Важным для настоящего момента в образовании является переосмысление содержания профессиональной подготовки будущих учителей информатики. В отличие от традиционного подхода, рассматривавшего в качестве содержания образования будущих учителей развитие готовности профессионально реализовать себя в рамках Российской системы образования, нам видится содержание профессиональной подготовки с учетом требований к развитию выпускника педагогического вуза с позиции актуальных на сегодняшний день вопросов об интеграции Российского образования в международное образовательное пространство и формированием в связи с этим их академической мобильности.
Под академической мобильностью будущего учителя информатики мы понимаем интегративную характеристику, выраженную в готовности преодолевать международные языковые и межстрановые барьеры для достижения поставленных учебных и научных целей с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Глобализация мировых процессов, в том числе и образовательного, подразумевает под собой создание единого поля деятельности, то есть международного образовательного пространства, в котором необходимо взаимодействовать, обладая специальными умениями и компетенциями. Необходимо, чтобы эти компетенции были связаны с новейшими информационными и коммуникационными технологиями и иноязычной деятельностью для обеспечения успешного формирования академической мобильности. А это значит, что профессиональная подготовка будущих учителей должна происходить с учетом современных условий глобализации образования, которые подразумевают под собой качественно новый подход к содержанию профессиональной подготовки.
Сегодня российское высшее образование все с большей степенью интенсивности развивается по демократическому пути, это связано, прежде всего, с вступлением России в Болонский процесс и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года».
Болонская декларация призывает к гармонизации высшего образования в Европе через, модификацию национальных систем образования, расширение академической мобильности и обеспечение большей привлекательности учебных программ европейских вузов для студентов регионов мира. Таким образом, одним из основных требований Болонской декларации является стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей. Все это, несомненно, подразумевает под собой процесс перестройки содержания образования, который, в свою очередь, предусматривает реформирование системы высшего образования, изменение образовательных программ, курсов и необходимые преобразования в высших учебных заведениях, а также повышение требований к выпускникам высших учебных заведений.
Важнейшими составляющими в структуре профессиональной подготовки учителя при таком подходе становятся умения работать самостоятельно, приобретая новые знания, владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, знание одного или нескольких иностранных языков и владение новейшими технологиями решения профессиональных задач и проблем.
Кроме того, необходимо учитывать еще одно разногласие между результатами образования сегодняшнего выпускника педагогического вуза и потребностями общеобразовательной школы.
Современный выпускник педагогического вуза должен уметь не только проектировать свою собственную образовательную и профессиональную траекторию развития в соответствии с международными тенденциями, но и готовить к подобному школьников.
Академическая мобильность будущих учителей информатики при таком подходе позволяет не только удовлетворять личностную потребность в образовании, но и удовлетворяет потребности рынка труда современных специалистов, подготовленных к деятельности в мультикультурной среде с учетом мировых глобализационных тенденций.
На наш взгляд, современный учитель, обладая профессиональной компетентностью, должен ориентироваться в концептуальной системе иного социума, обладать способностью распознавать ценностные ориентации носителя иной картины мира, что в совокупности составляет новое проявление его как профессионала.
Библиографическая ссылка
Шеремет А.Н. АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1098 (дата обращения: 11.05.2025).