Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ

Горбунова Г.А. 1 Савельева О.П. 2
1 ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет
2 ФГБОУ ВПО Магнитогорский государственный университет
Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенностью народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Именно оно более всего понятно детям, доступно воплощению и изучению. Занятие различными традиционными промыслами на уроках изобразительного искусства развивает у ребенка наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения, развивает цветовосприятие и композиционные умения, способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и когнитивных способностей, улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло, мы создаем условия для успешного самоопределения и социализации ребенка.
обучение росписи детей младшего школьного возраста
традиционно прикладное искусство
народное искусство
1. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 2 класс. Методические рекомендации / Сост. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. и др. – М.: Мозаика-синтез, 1997.
2. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителей. – М.: 1972; Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5 – 9 классы. / Сост. Кузин В.С., Сиротин В.И. – М., 1998.
3. Методические рекомендации к спецкурсу «Методика внеклассной и внешкольной работы по ДПИ и народному творчеству»/ Автор-сост. О.П.Савельева. – Магнитогорск, 2001.
4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983. – с. 343.
5. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.,2002. – C. 21.
6. Шпикалова Т.Я. Методическое обеспечение образовательных технологий преподавания народного и изобразительного искусства на основе концепции, в которой учитель выступает носителем духовной сути народной художественной культуры. // Народное искусство: прошлое и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. – Смоленск,2002. – С. 6.
7. Черткова В.И. Изучение орнамента в системе учебных занятий по декоративно-прикладному искусству. // Народное искусство: прошлое и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. – Смоленск, 2002.

Искусство русского народа чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и региональным особенностям. Сегодня наблюдается большой интерес к возрождению народных традиций и ремесел. В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. Новый федеральный государственный стандарт одной из главных целей образования определяет «формирование российской идентичности». Следовательно, в школах наша задача – сохранять и передавать историю развития различных (региональных) народных промыслов. Дети должны знать истоки своей культуры.

Особенность деятельности мастеров народного творчества заключается в том, что средства, способы их деятельности не могут конкуровать с современной промышленностью. Они сохраняют ту форму труда, в которой исторически сформировалась та или иная традиция. Только обращение к первичной информации о сфере бытования, знаниям о носителях техники того или иного промысла, приемам ремесла позволили современным мастерам передать колорит ремесленных традиций.[1]

Народное искусство Руси было по преимуществу крестьянским, поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир. Но жизнь менялась, и вместе с ней менялось и народное искусство. Ведь сила традиции как раз в том, что она чутко откликается на изменения действительности, помогая запечатлеться в искусстве новому. Будь иначе, народное творчество давно превратилось бы в холодную стилизацию. А ведь оно радует нас и сегодня!

Мы можем выделить несколько периодов расцвета и угасания как самого народного искусства и в целом народной культуры, так и интереса к ней. Первый период – вторая половина XIX начало XX века. Художественная жизнь России проходила под знаком обращения к изучению, собиранию, пропаганде русского фольклора и произведений русского традиционного народного искусства. Русская старина и патриархальный народный быт были предметом увлечения представителей различных слоев общества. Именно в это время создаются общества любителей древности, изящных искусств и др. Организовываются экспедиции, создаются первые музейные коллекции. Второй период – 30-е годы XX века. Постановления правительства способствуют возрождению угасших ремесел или возникновению новых народных художественных промыслов, например, лаковая миниатюра бывших иконописцев Палеха, Мстёры и Холуя. Третий важный период – 70-е годы XX века, и очередная государственная поддержка многих народных промыслов, которые справедливо считаются «визитной карточкой» России. Один из самых значимых – 90-е года XX века – возрождение интереса к национальному наследию, изучение народных промыслов и ремесел.

Сегодня народное искусство существует в двух основных формах. С одной стороны, еще живо традиционное искусство деревни, связанное с неповторимым бытовым укладом того или иного народа, особенностями окружающей природы. С другой – развиваются народные художественные промыслы, многие из которых имеют богатую историю. Богатое и разнообразное искусство народа — залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия. Значительную роль в этом играют профессиональные образовательные учреждения, которые готовят художников декоративно-прикладного искусства. Так обучение в ВШНИ(И) направлено на возрождение и реновацию народных промыслов в современных условиях.

Народное искусство никогда не теряло своего чувства родной природы, выраженное художественным диалогом с ней, выношенным всей историей этноса. В новом столетии Россия стоит на пороге серьезнейшего выбора и последующих перемен, связанных с переосмыслением собственной истории и культурных ценностей, основывающихся на достижениях многовековой национальной традиции и самобытности.

Изменение самосознания народа становится предметом исследования философов, политологов, культурологов, педагогов и определяет важнейшие задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании подрастающего поколения огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят и школьников к традиционному народному искусству.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными умениями и навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.

Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенностью декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Именно оно более всего понятно детям, доступно изучению и творческой интерпретации.

Занятие различными традиционными промыслами на уроках изобразительного искусства развивает у ребенка наблюдательность, образное и пространственное мышление способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения, развивает чувство сложного цвета и композиционного решения. Большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и когнитивных способностей. У обучающихся улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате – занятия народными ремеслами способствуют общему повышению успеваемости в школе и помогают достичь успеха во взрослой жизни.

Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло, мы создаем условия для успешного самоопределения и социализации ребенка.

Помимо психологического аспекта, такие занятия обучают многим чисто прикладным навыкам. Дети учатся работать с деревом, глиной, тканью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и мн. др. Кроме того, дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел). Кроме того, юные художники знакомятся с изобразительными традициями различных регионов.

Современное эстетическое воспитание и художественное образование – это попытка моделирования системы приобщения детей к искусству и профессиональной подготовки художников-педагогов, которая может противостоять массовой культуре постиндустриального общества и превращению человека в ее безликий элемент.

В последние годы повышается интерес к изучению народного искусства в системе дополнительного образования не только подростков, но и взрослых. В наши дни методика освоения народного искусства выходит на новый уровень педагогических и инновационных технологий.

Одной из сторон художественного образования, опирающегося на традиции народного искусства, является изучение народных росписей. Они не могут не нравиться, равнодушным к ним не остается никто. Это яркое наследие, оставленное нам предыдущими поколениями, которое давно привлекло к себе внимание и стало полноправной частью воспитания эстетики личности. Много внимания уделяется народным росписям в большинстве образовательных программ по декоративно-прикладному искусству.[2]

Однако такие программы не всегда оснащены методическим фондом. Педагоги выходят из положения по-разному: кто-то использует методический материал других программ; кто-то (если это позволяют способности) изучает промыслы и изготавливает декоративно-прикладные изделия и дидактическое оснащение своими руками; кто-то использует только наглядные материалы, предназначенные для фронтального показа (таблицы, карты, репродукции, слайды и пр.).

Существуют рабочие и творческие тетради для детей 6 – 10 лет (к программе «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» под ред. Т.Я. Шпикаловой), проблемные карточки-задания для студентов (М.С. Соколова Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учеб. пособие), однако ощущается острая нехватка методических разработок, которые были бы составлены для занятий декоративно-прикладным искусством с подростками 10 – 13 лет.[3]

В современном образовательном процессе с детьми и подростками традиционно изучают следующие виды народных росписей – гжельскую, жостовскую, хохломскую, полхов-майданскую, городецкую, мезенскую, пермогорскую, палехскую, ракульскую, борецкую и другие. В зависимости от основной цели программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, методика построения занятия строится по-разному.[4]

Традиционная схема занятий декоративного рисования в современной школе (концепция В.С. Кузина) имеет классический подход и свою специфику. Обучающиеся рассматривают произведения народного творчества и беседуют об их красоте. Таким образом, углубляются знания подростков о народном декоративно-прикладном искусстве и жизни самого народа создающего такую красоту. Их внимание обращается на особенности формы и тематику изображений, их разнообразие росписей по форме и цвету, соответствие росписи среде создания народного произведения. Они выполняют эскиз росписи, соблюдая определенную последовательность действий, весь процесс всегда строится от простого к сложному с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей: 1) определить границы, в пределах которых должен быть размещен орнамент; 2) наметить оси симметрии; 3) определить место всех характерных элементов узора, выполнить эскиз; 4) закончить выполнение эскиза орнамента в цвете.

Педагог подчеркивает, что в народном творчестве примеры единства функциональности вещи и особенностей ее формы очень широко распространены. Это доказывается при показе предметов из различных областей народного искусства: коней-качалок, солонок-птиц, свистулек-зверей и т.д.[5]

Второй, часто используемый подход к освоению декоративно-прикладного искусства (в рамках художественно-педагогической концепции Б.М. Неменского) реализует следующие задачи: 1) формирование художественного вкуса обучающихся; 2) понимание воспитанниками особенностей декоративно-прикладного искусства; 3) осознание причастности подростка к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию; 4) осмысление места декоративного искусства в жизни общества.

Обучающиеся при этом должны учиться в ходе восприятия декоративно-прикладного искусства и в процессе собственной практической деятельности обращать свое внимание, прежде всего, на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с явлениями жизни общества, которые его порождают; уметь пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности; проявлять эрудицию, фантазию и наблюдательность при выполнении эскизов и разработке проектов; уметь выражать личное понимание значения декоративно-прикладного искусства в жизни людей.

При выполнении практической творческой работы обучающиеся обретают навыки создания собственных проектов-импровизаций на основе образов народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов и т.д.); овладевают навыками работы в конкретном материале; учатся объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера своей школы или других декоративных работ.

Наибольшее внимание изучению народных росписей отводится в программе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (под редакцией Т.Я. Шпикаловой). Она предполагает развитие эстетических знаний, художественно-графических умений и творческого опыта в связи с изучением главных отличительных признаков произведений народного искусства и с решением художественно-творческих задач на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация).[6]

Подросткам предлагается следующий примерный перечень художественно-творческих задач по изучению росписей русских прялок: 1) Повтор главных композиционных мотивов прялочных росписей: «древо жизни», трехчастная композиция с декоративным сюжетом, трехчастная композиция с солнцем (небо, земля, подземный мир). Повтор композиционной основы и ритмических узлов с помощью схематического рисунка (условные или геометрические фигуры); 2) Решение вариаций путем самостоятельного выбора главного элемента прялочной росписи, определение размера (увеличение или уменьшение) элемента, сочетания главного элемента с второстепенными, выбора формата листа (квадрат, круг, треугольник и т. д.), материала для изображения элементов; 3) Импровизация «эскиз росписи разделочной кухонной доски» (воссоздание образа прялочной росписи).[7]

На исследовательском методе обучения, предполагающем самый высокий уровень развития воспитанника, М.С. Соколова строит свою систему обучения народным росписям. Данный метод является основным видом проблемного обучения. К нему разработаны карточки-задания по городецкой, хохломской и урало-сибирской росписи, отвечающие на требования, предъявляемые к проблемной ситуации: 1) решение проблемной ситуации ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого; 2) проблема соответствует учебной информации, которую получает обучаемый, а также той информации, которой он уже владеет; 3) проблемная ситуация создает трудности, но в то же время она посильна; 4) основу проблемной ситуации составляет противоречие информации; 5) проблемная ситуация в процессе её реализации порождает потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с нею; 6) формулировка проблемной ситуации максимально ясна и не имеет непонятных для обучаемого слов и выражений; 7) проблемная ситуация базируется на основных дидактических принципах обучения и потому не является легкой; 8) проблемная ситуация вызывает любознательность обучаемого и стремление в выполнении работ такого типа.[8]

При разрешении проблемной ситуации учащийся должен пройти несколько этапов: 1) Выявление проблемы. Формулировка проблемной ситуации – один из самых ответственных этапов её решения. На первых этапах работы с карточкой педагог должен помогать учащемуся, чтобы он смог определить задачи, которые ставит перед ним ситуация; 2) Составление гипотез решения проблемной ситуации. На занятиях данный этап выполняется непосредственно с учениками. Организуется обсуждение вариантов решения, при этом ученикам демонстрируется разнообразие путей реализации проблемы. Важность этого этапа – в выборе оптимального пути, который является результатом анализа всех выдвинутых вариантов решения. После принятия оптимальной гипотезы наступает этап решения задачи в соответствии с выбранным вариантом; 3) Альтернативный подход. Этот этап занимает большую часть времени, выделенного на решение проблемной ситуации. Педагог сообщает основную информацию по теме. Творческая деятельность на этом этапе возможна за счет стимуляции размышления и активизирующих вопросов; 4) Анализ полученных результатов. Этап анализа является одним из важнейших. Он позволяет обеспечить творческую деятельность в решении творческих задач, начиная от формирования проблемы и заканчивая критической оценкой получившегося результата. Поэтому данному этапу в процессе решения проблемной ситуации необходимо уделять самое пристальное внимание.[9]

Создание педагогических условия для изучения народных кистевых росписей заложено в принципах освоения народного искусства: повтор, вариации, импровизации.

o Повтор. Задача простая направлена на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие.

o Вариации. Задача усложненного типа направлена на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов.

o Импровизация. Наиболее сложная задача направлена на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа. Ритм, цвет, мотивы такого орнамента разнообразны.[10]

Одним из примеров новых образовательных технологий преподавания народного искусства могут быть учебно-методические пособия, разработанные преподавателями и студентами факультетов изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета, Высшей школы народных искусств и других ВУЗов страны.

Содержание пособий, разработанных студентами, отражает идею единства истоков отечественной художественной культуры, традиционности методических подходов к освоению росписей. Таблицы данного пособия содержат элементы росписи, вариации и импровизации по мотивам народных росписей, полные изящества, простоты лаконичной выразительности силуэта и линии.

Учебно-методическое пособие построено на следующих принципах: 1) преемственность ценностных ориентиров, содержания образования, образовательной технологии преподавания курса «Народные росписи по дереву» для подростков; 2) включение регионального компонента содержания образования; 3) усиление эмоционально-образного компонента преподавания курса; 4) активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся, потребности в реализации творческих способностей; 5) рост профессионального мастерства, творческой активности воспитанников.

Пособия содержат пояснительные записки, в которых освещены вопросы истории развития народных росписей по дереву – урало-сибирской, нижнетагильской, обвинской, анализ основных мотивов и композиционных схем, технологии выполнения росписей. Отдельные главы посвящены методике использования рабочих тетрадей на занятиях с подростками. Центральное место в учебно-методическом пособии занимают рабочие тетради по освоению народных росписей.

Цель использования рабочих тетрадей – создание эффективных условий изучения народных кистевых росписей на занятиях с подростками 11 – 15 лет.

Каждая рабочая тетрадь имеет свою систему построения, но все они отвечают следующим принципам: 1) Подача материала идет от простого к сложному; 2) Используются элементы проблемного и эвристического характера, что создает возможности для творческой самореализации; 3) Задания строятся по схеме, разработанной М.А. Некрасовой и Т.Я. Шпикаловой: а) повтор (r) – самая простая задача; б) вариация (£) – задача усложненного типа; в) импровизация (™) – наиболее сложная задача.

Каждая задача обозначена значком, который поставлен в скобках. Такие тетради содержат различные творческие задания, которые помогают расширить и закрепить знания обучающихся по основным разделам – характерные элементы (травки, листья, цветы, птицы, животные, цветовые варианты, композиционные схемы). Работа с тетрадями направлена на развитие художественного чутья, фантазии, воображения, помогают приобрести начала искусствоведческого анализа, умение работать с разными художественными материалами. Они рекомендованы к использованию на занятиях в системе дополнительного образования, так как предполагают более глубокий уровень освоения навыков свободной кистевой росписи. Тетради полезны и тем, кто занимался и занимается изучением народных росписей (они дают возможность что-то вспомнить, посмотреть на давно знакомые приемы и мотивы с новой точки зрения), и тем, кто только собирается их осваивать.

Например, мы предлагаем следующие задания для освоения урало-сибирской росписи: 1 – пропишите заданные элементы травок и отводок; 2 – допишите предложенные варианты приписок так, чтобы они имели законченную форму травок; 3, 4 – допишите заданные варианты графических и живописных элементов так, чтобы их форма приобрела законченный вид; 5 – повторите предложенные варианты ягод и бутонов, дополните полученные изображения приписками; 6 – на основе предложенных элементов напишите разные варианты бутонов и ягод, дополните их приписками; 7, 8 – допишите заданные живописные элементы, чтобы они приобрели форму цветов, бутонов и ягод; 9 – повторите данные варианты листьев, дополните их приписками; 10 – на основе предложенных элементов допишите разные варианты листьев; 11, 12 – допишите предложенные живописные элементы так, чтобы получились различные листья, дополните изображения приписками; 13 – напишите на свободном поле заданные варианты цветов с приписками; 14 – допишите заданные элементы так, чтобы получились разные по форме цветы и дополните их приписками; 15, 16 – на основе предложенных элементов допишите различные цветы и дополните их приписками; 17 – используя предложенную схему, выполните эскиз композиции «букет»; 18 – используя заданные схемы, выполните эскизы композиций в круге и полосе; 19 – на основе предложенной схемы ветки выполните эскизы в теплой, холодной и смешанной гамме; 20 – выберите из предложенных какую-либо схему и выполните эскиз композиции «букет»; 21 – из заданных схем выберите какую-либо и выполните эскиз композиции «куст в вазе»; 22 – повторите предложенные варианты птиц; 23 – допишите данные живописные элементы, чтобы они приобрели форму птиц, дополните их приписками; 24, 25 – допишите мотивы «птица»; 26 – выберите из предложенных схем какую-либо и выполните эскиз композиции «древо с птицами»; 27 – по предложенной схеме, сообразуясь с заданным фоном, выполните эскиз композиции «куст» с мотивами «птица» и мн. др.

Использование рабочих тетрадей не исключает выполнения работ в материале. Пособие используется лишь как тренажер для освоения элементов и композиционных схем росписи, отработки умений кистевой росписи. После того, как эскиз композиции утвержден, подросткам предоставляется возможность выполнить творческую работу в материале. Простейшие изделия используются в качестве сувениров, а более сложные изделия могут принимать участие в городских и областных выставках детского художественного творчества.

1821

Рис. 1. Дидактические материалы по урало-сибирской росписи выполнены студенткой МагГУ, Е.П. Карабатовой (рук. О.П. Савельева). 2008 г.

 

Рис. 2. Дидактические материалы по обвинской росписи выполнены студенткой МагГУ, Поповой А.А. (рук. А.А. Кожаринова). 2011 г.

Особую ценность для практики художественного образования представляют «решебники» к рабочим тетрадям, которые демонстрируют примеры выполнения задания не только подросткам, но и являются эталоном для оценки достигнутых результатов. Представленные учебно-методические пособия имеют широкое практическое применение. Макеты рабочих тетрадей могут быть использованы педагогами декоративно-прикладного искусства для аналогичных самостоятельных разработок.

Результаты апробации рабочих тетрадей на практических занятия с подростками, доклады на научно-методических семинарах и конференциях педагогов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, участие в конкурсе методических разработок подтверждают, что такое пособие необходимо учителям изобразительного искусства и особенно педагогам дополнительного образования, так как позволяет организовать образовательно-воспитательный процесс на высоком технологическом уровне.

Рецензенты:

Мусийчук М.В., д.филос.н., профессор кафедры общей психологии ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.

Советова О.С., д.псх.н., профессор кафедры инновационной педагогики РГИ ИППК, г.Санкт-Петербург.


[1] Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983. – С.343.

[2] Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: 2002; Черткова В.И. Изучение орнамента в системе учебных занятий по декоративно-прикладному искусству. // Народное искусство: прошлое и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть II. – Смоленск: 2002.

[3] Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 2 класс. Методические рекомендации / Сост. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. и др. – М.: 1997.

[4] Методические рекомендации к спецкурсу «Методика внеклассной и внешкольной работы по ДПИ и народному творчеству»/ Автор-сост. О.П.Савельева. – Магнитогорск: 2001; Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2002;

[5] Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Пособие для учителей. – М.: 1972; Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5 – 9 классы. / Сост. Кузин В.С., Сиротин В.И. – М.,1998;

[6] Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2002. – C. 21.

[7] Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 2 класс. Методические рекомендации / Сост. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. и др. – М.: Мозаика-синтез, 1997.

[8] Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: 2002 – C.132.

[9] Там же.

[10] Шпикалова Т.Я. Методическое обеспечение образовательных технологий преподавания народного и изобразительного искусства на основе концепции, в которой учитель выступает носителем духовной сути народной художественной культуры. // Народное искусство: прошлое и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. – Смоленск: 2002. – С.6.


Библиографическая ссылка

Горбунова Г.А., Савельева О.П. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10742 (дата обращения: 19.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252