В условиях стресса, моральной дезориентации, материальных трудностей, проблем социально-психологической адаптации насилие быстро приобретает характер обыденного явления. Проблема виктимного поведения молодежи с каждым годом становится все актуальнее. Это влечет за собой разрушение норм и моделей безопасного поведения.
Анализ научной литературы на тему виктимности позволяет сделать вывод о том, что если ранее основные дефиниции виктимного поведения рассматривались в криминологическом аспекте, в рамках преступного деяния, оставляя вне фокуса исследования психологический контекст содержания, то в последнее время появляется все больше научных работ, анализирующих социально-психологические характеристики виктимной личности. По мнению Л.В. Франка, «Виктимность ... это потенциальная или актуальная способность лица индивидуально или коллективно становиться жертвой социально-опасного проявления» [5]. Д.В. Ривман определяет виктимность или виктимогенность как физические, психические и социальные черты и признаки, которые создают предрасположенность к превращению человека в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного культа и т. д.) [4]. О.О. Андронникова рассматривает виктимность как социальное, физиологическое, психологическое и морально-этическое отклонение, проявляющееся в привычных формах активности (поведении и деятельности) и детерминирующих потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой в широком смысле данного понятия [2]. Рассмотрение виктимной личности через понятие личностной черты приводит А.Г. Шмелев, определяя виктимность как наследственные диспозиции, приобретенные стили и стратегии поведения для определенных классов ситуаций и личностные конструкты [6]. Теоретическое исследование социально-психологических факторов виктимного поведения в студенческой среде показало, что в качестве наиболее значимых можно выделить отсутствие мировоззренческих основ для социально-культурной и личностно-профессиональной идентификации, неопределенность жизненной перспективы, высокий уровень манипулятивного воздействия агентов социализации, негативное влияние микросоциума, в частности некоторых направлений молодежной субкультуры, утрата активной жизненной позиции. Данные факторы взаимосвязаны и оказывают совокупное влияние на формирование виктимогенной среды студенчества.
Виктимное поведение в рамках нашего исследования будет рассматриваться как отклонение от норм безопасного поведения, обусловленное характерологическими особенностями и деформацией ценностно-мотивационной составляющей личности (прежде всего, депривацией потребности в безопасности), в результате которых личность обретает высокую предрасположенность становиться жертвой отрицательных факторов среды (несчастных случаев, стихийных бедствий, катастроф и др.).
Целью данного исследования служит выявление личностно-характерологических особенностей студентов, склонных к виктимному поведению. Гипотезой исследования является предположение о том, что студенты, склонные к виктимному поведению, имеют специфические личностные особенности, которые определяют предрасположенность становиться жертвой отрицательных факторов среды.
Общая выборка исследования составила 900 студентов (40 % юношей и 60 % девушек). Диагностический инструментарий представлен опросными методами. Исследование виктимного поведения студентов проводилось с помощью шкалы склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
Для исследования личностных особенностей применялись СМИЛ (Л.Н. Собчак), Опросник акцентуаций свойств личности (К. Леонгард, Г. Шмишек), Оценка ситуационной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Л. Ханин).
Согласно данным, полученным по опроснику «Склонность к виктимному поведению», из общей выборки студентов 11,33 % составляют студенты, склонные к виктимному поведению. По данным личностного многофакторного опросника профиль студентов, склонных к виктимному поведению, имеет код 38. Верхние пики профиля соответствуют шкалам истерия (53,5 Т) и индивидуалистичность (52 Т). Нижние пики профиля соотносятся со шкалами ипохондричность (47,5 Т) и тревожность (47 Т).
Все значения профиля находятся в зоне среднестатистической нормы (45 Т-55Т). Это характеризует данных студентов как эгоцентричных, склонных проявлять незрелость позиции и инфантилизм. Они склонны к отчужденности в межличностных отношениях. Общение протекает на поверхностном незрелом уровне. Для них характерно иллюзорное мышление, чувства нереальности и эмоциональной неадекватности. Часто отмечается апатия. Они испытывают потребность во внимании, но боятся оказаться вовлеченными в зависимые отношения. Анализируя контрольные шкалы, необходимо отметить, что у студентов, склонных к виктимному поведению, несколько выше, чем у не склонных студентов, показатели шкал L и F. Это означает, что студенты, склонные к виктимному поведению, не готовы признать за собой некоторые, даже мелкие недостатки, имеют тенденцию к социальной конформности, однако при этом склонны «представлять себя в плохом свете» [3]. Это может свидетельствовать о наличии аутоагрессивных признаков. Шкала К у склонных к виктимному поведению студентов несколько ниже, чем у студентов, не склонных к виктимному поведению. Это можно интерпретировать как то, что склонные к виктимному поведению студенты обладают более низкими личностными защитами, более слабым эмоционально-поведенческим контролем. Также данные студенты несколько преувеличивают свои проблемы, более склонны проявлять недостаточное понимание собственных мотивов и поведения.
По данным личностного многофакторного исследования личности, студенты, склонные к виктимному поведению, достоверно отличаются от своих сокурсников, не склонных к виктимному поведению, по шкалам истерии (t=2,6 при α < 0,01), психоастении (t=2,25 при α < 0,01) и шизоидности (t=3,38 при α < 0,01). У склонных к виктимному поведению студентов более выражены демонстративность, экстравертированность и поверхностность, расслабленное отношение к ответственности.
Анализируя акцентуации черт личности, необходимо отметить, что неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявление личности; акцентуация - это крайний вариант нормы. По данным К. Леонгарда, у 20...50 % взрослых людей некоторые черты характера заострены (акцентуированы). Поэтому в данном случае мы будем говорить об особенностях или характерных чертах студентов, склонных к виктимному поведению. «Понятие «черта» - устойчивая психологическая характеристика, имеющая широкие индивидуальные различия... Черта объединяет группы тесно связанных признаков (а не конкретных людей) и выступает как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков» [1]. Анализ профиля студентов, склонных к виктимному поведению, показал, что он практически совпадает с профилем студентов, не склонных к виктимному поведению (рисунок 2). Тем не менее имеются и существенные различия. У профиля акцентуаций черт характера студентов, склонных к виктимному поведению, отмечаются верхние пики по шкалам гипертимность, экзальтированность и циклотимность. При этом гипертимность и экзальтированность имеют высокие значения, характерные для акцентуации.
Анализ сочетания черт профиля студентов, склонных к виктимному поведению, позволяет говорить о взаимном усилении типичных черт экзальтированности и циклотимности. Одновременно высокие показатели гипертимности - циклотимности свидетельствуют об активном поиске чего-то, но степень осознанности такой позиции, ее рефлексивность, а также область, в которой ведется этот поиск, личностью не может быть точно понят. Высокая гипертимность при низкой дистимности часто встречается у молодых людей, активно включенных в общение (высокие показатели по шкалам эмотивности, либо экзальтированности и демонстративности), а также у людей, отдающих много сил своему хобби, что соответствует возрастным и психосоциальным особенностям студенчества как социальной группы.
Исходя из вышеописанных характеристик, можно заключить, что за счет повышенной поверхностности и сниженной критичности при оценке ситуации и повышенных самообвинительных тенденциях, отсутствия логики, последовательности в принятии решений и способности прогнозировать ситуацию, студенты, склонные к виктимному поведению, подвержены опасности становиться жертвой ситуации. При этом стрессогенными факторами для них является однообразие, регламентированность, необходимость брать на себя ответственность и тщательно анализировать информацию, а также внешний контроль.
Анализ средних значений по профилю акцентуаций в выборке студентов, склонных и не склонных к виктимному поведению, позволил обнаружить различия. У склонных к виктимному поведению студентов достоверно более высокие значения по показателям: гипертимность (t=2,7 при α<0,001), циклотимность (t=2,1 при α<0,01) и возбудимость (t=2,3 при α<0,01). Достоверно более низкое значение по тревожности (боязливости) (t=2,3 при α<0,01). Это означает, что студенты, склонные к виктимному поведению, более независимы от оценок и мнений окружающих, более подвижны, неразборчивы в контактах, импульсивны, конфликтны, у них ниже самоконтроль и выше склонность к необдуманным поступкам, сниженная ответственность за происходящее с ними.
Более подробный анализ самооценки студентами уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека) по методике диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина с учетом их склонности или не склонности к вышеописанным формам виктимого поведения позволил выявить следующие особенности. Если провести сравнительный анализ особенностей по ситуационной и личностной тревожности, то можно выявить, что студенты, склонные к виктимному поведению, независимо от формы имеют более высокий уровень личностной тревожности в отличие от не склонных к виктимности студентов. При этом эмпирически подтверждена достоверность отличий всех типов виктимности за исключением студентов, склонных к гиперсоциальному виктимному поведению и реализованной виктимности.
Корреляционный анализ ситуационной и личностной тревожности позволил выявить тенденцию. У студентов, склонных к виктимному поведению, ситуационная и личностная тревожность не взаимосвязана (исключение - зависимый тип), в отличие от студентов не склонных к виктимному поведению, у которых данные виды тревожности сильно коррелируют (связь прямая). Это говорит о том, что у не склонных к виктимному поведению студентов личностная тревожность взаимосвязана с наличной ситуацией, воспринимаемой как несущую угрозу (реактивной), в то время как у студентов, склонных к виктимному поведению, личностная тревожность изолирована от насущной ситуации и не зависит от оценки внешних обстоятельств. Таким образом, личностная тревожность у них преобразуется в не всегда осознаваемые самообвинительные и аутоагрессивные тенденции, а ситуативная тревожность, необходимая для самосохранения, оказывается оторванной от личностной тревожности и подавленной вследствие сниженной критичности при оценке ситуации, поверхностным, неглубоким отношением к происходящему, тяге к риску и разнообразию.
Обобщая вышесказанное, студенты, склонные к виктимному поведению, характеризуются эгоцентричностью, демонстративностью, склонностью проявлять незрелость позиции и инфантилизм, поверхностность, чрезмерную активность. Они неразборчивы в контактах, импульсивны, конфликтны, имеют тенденцию преувеличивать свои проблемы при нежелании брать на себя ответственность за их решение.
Таким образом, виктимное поведение студентов обусловлено рядом противоречий, выделенных нами при анализе их личностных особенностей: 1) Сочетание конформности и независимости. Студенты, склонные к виктимному поведению, имеют тенденцию к социальной конформности, однако стремятся проявлять независимость от оценок и мнений окружающих; 2) Сочетание отчужденности и социабельности. Студенты, склонные к виктимному поведению, испытывают потребность во внимании, но боятся оказаться вовлеченными в зависимые отношения. Они склонны к отчужденности в межличностных отношениях, при этом испытывают потребность в общении, несмотря на то, что чаще всего общение у них протекает на поверхностном незрелом уровне; 3) Сочетание повышенной внутриличностной тревожности и сниженной общей тревожности, утратой чувства опасности в сложных ситуациях. Также у студентов, склонных к виктимному поведению, личностная тревожность не связана с ситуативной тревожностью, в отличие от не склонных к виктимному поведению студентов, у которых личностная и ситуативная тревожности тесно взаимосвязаны. То есть личностная тревожность у студентов, склонных к виктимному поведению, изолирована от насущной ситуации и не зависит от оценки внешних обстоятельств и, вероятно, обращена внутрь личности, находя выражение в беспокойстве и аутоагрессивных тенденциях.
На основании вышеизложенного, можно выделить следующие ключевые особенности личности студентов, склонных к виктимному поведению:
1) Снижение критичности, последовательности в принятии решений и способности прогнозировать ситуацию и использования логики.
2) Снижение рефлексивности, недостаточное понимание собственных мотивов и поведения, снижение осознанности своих позиций.
3) Снижение ответственности за происходящее, расслабленное отношение к обязательствам, не готовность признать за собой некоторые, даже мелкие недостатки.
4) Снижение эмоционально-поведенческого контроля.
5) Снижение личностных защит, в результате которых оказываются повышенными самообвинительные, аутоагрессивные тенденции, склонность «представлять себя в плохом свете».
Таким образом, на основании полученных эмпирических данных можно говорить о существовании личностных особенностей студентов, склонных к виктимному поведению, которые определяют их предрасположенность становиться жертвой отрицательных факторов среды.
Рецензенты:
Грязнов А.Н., д.псх.н., главный научный сотрудник ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.
Масленникова В.Ш., д.п.н., профессор, заведующая лабораторией социализации и профессионального воспитания личности ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Баширова Т.Н. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10882 (дата обращения: 07.11.2024).