Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Выприцкая С.В. 1
1 ЧОУ ДО «Центр детского творчества и образовательных услуг»
В данной статье рассматривается развивающий потенциал воспитательного пространства центра дет-ского творчества как учреждения дополнительного образования детей. Статья раскрывает различные педагогические принципы, которые полноценно и продуктивно расширяют воспитательный потенциал данного типа образовательного пространства, на котором учащиеся могут развивать свою познаватель-ную и творческую активность; демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостре-бованными, и удовлетворять свои индивидуальные социокультурные и образовательные потребности. Рассматриваются педагогические системообразующие принципы, направленные на развитие личности ребенка, на создание условий для его творческой активности и, в конечном счете, для его самореализа-ции на данном жизненном этапе. Ребенок воспитывается и развивается не в замкнутом пространстве, а в условиях разнообразной деятельности и окружающей творческой среды, необходимо педагогическое обеспечение процесса создания и реализации модели развивающего воспитательного пространства учреждения дополнительного образования детей, в частности, центра детского творчества.
педагогическая поддержка.
сотрудничество педагога и детей
педагогический процесс
воспитательное пространство
развивающий потенциал
дополнительное образование детей
1. Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня // Новые ценности образования. Принцип дополнительности. – М., 2006. – Вып. 4 (28). – С. 105-109.
2. Валеев А.А. Организация процесса обучения в свободных школах // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 5. – С.39-41.
3. Валеева Р.А., Выприцкая С.В. Развивающий потенциал воспитательного пространства центра детского творчества // Образование и саморазвитие. – 2012. – № 1 (29). – С.32-37.
4. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учеб-но-познавательной компетенции. Электронный ресурс: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвеще-ние, 2010. – 11 с.
6. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 1086 с.

Развивающее воспитательное пространство является неотъемлемой частью дополнительного образования и представляет собой педагогически организованное взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности и удовлетворение им своих познавательных интересов. В связи с этим воспитательное пространство центра детского творчества имеет свою специфику, которая включает такие важные компоненты, как воспитательный, образовательный и культурно-досуговый. С учетом этих компонентов и осуществляется основная педагогическая деятельность педагогов, направленная на творческо-познавательную деятельность детей и их воспитание. Вопросу развития детей в центре детского творчества уделяется самое пристальное внимание, в связи с чем здесь решаются различные задачи, в частности, и такие, как создание максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей и обращение к личностным проблемам каждого ребенка, формирование его нравственных качеств, творческой и социальной активности [2].

Исходя из этого, в условиях центра детского творчества дополнительное образование дает обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального пути, для чего педагоги центра в своей работе опираются на определенные принципы, которые бы полноценно расширяли воспитательный потенциал данного типа образовательного учреждения. И к этим принципам мы бы отнесли, прежде всего, следующие: принцип ориентации на личностный рост каждого ребенка; принцип комплементарности; принцип вариативности; принцип полисубъектности воспитания; принцип творческой активности; принцип интеграции.

Анализ данных принципов начнем с принципа ориентации на личностный рост каждого ребенка, поскольку в контексте дополнительного образования, как показывает практика, наиболее полно раскрывается данный аспект, способствующий обеспечению наиболее благоприятных условий для свободного творческого развития детей. Воспитание с опорой на этот принцип выступает как процесс педагогического сопровождения ребенка в становлении его субъектности и социализации, культурной идентификации и творческой самореализации личности, что изначально придает этому процессу личностную направленность [1].

Дополнительное образование детей в силу своей направленности предполагает антропоцентричность цели воспитания (т.е. помещение в центр развивающего процесса растущего человека и подчинение его развитию всех средств и методов). Это связано и с изменением позиции детей в их саморазвитии, когда происходит гармонизация отношений ребенка с собственным «Я». Формирование чувства самоуважения определяется в связи с этим важнейшей сутью принципа ориентации на личностный рост каждого ребенка. Вот почему в центре детского творчества считают, что для оптимального развития детей необходимо их позитивное отношение к себе, предполагающее ощущение своей самоценности и веру в свои силы и возможности, иначе говоря, самопринятие. Это изначально предполагает ориентацию воспитательного пространства центра детского творчества на индивидуальный подход к детям.

Данный принцип способствует личностному росту ребенка в условиях дополнительного образования, помогая ему реализовывать собственные способности и склонности, обеспечивая органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности и формируя определенную компетентность (т.е. обладание им соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету деятельности) в таких сферах, как: познавательная деятельность, культурно-досуговая деятельность и социально-трудовая деятельность.

В рамках этих сфер у ребенка, как считает С.Г. Воровщиков [3], формируются следующие компетенции (совокупность взаимосвязанных качеств личности: знаний, умений, навыков и способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов):

- учебно-познавательные компетенции как совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей знания и умения по организации планирования своей деятельности, рефлексии и самооценки своих успехов;

- общекультурные компетенции, включающие в себя обладание познаниями в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, культурологических основ социальных и общественных явлений, традиций и быта, а также опытом деятельности в культурно-досуговой сфере;

- коммуникативные компетенции, включающие в себя умения взаимодействовать с окружающими людьми, навыки коллективной работы, владение различными социальными ролями в социуме;

- ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами детей, их способностью понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;

- компетенции личностного самосовершенствования, направленные, прежде всего, на освоение способов духовного, интеллектуального и физического саморазвития, а также эмоциональной саморегуляции и воспитания в себе качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

В системе дополнительного образования детей существуют объективные предпосылки для реализации в ней развивающего потенциала воспитательного пространства, поскольку этот потенциал изначально ориентирован на ребенка, основываясь на принципах добровольности и индивидуализации образования. В связи с этим важно использование следующего принципа - принципа комплементарности, или дополнительности.

Новые ценности образования обеспечиваются сегодня новым гуманистическим содержанием методологии воспитания и развития детей. Принцип комплементарности отражается в специфике дополнительного образования детей, которая состоит во множественности образовательных позиций, объединенных общей гуманистической идеей - приоритета интересов личности, добровольности и самодеятельности ее в реализации своих интересов [4].

Комплементарность является важной характеристикой динамики развивающего потенциала воспитательного пространства центра детского творчества, поскольку охватывает все уровни этого пространства - от эмоционального до ценностного, от теоретического до практически-действенного. Взаимодополнительность образовательных различий в рамках такой социальной целостности, как центр детского творчества, стремление центра дополнять свою деятельность инновационными программами усиливает действия принципа комплементарности в увеличении индивидуально-своеобразного в развитии детей (это существует в разных парадигмах социокультурного развития личности), что и дает возможность творческого общения между взрослыми и детьми и существования у них гармоничной и полноценной коммуникации. С методологической точки зрения принцип комплементарности, таким образом, предполагает отказ от логики «или/или» и утверждает в дополнительном образовании культурологии идеи равноценности разных педагогических систем, дидактических технологий и т.д., т.е. признает возможность, а скорее даже необходимость сосуществования компонентов базового и дополнительного образования с различными векторами развития, обосновывая тем самым важность различных образовательных подходов, доктрин и соответствующих этому различных философий каждого конкретного учреждения дополнительного образования детей.

Следует отметить в этой связи, что в центре детского творчества с учетом принципа комплементарности идет постоянный поиск взаимодополнения интеллектуального и эстетического развития ребенка; нахождения определенной симметрии между ними, сущность которой можно определить как гармонию «комплементарных структур, подходящих друг к другу, как ключ к замку» [5].

Как результат, принцип комплементарности обеспечивает одновременно и формирование социально адекватной личности, и личности индивидуальной. А это, в свою очередь, создает условия для реализации следующего принципа - принципа вариативности, направленного на выбор вида деятельности, на определение специфики образовательных курсов, на учет возрастных возможностей и интересов детей.

Принцип вариативности обеспечивает свободу выбора индивидуальной траектории образования на основе разработки различных вариантов образовательных программ, которые дифференцируются по содержанию (формирование духовной и активной личности) в зависимости от возраста, исходного уровня развития, индивидуальных способностей, интересов и потребностей детей. Данный принцип можно назвать и одним из основополагающих принципов (и направлений) развития современной системы дополнительного образования. Его суть заключается в преодолении господствующей в массовой школе унификации и единообразия образования и предоставлении учащимся достаточно большого многообразия полноценных, качественных и привлекательных вариантов образовательных услуг, спектр больших возможностей, адекватного запросам учащихся образовательной траектории [6]. Принцип вариативности, в конечном счёте, способствует обеспечению максимально возможной степени индивидуализации образования, предоставляемого в условиях отдельного учреждения дополнительного образования, где реализация его идет через плюрализм и гибкость учебных программ и учебного материала; вариативность выбора программно-методического обеспечения и образовательных технологий и т.д.

Здесь важно подчеркнуть, что принцип вариативности предполагает и определенную позицию педагогов, обеспечивающих самоактуализацию каждого ребенка в его развивающей деятельности. Для этого необходима полнота представленности взаимодействия всех субъектов воспитательно-развивающего процесса, где центральную часть занимает главный из этих субъектов - сам ребенок. Для реализации этого положения и следует, как нам представляется, обратиться к следующему принципу - принципа полисубъектности.

Данный принцип в условиях центра детского творчества, который отражается в процессе развития и воспитания личности, имеет полисубъектный и многомерно-деятельностный характер. Учащиеся в центре включены в различные виды социальной, коммуникативной и информационной активности, в процессе которой осуществляется деятельность различных субъектов воспитания, развития и социализации ребенка в соответствии с принятыми целями, задачами и ценностями программы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Когда мы говорим о принципе полисубъектности воспитания, то мы имеем в виду следующее его содержание: наличие особой структуры функционирующих субъектов воспитания (связанных с дополнительным образованием и конкретным видом деятельности), вбирающей в себя конкретный субъект - ребенка; множественность взаимодействующих друг с другом субъектов воспитания; дифференцированность функций субъектов образовательного процесса и специфичность влияний их при согласованности педагогических идей и технологических подходов; интегрированность всех субъектных позиций, переходящая во взаимодействие субъектов воспитания как непосредственное или опосредованное воздействие взрослых и детей друг на друга.

Как известно, психология личности формируется под влиянием различных воздействий, и все же процесс воспитания немыслим без самовоспитания, когда, собственно, и начинают проявляться индивидуальные (или личностные) свойства личности. Этому, как показывает практика деятельности учреждений дополнительного образования детей, в наибольшей степени способствует творческая активность индивида, что подводит нас к применению следующего принципа - принципа творческой активности.

Принцип творческой активности рассматривается нами как создание условий для развития способностей и дарований детей, достижения ими успеха, что предполагает активное проявление ребенка с точки зрения его жизненной потребности. Функции педагогов центра детского творчества здесь как раз и направлены на помощь детям по формированию своей личности посредством творческой созидательной деятельности.

Следует отметить, что активность ребенка присутствует во всех аспектах его жизнедеятельности, тем более в аспекте приобщения к творчеству. Поэтому все занятия в центре детского творчества изначально предполагают личностно-деятельностный подход с учетом того, что обучение и воспитание всегда будут связаны с категорией деятельности, личностно значимой для детей. Отсюда, в процессе творческой деятельности позиция ребенка меняется от просто исполнителя к активному творцу, дающую самооценку своим интеллектуальным и практическим действиям. Исходя из этого, принцип творческой активности на воспитательном пространстве центра детского творчества реализуется в условиях вовлечения в такую деятельность, которая наполняет ее содержанием развивающего характера; раздвигает рамки самоутверждения детей и способствует их полноценному саморазвитию.

В связи с этим для активизации творческого проявления детей в центре учитываются следующие положения:

- с целью закрепления интереса к избранному предмету необходимо окружать ребенка таким учебным материалом, который бы не только содержал новые достижения науки, но и поражал бы его воображение и заставлял удивляться всему новому;

- в контексте развития творческой активности необходимо, чтобы ребенок сам определял, что ему делать и как, а педагоги лишь помогали ему избрать наилучший вариант в достижении намеченной цели;

- педагоги должны стараться не только вырабатывать в ребенке художественный вкус, но и свое видение окружающей действительности, а отсюда, и свой стиль и манеру исполнения творческих работ;

- постоянно создавать ситуации раскрепощения творческих возможностей детей, а также помогать им в психологической адаптации в коллективе;

- для активизации творческой деятельности помогать детям в реализации их познавательного мотива, для чего создавать реальные творческие ситуации в процессе выполнения того или иного развивающего вида деятельности и т.д.

Однако для того, чтобы эффективно решать проблему творческого развития личности ребенка, чтобы наиболее продуктивно использовать принцип полисубъектности воспитания, чтобы принципы комплементарности и вариативности успешно работали на личностный рост каждого ребенка, необходим принцип интеграции, который завершает представленную нами совокупность принципов реализации развивающего потенциала воспитательного пространства центра детского творчества. Этот принцип, по сути, выступает интеграцией основного и дополнительного образования, реализуя личностно-ориентированный и личностно-деятельностный подходы, способные сыграть в жизни ребёнка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития и в определении жизненного пути.

В своей основе принцип интеграции предполагает, прежде всего, интеграцию основного и дополнительного образования с целью сближения процессов воспитания, обучения и развития. В связи с этим дополнительное образование в рамках центра детского творчества позволяет увеличивать воспитательное пространство, на котором дети могут развивать свою познавательную и творческую активность и достигать самовыражения в тех областях, в которых они часто остаются невостребованными в условиях основного образования. Отсюда, на основе принципа интеграции в центре детского творчества осуществляется приближение к современным требованиям воспитания и обучения; происходит объединение усилий педагогов в решении различных педагогических проблем; предлагается широкий выбор деятельности, что ведет, в конечном счете, к появлению новых перспектив развития и самого центра и получению в дальнейшем качественного педагогического результата.

Центр детского творчества является интегративным учреждением дополнительного образования детей, поскольку, помимо вышесказанного, он интегрирует в себе и целый комплекс всевозможных образовательных программ, что, несомненно, выполняет определенную развивающую функцию, т.к. качественное развитие ребенка в большей степени возможно только в ситуации выбора им собственного пути. Принцип интеграции в этом контексте помогает обеспечивать создание таких программ, которые позволяют выходить на межпредметный и надпредметный уровни содержания дополнительного образования детей. Все это направлено на то, чтобы формировать функциональную грамотность детей и помогать им в овладении компетенциями в таких, например, сферах, как: художественная культура, физическое здоровье, информационная культура, этика, экология и т.д., а также к формированию исследовательских и рефлексивных умений.

Исходя из этого, принцип интеграции способствует увеличению пространства развития как познавательной, так и творческой активности; увеличивает спектр познавательной деятельности; расширяет диапазон учебного материала; повышает уровень самостоятельной работы; позволяет реализовывать собственную образовательную траекторию; дает возможность обнаруживать способности, нераскрытые в школе; формирует, в конце концов, лучшие личностные качества. При этом развитие разнообразных форм взаимодействия центра детского творчества с различными социальными партнерами становится важнейшим фактором формирования ее собственной образовательной среды.

Итак, рассмотренные здесь педагогические системообразующие принципы направлены на развитие личности ребенка, на создание условий для его творческой активности и, в конечном счете, для его самореализации на данном жизненном этапе. Эти принципы направлены также на воспитание в каждом ребенке уважения к самому себе, к своим дарованиям и способностям, к правильному избранию сферы своей деятельности, а также уважения культуры, природы и окружающих его людей. Однако все это воспитывается и развивается не в замкнутом пространстве, а в условиях разнообразной деятельности и окружающей творческой среды, для успешного функционирования которой необходимо, как нам представляется, педагогическое обеспечение процесса создания и реализации модели развивающего воспитательного пространства учреждения дополнительного образования детей, в частности, центра детского творчества.

Рецензенты:

Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав.кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Валеев А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры английского языка естественнонаучных специальностей Института языка ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Выприцкая С.В. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10835 (дата обращения: 11.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674