
Участниками кластерных образований являются большинство национальных исследовательских университетов. К тому же активизировались процессы поиска новых форм взаимодействия между самими НИУ и другими вузами России. В декабре 2012 г. на базе Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва состоялось рабочее совещание проректоров классических университетов Приволжского федерального округа, на котором обсуждались вопросы развития сетевого взаимодействия в области научных исследований, опытно-конструкторских работ и реализации совместных инновационных проектов.
В рамках ядерного образовательного кластера России создан сетевой территориально распределенный инновационный образовательно-научный комплекс, который включает в себя все ведущие вузы страны, готовящие профильные кадры для атомной отрасли: НИЯУ МИФИ, МЭИ, РХТУ, МГСУ, МГГУ, МГТУ им. Баумана, МИСиС, СПбГПУ, НИТПУ, УрФУ, НГТУ, ЮУрГУ, УлГУ, ИГЭУ и ИрГТУ. Для реализации проекта образован Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК), в рамках которого обеспечивается подготовка более 80% кадров в интересах Госкорпорации «Росатом».
Существует проект Сибирского федерального университета совместно с Томским, Новосибирским, Иркутским научными центрами СО РАН, Томским государственным университетом, Томским государственным политехническим университетом по созданию четырех укрупненных кафедр по приоритетным направлениям фундаментальной подготовки специалистов и магистров: «Физические методы исследования и анализа», «Неорганические материалы и технология минерального сырья», «Биофизическая экология», «Биотехнология и микробиология»
Томский государственный университет организовал сетевое взаимодействие 60-ти университетов (33 региона из 7 федеральных округов) по повышению квалификации преподавателей вузов. В рамках проекта по 28 совместным сетевым программам повышения квалификации, разработанным по инициативе ТГУ, прошли обучение 410 человек из 49 вузов России (27 регионов, 8 федеральных округов).
В рамках реализации соглашения между МИЭТ и университетом Glyndwr (Глиндор Университет, Уэльс, Великобритания) о двойных дипломах, студенты-магистры направлены в Великобританию на очное обучение, которое продолжится в дистанционной форме и закончится в защитой магистерской диссертации, представленной на английском языке. Очное обучение магистров МИЭТ в Великобритании завершено в июле выдачей сертификатов. Модули, изученные студентами, будут зачтены как часть программы обучения в МИЭТ.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 [11] «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» разрешена реализация дополнительных профессиональных программ с использованием модульных, дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевых формах обучения. Концепция маршрутного или сетевого обучения [4, 12, 22] при повышении квалификации кадров используется в вузах, подведомственных Минобрнауки России, в соответствии с приказом Минобрнауки России №1098 от 26.12.2012. Повышение квалификации научно-педагогических работников вузов проводится при их командировании в ведущие вузы, определяемые конкурсным отбором предлагаемых программ.
Рис.1. Основные направления взаимодействия вузов с научными организациями
Основные направления сетевого взаимодействия вузов с научными организациями в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010г. № 218 [7, 24] представлены на рис. 1.
Рассмотрение отечественных и зарубежных подходов к практикам реализации сетевых форм образовательных программ позволяют провести их классификацию по критерию «субъекты сети». Предлагаемая классификация приведена в таблице 1.
Таблица 1. Классификация сетевых форм реализации образовательных программ
Группа |
Субъекты сети |
Русское/английское название |
Примеры реализации |
Примечания |
A |
Равноправные университеты |
Сотрудничество равных/peer-to-pee cooperation |
1.Европейские университеты 2. 3 Федеральных университетов России:СФУ, ЮФУ и САФУ заключили договор в феврале 2013 г. |
Планы создания «Клуба девяти» — клуб девяти федеральных университетов |
B |
Совокупность научных, технологических и образовательных организаций, предприятий, вузов, выполняющих на мировом уровне исследования, разработки |
Маршрутное обучение/Sharing Education Programme - SEP |
1. Российский ядерный инновационный консорциум (РЯИК) 2. Queen's University Belfast (Северная Ирландия) |
Типичным примером является сеть 54 центров коллективного пользования, сформированная Минобрнаукой России |
C |
Ведущие вузы – вендоры (vendor) и линейные вузы |
Сотрудничество нервных/unequal cooperation Мастер-классы – выездные циклы/vendoreducationalprogrammes |
1. Повышение квалификации ППС в системе вузов Минобрнауки России |
Ведущие вузы России: МГУ, СПбГУ, 9 ФУ и 29 НИУ |
D |
Ведущие вузы и обучающиеся (физические и юридические лица) |
Дистанционное обучение/distance learning |
1. СГА, МЭСИ 2. University of Massachusetts Online (UMassOnline). 3. University of Phoenix. 4. University of Idaho Engineering Outreach |
СГА – современная гуманитарная академия – негосударственный вуз |
E |
Ведущие вузы и обучающиеся (физические и юридические лица) |
Электронное обучение/e-Learning/ online education |
1. В России нет примеров 2. Massachusetts Institute of Technology: OpenCourseWare почти все курсу университета представлены в Web - сети, бесплатно |
|
Выводы
Одним из условий эффективного внедрения сетевой формы реализации образовательного процесса является рассмотрение мотивов всех участников, вовлеченных в сетевое обучение, – управления, администрирования, методической работы, авторской работы, преподавания, и т.п. Эти мотивы формируются и выявляются в разных формах взаимодействия между участниками сетевого образовательного процесса, которые можно классифицировать по пяти группам от группы А (сотрудничество равных с равной выгодой) до группы Е (диссеминация опыта как филантропическая деятельность). Важнейшие из этих форм, которые могут сочетаться при взаимодействии участников друг с другом, это (по мере объединения): конкуренция, кооперация, коллаборация (сотрудничество) и коллективная форма работы. Самой важной характеристикой будущего образования является умение работать в коллаборации, то есть такое участие в совместной работе, когда ее цели и задачи в такой же степени становятся осознанными целями и задачами участвующих в работе лиц. Казалось бы зачем университетам сотрудничать в борьбе за одного и того же студента. Сочетание конкуренции и сотрудничество отличает лидеров системы образования. Почему нужно сотрудничать с конкурентами? Рассмотренный опыт показал, что существует, по крайней мере, четыре мотива для российских университетов участвовать в реализации сетевого образования:
1) позволяет сконцентрировать усилия на совершенствовании достигнутого уровня развития за счет заимствования лучших образцов друг у друга;
2) доказательство искренности университета, если он признает, что другой университет лучше удовлетворяет потребности его студентов в каких-либо аспектах;
3) конкурентное сотрудничество порождает инновации, что может привести к более эффективным схемам организации образовательного процесса;
4) работа в сети ведет к образованию единого российского научно-образовательного пространства, что поможет интеграции России в мировые процессы.
Рецензенты:
Духанина Л.Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики естественнонаучного образования, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.
Путилов А.В., д.т.н., профессор, декан факультета управления и экономики высоких технологий, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.
[1] Университет-вендор —университет-поставщик брэнд-образовательных услуг, под чьей мировой маркой обеспечивается образовательный процесс.
Библиографическая ссылка
Шестак В.П., Весна Е.Б., Платонов В.Н. СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЛУЧШИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10981 (дата обращения: 11.09.2024).