Актуальность исследования обусловлена недостаточно обоснованной методикой начального обучения оборонительным тактико-техническим действиям в видах единоборств обусловленных сложнокоординационной направленностью соревновательной деятельности. В настоящее время процесс обучения и планирования, как правило, базируется на эмпирическом опыте тренеров и недостаточно научно обоснованы. Это вызывает необходимость применения современных технологий обучения на этапе начальной подготовки с учетом требований соревновательной деятельности. Единоборства, к которым относятся кикбоксинг каратэ, рукопашный бой и др. требуют проявлений в соревновательной деятельности координации и согласованности проведения атакующих и оборонительных тактико-технических действий. Поскольку само противоборство представляет собой сложную структуру количественных изменений и качественных переходов от атаки к обороне, в постоянно меняющихся ситуаций взаимоположений спортсменов. Задача единоборца заключается не только в умении атаковать, но и эффективно защищаться от ударов соперника.
Умелая организация оборонительных тактико-технических действий способствует сохранению имеющегося преимущества над соперником, повышению спортивного мастерства и долголетия в спорте, снижению травматизма, отсеву из спортивных секций, сохранению здоровья занимающегося контингента [1; 2; 3; 4 и др.].
Обучение оборонительным тактико-техническим действиям в ударных видах единоборств является важнейшим разделом подготовки спортсменов и представляет собой целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения умениями, навыками и получения знаний.
Цель исследования - предложить методику обучения оборонительным тактико-техническим действиям на примере ударных видов единоборств.
Результаты исследования
Анализ научно-методической литературы выявил, что в настоящее время отсутствует единая классификация технико-тактических действий в ударных видах единоборств. Классифицированный материал будет способствовать распределению большого разнообразия атакующих и оборонительных действий ударных видов единоборств на классы и группы, приведению в унифицированную систему, открывающую перспективы для дальнейших исследований, связанных с проблемой начального обучения.
Нами представлена классификация ударных видов единоборств на примере каратэ киокусинкай и кикбоксинга. По целевому признаку организации действий техника включает в себя два класса - атакующие и оборонительные действия (табл. 1).
Нами выделено четыре классификационные группы:
- 1) атакующие действия руками;
- 2) атакующие действия ногами;
- 3) оборонительные действия от ударов рук соперника;
- 4) оборонительные действия от ударов ног соперника.
Таблица 1. Классификация оборонительных технико-тактических действий в каратэ киокусинкай и кикбоксинге
Класс атакующих тактико-технических действий ударов руками и ногами |
||
1. Атакующие действия руками (активность, надёжность, объём атакующих действий ударов руками, контратаки и др.) |
2. Атакующие действия ногами (активность, надёжность, объём атакующих действий ударов ногами, перемещения, взаимодействия и др.) |
|
Класс оборонительных тактико-технических действий от ударов руками и ногами соперника |
||
3. Оборонительные действия от ударов рук (активность защиты, надёжность защиты, объём проигранных ударов руками, блоки, нырки и др.) |
4. Оборонительные действия от ударов ног соперника (активность защиты, надёжность защиты, объём проигранных действий от ударов ногами, изменение стоек и др.) |
В содержании классификации базовых оборонительных тактико-технических действий выделены:
- 1) оборонительные действия руками: подставкой кисти, плеча, предплечья, голени, бедра; отбив кистью, предплечьем; блок кистью, предплечьем, предплечьями и др.;
- 2) оборонительные действия туловищем: уклон влево, вправо, назад; нырок влево, вправо; прогиб туловища и др.;
- 3) оборонительные действия, применяемы с помощью ног: передвижения, шагом влево, вперед, назад; с поворотом туловища вправо, влево; уходами влево, вправо, назад; скачком влево, вправо, назад на опорной ноге, на обеих ногах и др.
Для формирования необходимого комплекса в ситуационных видах единоборств сложнокоординационной направленности следует обучать на основе предложенной классификации базовых оборонительных действий.
Решение задач по обучению оборонительным тактико-техническим действиям начинающих единоборцев осуществляется путем выполнения условий учебно-тренировочных заданий. Вариативность которых можно существенно расширить, если учитывать действия партнера - действия и взаимодействия: на обусловленные действия с противодействием и др. (табл. 2).
Вначале выполняются учебно-тренировочные задания на обусловленные заранее действия с взаимопомощью партнера, затем на необусловленные, с взаимопомощью партнера.
Таблица 2. Условия выполнения учебно-тренировочных заданий при обучении оборонительным технико-тактическим действиям
№ п/п |
Наименование условий выполнения специальных заданий |
1 |
обусловленные действия с взаимопомощью партнера |
2 |
необусловленные действия с взаимопомощью партнера |
3 |
обусловленные действия с противодействием партнера |
4 |
необусловленные действия с противодействием партнера |
Затем условия выполнения тренировочного задания усложняются. Вначале выполняются задания на заранее обусловленные действия с противодействием партнера, затем на необусловленные с противодействием партнера.
Данные условия при выполнении специальных заданий предполагает освоение занимающимися оборонительных тактико-технических действий, позволяющих овладеть необходимыми навыками конфликтного взаимодействия атакующего и обороняющегося.
В зависимости от применяемых и условий и последовательности их выполнения учебно-тренировочных заданий при обучении оборонительным действиям можно изменять направленность воздействий.
Проведенное нами исследование позволило определить необходимую долю планирования обучения и дальнейшей тренировки оборонительным действиям в видах единоборств сложнокоординационной направленности в многолетней подготовке различных возрастных групп.
Распределение времени планирования на оборонительные тактико-технические действия осуществляется следующим образом. В возрастной группе юношей на оборонительные действия от ударов руками должно уделяться 25,98%, в группе юниоров - 24,20%, в группе мужчин - 23,99%, от ударов ногами в возрастной группе юношей отводится 25,67%, юниоров - 24,17%, мужчин - 23,83% от общего времени, запланированного на атакующие и оборонительные действия из расчета 100%. При этом следует отметить, что достоверных различий межу всеми возрастными группами по планированию не выявлено (Р>0,05).
Таким образом, теоретический анализ и обобщение передового практического опыта позволили предложить методику обучения оборонительным технико-тактическим действиям, которая включает в себя последовательность изучения защитных действий, средства, условия выполнения специальных учебно-тренировочных заданий на основе уточненной классификации.
Выводы
1. В содержании технической оснащенности ударных видов единоборств оборонительные тактико-технические действия являются важнейшим разделом подготовки. Высокий уровень надежности и организации обороны позволяет избегать проигрышных ситуаций, нейтрализовать очевидное преимущество соперника, снижать травматизм и повышать интерес начинающих спортсменов к занятиям ударными видами единоборств.
2. Методика обучения оборонительным тактико-техническим действиям в ситуационных видах единоборств сложнокоординационной направленности должна основываться на классификации, разработанной с учетом требований соревновательной деятельности. В работе нами уточнена классификация оборонительных действий, в которой выделено четыре класса: атакующие действия руками, ногами и оборонительные действия от ударов рук и ног соперника.
3. Методика обучения оборонительным тактико-техническим действиям, предполагает применение специальных учебно-тренировочных заданий с учётом условий и последовательности их выполнения.
Проведенное теоретическое исследование по проблеме начального обучения оборонительным тактико-техническим действиям не является исчерпывающим. Научный интерес представляют: дальнейшая разработка программно-методического обеспечения; обоснование методики тренировки оборонительным действиям на различных этапах многолетней подготовки; совершенствование оборонительных технико-тактических действий спортсменов высокой квалификации. С решением перечисленных и сопутствующих направлений, открываются перспективы для проведения дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- 1. Еганов В.А. Методика обучения защитным технико-тактическим действиям в кикбоксинге: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Еганов; УралГАФК. - Челябинск, 2005. - 22 с.
- 2. Иванов С.А. Методика обучения технике рукопашного боя: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Иванов. - М., 1995. - 23 с.
- 3. Олин С.В. Методические приемы и средства развития координации двигательных действий, способствующих повышению надежности защиты в единоборствах / С.В. Олин, А.О. Миронов // Организационно-управленческие проблемы физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы и основные направления их решения: ХII науч.-практ. конф.; Издат. центр «Уральская Академия. - Челябинск, 2008. - С. 8-11.
- 4. Подойницын В.В. Бокс, кикбоксинг: лайт-контакт, фул-контакт, фул-лоу кик. Начальное обучение. Спортивное совершенствование / В.В. Подойницин. - Новосибирск: Советская Сибирь, 1997. - 134 с.
Библиографическая ссылка
Еганов В.А., Миронов А.О., Олин С.В. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНЫМ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В СИТУАЦИОННЫХ ВИДАХ ЕДИНОБОРСТВ СЛОЖНОКООРДИНАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1064 (дата обращения: 09.05.2025).