Введение
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшими современными устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства [1].
Персональный компьютер является основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования. Его возможности определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными [2].
В процессе управления современной системой образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
Кроме специализированных операционных систем и прикладных программ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара – через Интернет, где возможен доступ к мировым информационным ресурсам.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, чат, с помощью которых в настоящее время происходит управление образованием. Разработанные специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно также проводить аудио и видеоконференции [3].
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Современной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционных изданий, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме, стимулирующей к обучению [4].
Повышение эффективности обучения в высшей школе является одной из главных задач образовательного процесса. Современное развитие технологий преподавания направлено на информатизацию обучения. Информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными формами обучения помогают решить такие задачи в образовании, как: сочетание слова с наглядным примером; создание положительного эмоционального фона в процессе обучения; повышение эффективности образования при рациональных затратах времени [5].
Таким образом, информационные технологии дают возможность управлять образовательной средой и образовательным процессом. С их помощью: совершенствуется организация преподавания, повышается индивидуализация обучения; повышается продуктивность самоподготовки учащихся; усиливается мотивация к обучению; активизируется процесс обучения, создается возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; обеспечивается гибкость процесса обучения.
В связи с вышесказанным можно произвести группировку средств информационных технологий, с помощью которых происходит управление образовательным процессом и его совершенствование (рис. 1).
Рис. 1. Средства информационных технологий
С помощью каждой группы ИКТ, представленной на рисунке, происходит управление образованием. Информационно-поисковые и справочные ИКТ используются во всех звеньях образования, например, программа «Консультант Плюс», которая является информационным средством как для преподавателей ВУЗа и обучающихся, так и для руководителей и работников внутренних структурных подразделений ВУЗа, таких как правовой отдел, общий отдел, УМУ и другие. Расчетные ИКТ – это специальное программное обеспечение, которое используется для выполнения различных расчетов, такие программные средства используются в бухгалтерии, отделе закупок и других структурных подразделениях ВУЗа.
С помощью моделирующих ИКТ создаются макеты и модели будущих проектов студентов, данные ИКТ широко используются при подготовке студентов технических специальностей. Лабораторные ИКТ служат оснащением для выполнения лабораторных работ. Обучающие, имитационные, тренажеры, демонстрационные и учебно-игровые ИКТ используются в управлении образовательным процессом в целях его совершенствования и повышения эффективности.
Под управлением понимается такое воздействие управляющего субъекта на управляемый объект, которое связано с обусловленными их взаимодействием процессами получения, преобразования и передачи информации и направлено на решение задач, стоящих перед системой, обеспечение соответствующих этим задачам ее организации и функционирования.
В Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете для организации системы управления образовательным процессом в настоящее время используются все вышеперечисленные средства информационных технологий. Университет имеет собственный сайт, с помощью которого осуществляется управление информацией о деятельности и работе ВУЗа. Кроме этого в университете имеется ряд программ, обеспечивающих взаимосвязь структурных подразделений университета и обеспечивающих их бесперебойное общение и информирование о событиях, происходящих в ВУЗе и за его пределами. Такими ИКТ являются программа «Bat», с помощью которой происходит переписка среди структурных подразделений университета и переписка университета с другими ВУЗами страны. С помощью данной программы происходит информирование университета о возможностях участия во всероссийских выставках и международных научно-технических конференциях. Программа «Учебный процесс» необходима для обеспечения учебного процесса университета. Она предоставляет возможность расчета учебной нагрузки преподавателей в отдельных структурных подразделениях университета и их централизацию в учебно-методическом управлении. Кроме этого в ней отражается общее расписание по кафедрам, по отдельным преподавателям и группам. Программа «Контингент» дает возможность систематизации данных о количестве групп на факультете, их численности, а также успеваемости студентов. Программа «Консультант Плюс», которая установлена во всех структурных подразделениях университета, которая позволяет получить наиболее новую и полную информацию о сложившихся явлениях и процессах в обществе, в ней можно найти обновленные федеральные законы об образовании и другие нормативно-правовые источники. Система Консультант Плюс содержит свыше 20 500 000 документов. Данная программа используется как и для организации учебного процесса, так и в других подразделениях ВУЗа.
Данные информационные технологии создают условия для управления образовательным процессом. Внедрение их в деятельность университета значительно упростило и модернизировало все процессы управления в университете.
Кроме перечисленных информационных технологий, в университете при помощи специального оборудования и программных средств проводятся виртуальные учебные занятия в реальном режиме времени. С помощью данных средств ИКТ проводятся видео-лекции со студентами, обучающимися в филиале ФГБОУ ВПО КнАГТУ в пгт. Ванино. Внедрение данных информационно-коммуникационных технологий позволяет преподавателям более рационально использовать свое время, а университету дает возможность экономии около 30 % средств на командировочные расходы преподавателей.
Кроме перечисленных средств ИКТ, используемых в университете для управления процессами в образовании, каждый преподаватель университета использует средства ИКТ в образовательном процессе, при проведении лекционных, практических и лабораторных занятий. Более распространенными из них являются программные средства, используемые для проведения лабораторных работ (специальные программные продукты, такие как «Программа 1С Бухгалтерия», MicrosoftExel и другие).
Все рассмотренные выше средства ИКТ в настоящее время внедрены в процесс управления образованием на факультете экономики и менеджмента. Рассчитаем затраты на приобретение и внедрение данных программных продуктов на факультет. Средняя стоимость используемых средств ИКТ приведена в таблице 1.
Таблица 1. Стоимость ИКТ, используемых на факультете экономики и менеджмента
Наименование продукта |
Средняя цена, р. |
«Bat» |
1700 |
«Консультант Плюс» |
7000 |
«Контингент» |
20000 |
«Учебный процесс» |
20000 |
Итого |
48700 |
Приведенная стоимость данных ИКТ невысока. А полученный эффект от внедрения их в образовательный процесс университета огромен. Внедрение данных ИКТ значительно усовершенствовало процесс управления на факультете. Появилась возможность получения своевременной и точной информации.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что в настоящее время информационные технологии действительно являются неотъемлемой частью управления образованием. С их помощью создаются внутренние и внешние процессы управления в образовании: происходит своевременный и полный обмен информации между участниками общения, систематизируется организационный процесс управления, создаются более эффективные и современные способы организации образовательного процесса.
Рецензенты:
Степченко Т.А., д.п.н., профессор, проректор по научной деятельности ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского», г. Брянск.
Литовченко В.В., д.э.н., профессор, декан факультета экономики и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет», г. Комсомольск-на-Амуре.
Библиографическая ссылка
Булавенко О.А., Одинец А.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10843 (дата обращения: 07.11.2024).