Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Ежов С.П. 1 Халлисте О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)»
Мониторинг условий формирования профессиональных качеств студентов в вузе является одним из наиболее действенных механизмов обратной связи со студентами, что дает реальную возможность адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов. Для достижения данной цели кафедрой социологии Санкт-Петербургского государственного Технологического института (Технического университета) (СПбГТИ (ТУ)) было проведено социологическое исследование методом раздаточного анкетирования. Для исследования были выбраны студенты первого и четвертого курсов, т.к. главной исследовательской задачей авторами ставилось вскрытие основных «болезненных точек» адаптации студентов, которые еще только вчера были школьниками, что является чрезвычайно важной и актуальной темой и для других ВУЗов при работе над программами адаптации первокурсников. Старшекурсники, в свою очередь, а именно – четвертый курс обучения, стал частью выборки для сравнительного анализа адаптации с позиции его результативности. В результате исследования авторами была доказана эффективность системы обучения и воспитания в Технологическом институте, т. к., согласно полученным данным, она позволила абсолютному большинству студентов 1 курса уже к концу первого семестра адаптироваться к студенческой жизни.
институт
студенты
адаптация
качество образования
обучение
1. Ежов С.П., Халлисте О.В. Некоторые проблемы адаптации студентов технологического института: результаты социологического исследования // Известия СПбГТИ (ТУ). № 17 (43). – СПб., 2012. – С. 88-92.
2. Ежов С.П., Халлисте О.В. Обучение в высшем учебном заведении глазами современного студента: на примере Технологического института // Телескоп. № 6 (96). – 2012. – С. 22-27.
3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – М.: Интеллект-Центр, 2005.
4. Материалы сайта Правительства РФ: http://правительство.рф/docs/20526/.
5. Работодатели не обращают внимание на дипломы? [Электр. ресурс] // Служба исследований компании HeadHunter. – Режим доступа: http://hh.ru/article.xml?articleId=12846.

Современная система образования в России находится на пути активных трансформаций как вследствие сознательных действий, осуществляемых властью в целях модернизации и оптимизации данной структуры, так и вследствие необходимых ответных действий на запросы современного общества.

Россия – лидер по числу людей с высшим образованием. Этих показателей страна достигла за последние 15 лет, когда открылось множество частных вузов. Хорошее образование сегодня играет исключительно важную роль, являясь одним из наиболее значимых социальных лифтов в восходящей мобильности молодого человека. Высшее образование позволяет претендовать на более высокооплачиваемую работу, занимать более высокостатусные позиции в карьерном росте, быть более адаптабельным к меняющимся условиям на рынке труда. Молодые люди это прекрасно понимают и рационально относятся к необходимости получения диплома о высшем образовании. Но столь широкая популярность высшего образования обернулась снижением его качества. И, как следствие, возникает вопрос об отношении студентов к качеству получаемого образования, т.к. сформировавшиеся социально-экономические условия и удручающий процент российских выпускников, не работающих по специальности (по различным оценкам от 30 до 50 %), дают возможность предположить, что молодежь преследует цель получить заветную «корочку», но не саму специальность. Это проблема не только российской высшей школы, но и многих европейских, однако в России она достигает довольно широких масштабов.

«Техноложка» сегодня является одним из передовых технических ВУЗов как Санкт-Петербурга, так и всей России (судя по посещению института 1 сентября 2012 года в день знаний премьер-министра Д.А. Медведева) [4], и в связи с повышением конкуренции на рынке труда и модернизацией образовательных стандартов появляется необходимость в постоянном мониторинге каждой учебной группы и каждого студента с целью внесения необходимых корректив. Понятие «качество образования» включает в себя нормативно-правовые требования к образованию, историко-культурные традиции и теоретико-методологические принципы построения образовательной системы. Качество образования являет своим результатом конкурентоспособность выпускников образовательного учреждения, высокие достижения в обучении, технологичность и современный уровень организации учебного процесса. С одной стороны, «Техноложке» есть чем похвастаться в плане технологичности: в начале сентября прошлого года здесь открыли лабораторию Молекулярной фармакологии, которая станет единственной в стране, где химики и биологи объединят свои усилия в поисках лекарства от рака. Возглавит уникальный аналитический комплекс итальянский ученый Дженарро Мелино. Также СПбГТИ (ТУ) организовал уникальный проект магистерской программы, заказчиками которой выступили Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО и стратегический партнер вуза – ООО «Вириал», являющееся проектной компанией РОСНАНО. Однако для оценки качества образования таких показателей недостаточно, т.к. необходима обратная связь с обучающимися. В связи с чем как администрация, так и преподаватели должны быть заинтересованы в адекватной оценке учебных достижений студентов, оценке учебной деятельности преподавателей, вуза в целом.

Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить повышение его качества [3]. Таким образом, данное социологическое исследование, проведенное кафедрой социологии факультета экономики и менеджмента Технологического института, ставило своей целью сбор и анализ информации о некоторых аспектах качества образования в СПбГТИ (ТУ) в аспекте применения полученных данных в разработке программ адаптации обучающихся.

Задачами исследования являлись:

  • определение основных проблем адаптации первокурсников;
  • выявление и анализ оценки результативности адаптации в институте, а также условий формирования профессиональных качеств в вузе в целом с позиции старшекурсников;
  • выявление мнения старшекурсников по поводу перспектив трудоустройства на рынке труда;
  • выработка рекомендаций по организации работы со студентами с учетом выявленных проблем.

Исследование проведено в два этапа: в ноябре 2011 года (студенты 1 курса), и в первой декаде апреля 2012 года (студенты 4 курса) методом раздаточного анкетирования. Данный метод имеет ряд преимуществ в силу того, что является массовым и анонимным.

Выборка не случайна, т.к. согласно основной гипотезе исследования именно первокурсники сталкиваются с наибольшими проблемами адаптации к новым условиям обучения в стенах института: это и новое окружение молодых людей, и новые требования к процессу обучения, и зачастую новые условия проживания. Главной исследовательской задачей здесь ставилось вскрытие основных «болезненных точек» адаптации студентов, которые еще только вчера были школьниками, что является, с нашей точки зрения, чрезвычайно важной и актуальной темой и для других ВУЗов при работе над программами адаптации первокурсников.

Старшекурсники, в свою очередь, а именно четвертый курс обучения интересен с точки зрения сравнительного анализа адаптации с позиции его результативности. Четвертый курс был выбран как объект социологического анализа с позиции получения достоверных данных, т.к. значительная часть студентов Технологического института будет завершать свое образование именно четвертым курсом (бакалавриат).

Выборка квотная, репрезентативность обеспечена. Квоты выдержаны по двум признакам: обучение на факультете и курс. Респонденты, обладающие такими свойствами, отбирались в количестве, пропорциональном их доле в совокупности. Таким образом, на шести факультетах (см. табл. 1) опрашивался каждый четвертый студент Технологического института первого и четвертого курсов. Основные данные выборки представлены в Таблице 1 (указано количество респондентов).

Таблица 1. Данные выборочной совокупности

Факультет

1 курс

4 курс

1 факультет. Химии веществ и материалов

49

22

2 факультет. Химической и биотехнологии

99

41

3 факультет. Механический

47

29

4 факультет. Информационных технологий и управления

57

34

5 факультет. Инженерно-технологический

61

27

6 факультет. Экономики и менеджмента

86

40

Всего

399

193

Первый курс, бесспорно, является наиболее уязвимым с точки зрения приспособления к новой форме обучения, и здесь крайне важно выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты, бывшие еще вчера школьниками. Под адаптацией в статье будет пониматься способность студента приспособиться к требованиям среды (в данном случае – высшей школы) без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта с этой средой.

Первый вопрос «Изменилось ли Ваше отношение к учебе?» был задан только респондентам первого курса. В результате более половины первокурсников (55,3 %) ответили, что изменения произошли только в лучшую сторону. У трети респондентов отношение не изменилось (34,2 %), что может свидетельствовать о достаточно продуманном выборе молодых людей высшего учебного заведения и будущей специальности. И лишь у 6,8 % изменилось в худшую сторону.

Согласно результатам исследования, большинство респондентов не отмечают снижение успеваемости по сравнению с обучением в среднем образовательном учреждении: более половины опрошенных (57,9 %) отметили, что изменения произошли только в лучшую сторону. Однако здесь не все однозначно: часть первокурсников полагают, что учиться проще в результате введения балльно-рейтинговой системы (используемой факультетом экономики и менеджмента для оценивания успеваемости студентов), которая делает акцент не на посещаемости занятий, а на выполнении заданий по курсу.

Студентам, испытывающим затруднения с обучением в вузе, было предложено выявить основную причину своей неуспеваемости. Наиболее популярен был ответ «трудно организовать свою учебную деятельность» (40,2 %). Действительно, школа и ВУЗ кардинально отличаются системой организации учебного процесса, и если в школе действуют скорее авторитарные методы преподавания, где учитель полностью контролирует учебный процесс как в стенах школы, так и за ее пределами (проверка домашнего задания и т.д.), то в высшем учебном заведении студенты уже должны сами организовывать свое время, постепенно распределяя нагрузку, не оставляя все на сессионное время. Для многих из первокурсников это становится настоящим испытанием.

Также были названы такие варианты, как «учиться трудно» (20 %); «трудные условия учебного процесса» (15,8 %); «трудные условия жизни» (бытовые, финансовые, состояние здоровья) (11 %); «учиться неинтересно» (4,9 %).

В ответе на данный вопрос среди «других» причин снижения успеваемости респонденты отмечают как причины внутренние («долго адаптируюсь»; «все дело в самоконтроле»; «не хватает времени»), так и внешние («непонятно объясняют некоторые предметы»; «50 % обучения стало самостоятельным, трудно находить информацию»; «мало практики»; «сокращение материала: читают много за малое время»; «много нужно заучивать»).

Далее студентам было предложено проанализировать свою студенческую жизнь и выявить в ней основные отрицательные моменты, которые негативным образом влияют на их отношение к учебе. Несмотря на то, что на вопрос: «Какая сфера учебного процесса вызывает у Вас наибольшее недовольство?» 9 студентов затруднились ответить, общая динамика прослеживается: большинство респондентов не устраивает техническая оснащенность занятий, а также программа обучения. Некоторые также обращают внимание на то, что недостаточно насыщена студенческая жизнь в целом, полагая, что наличие дополнительных форм вовлечения молодежи в жизнь института выступает довольно важным фактором удовлетворенности, в том числе и процессом обучения. В наименьшей степени студенты недовольны организованностью преподавателей и их профессионализмом.

Помимо предложенных вариантов респонденты отмечают сокращенное количество часов, несправедливую стипендию, а также недостаточное количество практических занятий и спортивных мероприятий. Интересно отметить, что некоторые первокурсники отмечают переход на систему бакалавриата как одну из причин неудовлетворенности.

Наибольшее удовлетворение вызывает у респондентов профессионализм преподавателей (27,9 %), а также психологический климат в группе (24,7 %), что говорит о том, что студенты первого курса уже успели подружиться к концу семестра. Также студенты позитивно отзываются о качестве образования в институте (15,3 %), об отношении преподавателей к студентам (12,1 %) и насыщенности студенческой жизни (11,6 %). Последний индикатор немаловажен, т.к. безусловно является частью успешной адаптации первокурсника к сложному процессу обучения в вузе.

Большинство первокурсников, принимавших участие в опросе, испытывают трудности в процессе обучения и нуждаются в дополнительной помощи (61 %). Причины основных проблем, по их мнению, следующие:

  • Трудности, связанные с усвоением материала по определенным дисциплинам, просьба дополнительных занятий (53)[1];
  • Материальная помощь. Нехватка денежных средств (11);
  • Слишком большой объем информации, большая нагрузка (9);
  • Просьба ставить больше практических занятий (9);
  • Нехватка времени, проблемы с самоорганизацией (9);
  • Улучшение условий жизни в общежитии (6);
  • Просьба повысить стипендию, сделать стипендию справедливой (4);
  • Сокращение материала, не успеваю освоить (4);
  • Большое количество пар (2);
  • Нужна психологическая помощь (2);
  • Трудности есть, но я с ними справляюсь (справлюсь) (5).[2]

Таким образом, наибольшие трудности первокурсники испытывают с усвоением лекционного и практического материала. Также немаловажна и материальная стимуляция успеваемости студентов. Отметим, что большинство респондентов всех факультетов четвертого курса, отвечая на вопрос «Что Вам не нравится в организации учебного процесса?», также не удовлетворены несоответствием значимости предмета и количества выделяемых на него часов. В частности, студентов особенно волнует недостаточное количество инновационных методов в обучении (деловых игр, дискуссий, диалоговых лекций и т.д.) [подробнее см. 1,2].

Интересно здесь сравнить проблемы, волнующие первокурсников, с проблемами, которые занимают умы студентов четвертого курса, принявшие участие в опросе. На вопрос «Какие из студенческих проблем Вас волнуют в большей степени?» подавляющее большинство респондентов отметило проблемы, связанные с трудоустройством по специальности после окончания обучения в вузе («послевузовское трудоустройство по специальности», среднее значение – 14). Действительно, согласно данным исследования рынка труда специалистами компании HeadHunter, вакансий, в которых не требуется наличие опыта, составляет всего около 23 % от общего числа вакансий [5].

Молодых людей также волнует и «трудоустройство во время обучения в вузе» (9,5)[3] и «возможности подработки во внеучебное время» (7,8).

В целом, согласно результатам исследования, вырисовывается картина, характеризующая материальные проблемы студентов. Так, среди наиболее распространенных ответов были: «высокие цены в студенческой столовой и буфетах» (12) и «высокие цены за проживание в общежитии» (4,2). Последнее особенно важно в соответствии с названным ниже фактором, вызывающим недовольство, таким как «неудовлетворительные бытовые условия в общежитии» (8,5), что указывает на противоречие и существующую проблему: цена за общежитие, по мнению студентов, совершенно не соответствует качеству проживания там.

Что же касается самого процесса обучения, то здесь студенты не в полной мере удовлетворены «преподаванием по некоторым предметам» (11,3), «работой администрации» (3,5), организацией учебного процесса в целом (4,3), а также «отсутствием условий для проведения досуга» (4), о чем уже говорилось выше.

Рассмотрев основные проблемы, возникающие в процессе обучения первокурсников, перейдем к оценке условий адаптации в высшем учебном заведении студентами четвертого курса.

В целом, молодые люди положительно оценивают качество образования в Технологическом институте. Подавляющее число опрошенных (85 %) оценивает организацию процесса обучения выше среднего, т.е. выше пяти по десятибалльной шкале (6 респондентов затруднились ответить).

Также положительно студенты отзываются о работе педагогического состава Технологического института. Так, 74,3 % опрошенных поставили оценку выше пяти по десятибалльной системе, где 1 – это «абсолютно не удовлетворяет», а 10 – «удовлетворяет полностью». 16,2 % определили уровень работы преподавателей как средний, поставив оценку «5».

Социологи уже давно пытаются решить проблему оценивания работы педагога с помощью анкетирования учащихся, внедряя новые индикаторы и показатели для получения более объективных и точных данных. Однако нам представляется, что данный аспект должен быть объектом отдельного социологического исследования, состоящего из комплекса методик, включающих как количественный опрос студентов, так и некие более глубинные качественные методы. Ведь нередко замечательный педагог, отличным образом объясняющий материал, но строго спрашивающий на зачете или экзамене воспринимается студентами как «плохой».

В ответе на вопрос «Какие условия можно назвать обязательными для качественного образования?» респонденты могли выбрать 3 варианта ответа. Здесь прослеживается солидарность в ответах. Подавляющее большинство студентов всех факультетов отметило «высокий профессиональный уровень педагогического состава» (26,8), «хорошие организационные условия образовательной деятельности» (19,5) и «взаимопонимание педагогов и учащихся» (19,8). Интересно, что «подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ» (1,5) для старшекурсников не представляется столь значимым фактором организации качественного обучения, хотя первокурсники, принимавшие участие в опросе, отмечали, что им не хватает знаний, полученных в школе, в связи с чем просили дополнительных занятий. Подготовительные курсы могли бы решить данную проблему, т.к. не только освежают в памяти старые знания, но и дополняют их новыми, необходимыми для успешного освоения материала в высшем учебном заведении. В то же время для студентов четвертого курса оказалось довольно значимым «творческое развитие обучающихся» (8,2), а также «индивидуальный подход к каждому учащемуся» (6,3) и «соответствие получаемых знаний государственному образовательному стандарту» (6,5). Фактор «сохранения здоровья и обеспечение безопасности обучающихся» посчитали важным всего пять старшекурсников из всей выборки (0,8).

Сами респонденты оценивают качество своей подготовки скорее как среднее (69 % по специальным дисциплинам). В знании иностранных языков студенты Технологического института чувствуют себя еще менее уверенно (высокий уровень знания иностранных языков (в основном, английского) лишь у 6 % опрошенных, 12 % высоко оценивают свою подготовку в области компьютерных технологий). Это довольно существенная проблема в связи с тем, что современный рынок труда выдвигает определенные жесткие требования к специалисту, в числе которых высшее образование и владение иностранными языками. Данный аспект может серьезным образом негативно сказаться на будущем трудоустройстве выпускников вуза и, как следствие, на его престиже.

В ответе на следующий вопрос респондентам предлагалось дать примерную оценку уровня эффективности и справедливости системы поощрения студентов за достижения в учебе, занятие призовых мест в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, участие в общественной работе и культурно-массовых мероприятиях в вузе в целом. В основном студенты оценивают уровень эффективности и справедливости системы поощрения как средний и выше среднего (81 – выше среднего против 57 ниже среднего; 48 респондентов оценили уровень системы поощрения как средний).

Несмотря на то, что абсолютному большинству опрошенных студентов, независимо от факультета, скорее нравится, нежели не нравится учиться в Технологическом институте (74,1 % от числа ответивших), многие из старшекурсников, принявших участие в опросе, намерены получить дополнительное образование по другой специальности (например, второе высшее). Эту тенденцию сложно объяснить без более глубокого анализа проблемы, поэтому она нуждается в дальнейшем изучении.

В целом, студенты оценивают свои шансы на трудоустройство довольно оптимистично, и практически половина опрошенных надеется, что проблем с работой не будет (42%). Однако, довольно велик и процент тех, кто готов работать там, где сможет заработать независимо от специальности (29%). Треть респондентов испытывают опасения по поводу своего будущего (29%). Здесь в дальнейшем предполагается использовать как открытые вопросы в раздаточном анкетировании, так и глубинные интервью со студентами с целью выяснить конкретные причины их тревоги: связано ли беспокойство с получаемой специальностью в институте или с ситуацией на рынке труда в целом.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что сложившаяся в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте (Техническом университете) система обучения и воспитания в целом эффективна, если учитывать, что она позволила абсолютному большинству студентов 1 курса уже к концу первого семестра адаптироваться к студенческой жизни. Также чрезвычайно важно с точки зрения успешности условий адаптации в институте, что большинство студентов 4 курса в качестве основных характеристик учебного процесса отмечают высокий профессионализм преподавательского состава, высокий уровень учебно-методического обеспечения, а также то, что в институте интересно учиться. Также стоит отметить, что подавляющее число опрошенных оценивает качество образования в целом выше среднего.

Все это позволяет говорить, что, несмотря на выявленные проблемы, которые должны быть более глубоко изучены с помощью последующих исследований, студенты СПбГТИ (ТУ) адаптируются вполне успешно и к концу своего обучения ощущают себя частью образовательного пространства. Сегодня в Технологическом институте введена должность штатного психолога, который также активно участвует в процессе адаптации студентов, т.к. лишь совокупность многих факторов ведет к высокой оценке качества образования в ВУЗе.

В современных условиях высшая школа должна стать генератором новых идей и технологий и обеспечить формирование высокообразованного человеческого ресурса, необходимого для развития новых направлений науки, образования и бизнеса. Поэтому мониторинг качества образования будет и дальше являться одной из приоритетных отраслей исследований кафедры социологии факультета экономики и менеджмента Технологического института.

Рецензенты:

Исаев Б.А., д.соц.н., профессор кафедры конфликтологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург.

Харченкова Л.И., д.п.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, г. Санкт-Петербург.


[1] Количество респондентов

[2] Представлены ответы, данные более одним респондентом

[3] Примечание: здесь и далее в скобках указано среднее значение ответов опрошенных. Данные представлены в процентах.


Библиографическая ссылка

Ежов С.П., Халлисте О.В. СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10612 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074