В условиях реформирования образования в России, осуществляемого на разных уровнях, важнейшими задачами становятся разработка и реализация в практике личностно-ориентированной модели образования, рассчитанной на подготовку высокомодифицированных специалистов, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом, конкурентоспособностью.
В европейской культуре есть понятие «сам себя сделавший человек», т.е. своими усилиями поднявший себя на высшие уровни развития. В настоящее время не возможно обойтись без ориентации на мировые стандарты образованности и воспитанности молодежи. На наш взгляд, обеспечить этот заказ можно лишь перестроив технологию обучения, отказавшись от неэффективных средств обучения.
Процесс обучения, как сложный и многогранный психофизиологический и организационный процесс, включает в себя:
1) отбор и передачу учебной информации преподавателем;
2) восприятие, осознание, переработку и усвоение этой информации студентом;
3) организацию преподавателем эффективной деятельности обучающихся по овладению знаниями и их использованию.
Исследования современной психологии и педагогики показывают, что эффективность и качество процесса учения тем выше, чем лучше организована и обеспечена самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.
Результатом поиска новых форм, средств и методов обучения, освоения новых принципов взаимодействия с производственными предприятиями явилась интенсификация технологии обучения средствами самоорганизации в условиях технического вуза.
Организация самого себя, в общем виде понимаемая как интеграция индивидных личностных, профессиональных свойств человека, является показателем его социально-психологической и творческой зрелости. Это предполагает высококвалифицированное сознательное отношение к деятельности, настойчивость в достижении цели, высокую ответственность за результаты деятельности, организованность, способность управлять собой. Эти качества в сочетании с глубокими профессиональными знаниями, развитым творческим мышлением, готовностью к постоянной самообразовательной деятельности являются необходимым условием в деятельности специалистов, ориентированных на опережение.
В основе интенсивной технологии лежит развивающее обучение, содержание, методы и формы организации которого ориентированы на закономерности развития.
Основное содержание развития обучающихся в процессе вузовского обучения - это превращение студента в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, превращение из обучаемого к обучающегося. Обеспечение условий для такого превращения является основной целью развивающего обучения в техническом вузе.
Мы воспользовались результатами исследований в области педагогики и считаем, что в основе технологии развивающего обучения лежит концепция проблемного обучения. Каковы же основные тенденции, выступающие в роли закономерности развития концепции проблемного обучения как средства подготовки творчески активного специалиста?
Первая тенденция - процесс интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий. Интеграция различных дидактических концепций: проблемного, модульного и компьютерного обучения и т.д.
Вторая тенденция - дифференциация образования по интересам, способностям и соответствии с природными задатками.
Третья тенденция - внедрение в практику системы технических средств обучения, компьютеризация, поиск новой психолого-педагогической технологии обучения мышлению и т.д.
Следующим этапом является постановка студентом ближайших и перспективных целей обучения. При этом студенты выявляют свои слабые стороны и намечают пути самосовершенствования и преодоления трудностей, т.е. каждый ищет способ занять свое место, организовать свою учебную деятельность.
В организации самостоятельной деятельности также, как и в самовоспитании, важен правильный выбор студентом средств, с помощью которых он стремится к достижению поставленных целей. Мы считаем, такими средствами являются:
1. самонаблюдение;
2. самоанализ;
3. самооценка;
4. постановка цели;
5. самоубеждение;
6. самоконтроль;
7. самопоощрение.
Анализируя состояние учебной и воспитательной работы технического вуза можно отметить, что большинство студентов готовы к работе над собой на достижение поставленной цели, стремятся к нравственному, интеллектуальному, волевому и физическому самосовершенствованию. При этом студенты испытывают определенные трудности, т.к. не имеют достаточного опыта в организации собственной деятельности и нуждаются в помощи со стороны педагогов, особенно на начальном этапе вузовского обучения.
Библиографическая ссылка
Сечина Г.П., Хайбрахманова Д.Ф. ПУТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=107 (дата обращения: 15.10.2024).