Социогумантарное знание из всего комплекса образовательных дисциплин в наибольшей степени ответственно за трансляцию культурных констант, смысложизненных ориентаций, ценностей, поэтому объем и место социогуманитарного знания в образовательных программах имеет стратегический характер.
Каким будет мир будущего, во многом зависит от того, какие культурные и, в частности, образовательные стратегии мы, представители органических самобытных культур, выберем. В случае развития сценария гомогенизации глобальной культуры каждый национальный культурный субъект имеет возможность стать «излучателем» культурных образцов в той или иной сфере, а не только потребителем культурного импорта, неких пакетов, в которых содержатся модели поведения и сознания. Для этого самобытная культура должна сохранить и упрочить свои жизненные силы. Жизненные силы - то, чем определяется сущность социального субъекта, его самотождественность, возможность саморегуляции, системной трансформации, реализации заложенного или предустановленного смысла, эффективное функционирование и социально-культурное творчество.
Жизненные силы культуры - это те явления, процессы, свойства и отношения социальной жизни, которые выполняют следующие функции:
- соединения, сплочения, «сцепления», «сплавливания» индивидов, а также духовного, психического и социального пластов их жизнедеятельности в цельный организм, неповторимую культурно-историческую индивидуальность;
- формирующую, конституирующую, архитектонико-строительную функцию;
- обеспечения слаженного, гармоничного и целесообразного жизнеосуществления этого организма;
- механизма его воспроизводства;
- движущих сил развития, понимаемого как самореализация, самовыражение и воплощение.
В комплексе жизненных сил культуры, составляющих «ядро» системы, по нашему мнению, выделяется несколько блоков. Это а) субстрато-формирующие силы: язык, знаково-символическая и образная среда, этнокультурное самосознание, историческая память; б) духовно-консолидирующие силы: мифы и религия, ценности и идеалы, единое оптимистическое мировоззрения; в) поведенчески-ориентационные силы: регуляторы - нормативно-регулятивная система поведения представителей определенной культуры, имеющая значение «физиологии» культурного организма (нравы, нормы, модели поведения), трансляторы как механизмы воспроизводства «живой ткани» культурного организма (обычаи, традиции, обряды, этнопедагогика), детерминанты поведения; прежде всего, национально-культурный менталитет, г) социально-организационные силы: способы социального соединения, государство, активная культуротворческая и духовно-побудительная элита; д) генерально-интенционная жизненная сила культуры - национально-культурная идея, которая определяет конечные смыслы бытия этнокультурного организма, «одушевляет» его «социальное тело» и выражает стремление к отысканию и обоснованию своего интереса в процессе осуществления человеческой истории.
Исходя из этого, параметрами для оценки качества образования, в том числе и высшего, должны, по нашему мнению, служить:
- знание родного языка, свободное владение им;
- национально-культурный и государственный патриотизм;
- четкая этнокультурная самоидентификация;
- комплиментарность национально-культурного автостереотипа;
- объем и ценностные аспекты исторической памяти;
- знание смысла и содержания праздников, обрядов, обычаев;
- поведенческая и символическая актуальность фольклора;
- знание культурно-генетической религии;
- соответствие смысложизненных ориентаций традиционной системе ценностей;
- оптимизм мировоззрения и социальных ожиданий;
- социальная активность, наличие гражданской позиции;
- сохранность ментальных оснований;
- ориентация на культивируемую модель социальных связей;
- чувство ответственности за судьбы народа, культуры, государства;
- осознание мировой социокультурной ситуации, стратегических и актуальных задач развития своей культуры;
- содержание идеала, а также мирового и национально-культурного футурпроектов.
Таким образом, решение проблемы качества образования сегодня в первую очередь зависит от нашего выбора «ответа» на «вызов» современности. Следует определиться, какой мы видим свою культуру в будущем, какими качествами должен обладать ее представитель, какие технологии для их культивирования следует применить. Только в таком случае мы имеем все необходимые данные для определения качества образования.
Библиографическая ссылка
Семилет Т.А. ВОСПРОИЗВОДСТВО ЖИЗНЕННЫХ СИЛ КУЛЬТУРЫ – КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=106 (дата обращения: 15.10.2024).