Существенное влияние на качество усвоения и степень выживания знаний и навыков, получаемых студентами на клинической кафедре медицинского вуза, оказывает методика проведения курсового экзамена. Внедрение в практику современных приемов экзаменационного контроля следует считать одним из наиболее существенных элементов оптимизации учебного процесса.
Отсутствие единства взглядов преподавателей высшей школы по ряду вопросов методологии контроля побуждает нас поделиться накопившимся за последнее время опытом проведения курсового экзамена на кафедре офтальмологии с курсом ПО КрасГМУ.
На кафедре офтальмологии с курсом ПО Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ) обучаются студенты 5 курса лечебного факультета, 4 курса педиатрического факультета и 4 курса стоматологического факультета. Практические занятия проводятся циклами продолжительностью 3-4 недели. По окончанию цикла студенты лечебного и педиатрического факультетов сдают экзамен, а студенты стоматологического факультета - по результатам итогового занятия получают зачет.
Многоуровневый экзамен, включающий в себя: тестовый контроль, сдачу практических навыков и собеседование на кафедре офтальмологии КрасГМУ начали внедрять с 2002 года.
Первый этап - тестовый контроль проводится преподавателем после окончания практических занятий, а затем в конце тестового экзамена определяется исходный и конечный уровень знаний. Тестовые задания студенты получают с первого дня занятий на кафедре, в них учитываются особенности факультетов и специальностей. В тестовых заданиях имеются один правильный ответ, соответствующий требованиям ГАК (сборник Минздрава РФ) и 20% вопросов из тестовых заданий смежных дисциплин: анатомия, физиология. Во время тестового экзамена студенты отвечают на 100 вопросов. Результаты оцениваются следующим образом: «отлично» - 91-100% правильных ответов, «хорошо» - 81-90% правильных ответов. Оценка «удовлетворительно» выставляется при 71-80% правильных ответов, а оценка «неудовлетворительно» - если правильных ответов 70% и меньше.
Второй этап - сдача практических навыков, которые студенты приобрели на занятиях. Основное внимание обращается на уровень усвоения навыков обследования офтальмологических больных, исследования зрительных функций. Каждое усвоение практического навыка оценивается в 5 баллов.
Критерии оценки практических навыков:
Оценка «отлично» означает, что студент свободно, последовательно, с глубоким знанием теоретического материала и методов обследования, больных с патологией органов зрения и зрительных функций, может при необходимости реализовать полученные знания на практике.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент достаточно убедительно владеет методиками исследования, но при этом допускает несущественные погрешности или не достаточно обоснованно использует какие-либо методики, хотя существуют более современные.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент недостаточно уверенно выполняет исследование, допускает существенные погрешности, необоснованно использует ее, но все же сможет при необходимости, хоть и с ошибками, может применить ее на практике.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент плохо представляет, как выполняется исследование, не может обосновать необходимость ее использования и выполнить самостоятельно.
Третий этап экзамена - собеседование (решение ситуационной клинической задачи). При собеседовании могут быть заданы вопросы по истории болезни на курируемого больного. К этому этапу допускаются студенты, после двух предыдущих (практические навыки и тестовый контроль). Банк ситуационных задач доступен студентам с первого дня практических занятий. Подготовка к этому этапу осуществляется на протяжении всего цикла; на каждом занятии разбираются ситуационные задачи по конкретной клинической теме. Каждая ситуационная задача содержит пять вопросов: 1) предположительный диагноз; 2) методы обследования; 3) дифференциальный диагноз; 4) тактика действий врача не офтальмологического профиля; 5) меры профилактики заболевания или его осложнений.
Критерии оценки решения ситуационной задачи следующие:
На «отлично» оценивается ответ, если студент свободно, с глубоким знанием материала правильно и полно решит клиническую задачу и ответит на дополнительные вопросы по истории болезни.
Оценка «хорошо» выставляется, если студент достаточно убедительно, с несущественными ошибками в теоретической подготовке и достаточно освоенными умениями по существу правильно ответил на вопрос или допустил небольшие погрешности в ответе.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент недостаточно уверенно, с существенными ошибками в теоретической подготовке и плохо освоенными умениями в диагностике и оказании (в случае необходимости) первой врачебной помощи ответил на вопросы ситуационной задачи. Только с помощью преподавателя справился с вопросами дифференциальной диагностики и не уверенно отвечал на дополнительно заданные вопросы. С затруднениями, он все же сможет при необходимости решить подобную ситуационную задачу на практике.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент только имеет очень слабое представление о предмете и недостаточно или вообще не освоил умения по обследованию больного, диагностике и оказанию первой врачебной помощи. Допустил существенные ошибки в ответе на большинство вопросов ситуационной задачи, неверно отвечал на дополнительно заданные ему вопросы, не может справиться с решением подобной ситуационной задачи на практике.
Третий этап экзамена заканчивается итоговой оценкой по курсу офтальмологии, которая рассчитывается по общепринятой в КрасГМУ формуле.
Если исходить из этапов познания: знакомство - знание - умение - навыки, то большинство студентов к завершению учебы в ВУЗе достигают уровня «знания», реже - «умения». Когда умение достигает автоматизма, говорят о профессионализме, появляющимся с опытом, на приобретение которого уходят годы. Поэтому для преподавателей, очень важно дать необходимый багаж знаний, с которым будущие врачи станут профессионалами.
Библиографическая ссылка
Кочетова Т.Ф. МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПРИНЦИП ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА НА КАФЕДРЕ ОФТАЛЬМОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1072 (дата обращения: 06.10.2024).