Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕНДЕНЦИИ ШКОЛЬНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Фираго А.Д. 1
1 ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
Проведен анализ основных нормативных документов генерального директората по образованию и культуре Европейской Комиссии, выявлены тенденции школьного среднего образования в странах Европейского Союза, а также признанные ценности Европейского образования. Европейская Комиссия основное внимание уделяет развитию компетенций у учащихся, высокому качеству образования для учащихся, обучению, длиною в жизнь, развитию социальной сплоченности, развитию гражданской позиции учащихся, индивидуализации обучения. Рассмотрены феномены глобализации образования, дано определение интернационализации образования, а также представлены ключевые аспекты интернационализации образования. Выявлены необходимые качества, которые нужно развивать у школьников. Развитие данных качеств может быть осуществлено через модернизацию формы организации обучения, которая должна отражать особенности глобального образования – парадигмы XXI века, а также процесса интернационализации образования.
управляемая визуализация.
обучение длиною в жизнь
форма организации обучения
компетенции
интернационализация образования
глобальное образование
европейские образовательные тенденции
1. Гриценко Е.С., Кирилина А.В. «Язык и глобализация» в контексте лингвистического образования (конструктивистский подход) // Высшее образование в России. – 2011. – № 3. – С. 69–75.
2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989. – 160 с.
3. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
4. Махмутов М. И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985. – 184 с.
5. Bartell M. Internationalization of universities: a university culture-based framework. Higher Education. – 2003, 45 (1). – PP. 43-70.
6. Eckel P.D., Hill B., Green M. En route to transformation (On Change Occasional Paper, no. 1) Washington DC: American Council on Education, 1998.
7. Eckel P. D., Kezar A. Taking the reins: Institutional transformation in higher education. Westport, CT: Praeger, 2003.
8. Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges, OECD, 2004.
9. Improving competencies for the 21st Century: An agenda for European Cooperation on Schools, Brussels, 2008.
10. Key Competencies for Lifelong Learning, European Reference Framework, European Commission, Luxembourg, 2007.

Введение

Российское образование развивается в рамках мирового образовательного процесса. Существующее взаимодействие между Россией и Европейским союзом основывается на сотрудничестве в рамках четырех «общих пространств», одним из которых является пространство научных исследований и образования, включая культурное сотрудничество. Болонский процесс стал отправной точкой в развитии сближения России и Европы в сфере образования. Его положения были внедрены в высшую школу России. Европейские школьные образовательные системы также обладают обширным спектром особенностей, предлагают различные учебные планы и методы, способствующие повышению эффективности обучения. Средняя общеобразовательная школа является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим дальнейшее развитие и становление личности, где закладываются базовые знания, навыки и жизненные компетенции, а также фундаментальные отношения и ценности.

Именно поэтому в последнее время страны Европейского Союза сосредоточили основное внимание на преобразовании систем школьного образования. Подготовка детей во время обязательного обучения напрямую влияет на их будущее участие в социальной жизни, на их дальнейшее обучение. Поэтому ключевая задача школьного образования Европы заключается в усилении реформы школьных систем таким образом, чтобы каждый молодой человек мог развить свой потенциал в полной мере посредством улучшенного доступа и возможностей, стал активным участником развивающейся экономики знаний и укрепил социальную солидарность [9].

Для успешной интеграции европейских достижений в области школьного образования необходимо обозначить, какие признанные ценности Европейского образования могут быть перенесены в российскую действительность. В Европе нормативные документы по школьному образованию разрабатывает генеральный директорат по образованию и культуре Европейской Комиссии (European Commission, General Directorate of Educationand Training). При проведении анализа ключевых документов ЕС по школьному образованию [9, 10] было установлено, что Европейская Комиссия основное внимание уделяет следующим аспектам:

  • ориентации образования на развитие компетенций;
  • непрерывному образованию - учению длиною в жизнь (life-longlearning);
  • изучению родного и иностранных языков;
  • высокому качеству образования для каждого учащегося;
  • развитию активной гражданской позиции учащихся;
  • развитию социальной сплочённости учащихся.

В связи с этим актуальным является изучение того, каким образом в школах Европы протекает образовательный процесс, в котором учитываются данные европейские тенденции, а также изучение европейских достижений, применяемых в процессе обучения, с целью развития ключевых компетенций и коммуникативных способностей учащихся.

Всё школьное образование Европы ориентировано на развитие ключевых компетенций учащихся. Эти компетенции носят надпредметный характер и относятся к общему развитию личности. В документе Генерального Директората Европейской Комиссии по образованию «Ключевые компетенции в процессе непрерывного образования» дается следующее определение компетенциям: компетенции - комбинации знаний, навыков и отношений, соответствующих определенному контексту. Ключевые компетенции - это то, что необходимо личности для самореализации, личного развития, формирования активной гражданской позиции, социальной интеграции и занятости [10].

На наш взгляд, данные аспекты могут быть развиты путем усовершенствования формы организации обучения, так как, по мнению В.К. Дьяченко, именно благодаря ей содержание и методы обретают признаки системности, становятся доступными для восприятия как завершенная единица взаимодействия педагога и учащихся [2]. В.К. Дьяченко акцентирует внимание на общении. Обучение строится так, как происходит общение между людьми. С учетом этого В. К. Дьяченко дает следующее определение: «Организационная форма обучения - это структура общения, применяемая в учебном процессе, т.е. структура общения между обучающими и обучаемыми в процессе их работы» [2]. По мнению М. И. Махмутова, форма организации обучения выступает как логическая структура содержания и методов обучения, как способ их сочетания, построения. Благодаря ей, содержание и метод обретают признаки системности, становятся доступными для восприятия как завершенная единица взаимодействия педагога и учащихся [4]. Поэтому на данном этапе активного поиска путей модернизации российской системы школьного образования актуальной задачей является исследование форм организации обучения Европы, заимствование апробированных элементов зарубежного опыта, доказавшего свою эффективность в конкретных странах Европейского союза, с последующим их внедрением в школы России.

Модернизация формы организации обучения должна осуществляться с учетом глобального образования - парадигмы XXI века. Сегодня феномен глобализации и его отношение к вопросам образования широко обсуждается в мировых политических и академических кругах. С этим феноменом связаны перемены в европейском и мировом образовательных пространствах. Глобализация - это базовый фон, источник тех интеракциональных и контекстных знаний, которые позволяют преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур, моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, помогут увидеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понять их значение для будущей профессиональной деятельности, сформировать навыки социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов, научатся ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, профессиональных общностей и групп. Глобализация в большинстве случаев интерпретируется как процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором общие цели и задачи более значимы, нежели задачи локальных сообществ [1].

Одной из разновидностей процессов глобализации является так называемая интернационализация. В современной энциклопедии приводится следующее определение интернационализации: интернационализация (от лат.inter - между и natiо - народ) - распространение, расширение процесса, сферы деятельности за рамки одного государства, региона, вовлечение в него широкого круга участников. В толковом словаре Д.Н. Ушакова под интернационализацией понимают признание чего-нибудь интернациональным, свободным для международного пользования. В словаре-справочнике по социальной психологии В.Г. Крысько под интернационализацией понимают закономерный процесс выхода какого-либо явления или процесса за рамки одной страны или народа (этноса), в результате чего происходит расширение и углубление межнационального, межгосударственного взаимодействия во всех сферах общественной жизни, преодоление замкнутости и обособленности, интенсивное взаимообогащение накопленным опытом и его достижениями, повышение места и роли общего, интернационального вплоть до формирования межнациональных и межгосударственных объединений [3].

Образование испытывает на себе последствия глобализации и интернационализации и вынуждено отвечать на их вызовы. При сохранении национального суверенитета в области образования и его национального многообразия, интернационализация образования является ключевым фактором его трансформации в развитых странах в последние десятилетия. Процесс интернационализации неуклонно усиливается, его значение растет, в разных странах интернационализация развивается в разных формах. Согласно определению, принятому в исследованиях Организации экономического сотрудничества и развития, интернационализацию образования (Internationalizationofeducation) на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение [8].

С одной стороны, интренационализация ограничена и фактически символична. В этом случае, интернационализация подразумевает некоторое количество учащихся из разных стран, присутствующих в одном классе. С другой стороны, сам процесс интернационализации рассматривается как синергетический, преобразовательный процесс, включающий в себя учебный план и исследовательские программы, которые влияют на роль и деятельность всех сторон, включая класс, учащихся, администраторов и учебное заведение в целом [5].

Интернационализация, как правило, сфокусирована на процессный подход, акцентирующий внимание на то, каким образом образовательные учреждения могут более эффективно способствовать глобальному обучению посредством непрерывного, систематического и международного процесса.

Форма организации обучения в школе должна отражать особенности процесса глобализации. Сосредотачиваясь на интернационализации, образовательные учреждения уходят от единственного взгляда на мир и рассматривают самые различные перспективы. Именно поэтому важным является изменение самой организационной структуры урока, т. е. формы организации обучения.

Так как интернационализация и международное / глобальное образование распространяется посредством стратегического плана, или принципа, то в данном случае уместно говорить о трансформационном процессе. Согласно Eckel, Hill и Green трансформация:

  1. меняет культуру образовательного процесса посредством изменения основополагающих принципов и принятых стиля поведения, процессов и структур;
  2. имеет глубинный, распространяющийся характер, влияет на весь педагогический процесс;
  3. является запланированной;
  4. протекает в течение продолжительного периода.

Образовательные учреждения, взявшиеся за преобразования, и в то же время поддерживающие свои исторические и социальные роли, должны поменять базовые способы преподавания и обучения, способы и принципы, посредством которых протекает сам образовательный процесс [7]. Трансформационное изменение протекает благодаря нескольким маркерам. Эти маркеры включают в себя изменения в плане обучения, педагогике, стиле преподавания, практике обучения учащихся и практике оценивания результатов обучения, изменения стиля преподавания [7]. Как пишет М.И. Махмутов, противоречие между новым содержанием обучения, ориентированным на развитие мыслительных способностей учащихся, и традиционными методами, ориентированными на передачу учащимся готовых выводов науки учителем, может быть разрешено только путем «сбрасывания» старой формы и возникновения новой, т. е. путем разработки новых методов обучения, адекватных изменившимся цели и содержанию обучения в общеобразовательной школе [4].

На наш взгляд, достижение данных целей возможно через усовершенствование формы организации обучения с помощью внедрения из западной школы лучших практик, инновационных методов и методик преподавания и обучения, направленных на развитие у школьников ключевых компетенций и творческих способностей, я также развития чувства самостоятельности, ответственности, сплоченности, коммуникативных навыков и умения работать в коллективе. Эти качества являются ключевыми на данном этапе развития современного общества. Учащиеся должны перестать быть пассивными реципиентами информации. Они должны понимать, что в современном обществе знаний и информации процесс непрерывного образования (life-longlearning) играет ключевую роль.

В документе Европейской Комиссии «Улучшение компетенций XXI века: программа действий по европейскому сотрудничеству в школах» подчеркивается, что для того, чтобы овладеть необходимыми компетенциями учащиеся должны с ранних лет «научиться учиться» (learntolearn), относясь критически к своим учебным целям, самодисциплинируя себя, работая автономно и в сотрудничестве, а также уметь находить информацию и необходимую поддержку, используя все возможности новых технологий (например, во время обучения учащиеся могут работать в режиме реального времени в сети Интернет) [9]. Преподаватели становятся все в большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача - помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это.

Одним из примеров зарубежного опыта является использование управляемой визуализации (guidedvisualization). Например, в начале урока, посвященного Англии, учитель просит учащихся закрыть глаза на 2 минуты и слушать то, что он рассказывает об Англии, при этом, учащиеся должны включить воображение и представить то, что они слышат. Данная техника применяется преимущественно в школах Великобритании и оказывает огромное влияние на интенсификацию обучения и активизацию учебной деятельности.

Таким образом, модернизация школьного образования может быть осуществлена при помощи усовершенствования формы организации обучения. В российскую действительность следует внедрять лучшие практики, инновационные методы и методики преподавания и обучения, доказавшие свою эффективность в странах Европейского Союза. Форма организации обучения должна быть модернизирована с учетом феномена глобализации и процесса интернационализации образования.

Рецензенты:

Бударина А.О., д.п.н., профессор, ученый секретарь диссертационного совета, преподаватель института социально-гуманитарных технологий и коммуникации ФГАОУВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград.

Тамбовкина Т.Ю., д.п.н., профессор, преподаватель института социально-гуманитарных технологий и коммуникации ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», г. Калининград.


Библиографическая ссылка

Фираго А.Д. ТЕНДЕНЦИИ ШКОЛЬНОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10579 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674