Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОТЦОВСКОЕ ОТНОШЕНИЕ В СВЯЗИ С КОНФИГУРАЦИЕЙ СЕМЬИ

Корниенко Д.С. 1 Красильникова Е.Н. 1 Ротманова Н.В. 1
1 ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гумантарно-педагогический университет»
В статье представлены результаты исследования параметров отцовского отношения к детям в связи с конфигурацией семьи. Рассматриваются различия в связи с позицией ребенка в семье (старший, младший) и в связи со структурой семьи (полная, неполная). В исследовании приняли участие 207 отцов из четырех типов семей: семья с одним ребенком, семья с двумя детьми, семья с тремя детьми и неполная семья с одним ребенком, которого воспитывает отец. Параметры родительского отношения диагностировались при помощи опросника «Взаимодействие родителя и ребенка» Марковской И.М. Данные обрабатывались однофакторным дисперсионным анализом (ANOVA). Результаты: наибольшие различия обнаружены по параметрам: «эмоциональная дистанция — близость», «отсутствие сотрудничества — сотрудничество» и «удовлетворенность отношениями с ребенком». Для большинства характеристик отношений обнаруживается различие между отцами единственного ребенка и отцами, имеющими двух и более детей. Отношение отцов в полной и неполной семье значимо не отличается. Отношение к младшему ребенку отличается меньше, чем отношение к старшему ребенку.
сиблинги
отец
семья
детско-родительские отношения
1. Алфеева Е.В. Особенности работы психолога с семьей. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000.
2. Борисенко Ю.Б., Портнова А.Г. Отцовство как фактор развития личности // Развитие личности. - 2006. - № 2. - С. 70-81.
3. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. - М. : Когиито-центр, 2011. - 181 с.
4. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 15-26.
5. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 3-16.
6. Коркина Н.А. Отцовство в современной семье // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 4. - С. 48-54.
7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - Т. 2. - 464 с.
8. Lamb М. The Development and Significance of Father-Child Relationships in Two-Parent Families / The role of the father in child development. US: John Wiley & Sons Inc. - 2004. - P. 272-306.
9. Levy-Shiff R. (1999). Fathers cognitive appraisals, coping strategies and support resources as correlates of adjustment to parenthood // Journal of Family Psychology. - № 13. -Р. 554-567.
10. Rochlen A.B., McKelley R.A., Suizzo M., Scaringi V. Predictors of relationship satisfaction, psychological well-being, and life satisfaction among stay-at-home fathers // Psychology of Men & Masculinity. - 2008. - Vol. 9. - № 1. - Р. 17-28.

В настоящее время в психологической науке и смежных дисциплинах одной из активно обсуждаемых проблем является проблема отцовского поведения, в т.ч. личностные детерминанты, стиль и модели поведения отцов, особенности внутрисемейных отношений

и их влияние на взаимодействие отца, матери и ребенка. Одним из актуальных направлений исследований является изучение стиля отцовского поведения. Поведение мужчины отца описывается через индивидуальный стиль отцовства, который зависит как от личностных свойств конкретного мужчины, так и от опыта взаимодействия с собственным отцом (Levy-Shiff, 1999; Кон, 1999, 2005; Lamb, Lewis, 2010). Особое место занимает изучение одиноких отцов или отцов, которые сидят дома (Rochlen, Suizzo, McKelley, Scaringi, 2008). В психологической литературе выделяется несколько подходов к классификации отцовского поведения, которое описывается через доминирующие мотивы, включенность в совместную деятельность с ребенком, принятие обязанностей по воспитанию. Выделяют два типа отцовства в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчине сильнее - опекать, заботиться или учить, передавать свои знания и умения (Спиваковская, 2000). Отцовские роли или модели разделяются по степени того, насколько отец включен на эмоциональном уровне, как осуществляет свою воспитательную деятельность, как взаимодействует с ребенком и стремится к выполнению собственных обязанностей (Алфеева, 2000; Варга, 2011). Влияние отца на ребенка индивидуально и во многом зависит от личности самого мужчины и внутрисемейного контекста его отношений с ребенком (например, Калина Холмогорова). Участие отца в воспитании ребенка необходимо для формирования полноценной гармоничной личности при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей (Борисенко, Портнова, 2003). Изучение роли отцов как агентов социализации позволит конкретизировать детское развитие в пределах многократных семейных контекстов.

Целью нашей работы было выявить специфику отцовского отношения в связи с конфигурацией семьи, т.е. рассмотреть параметры взаимодействия родителя и единственного ребенка и старшего и младшего ребенка, а также учесть структуру семьи: полная или не полная.

Организация исследования

Участники исследования. В исследовании приняли участие 207 отцов из четырех типов семей: семья с одним ребенком (42 чел.), семья с двумя детьми (сиблинговая, 70 чел.), семья с тремя детьми (многодетная, 24 чел.) и неполная семья с одним ребенком, которого воспитывает отец (22 чел.). Данная выборка собрана в рамках выполнения выпускной квалификационной работы Н.А. Мазур. Возраст отцов 37,47 года (Ст.откл. 7,16), старших детей 14,68 (Ст.откл. 2,19), младших детей 11,12 (Ст.откл. 2,43), ребенок в однодетной семье 11,67 (Ст.откл. 2,90).

Методики. Использовался опросник Марковской И.М. для диагностики параметров взаимодействия родителя с ребенком: нетребовательность-требовательность родителя, мягкость-строгость родителя, автономность-контроль по отношению к ребенку, эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю, отвержение - принятие ребенка родителем, отсутствие сотрудничества - сотрудничество, тревожность за ребенка, непоследовательность - последовательность родителя, воспитательная конфронтация в семье, удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

Статистический анализ. Анализ результатов проводился при помощи однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. В связи с тем что группы различаются по составу, был применен критерий Левена (Levene's Test) для оценки равенства дисперсий в группах. В случае значимости критерия Левена применялся тест Тамхена (Tamhene test), в остальных случаях ЛСД тест (LSD test).

Результаты исследования и их обсуждение

Различия в отцовском отношении в семьях разного типа

На первом этапе нашей работы были рассмотрены различия в семьях с различной конфигурацией вне зависимости от возраста ребенка. Были обнаружены различия по всем показателям родительского отношения: «нетребовательность-требовательность родителя» F(3, 272)=3,88, p=0,01; «мягкость-строгость родителя» F(3, 272)=4,09, p=0,01; «автономность-контроль по отношению к ребенку» F(3, 272)=9,266, p=0,001; «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю» F(3, 272)=28,40, p=0,001; «отвержение - принятие ребенка родителем» F(3, 272)=9,43, p=0,001; «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» F(3, 272)=13,00, p=0,001; «несогласие - согласие между ребенком и родителем» F(3, 272)=7,22, p=0,001; «непоследовательность - последовательность родителя» F(3, 272)=5,54, p=0,001; «авторитетность родителя» F(3, 272)=3,65, p=0,01; «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» F(3, 272)=12,85, p=0,01. Средние и стандартные отклонения показателей приведены в таблице 1.

Post hoc сравнения позволяют уточнить картину различий. По показателю «нетребовательность-требовательность родителя» отличие обнаруживается между отцами единственного ребенка и отцами сиблингов. При этом у отцов двух детей наиболее низкие показатели требовательности, а у отца единственного ребенка наиболее высокая требовательность. «Мягкость-строгость» различается у отцов единственного ребенка и отцов сиблингов и отцов, одних воспитывающих ребенка. Наиболее высокие значения у отцов двух детей, а наиболее низкие у отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. Параметр «автономность-контроль» отличается у отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно и отцов из других типов семей. «Контроль» наиболее высок у отцов, воспитывающих детей самостоятельно, при этом значения данного показателя у отца единственного ребенка в семье, с двумя детьми и в многодетной семье не отличаются. Значимые различия есть между всеми группами по показателю «эмоциональная дистанция - близость ребенка к родителю», за исключением сравнения групп отцов с единственным ребенком и отцом в многодетной семье. По данному показателю обнаружены отличия между отцами из всех типов семей, за исключением сравнения отцов двух детей и отцов в многодетной семье. При анализе показателей «отвержение - принятие» различия выявились между отцами двух детей и отцами в других типах семьи, наиболее высокие значения наблюдаются у отцов двух детей.

Показатель «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» обнаруживает множество различий, в частности при сопоставлении отцов в многодетной семье и отцов, воспитывающих детей самостоятельно; при сравнении отцов двух детей с отцами из других типов семей. Отцы двух детей в наименьшей степени склонны к сотрудничеству с детьми, тогда как отцы, воспитывающие ребенка самостоятельно, демонстрируют наиболее высокие значения.

Различие по показателю «несогласие - согласие с ребенком» проявилось в сравнении отцов сиблингов и отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. Минимальные значения обнаруживаются у отцов двух детей, а наиболее высокие у отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. Значимые различия при сравнении отцов двух детей и отцов единственного ребенка и отцов в многодетной семье обнаруживаются по параметру «непоследовательность - последовательность родителя». Значения последовательности в реализации воспитательных действий наиболее высокие у отцов двух детей.

«Авторитетность родителя» - значимо отличается при сравнении отцов единственного ребенка и отцов двух детей и отцов в многодетной семье. Наиболее высокие значения у отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. По показателю «удовлетворенность отношениями с ребенком» значимые различия обнаружены при сравнении отцов из трех типов полных семей. У отцов двух детей и отцов в многодетной семье низкие значения показателя удовлетворенности, тогда как высокие и сходные у отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих детей самостоятельно.

Таблица 1

Средние и стандартные отклонения показателей отношения к ребенку отцов в семьях разного типа

Показатели

Семья с единственным ребенком

Сиблинговая семья

Многодетная семья

Неполная семья

Среднее

Ст. откл.

Среднее

Ст. откл.

Среднее

Ст. откл.

Среднее

Ст. откл.

Нетребовательность - требовательность

16,21

2,75

14,79

2,67

15,00

1,78

15,41

1,79

Мягкость - строгость

13,79

3,19

14,94

2,83

14,29

2,42

13,14

2,19

Автономность - контроль

14,96

1,41

15,00

2,10

15,15

1,86

17,24

1,24

Эмоциональная дистанция - близость

16,45

2,14

14,04

2,47

14,38

2,24

18,23

2,19

Отвержение - принятие

15,61

1,56

17,01

1,82

16,06

1,83

15,98

1,73

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

16,88

2,07

14,83

2,91

16,21

2,43

17,64

1,99

Несогласие - согласие между ребенком и родителем

14,95

2,95

13,04

2,76

13,71

2,56

14,82

1,40

Непоследовательность - последовательность

15,95

2,93

17,42

3,25

15,89

2,34

17,03

2,77

Авторитетность родителя

16,12

2,74

14,61

3,43

14,60

2,75

16,03

3,02

Удовлетворенность отношениями с ребенком

18,71

2,47

15,72

3,56

16,17

2,51

18,31

2,73

Различающееся отцовское отношение к старшему ребенку

При сравнении параметров отношения к старшему ребенку у отцов были обнаружены значимые различия по следующим характеристикам: «нетребовательность - требовательность родителя» F(3, 136)=4,56, p=0,05; «автономность - контроль по отношению к ребенку» F(3, 136)=9,89, p=0,001; «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю» F(3, 136)=23,62, p=0,001; «отвержение - принятие ребенка родителем» F(3, 136)=13,52, p=0,001; «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» F(3, 136)=6,34, p=0,001; «непоследовательность - последовательность родителя» F(3, 136)=5,11, p=0,001; «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» F(3, 136)=10,36, p=0,001. Различия не были обнаружены по показателям: «мягкость - строгость родителя», «несогласие - согласие между ребенком и родителем», «авторитетность родителя». Средние и стандартные отклонения показателей приведены в таблице 2.

Post hoc тесты позволяют уточнить межгрупповые различия. Так, по показателю «нетребовательность - требовательность» наиболее высокие значения наблюдаются у отцов единственного ребенка в сравнении с отцами двух и более детей. «Автономность - контроль» по отношению к ребенку в наибольшей степени выражен у отцов, воспитывающих ребенка отдельно в сравнении с отцами двух детей и единственного ребенка. Также обнаруживается различие при сравнении отцов единственного ребенка и отцов трех детей. Различия по показателю «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость» ребенка к родителю проявляются при сравнении отцов единственных детей (в полной и неполной семье) и отцов, имеющих двух детей и более. Показатель «отвержение - принятие» ребенка родителем в наибольшей степени выражен у отцов старшего ребенка в семье с двумя детьми, при этом он значимо отличается у отцов других групп. Значения показателя «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» наиболее высокие у отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно, и у отцов, имеющих трех детей, а наиболее низкие у отцов двух детей. «Непоследовательность - последовательность» родителя в реализации воспитательных действий по отношению к старшему ребенку отличается только в группе у отцов трех детей. Наибольшую «удовлетворенность» отношениями со старшим ребенком демонстрируют отцы единственного ребенка, причем она значимо отличается от удовлетворенности отношениями у отцов, имеющих двух и более детей, и у отцов, воспитывающих детей самостоятельно.

Таблица 2

Средние и стандартные отклонения показателей отношения к старшему ребенку отцов в семьях разного типа

Показатели

Семья с единственным ребенком

Сиблинговая семья

Многодетная семья

Неполная семья

Среднее

Ст. откл.

Среднее

Ст. откл.

Среднее

Ст. откл.

Среднее

Ст. откл.

Нетребовательность - требовательность

17,17

2,91

15,11

2,71

15,04

1,42

15,41

1,79

Мягкость - строгость

14,08

4,11

15,00

2,75

14,45

2,47

13,14

2,18

Автономность - контроль

14,67

1,20

15,12

2,28

16,29

1,72

17,24

1,24

Эмоциональная дистанция - близость

17,00

2,39

14,38

2,21

14,16

2,01

18,23

2,19

Отвержение - принятие

15,41

1,55

17,71

1,66

16,39

2,11

15,98

1,73

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

16,58

2,26

15,44

2,60

17,25

2,52

17,63

1,98

Несогласие - согласие между ребенком и родителем

14,00

3,06

13,82

2,04

14,58

1,8

14,81

1,40

Непоследовательность - последовательность

15,83

3,55

16,32

3,17

13,91

1,56

17,03

2,76

Авторитетность родителя

17,41

2,26

16,71

2,91

15,92

2,53

16,03

3,02

Удовлетворенность отношениями с ребенком

19,41

2,48

15,60

3,66

16,79

2,55

18,31

2,72

Различающееся отцовское отношение к младшему ребенку

При сравнении параметров отношения к младшему ребенку у отцов были обнаружены значимые различия по следующим характеристикам: «мягкость - строгость родителя» F(3, 109)=3,65, p=0,05, p=0,001; «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю» F(3, 109)=7,07, p=0,001; «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» F(3, 109)=10,19, p=0,001; «непоследовательность - последовательность родителя» F(3, 109)=6,53, p=0,001; «тревожность за ребенка» F(3, 109)=12,87, p=0,001; «воспитательная конфронтация в семье» F(3, 109)=7,50, p=0,001.

Различия не были обнаружены по показателям: «нетребовательность - требовательность родителя», «автономность - контроль по отношению к ребенку», «отвержение - принятие ребенка родителем» и «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем». Средние и стандартные отклонения показателей приведены в таблице 3.

Таблица 3

Средние и стандартные отклонения показателей отношения к младшему ребенку отцов в семьях разного типа

Показатели

Семья с единственным ребенком

Сиблинговая семья

Многодетная семья

Среднее

Ст. откл.

Среднее

Ст. откл.

Среднее

Ст. откл.

Нетребовательность - требовательность

14,94

1,92

14,47

2,60

14,71

1,87

Мягкость - строгость

13,39

1,14

14,89

2,92

13,58

2,50

Автономность - контроль

15,36

1,59

14,88

1,92

15,19

1,46

Эмоциональная дистанция - близость

15,72

1,52

13,7

2,67

15,25

2,23

Отвержение - принятие

15,86

1,57

16,31

1,71

16,31

1,89

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

17,28

1,78

14,21

3,07

16,00

2,53

Несогласие - согласие между ребенком и родителем

16,22

2,28

12,25

3,15

13,37

2,84

Непоследовательность - последовательность

16,11

1,93

18,51

2,97

17,29

2,09

Авторитетность родителя

14,39

2,38

12,51

2,51

14,42

2,55

Удовлетворенность отношениями с ребенком

17,78

2,18

15,84

3,47

16,50

2,50

Post hoc сравнения показали, что наибольшая выраженность параметра «мягкость - строгость» и наименьшая выраженность параметров «эмоциональная дистанция - близость», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» и «воспитательная конфронтация в семье» наблюдаются у отцов младшего ребенка в двухдетной семье. Наибольшая выраженность «тревожности за ребенка» проявляется у отцов единственного ребенка по сравнению с отцами двух и более детей. Наименьшая выраженность «непоследовательности - последовательности» при взаимодействии родителя и ребенка также обнаруживается у отцов единственного ребенка при сравнении с отцами двух детей.

Выводы

В целом можно утверждать, что тип семьи является фактором, влияющим на отношение отца к ребенку. При этом обнаруживаются различия как в связи с количеством детей в семье, так и в связи со структурой (полная - неполная семья). Можно констатировать, что наибольшее число различий в отношении отцов к ребенку наблюдается по следующим параметрам: «эмоциональная дистанция - близость», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» и «удовлетворенность отношениями с ребенком». При этом наиболее высокие значения данных показателей наблюдаются у отцов одного ребенка вне зависимости от полной или неполной семьи. Вероятно, это связано с тем, что в семье с единственным ребенком отец может уделить достаточно времени для взаимодействия с ребенком. По большинству параметров отношение отца единственного ребенка не отличается в полной и неполной семье, но значения параметров отношений у отцов в неполной семье ниже, хотя и незначимо, по сравнению с отцами из полной семьи. Для большинства характеристик отношений обнаруживается различие между отцами единственного ребенка и отцами, имеющими двух и более детей. Это позволяет утверждать, что изменение количества детей в семье меняет отношение отца к детям. Интерес представляет и тот факт, что именно отцы двух детей чаще обнаруживают различия в отношении, а не многодетные отцы. Возможно, ситуация наличия двух детей в семье является для отцов в наибольшей степени психологически «напряженной» так как они, с одной стороны, вынуждены сохранять относительно стабильное отношение к старшему, с другой стороны, формировать новое отношение к младшему ребенку. Тогда как отцы трех и более детей уже могут относиться к детям как к группе, детально не дифференцируя свое отношение.

Отношение отца к старшему ребенку детализирует специфику межсемейных различий. Так, в отношении к старшим можно отметить: во-первых, вне зависимости от полной и неполной семьи, отцы стремятся к последовательности в воспитательных воздействиях, сотрудничеству с ребенком, проявляют эмоциональную близость и наиболее удовлетворены отношениями со старшими детьми. Во вторых, отношение к старшему или единственному ребенку в полной семье носит более требовательный, а в неполной - контролирующий характер. Специфика отцовского отношения в семье с двумя детьми проявилась в большем принятии старшего ребенка и меньшем сотрудничестве по сравнению с отцами других семей.

Отношение к младшему ребенку в семьях с разной конфигурацией обнаруживает меньше различий (6 из 10 параметров), что позволяет утверждать, что отцы относятся к детям относительно одинаково. Отличие проявляется в том, что эмоциональная близость, сотрудничество выше в семье с единственным ребенком. Также в такой семье выше тревожность за ребенка. Интересным фактом является то, что наибольшее число отличий наблюдается при сопоставлении отношения отца к младшему ребенку в семье с двумя детьми. Отношение отцов единственного ребенка младшего школьника и младшего ребенка в многодетной семье в большинстве случаев является сходным.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект 12-36-01315).

Рецензенты:

Хрусталева Т.М., д.псх.н., профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.

Щукин М.Р., д.псх.н., доцент, профессор кафедры практической психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Корниенко Д.С., Красильникова Е.Н., Ротманова Н.В. ОТЦОВСКОЕ ОТНОШЕНИЕ В СВЯЗИ С КОНФИГУРАЦИЕЙ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10581 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074