На сегодняшний день одной из основных задач экономического образования является согласование развития профессионального образования и процесса информатизации общества. Осмысление данной проблемы можно рассматривать в различных аспектах.
Первый аспект касается изменения профессиональной сферы под влиянием информатизации общества. Информатизация общества как глобальная цивилизационная линия развития отражается на профессиональной деятельности экономиста, в которой наблюдаются такие процессы как интеграция информационных технологий в профессиональную деятельность и дифференциация видов профессиональной деятельности, связанных и использованием информационных технологий. Важным фактором информатизации профессиональной деятельности выступает и виртуализация, которая проявляется в частности в том, что современный экономист осуществляет свою деятельность не с материальными объектами, а с их аналогами – моделями, часто существующими не реально, а в сетевом пространстве. В таких условиях происходит слияние профессиональных и информационных функций специалистов, соединение предметных и информационных знаний, умений и навыков, стирание границ между отраслевыми и информационными специалистами.
Второй составляющей исследования новых требований к наличию информационных компетенций современного квалифицированного экономиста является динамика и разнообразие требований рынка труда. Обширный перечень направлений, для которых присваивается квалификация «Экономист», порождает разнообразные требования к профессиональной информационной подготовке, отраженные в профессиографической литературе, в квалификационных справочниках профессий и должностей. Ожидание работодателей наличия информационных компетенций у работников меняется одновременно с общественным прогрессом, эти ожидания фиксируются различными исследованиями требований работодателей. Так, исследования [1, 5] показывают, что российские работодатели в перечне «базовых компетенций» на первое место ставят компетенции, связанные со знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; с наличием навыков работы на компьютере, с современными средствами связи, в глобальных компьютерных сетях в рамках управления информацией. С точки зрения работодателей, эффективный и результативный специалист достигает такого уровня владения персональным компьютером, при котором любая профессиональная и личностная задачи рассматриваются с точки зрения возможности их решения с помощью информационных технологий и технических средств. Профессиональная деятельность экономиста, включающая наблюдения и исследования, сбор и анализ полученных данных, мониторинг экономических тенденций и выработку прогнозов, как никакая другая, требует сочетания овладения универсальными умениями управления информационными процессами с овладением актуальными профессиональными программными продуктами.
Между тем, актуальность профессиональных программных продуктов, равно как и актуальность аппаратных средств, может измениться даже в четырехлетний период обучения будущих бакалавров. Быстрая потеря актуальности разработок в сфере информационных технологий порождает экономические, организационные и психологические проблемы внедрения новшеств в образовательный процесс и заставляет констатировать невозможность единовременного овладения информационными знаниями, умениями и навыками. Данное положение дает повод вести речь об изменении содержания образования и педагогических технологий, как об одном из аспектов информатизации и модернизации образования.
Проблема востребованности информационных компетенций у сотрудников экономической сферы является предметом анализа в государственных и частных исследованиях [2, 3, 4]. Содержание и удовлетворенность текущими работниками экономической сферы своей информационной подготовкой в вузе в условиях стремительной смены технологий иллюстрируются и результатами нашего анкетирования, которое было проведено в период 2011–2012 гг. Респондентами выступили сотрудники бухгалтерий, финансовых и планово-экономических отделов организаций и предприятий, имеющие должность «Экономист». Опрошенные экономисты являются работниками организаций и предприятий всех форм собственности и заняты в таких сферах, как муниципальное управление, оказание услуг непроизводственного характера (аудиторские, сфера ИТ, негосударственное образование), банковский сектор, производство и реализация продуктов питания, торговля непродуктовыми товарами. Из числа опрошенных экономистов 75 % имеют высшее образование, полученное, либо непосредственно после окончания школы, либо после окончания учреждений среднего профессионального образования.
Анализ результатов исследования представил следующую картину. Из числа опрошенных 100 % считают, что любому профессионалу необходима информационная подготовка, так же все 100 % опрошенных респондентов указали, что предмет информационного цикла входил в перечень изучаемых в учебном заведении предметов. При этом, отвечая на вопрос, «Насколько полезной оказалась учебная информационная подготовка в Вашей профессиональной деятельности?», 80 % респондентов оценили свою информационную подготовку достаточно низко (рис. 1). Так, 35 % опрошенных респондентов охарактеризовали свою информационную подготовку в вузе как «совершенно бесполезную», поскольку изучаемые темы не готовили будущего специалиста к профессиональной деятельности, и 45 % опрошенных признали информационную подготовку «в целом бесполезной» – изучаемый материал недостаточно имитировал профессиональную деятельность, и количества часов, отводимых для изучения дисциплин информационного характера, оказалось недостаточно для того, чтобы будущий специалист чувствовал себя уверенно в реальных профессиональных ситуациях. Еще 15 % опрошенных респондентов охарактеризовали положительно содержание учебной информационной подготовки лишь как базы для дальнейшего самостоятельного изучения необходимых для профессиональной деятельности программных продуктов.
Рис. 1. Оценка респондентами полезности информационной подготовки в учебном заведении
Более 60 % опрошенных респондентов указали, что им приходилось, уже работая по профессии, проходить дополнительную информационную подготовку. Способы самостоятельного улучшения респондентами своей информационной подготовки приведены на рисунке 2.
Рис. 2. Варианты прохождения респондентами самостоятельной информационной подготовки
Так, прямо на рабочем месте вынуждены были обучаться специализированному ПО 35 % респондентов, а самостоятельно, после работы, либо на специализированных курсах, обучались 50 % из тех, кто вынужден самостоятельно подготавливаться к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности.
Наше анкетирование включало и изучение потребностей действующих специалистов в тех разделах информатики, которые реально были необходимы в условиях профессиональной деятельности. Распределение результатов разделов, по которым осуществлялась дополнительная самостоятельная информационная подготовка, приведено на рисунке 3.
Рис. 3. Разделы информатики, по которым действующими специалистами осуществлялась самостоятельная дополнительная информационная подготовка
Обращает внимание, что дополнительная подготовка не понадобилась по традиционно включаемым в программу информационной подготовки теоретическим разделам информатики – по оценке опрошенных, в профессиональной деятельности экономистов не требуются знания основ информатики, сверх тех, что изучались в учебном заведении, и совершенно бесполезны знания и умения работать с цифровой информацией в различных системах счисления. Также не понадобилась дополнительная подготовка программированию на различных языках, и весьма небольшое количество (13 %) опрошенных нуждалось в освоении основных возможностей текстовых и табличных процессоров. В то же время, значительное число респондентов было вынуждено обучаться работе со специализированным программным обеспечением (80 %), расширенными возможностями табличных процессоров (67 %), работе с локальными и глобальными сетями (53 %) и справочно-правовыми системами (53 %). Трети опрошенных понадобилась дополнительная подготовка по работе с базами данных и графическими программами.
Таким образом, описанные противоречия дают основание утверждать, что процесс информатизации общества влияет на компетентностные запросы современного общества и выдвигает новые требования к информационной компетентности современного квалифицированного экономиста. Соответственно, информационная подготовка в вузе должна иметь профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя приемы и операции, формирующие профессиональные умения. В процессе информационной подготовки будущие экономисты должны осознавать существующие в обществе потребности использования информационных технологий в конкретных видах трудовой деятельности, собственные склонности к использованию ИТ, особенности и ограничения возможностей ИТ и технических средств, необходимых для выполнения профессиональных функций. В связи с изложенными положениями возникает идея опережающей информатизации профессионального образования, которая может быть реализована как в технологическом, так и в педагогическом аспектах.
Рецензенты:
Осипова С.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Высшая математика-3» Института фундаментальной подготовки Сибирского федерального университета, г.Красноярск.
Гафурова Н.В., д.п.н., профессор кафедры «Педагогика профессионального обучения» института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г.Красноярск.
Библиографическая ссылка
Савостьянова И.Л. ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НАЛИЧИЯ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10584 (дата обращения: 08.10.2024).