Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Лисица Е.С. 1 Константинова А.С. 1
1 ФГБОУ ВПО "Пятигорский государственный лингвистический университет"
Данная статья посвящена анализу наиболее эффективных инструментов воздействия молодежных общественно-политических организаций на политическую активность молодежных масс. Основными, наиболее востребованными и эффективными инструментами воздействия молодежных объединений на сознание и поведение своих целевых аудиторий являются информацинное воздействие (при помощи масс-медиа), воздействие при помощи специально организованных мероприятий и акций («событийное» воздействие), возможность карьерного продвижения и/или участие в кадровом резерве органов власти, прямое и опосредованное предоставление финансовых средств, а также воздействие конкретной личности лидера на поведение молодежной аудитории. Только совокупное использование данных инструментов позволит добиться конкретных результатов в работе молодежных общественно-политических организаций и объединений. Вместе с тем в современных условиях молодежным организациям особенно важно использовать на практике принципы эффективного менеджмента и стратегического планирования, сегментирования собственных аудиторий, осуществлять грамотную информационную политику.
политические процессы.
гражданское общество
органы власти
политические институты
политическая система
политическое поведение
политическая активность
молодежь
Молодежные общественно-политические организации
1. Байков Н.М. Общественные молодежные организации как детерминирующий фактор самореализации молодежи / Н.М. Байков, Ю.В. Березутский; под ред. Н.М. Байкова, 2009г.) / под общ. ред. Н.М. Байкова.. – Хабаровск: ДВАГС, 2009. – 83 с.
2. Коряковцева О. А. Управление развитием общественно-политической активности молодежи регионов // Материалы 7-й международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова. – М: МАКС Пресс, 2009.– С. 75-84.
3. Молодежное парламентское движение России [Электронный ресурс] / Официальный сайт проекта «Единое молодежное парламентское движение» – Режим доступа: http://www.newparlament.ru/ (дата обращения 20.10.2013 г.)
4. Пастухова Л.С. Проблемы политического участия молодежи / Л.С. Пастухова // Власть. – 2011. - №6. – С.71-73.
5. Young People in the New Russia: Lifestyles and Value Priorities // Friedrich Ebert Foundation and Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences.- Moscow, 2007. –205 р.

Введение

Изучение современной ситуации в молодежном движении России, особенностей формирования мировоззрения и ментальности молодежных групп, специфики функционирования молодежных организаций и объединений, а также конкретного социального опыта организационной работы с молодежью являются необходимыми для выявления новых возможностей интеграции молодого поколения в социальные структуры общества.

На сегодняшний день во многих социально и экономически развитых субъектах Российской Федерации сложилась ситуация, при которой процесс самоорганизации молодежи повлек за собой создание молодежных организаций, которые, в свою очередь, начали активно влиять на формирование молодежной политики в регионах, способствовать в той или иной степени развитию институтов гражданского общества.

Ключевым понятием в вопросах самоорганизации молодежной среды является понятие политической активности молодого поколения.

Термин общественно-политическая активность следует употреблять для обозначения разной степени интенсивности и вовлеченности граждан в политический процесс. В основе формирования мотивации общественно-политической активности лежит информированность, заинтересованность в информации о политике, уверенность в своей возможности влиять на принятие политических решений. «На степень управления общественно-политической активностью молодежи также влияет специфика институционального контекста политической системы, которая определяется типом политического режима, характером избирательной системы и административных процедур» [2].

Надо признать, что политическая и общественная активность современной российской молодежи является довольно невысокой, особенно в сравнении со старшим поколением. Так, по результатам исследования, проводимого Институтом социологии РАН совместно с представительством фонда имени Фридриха Эберта в РФ, почти каждый второй опрошенный молодой россиянин (49%) за последние годы не участвовал в общественно-политической жизни страны, региона, города [5]. Среди старшего поколения этот процент составляет 37%. Более половины опрошенных (51%) ничего не знают о деятельности молодежных общественно-политических организаций, только 18% о них слышали, еще 30% затруднились с ответом.

Кроме того, ни молодежные организации, ни взрослые политические партии не являются в глазах большинства молодых россиян тем «социальным лифтом», который позволил бы им реализовать себя. На прямо поставленный вопрос: «Хотелось ли Вам стать членом какой-либо политической партии или молодежной политической организации?» - 9% опрошенных дали положительный ответ, в то время как подавляющее большинство (70%) категорически отказались [5]. Лишь около 2% заявили, что они уже являются членами подобных организаций.

На наш взгляд, во многом ответственность за недостаточную эффективность взаимодействия молодежных организаций со своими целевыми аудиториями и слабое информационное освещение деятельности следует возложить непосредственно на лидеров и руководителей данных организаций, поскольку именно от их грамотного управления и построения системы мотивации зависит успех всей работы.

В результате проведенных автором глубинных интервью с лидерами молодежных парламентских структур (молодежных парламентов и правительств), комиссарами всероссийского движения «Наши» и руководителями ВОО «Молодая Гвардия» в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, Московской, Ростовской и Тверской областей, г. Москвы стало возможным выявить причины такой недоработки.

По мнению самих молодежных лидеров, основным фактором, сдерживающим инициативу и ослабляющим эффективность работы, является строгий контроль «сверху» за деятельностью молодежной организации. Это особенно характерно для молодежных парламентских структур, созданных при законодательных и/или исполнительных органах власти региона, а также «молодежных крыльев» политических партий и проправительственных молодежных организаций, где вся деятельность подчинена интересам выщестоящего руководства.

Еще одной причиной падения интереса к деятельности молодежных организаций со стороны главной целевой аудитории является «очевидное разочарование в самой политической системе нашей страны», а также в «субъективной и пристрастной системе отбора молодых людей в состав молодежных организаций». Действительно, зачастую членами молодежных парламентов или молодежных правительств становятся молодые люди, чьей главной мотивацией является не желание работать, преобразовывая действительность вокруг себя, а люди, стремящиеся лишь к получению членского билета, обеспечивающего определенный политический статус его владельцу. По мнению лидеров молодежных организаций, интересы таких молодых людей всегда пролоббированы вышестоящим политическим руководством в регионе, но их членство в организации не имеет никакой практической пользы.

На наш взгляд, частое отсутствие эффективной системы управления и стратегического плана развития молодежной организации также негативно сказывается на ее восприятии во внешней среде. Возможно, это объясняется недостатком управленческого опыта и молодостью лидеров молодежных объединений.

Не все руководители отдают должное значение сегментированию своих целевых аудиторий и построению эффективной обратной связи с ними. Очевидно, что цели, задачи, методы, а соответственно, и результаты работы со студенчеством, молодыми учеными и работниками интеллектуального труда, рабочей молодежью, молодыми людьми, проживающими в сельской местности, и так называемым «офисным пролетариатом» (офисными сотрудниками низшего управленческого звена) будут совершенно различны. Однако подобные различия в специфике целевых сегментов аудитории на практике оказываются полностью игнорируемыми руководством молодежных общественно-политических объединений.

В целом технологии воздействия молодежных общественно-политических организаций на политическую активность молодежи, по нашему мнению, можно классифицировать следующим образом.

К первой категории следует отнести один из самых эффективных по своей результативности способов воздействия - информационное (или «медийное») воздействие. В первую очередь мы подразумеваем под данной технологией воздействие с помощью средств массовой информации и коммунникации.

Стоит отметить, что на сегодняшний день воздействие на сознание молодежи с помощью традиционных средств массовой информации отходит на второй план, уступая место электронным средствам коммуникации - прежде всего, Интернет- и мобильным технологиям. Сеть Интернет позволяет молодежным организациям с наибольшей доступностью и эффективностью одновременно решать множество задач. В первую очередь, это распространение информации о событиях, происходящих в сфере молодежной политики, а также непосредственно о деятельности самих молодежных организаций. На данный момент у абсолютного большинства молодежных организаций существует собственный сайт, а также официальные аккаунты во всех социальных сетях - Twitter, Facebook, Vkontakte, Odnoklassniki, Instagram и другие, ведут собственный блог (Интернет-дневник). Также ресурсы собственного сайта позволяют молодежным организациям создавать системы информационной и консультативной поддержки молодых людей, предоставляющих сведения по актуальной для молодежи проблематике - обучению, трудоустройству, защите собственных прав, тем самым налаживая эффективную обратную связь со своими аудиториями.

Кроме того, Интернет решает еще одну очень важную задачу - это позиционирование молодежных организаций во внешней среде. Оно включает в себя продвижение собственного информационно-идеологического продукта (определенных идей, мыслей, трендов молодежной политики) в определенной среде, на тематических площадках, собирающих конкретную аудиторию, управление репутацией, создание благоприятного имиджа организации, привлечение новых членов. И в данном контексте ведущая роль отведена социальным сетям и блогам стали главным средством в сети Интернет (Facebook, Twitter, Livejournal и т.д.).

Подводя итоги, следует сказать, что Интернет является динамично развивающимся средством массовой коммуникации, он обладает большим потенциалом для оказания воздействия на политическое сознание молодежи. В нем отсутствует централизованная организационная структура, в связи с чем становится возможным продвигать нужные идеи при помощи слухов и других инструментов, не доступных традиционным средствам массовой информации. Скорость распространения информации в Интернете гораздо выше, что создает благоприятную почву для быстрой мобилизации людских ресурсов организации, к тому же стоимость публикации информации на Интернет-ресурсах гораздо меньше, нежели в традиционных СМИ.

Все это позволяет сделать вывод о приоритетности использования молодежными организациями медийных средств воздействия на политическую активность молодежи.

К следующей категории технологий воздействия, на наш взгляд, следует отнести так называемое «событийное» воздействие, то есть воздействие, оказываемое на молодых людей во время их участия в специально организованных для них мероприятиях и событиях.

К «событийным» технологиям мы относим проведение массовых мероприятий, уличных акций, образовательные и дискуссионные площадки, на которых молодые люди имеют возможность не только обменяться мнениями, но и донести свою позицию до лидеров мнений и представителей органов власти различного уровня. Проведение массовых мероприятий и уличных акций наиболее характерно для деятельности проправительственных молодежных организаций. Массовые акции проправительственных движений охватывают до нескольких миллионов участников в целом по стране.

Необходимо отметить, что идеологи общественно-политической организации «Молодая Гвардия» регулярно проводят обучение своих активистов технологиям проведения уличных акций на специально оборудованных для этого площадках. Освоение так называемых «уличных технологий» позволяет каждому члену «Молодой Гвардии» правильно организовать массовое шествие или митинг, используя все необходимые для этого манипулятивные техники, и достичь наибольшего эффекта воздействия на молодых людей.

Важнейшим способом воздействия на молодежь, способом достижения ее лояльности является проведение образовательных и дискуссионных площадок и молодежных форумов. Как правило, финансирование подобных мероприятий является сферой ответственности государства, а также приближенных к руководству страны предпринимателей.

На сегодняшний день самым известным молодежным форумом на всероссийском уровне является ежегодный форум «Селигер», впервые прошедший в 2005-м году на берегу озера с одноименным названием в Тверской области. Сегодня форум «Селигер» является основной молодежной площадкой страны, на которой происходит формирование идеологии, культурной и духовной общности молодежи, уважения к истории, традициям, культуре, религиям народов России, а также осуществляется процесс рекрутирования политических лидеров в молодежной среде, создаются новые молодежные социально-политические проекты, в некотором смысле формируется будущая политическая элита страны.

В целом можно сказать, что проведение подобных образовательных и дискуссионных площадок является способом формирования действенного механизма включения молодых граждан в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь регионов РФ, создает благоприятную почву для развития сообществ, ориентированных на развитие страны, и общества инициативных молодых лидеров, подготовленных к достижению целей молодежных органиазаций и движений. На форумах участники молодежных движений имеют возможность напрямую обратиться к руководству страны и своего региона, чтобы высказать мнение по поводу разработанных властями предложений и стратегий, формулировать собственные предложения для региональных и местных властей, выстраивать конструктивный диалог с другими молодежными объединениями и организациями, работать над собственными проектами, обмениваться опытом.

Вместе с тем, стоит заметить, что зачастую для участия в подобных форумах и образовательных площадках органы власти по работе с молодежью отправляют один и тот же состав молодых людей. Этот факт вполне можно объяснить очевидной недоработкой со стороны региональных и местных комитетов по делам молодежи. Безусловно, для них достаточно удобно из года в год работать с определенным составом аудитории, как правило, это уже проверенные в работе молодые активисты. Однако на практике такой подход приводит к некоторому «кадровому застою» - молодые люди, имеющие возможность постоянного участия в грантовых конкурсах и других подобных мероприятиях, через время утрачивают мотивацию для достижения эффективных результатов. В то время как огромное количество активных и способных молодых людей, желающих посетить образовательный форум или получить поддержку для реализации своего проекта, лишены этой возможности, поскольку не могут пройти отбор в своем регионе. В результате молодежь начинает испытывать разочарование в системе молодежной политики, у нее пропадает желание активно участвовать в общественно-политической жизни, поэтому здесь особенно важен компетентный, строго профессиональный и объективный подход к работе с целевой аудиторией комитетов по делам молодежи в регионах и на местах.

Еще одной эффективной технологией воздействия на активность молодежи и привлечения ее к участию в молодежной общественно-политической организации является возможность карьерного продвижения и/или участие в кадровом резерве органов власти. Фактически реальную возможность карьерного роста обеспечивают в основном молодежные парламентские структуры.

По итогам исследования состава участников молодежных парламентов и правительств Северо-Кавказского, Южного и Центрального федеральных округов можно сделать вывод, что пробовать свои силы в данные организации приходят в основном молодые люди, желающие реализовать себя в политической сфере.

Будучи членом молодежной парламентской структуры, молодой человек имеет реальную возможность участия в разработке нормативно-правовых актов, представлять интересы молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления, налаживать связи с представителями законодательных и исполнительных органов власти. Вышеперечисленные возможности делают реальным дальнейшее продвижение политической карьеры молодого человека. На сегодняшний день более тысячи человек из бывших членов молодежных парламентов по всей России получили депутатские мандаты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [3], это говорит о том, что молодежный парламентаризм на деле является эффективной школой подготовки молодых политических кадров.

Еще одной возможностью карьерного продвижения в политической сфере является участие в проправительственных массовых организациях и движениях. На данный момент большинство бывших комиссаров движения «Наши», руководителей региональных и местных отделений, активистов организаций «Молодая Гвардия» и «Россия молодая» входят в состав Государственной Думы, Совета Федерации, Общественной палаты РФ, органов законодательной и исполнительной власти регионального и муниципального уровней.

В целом можно сделать вывод, что возможность реализации политической карьеры является серьезным стимулом для участия в молодежных общественно-политических организациях политически активной и сознательной молодежи, стремящейся к продолжению деятельности в политической сфере. В свою очередь государство, под чьим контролем находятся массовые провластные движения и молодежные парламентские структуры, создает реальную возможность для достижения политически ориентированной молодежью поставленных целей.

Также, на наш взгляд, целесообразно выделить в отдельную категорию прямое или опосредованное финансовое стимулирование молодых людей, принимающих участие в деятельности той или иной молодежной общественно-политической организации.

Самым распространенным способом материального поощрения активистов молодежных провластных организаций является предоставление им государственных грантов. Основными операторами президентских и правительственных грантов для молодежи и молодежных организаций в нашей стране являются Федеральное агентство по делам молодежи, Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб», Центр новой молодежной политики, а также существовавший до 2013 г. Всероссийский Фонд «Национальные перспективы».

Главными направлениями поддержки молодежных инициатив являются молодежное предпринимательство, вовлечение молодежи в инновационную деятельность, работа с талантливой молодежью, поддержка социальных инициатив. Деятельность в рамках перечисленных направлений реализуется в виде создания и функционирования школ молодых предпринимателей, работы инновационных конвентов и систематического проведения тематических форумов с обязательным присутствием на них конвейера молодежных проектов.

Безусловно, участие в грантовых конкурсах и программах не только дает реальную возможность продвижения конкретных инициатив молодежи, но и является серьезным стимулом для участия молодого человека в деятельности молодежных общественно-политических организаций. В результате подобного взаимодействия с молодежью, государство получает сведения о проблемах молодежной среды, ее «болевых точках», а также имеет возможность оказать влияние на формирование доверия и лояльности молодого поколения.

Однако зачастую предоставление безвозмездной финансовой помощи в виде грантов или премий для молодежи имеет и отрицательную сторону. На сегодняшний день довольно распространена тенденция расходования средств, полученных молодыми людьми от государства на реализацию проектов, не по назначению. Эта проблема стоит особенно остро в Северо-Кавказском федеральном округе, поскольку именно на его территории проходит ежегодный форум «Машук», главной целью которого является предоставление грантовой поддержки инициатив северокавказской молодежи. В настоящее время этот вопрос взят под личный контроль полномочного представителя при Президенте РФ в СКФО А.Г. Хлопонина.

Необходимо отметить, что определенные подвижки в решении данной специфической проблемы уже существуют, вместе с тем, Федеральное агентство по делам молодежи, Всероссийский Фонд «Национальные перспективы» как главные операторы правительственных грантов для молодежи должны более тщательно отслеживать расходование средств грантополучателями, поскольку именно на них лежит главная ответственность, в том числе и за распределение грантовых средств в конкурсе молодежных проектов.

Еще одним инструментом воздействия, находящимся в арсенале молодежных общественно-политических организаций, оказывающим реальное воздействие на сознание ее членов, является сама личность лидера или руководителя организации.

Молодежный лидер, лидер молодежной организации - это человек, представляющий и отстаивающий интересы людей своей возрастной категории в общественной и политической среде. Для того чтобы заслужить уважение своих единомышленников, авторитет среди них, молодежному лидеру необходимо обладать харизмой, уверенностью в собственных силах и смелостью. В сущности это должна быть очень яркая личность, которая умеет находить общий язык с большинством представителей своего и старшего поколения, способна притягивать людей, он должен обладать большим объемом информации, нежели его сверстники, быть дипломатичным и настойчивым одновременно.

Истории молодежных общественно-политических организаций современной России известны имена молодых лидеров, которые не только добились больших политических высот, но и сумели оставить свой след в развитии молодежной политики нашей страны.

Безусловно, на наш взгляд, к таким лидерам можно отнести Василия Якеменко и Сергея Белоконева - бывших руководителей движения «Наши», Илью Костунова - долгие годы бывшего в должности директора форума «Селигер», ныне депутата Государственной Думы, Руслана Гаттарова и Тимура Прокопенко, в разное время возглавлявших «Молодую Гвардию Единой России», на данный момент являющихся членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы соответственно, Максима Мищенко - лидера движения «Россия молодая» и другие. По многочисленным опросам активистов данных молодежных организаций, проведенных автором исследования, перечисленные выше молодые лидеры обладают мощной харизмой, обаянием, даром убеждения и великолепными управленческими навыками, в определенный момент именно личность лидера оказала рещающее влияние на респондентов в их желании вступить в молодежную организацию.

Во главе региональных и местных молодежных организаций также встречаются молодые люди, обладающие ярко выраженными лидерскими качествами. Причем сплотить и обединить вокруг себя молодежь региона или города становится более трудной задачей, поскольку молодые лидеры в регионе не обладают такими мощными административными, финансовыми, человеческими и техническими ресурсами, как их коллеги на федеральном уровне. Соответственно, на региональном и местном уровнях личность лидера играет по-настоящему рещающее значение для сплочения членов молодежной организации и привлечения в ее ряды новых участников.

Однако здесь существует очень большая опасность концентрации всей работы, общественного внимания и дополнительных привелегий лишь на персоне лидера. Довольно часто молодые лидеры сознательно замыкают на себе абсолютно всю деятельность молодежного объединения - не доверяя свои коллегам, они берут под личный контроль любое дело или процесс в организации, оставляют исключительно за собой право участия в общественно-политических и имиджевых мероприятиях. Безусловно, подобное поведение молодых руководителей может привести к стратегическим ошибкам в оперативном управлении, в работе коллектива, его разобщению, вплоть до ликвидации организации.

Подводя итоги анализа механизмов и технологий воздействия молодежных объединений на политическое сознание и поведение российской молодежи, можно сделать несколько выводов.

Основными, наиболее востребованными, актуальными и эффективными инструментами воздействия молодежных объединений на сознание и поведение своих целевых аудиторий являются информационное воздействие (при помощи масс-медиа), воздействие при помощи специально организованных мероприятий и акций («событийное» воздействие), возможность карьерного продвижения и/или участие в кадровом резерве органов власти, прямое и опосредованное предоставление финансовых средств, а также воздействие конкретной личности лидера на поведение молодежной аудитории. Только совокупное использование данных инструментов позволит добиться конкретных и необходимых результатов в работе молодежных общественно-политических организаций и объединений.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что эффективность работы молодежной организации в целом во многом зависит от эффективного и правильно рассчитанного управленческого подхода руководителя организации. Очень часто лидеры молодежных объединений в своей работе действуют хаотично, игнорируя принципы стратегического планирования и управления организацией, не осуществляя грамотной информационной политики. Результатом такого неграмотного подхода становится отсутствие четкой стратегии развития и позиционирования молодежной организации во внешней среде.

На наш взгляд, для более эффективного достижения целей и задач молодежного объединения, более успешного идеологического воздействия на молодежную аудиторию, привлечения в свои ряды новых членов лидерам и идейным вдохновителям молодежных организаций необходимо соблюдать несколько важных принципов.

В первую очередь очень важно четко сегментировать свои аудитории, то есть подразделять их на определенные, объединенные по каким-либо признакам и качествам, группы, различные между собой. На данный момент основными целевыми аудиториями, пополняющими ряды общественно-политических организаций, являются студенческая молодежь, молодые ученые и работники интеллектуального труда, рабочая молодежь, молодые люди, проживающие в сельской местности, и так называемый «офисный пролетариат». Очевидно, что цели, задачи, методы, а соответственно, и результаты работы с перечисленными выше сегментами молодежной аудитории будут совершенно различны.

К примеру, на молодых интеллектуалов и работников офисного труда большее воздействие окажет информация, полученная в сети Интернет. В основном это связано со спецификой трудовой деятельности данной целевой группы - деятельности, связанной с информационными технологиями, а также высоким уровнем доверия к сети Интернет, по сравнению с традиционными средствами массовой информации, особенностями образа жизни - малоподвижного, при котором большинство времени молодые люди проводят перед монитором компьютера.

Участие в массовых мероприятиях и уличных акциях окажет наибольшее воздействие на рабочую молодежь, поскольку для работников неинтеллектуального труда достаточно характерно испытывать «чувство толпы», то есть ощущения сопричастности к действиям и эмоциям многотысячной толпы и, соответственно, получение морального удовлетворения от этого.

Возможность получить денежные средства на реализацию собственной социальной или бизнес-инициативы больше всего простимулирует к участию в конкретных программах студенческую молодежь, а также молодых предпринимателей и ученых. Поскольку эти целевые группы обладают основательной теоретико-практической базой для осуществления проектной деятельности, особым новаторским типом мышления.

Для сельской молодежи важную роль будет играть личность лидера. В сельской местности, где все жители знают друг друга, а также в условиях, когда молодые люди стремятся к переезду в город, очень важно суметь «зажечь» молодежь, доказать им необходимость их участия в молодежной политике, занять их общественно-значимой деятельностью. Это доступно только харизматичному и яркому, уверенному в своих силах, лидеру.

Кроме того, в современных условиях высокой конкуренции в сфере молодежной политики, борьбы за сознание молодежной аудитории, усиления позиций антиправительственных объединений, организаций радикальной направленности молодежным организациям особенно важно осуществлять грамотную информационную политику - это означает активное освещение собственной деятельности, работу над привлечением в свои ряды новых членов, четкую идеологическую позицию. В совокупности с применнием принципов эффективного менеджмента и стратегического планирования вышеперичесленные меры помогут молодежным объединениям с большей эффективностью достигать уставных целей и задач, развиваться и привлекать в свои ряды новых единомышленников.

Рецензенты:

Вартумян А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры конфликтологии, связей с общественностью и журналистики ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск.

Станкевич Г.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры международных отношений, мировой экономики и международного права ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», г. Пятигорск.


Библиографическая ссылка

Лисица Е.С., Константинова А.С. МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10705 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252