Не так давно представитель Правительства Российской Федерации А. Логинов, выражая «официальную позицию» по вопросам развития системы профессионального образования, заявил, что в России слишком много студентов и необходимо изменить ситуацию таким образом, чтобы из семи выпускников школы четыре шли в ПТУ, два - в средние профессиональные учебные заведения и только один - в вуз[9].
Мы, в свою очередь, убеждены, что нацеленность модернизации российского образования на опережающее развитие начального и среднего профессионального образования может быть оправдана только на краткосрочную перспективу, для удовлетворения текущих потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих и техниках. В целом же вектор модернизации российского образования следует направлять на обеспечение конкурентоспособности страны, зависящей в первую очередь от развития наукоемкого производства и внедрения высоких технологий, что предполагает приоритетность развития высшего профессионального образования.
Стратегию развития системы профессионального образования целесообразно строить, ориентируясь на то, чтобы в ближайшей перспективе не менее 30 % взрослого населения страны имело высшее образование (в настоящее время высшее профессиональное образование, включая послевузовское, имеют 16 % россиян)[10].
Необходимость тесной связи системы образования с миром труда не предполагает превращения вузов в конвейер подготовки кадров для имеющихся на сегодня вакансий на рынке труда. Вузовский образовательный комплекс страны призван не просто следовать за требованиями рынка труда, но во многом определять его параметры, не только обеспечивая специалистами необходимых специальностей, но и побуждая переоценивать ценности тех или иных навыков и видов работ, изменять количественные и качественные требования к трудовым ресурсам. Содержание и характер труда сегодня существенно усложняются. Возникают новые индустрии, профессии, намного возрастает роль коммуникационной и информационной культуры. Именно вузовскому комплексу надлежит предопределять будущую структуру рынка труда. Кроме того, высшее профессиональное образование должно противостоять таким характеристикам рынка труда, как непостоянный уровень занятости и спроса на продукцию образовательных учреждений, включая знания и умения выпускников.
Высшее профессиональное образование обеспечивает конкурентное преимущество в реализации потенциальных возможностей граждан. Статистические данные, характеризующие состав безработных России по уровням образования, показывают, что уже сегодня среди незанятых лиц, имеющих профессиональное образование, большую часть занимают специалисты со средним профессиональным образованием, затем идут лица с начальным профессиональным образованием и меньше всего среди безработных людей, имеющих высшее профессиональное образование.
Главная проблема подготовки кадров не в том, что система начального и среднего профессионального образования готовит недостаточное число специалистов, а в том, что ее функционирование не обеспечивает потребности конкретных предприятий в специалистах востребованных специальностей. Техникумы и училища, ориентируясь в первую очередь на потребности сферы услуг, не могут удовлетворить спрос на многие специальности, необходимые предприятиям производственной сферы. Основная причина этого в крайне слабой материально-финансовой базе. Для того, чтобы вести подготовку рабочих кадров, востребованных современным производством, техникумы и училища должны в первую очередь обладать современным оборудованием, машинами и механизмами, идентичными тем, на которых должны будут трудиться выпускники после окончания учебного заведения. В современных условиях выполнить это требование можно, только если сам бизнес будет привлечен к финансированию программ подготовки и переподготовки кадров, что гарантированно позволит ему обеспечить потребность в специалистах необходимого профиля и квалификации. Более активное взаимодействие системы образования с реальным сектором экономики путем выполнения заказов предприятий и организаций поможет бизнесу удовлетворить спрос на квалифицированные кадры необходимых специальностей и обеспечит образовательным учреждениям значительный объем дополнительного финансирования. Финансовую поддержку при этом получат в первую очередь те училища и техникумы, которые ведут подготовку специалистов, наиболее востребованных рынком труда.
Частный рынок востребует лишь утилитарное знание, поэтому его легче побудить к финансированию системы начального и профессионального образования. В свою очередь, высшее образование, основывающееся на фундаментальных знаниях, нацелено на перспективу, на развитие общества и потенциальные достижения человечества. Это предопределяет необходимость государственного регулирования и преимущественного бюджетного финансирования высшего образования.
[9] Смолин О.Н. Законодательство о дистанционных образовательных технологиях: перспективы и новые проблемы. //Экономика образования, 2004, №1 - с. 23.
[10] Для справки: в США, где число лиц, имеющих высшее профессиональное образование, составляет свыше 22%, разработана программа введения общедоступного высшего образования на уровне бакалавриата.
Библиографическая ссылка
Синицкая Н.Я. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В РОССИИ ПРОБЛЕМА «ИЗБЫТОЧНОГО» ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ? // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=109 (дата обращения: 15.10.2024).