Отдаленное или приближенное будущее требует, если мы хотим выжить на Земле и развиваться дальше, перестройки самого человека, а это означает, что без образования в этом процессе не обойтись Современный кризис человечества ведет нас к переосмыслению целей и задач образования. Идет поиск новых педагогических систем, которые бы создавали условия для воспитания созидательных качеств личности.
По мнению ученых, занимающихся методологией и философией образования, наступает период новых смысловых поворотов в формировании человека, расширение его сознания на основе аксиологического освоения Мира. Образованию, по сути дела, нужна новая парадигма, в которой, ведущей идеей должно стать нравственное восхождение человека, при котором только и возможно созидательное, а не разрушительное взаимодействие с Миром природы и Миром Человека. Такие предпосылки имеет теория ноосферы, которая может стать методологическим основанием образования, добавим опережающего образования. Чем же привлекательна теория ноосферы для методологов и теоретиков в области педагогики? В первую очередь тем, что она на первый план выдвигает не материальный, а духовно-нравственный аспект в развитии человечества, с опорой на «коллективный разум» (по В.И. Вернадскому).
Но ноосфера объективно порождается усилиями огромного числа участников (всем человечеством), вносящих свой вклад и позитивного и негативного характера в поступательное развитие. Становится очевидной необходимостью в организованном усилении положительного начала воздействия человека на природу и на самих себя, акцентирования устремлений человека и способов взаимодействия с окружающим миром в сторону подчинения принципу гармонии, познанию функционирования больших систем и всего Универсума, а также места в нем человека.
По мнению некоторых ученых в области педагогики, этим должно заниматься ноосферное образование. Оно опирается на научные идеи и философские взгляды выдающихся мыслителей XIX - XX веков: В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, А. Швейцера, Н.Л. Гумилева, Н.Н. Моисеева, К.Н. Вентцеля.
Безусловно, к этой плеяде замечательных мыслителей, мы могли бы добавить имена целого ряда наших современников идеи, теории и гипотезы которых о Мироздании, месте человека в природе, его взаимодействие с ней на принципах гуманного прагматизма и творческого созидания, освоения живого Космоса и формирования единой картины Мира, становятся востребованными школой XXI века.
Начало перехода образования на ноосферный путь развития уже необходим сегодня. Кстати, к этому нас призывал и Н.Н. Моисеев. На одной из педагогических конференций в начале 90-х годов XX в. сказал о том, что очагом ноосферы уже сегодня может стать школа.
Нам представляется, что педагогические системы, разрабатывающие теорию ноосферного образования должны уделить особое внимание привнесению в школу и вуз знаний о Космогенезе, единой картине мира на основе интеграции естестсвеннонаучных и гуманитарных знаний, развитию целостного мышления и расширения сознания учащихся.
Это довольно сложный процесс в силу традиций образования, когда общая картина мира раскладывается по предметным областям и для интеграции различных знаний нет условий. К тому же к таким перестройкам в образовательном процессе не подготовлены учителя.
Ноосферные подходы к построению педагогических систем неразрывно связаны с педагогическими технологиями обучения, воспитания и развития обучающихся.
Безусловно, школа настоятельно требует разработки здоровьесберегающих и биоадекватных образовательных технологий, отвечающим целям и задачам ноосферного образования. Как предполагает один из активных разработчиков теориии ноосферного образования Н.В. Маслова « ... в таких технологиях происходит раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей» (Маслова Н.В. Ноосферное образование, М.: 2002. С.260).
Нами разработана Концепция ноосферного образования, которая включает идеи активной эволюции и ноосферной цивилизации В.И. Вернадского, коэволюции и экологического императива Н.Н. Моисеева, универсальной этики А.Швейцера и Космической педагогики К.Н. Вентцеля. В этом образовании РАЗУМ, ВОЛЯ И ВЕРА человека направлены на созидание и гармонию Мира человека и Мира природы, что и является фабулой ноосферного образования. Разрабатываемые нами педагогические технологии основаны на интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаниях, учебный процесс часто выходит за рамки традиционной классно-урочной системы.
Библиографическая ссылка
Сикорская Г.П. ИНТЕГРАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В ПАРАДИГМЕ НООСФЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=108 (дата обращения: 09.10.2024).