Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Семичаевская Д.Н. 1 Ситнова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный университет"
В статье речь идет о необходимости введения курса естествознания для младших школьников по причинам изменений, происходящих в области образования в связи с процессом реформирования. Ставится вопрос о выборе преподавателя на роль учителя естествознания для младших школьников, учитываются кандидатуры учителя-физика, учителя-химика, учителя-биолога или учителя начальных классов. Рассматриваются вопросы подготовки будущих учителей физики для преподавания такого курса в начальной школе. Затрагивается вопрос о введении в магистерскую программу специального курса, готовившего магистров к преподаванию естествознания в начальной школе, используя разнообразные методы, технологии, формы и типы уроков, учитывая психологические и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста. Актуальность предлагаемой программы заключается в ее практико - ориентированном подходе к обучению магистров, которые смогут в дальнейшей работе удовлетворять внедренные в образование стандарты ФГОС второго поколения.
практико-ориентированный подход
интеграция знаний
курс естествознания
естественнонаучное образование
1. Балашова О. М. Место предмета «Естествознание» в курсе средней школы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.np.vspu.ac.ru/doc/s36.htm?num=36
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — С. 124 – 143.
3. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2008.
4. Семичаевская Д.Н., Ситнова Е.В. Некоторые вопросы преподавания курса естествознания в начальной школе // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. - №4. — С. 37-38.
5. Яблошевская Ю. С. Подготовка учителей естествознания в свете образовательных реформ // Экономика и социум. — 2012. - №2. — С. 505-506.

Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим и математическим компонентами оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе. Развитие образованной личности и компетентного специалиста - богатство нашей страны, стабильность ее развития.

Успехи в области естественнонаучных исследований (по физике, химии, биологии и интеграционным наукам, таких как астрофизика, молекулярная биология, физическая химия и др.) 20 столетия столь велики, что заметно наложили отпечаток на жизнь общества, изменив облик цивилизации. Развитие машиностроения, космонавтики, ракетостроения, средств связи, телевидения, электроники, производства, химической промышленности - всё то, без чего немыслима современная жизнь в 21 веке, связано, прежде всего, с открытиями в области естественных наук.

Достижения в области естественных наук не могли не отразиться на содержании и объеме естественнонаучной составляющей школьного и вузовского образования. Рост технического прогресса порождал спрос на научные кадры и способствовал повышению статуса естественнонаучных специальностей.

В настоящее время вследствие продолжения процесса реформирования школьного и вузовского образования происходит постепенное снижение качества естественнонаучного образования. Сокращение числа часов, отводимых на изучение естественных дисциплин, введение в школьную программу таких дисциплин, как экономика, право и др., уменьшение количества лабораторных и практических работ, изъятие из школьной учебной программы такой дисциплины, например, как астрономия, ведение гуманизации образования ведут к снижению грамотности, общекультурного воспитания, оскудению мировоззрения и представления об устройстве мира, сужению и обеднению картины мира учащихся [1]. Следствием уменьшения числа уроков на изучение естественных предметов служит перегрузка детей материалом, низкое его усвоение и недостаточная практическая поддержка теоретических знаний практической деятельностью. Дисциплины естественнонаучной области основываются и подтверждаются практикой, «интерес начинается с удивления» - основной девиз в изучении любой дисциплины, с сокращением числа лабораторно-практических форм обучения снижается и интерес учащихся к предмету.

Аналогичным образом дело обстоит и с вузовским образованием. Введение двухступенчатой системы образования по подобию западного образца (бакалавриат (срок обучения 4 года) и магистратура (срок обучения 2 года)), сокращение числа преподавательского состава, реконструкция вузов, понижение авторитета естественных дисциплин ведет к уменьшению абитуриентов на естественнонаучные специальности, а значит, к сокращению научных кадров и финансирования учебных заведений.

Естествознание в школьном образовании представляет собой систему наук о природе, совокупность естественных наук, взятых как целое, таких как физика, химия, биология, география [3]. Изучение различных природных объектов, их свойств, состава, строения, функций, законов развивают мыслительные способности учащихся, формируют у школьников способность осуществлять мыслительные действия (анализ, моделирование, сравнение, обобщение, выделение главного, индукцию, дедукцию, умение выдвигать гипотезу и отстаивать свою точку зрения).

Естественнонаучное образование призвано дать возможность человеку как части природы, осознать не только мир природы, но и свое место в этом мире и направлено на формирование мировоззренческих, культурологических и практико-ориентированных характеристик личности. Обучение естествознанию должно служить целям развития полноценной личности.

Естественнонаучное образование служит и делу воспитания школьников, знания о процессах, происходящих в природе, формируют единую научную картину окружающего мира, в которой определено место и роль человека. Естественнонаучная картина мира, представляющая особую форму систематизации знаний, синтез различных научных теорий, будучи целостной системой представлений об общих свойствах мира, существует как сложная структура, включающая в себя общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая и др.). В процессе обучения в сознании учащихся отражаются и закрепляются знания. Совокупность результатов познавательной деятельности школьников образует определённую картину мира, которая из отдельных дисциплин складывается в единую.

Исследования, проведенные на базе некоторых школ г. Иваново показали, что изучать естествознание следует и необходимо начинать с начальной школы.

Начальная школа (1-4 классы) является первой ступенью обучения, этот этап является наиболее ответственным, поскольку, как отмечают многие выдающиеся педагоги (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), он служит фундаментом образования, на котором строятся все дальнейшие знания и навыки, является основой формирования нового человека. Этот период является и наиболее подходящим для начала изучения курса естествознания, результатом освоения которого является развитие у ребенка воображения, внимания, памяти, речи, умений самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, проводить аналогии, наблюдать и искать подтверждение или опровержение теории [2]. Он является и начальным этапом в формировании естественнонаучной картины мира, рождении представлений о явлениях и процессах, происходящих в природе. Младшие школьники готовы на качественном уровне понять многие явления природы, изучать которые им только предстоит в средней и старшей школах.

Первичным вопросом стоит выбор учителя, который смог бы преподавать такой курс естествознания в начальной школе. Им может быть учитель-химик, учитель-физик, учитель-биолог или учитель начальных классов. Как показали исследования, таким учителем должен быть учитель-физик, и на это есть ряд причин. Во-первых, учитель-физик имеет все необходимые знания для проведения курса естествознания (как непосредственно физики, так и смежных предметов, таких как химия). Во-вторых, в кабинете физики есть необходимое оборудование, приборы и материалы для проведения демонстраций, опытов и практических работ. В-третьих, учитель-физик обладает навыками в подготовке и проведении экспериментов и практических работ. В-четвертых, подготовка учителя физики (в классическом университете или педагогических вузах) дает знания в предметной и психолого-педагогической области: методика обучения, общая и возрастная психология, история физики и др. Таким образом, есть все предпосылки для преподавания курса естествознания в начальной школе учителем-физиком [4].

Тем не менее, несмотря на имеющиеся для подготовки учителя-физика возможности, необходимо создать условия для подготовки компетентного учителя, способного преподавать естественнонаучные дисциплины на разных этапах обучения (включая начальную школу). В течение времени, отведенного на подготовку магистра по магистерской программе «Образовательные технологии в физике», студент осваивает необходимые дисциплины для преподавания курса естествознания в начальной школе. Такая дисциплина, как «Методика преподавания физики в школьном и вузовском курсе», рассматривает методы, методики и технологии обучения на различных этапах обучения, раскрывает формы работы на разных типах занятий, учит составлять конспекты и планы уроков, предоставляет методику решения задач, объясняет использование ИКТ в школьном и вузовском обучении и т.д. «Общая психология» раскрывает наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. «Возрастная психология» описывает психические процессы и изменения, происходящие на разных возрастных этапах. «История физики» рисует общепериодную картину великих открытий и достижений человечества. «Педагогика» раскрывает детально, как обучать и воспитывать детей, чему, какую выбрать систему, знакомит с выдающимися педагогами. Дополнить магистерскую программу можно отдельным курсом для подготовки магистров к преподаванию естествознания у детей младшего школьного возраста.

Программа курса для магистров «Технологии обучения естествознанию детей младшего школьного возраста» рассчитана на один семестр и включает лекции, семинары и лабораторно-практические работы. Программа построена таким образом, чтобы на занятиях использовались разнообразные формы (групповые и индивидуальные задания) и методы (словесные (лекция, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации и демонстрации), практические (лабораторные работы)) работы. Использование разного рода технологий обучения (проблемное обучение, метод проектов, эвристический метод, игровые технологии и др.) позволяет усвоить изучаемый предмет настолько, что впоследствии магистр сможет применять его. Освоение данного курса направлено на подготовку будущих учителей физики к обучению детей младшего школьного возраста естественнонаучному знанию, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Семинарские занятия направлены на воссоздание реального урока естествознания с применением различных технологий обучения, форм проведения и типов уроков. Лабораторные занятия направлены на развитие навыков отбора, подбора и постановки демонстраций, опытов и экспериментов, подходящих по уровню сложности и технике выполнения для детей разного школьного возраста, используя от подручных материалов и принадлежностей до специализированных приборов и оборудования.

Актуальность разработки программы заключается в практико-ориентированном подходе к обучению магистров. Совсем еще недавно были внедрены в образование стандарты ФГОС второго поколения, разработанные специально для того, чтобы каждый ребенок мог приобрести не только теоретические знания, но и научился применять все то, о чем ему рассказывают в школе, на практике. Данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Поэтому тот же подход применяется для подготовки магистров для работы в начальной школе. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая магистрам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, студенты получают возможность обращаться к своей фантазии и творчеству. В практико-ориентированном учебном процессе для учащихся начальной школы студентами отбираются демонстрации и опыты, основанные на имеющемся у детей жизненном опыте. В результате формируется новый опыт на основе вновь приобретенных знаний, который используется на следующий ступени обучения. Таким образом, приобретаемые знания «не лежат мертвым грузом», никак не реализуясь, а активно внедряются в учебный процесс. Овладение процедурой отбора необходимого для урока материала и умение правильного подбора к нему демонстраций для учащихся всех ступеней обучения (от начальной до старшей школы) - необходимые навыки, позволяющие будущему учителю сформировать качественный для учащихся урок.

Освоив всю программу курса, магистр овладевает компетенциями (профессиональными и общекультурными), знаниями и навыками, необходимыми для проведения занятий по естествознанию у детей младшего школьного возраста, учитывая их психологические и индивидуальные особенности.

Итоговой формой проверки знаний, полученных студентами, умений и компетенций служит зачет. Успешное освоение данного курса позволит магистру без труда получить его. Зачет предполагает выполнение контрольной работы и набор определенной суммы баллов на семинарских занятиях, а также выполнение всех лабораторных работ по данному курсу.

Таким образом, естественнонаучное образование - важный и незаменимый компонент подготовки человека к самостоятельной жизни, приготовление к которой важно и нужно начинать с начальной школы. Начальная школа является первым этапом школьного обучения, основой формирования полноценного человека, и поэтому необходимо построить обучение таким образом, чтобы оно приносило результаты и давало плоды не только в школе, но и на протяжении всей жизни. Наиболее подходящим учителем для преподавания курса естествознания в младшей школе является учитель-физик, поскольку обладает необходимыми знаниями и навыками, владеет необходимым техническим оснащением (оборудованием и приборами). Для формирования полноценного специалиста, готового к преподаванию естественнонаучных дисциплин в начальной школе необходимо ввести в магистерскую программу отдельный курс по данному направлению, который был бы направлен непосредственно на преподавание естественнонаучных дисциплин у детей младшего школьного возраста, включающий разнообразные формы, методы, типы, технологии работы. Практико-ориентированная составляющая учебной программы обеспечивает направление теории непосредственно на практику, внедрение и актуализацию всех форм работы, технологий и методик.

Рецензенты:

Ершова Л.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г.Шуя.

Романова К.Е., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал ИаГУ, г.Шуя.


Библиографическая ссылка

Семичаевская Д.Н., Ситнова Е.В. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10580 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252