Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Гончарова И.И. 1
1 ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И.Канта»
В статье рассматривается опыт педагогической организации самопознания школьников, направленной на формирование у младших подростков представлений о собственной индивидуальности. Содержание понятия «представления о собственной индивидуальности» раскрывается на основе концепции индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк). В качестве объектов самопознания предложены семь сфер индивидуальности: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, предметно-практическая, волевая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Среди организационных форм – Ученическая психологическая лаборатория в единстве с урочной и внеурочной деятельностью, которая позволяет объединить усилия всего педагогического коллектива школы, вывести педагогическую организацию самопознания учащихся на уровень целеполагания. Представлены критерии и уровни сформированности представлений о своей индивидуальности у младших подростков.
проектно-исследовательская деятельность.
представления о своей индивидуальности
Самопознание индивидуальности
1. Гончарова И.И. Проблема формирования самопознания школьников в теории и практике образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный рецензируемый журнал. / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.А. Бокаревой. - Калининград: Изд-во БГАРФ, 2012. - № 4 (22). - С. 181-189.
2. Гончарова И.И. Модель формирования у младших подростков представлений о собственной индивидуальности // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный рецензируемый журнал. / Под ред. д-ра пед. наук, проф. Г.А. Бокаревой. - Калининград: Изд-во БГАРФ, 2013. - № 3 (25). - С. 170-175.
3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с.
4. Слободчиков В. И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 14-19.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. - № 1897.

В условиях модернизации современной системы российского образования, перехода на новые образовательные стандарты проблема самопознания школьников приобретает особую значимость. Стандарт устанавливает требования к личностным результатам образования, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению [5]. Большая роль в этих процессах принадлежит самопознанию: осознанное самоопределение возможно только на основе понимания человеком особенностей своей личности, индивидуальности.

Одно из важнейших направлений развития образования связано с установкой на его индивидуализацию. Однако учет индивидуальных особенностей учащихся педагогами - только одна сторона в сложном процессе индивидуализации образования. Без участия в этом процессе самого ученика, активно выстраивающего свою индивидуальную образовательную траекторию в опоре на понимание своих интересов, личностных и интеллектуальных ресурсов, индивидуализация не может быть эффективной.

Говоря о важности саморазвития и самоопределения школьников, система современного российского образования не выводит самопознание на уровень целеполагания, школьные программы по-прежнему ориентированы на познание внешнего мира, хотя периодически в учебники включаются темы, связанные с внутренним миром человека; психология как учебный предмет чаще всего отсутствует в учебных планах школы. Педагогически организованное самопознание существует в отдельно взятых школах или деятельности отдельных педагогов.

Анализ литературы позволил выявить различные педагогические условия и средства в опыте реализации идей самопознания школьников. Среди них: создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности в школе М. Монтессори; отсутствие принуждения, оценок и эталонов правильности в Вальдорфской школе Р. Штайнера; демократическое устройство школы с развитым самоуправлением, обеспечивающим свободу выбора в образовательном процессе и различных ситуациях взаимодействия в Школе Саммерхилл А. Нейла (Нилла), «Школе самоопределения» А.Н. Тубельского. Педагогическими условиями для самопознания и саморазвития учащихся в «Школе жизни» Ш.А. Амонашвили являются «Уроки духовной жизни», «Уроки общения», взаимоотношения учителей и учеников, построенные на принципах сотрудничества. Самопознание школьников осуществляется в процессе педагогической поддержки (О.С. Газман, Т.А. Мерцалова). Специальные обучающие курсы, направленные на самопознание школьников, созданы Г.К. Селевко («Школа доминанты самосовершенствования личности»), Е.А. Сорокоумовой, Г.А. Цукерман, А.В. Микляевой, О.В. Хухлаевой, Г.В. Резапкиной [1].

Анализ и осмысление опыта педагогической организации самопознания школьников разных возрастных групп, накопленного российской и зарубежной школой, позволяют использовать его в практике современного образования. Однако в целом проблема самопознания школьниками своего внутреннего мира остается сегодня не решенной и одной из самых актуальных в педагогике.

В своем опыте педагогической организации самопознания учащихся гимназии № 32 г. Калининграда мы исходили из того, что

  • самопознание является приоритетом подросткового возраста, целесообразно начинать специальную работу по организации самопознания индивидуальности с младшими подростками на этапе перехода учащихся из начальной школы в среднее звено;
  • результатом самопознания младших подростков могут стать представления о своей индивидуальности, структурированные на основе концепции индивидуальности (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк);
  • основная организационная форма может быть представлена деятельностью Ученической психологической лаборатории, предоставляющей учащимся возможность познавать свою индивидуальность в процессе освоения содержательных характеристик сфер индивидуальности, самодиагностики, реализации проектов и исследований, направленных на познание собственной индивидуальности и индивидуальности других людей;
  • организация самопознания младшими подростками своей индивидуальности в Ученической психологической лаборатории осуществляется в единстве с урочной и внеурочной деятельностью, объединяя усилия всего педагогического коллектива школы;
  • результаты самопознания индивидуальности становятся основой для индивидуализации процесса образования, максимальной самореализации каждого школьника.

В нашем исследовании были разработаны и экспериментально проверены психолого-педагогические условия формирования у младших подростков представлений о своей индивидуальности:

1) целевая направленность в педагогической деятельности на формирование у школьников представлений об индивидуальности человека, о собственной индивидуальности;

2) проектирование специальной развивающей среды, предоставляющей подросткам возможность попробовать себя в различных видах деятельности с целью самопознания своей индивидуальности;

3) наличие у педагогов информации о содержательных характеристиках сфер индивидуальности, о способах самопознания, о методах формирования у школьников представлений о собственной индивидуальности;

4) освоение учащимися знаний о психике, обучение их способам самопознания, включая самоисследование в сотрудничестве со взрослым;

5) разновозрастное взаимодействие в педагогически организованных ситуациях самопознания индивидуальности;

6) обеспечение психологической безопасности процесса самопознания своей индивидуальности, благоприятная психологическая атмосфера школы, реализация принципов уважения личности ребенка и сотрудничества с ним.

В ходе исследования были уточнены понятия «самопознание индивидуальности» и «представления о собственной индивидуальности». Самопознание индивидуальности - процесс познания человеком самого себя, своих психических сфер (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной, предметно-практической, экзистенциальной и сферы саморегуляции) через самонаблюдение и самоанализ (рефлексивные механизмы), общение с другими людьми (механизмы отражения), посредством специальных диагностических методик (механизмы научного самопознания). Результатом этого процесса становятся динамические, эмоционально окрашенные представления о собственной индивидуальности, ее психических сферах, влияющие на поведение человека и стимулирующие его дальнейшее развитие. Представления о собственной индивидуальности - это динамическая структурированная картина, существующая в сознании человека, включающая знания об особенностях развития его психических сфер, эмоционально-оценочное отношение к этим знаниям и влияющая на поведение человека [2].

При изучении литературы о сущности самопознания было выявлено большое разнообразие объектов самопознания, которые предлагают ученые (Б.Г. Ананьев, Т.А. Мерцалова, В.Г. Маралов и др.). Этот факт сам по себе может значительно усложнять использование понятия «самопознание» в педагогической практике, поэтому необходимо было уточнить: какие знания о себе, своем внутреннем мире могут помочь школьнику в его саморазвитии и самоопределении? Какова структура этих знаний?

В контексте нашего исследования в качестве объектов самопознания были предложены характеристики семи сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, предметно-практической, волевой, экзистенциальной и сферы саморегуляции) согласно концепции индивидуальности О.С. Гребенюка, Т.Б. Гребенюк [3], которые были адаптированы для занятий с младшими подростками. Самоисследование собственной индивидуальности было организовано с использованием Рабочих тетрадей. Интерпретация полученных результатов обеспечивала психологическую безопасность учащихся в атмосфере безоценочного принятия индивидуальных особенностей каждого. Каждая сфера рассматривалась как ресурс, который приводит к успеху, либо как потенциал, который может стать ресурсом в случае его развития.

Особое значение имело расширение лексического запаса учащихся, обогащение его словами-понятиями и словами-характеристиками для активизации речемыслительного процесса, который позволяет сравнивать, анализировать, делать выводы, понимать сущность процессов и явлений, связанных с собственной психикой. Когнитивная оснащенность представлений о себе - важнейший фактор, снижающий зависимость человека от мнений и оценок других людей, средств массовой информации. Для подростка это еще и профилактика опасных экспериментов со своими актуальными и потенциальными возможностями, цель которых - получить ответ на главный для них вопрос: Кто я? Какой я?

Исследования, направленные на познание своей индивидуальности, сопровождались реализацией адаптационных проектов: «Наши новые учителя», «Чем пятиклассник отличается от ученика начальной школы», «Что мы можем сделать сами для улучшения нашей школьной жизни». Продуктами проектов стали интернет-справочник и слайд-шоу «Наши новые учителя», статьи в школьную газету. Одним из проектов было волонтерское движение «Пятиклассники для первоклассников», где младшим подросткам предоставлялась возможность побыть в роли старшего, более опытного, знающего и умеющего руководителя группы первоклассников. Линия проектов и исследований в процессе самопознания индивидуальности была продолжена в организации индивидуальных предметных исследований под руководством учителей-предметников, родителей, библиотекаря, психолога, старшеклассников гимназии, имеющих опыт собственных исследований.

Сегодня исследовательская деятельность учащихся признана одной из наиболее эффективных образовательных технологий, позволяющих развивать у детей готовность и способность действовать не только в рамках усвоенных алгоритмов, но и в условиях новизны и неопределенности (А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков). В. И. Слободчиков придает большое значение исследовательской деятельности учащихся для их самопознания: «...освоение исследовательской культуры - это не только и не столько познание мне противостоящей Природы, сколько освоение Себя. Это субъективация, авторизация собственной самости... Именно в этом главный смысл освоения культуры исследовательской деятельности - в просвещении, выявлении и проявлении своей собственной самости. Кто - я? Зачем - я? Куда - я?» [4].

Занимаясь исследованием, подросток получает много знаний о себе: своей мотивационной сфере (почему я выбрал это направление: интересно получить новые знания, выбрал, что полегче, или нравится этот учитель), интеллектуальной сфере (трудно ли было формулировать цель, задачи, гипотезу, работать с литературой, делать выводы и т.д.), сфере саморегуляции (как я планировал работу, укладывался ли в сроки и т. д), волевой сфере (какие волевые качества помогали преодолевать возникающие в процессе работы трудности), предметно-практической сфере (чему я научился, о каких своих способностях узнал), эмоциональной сфере (какие чувства испытывал чаще всего, когда занимался исследованием), экзистенциальной сфере (что в этой работе для меня было самым главным, в чем ценность работы).

Различные формы самопрезентации учащихся (выставки, концерты, конкурсы, соревнования, олимпиады, научно-практические конференции) позволяют всем участникам образовательного процесса увидеть достоинства каждого, помогают подросткам принять свои индивидуальные особенности и индивидуальные особенности сверстников.

Для оценки эффективности педагогической работы по формированию у младших подростков представлений о своей индивидуальности были определены критерии и уровни сформированности этих представлений. Выделены три группы замеряемых параметров: когнитивная оснащенность представлений о собственной индивидуальности, особенности самооценки, поведение учащихся.

К когнитивной оснащенности представлений о собственной индивидуальности мы относим: знание понятий и слов-характеристик по сферам индивидуальности, умение использовать их в самоописании, осознанность представлений о себе как способность объяснить, почему так характеризует себя. Особенности самооценки рассматриваются в связи с умением адекватно оценить свою индивидуальность по сферам. Поведение оценивается с помощью экспертной оценки учителей на основе психолого-педагогических требований к учащимся 5-х классов (Битянова М.Р.).

Уровни сформированности представлений о своей индивидуальности у младших подростков определялись на основе первой и второй группы замеряемых параметров. Далее в эмпирическом исследовании рассматривалось соотношение установленного уровня и экспертной оценки поведения младших подростков.

Таблица 1

Уровни сформированности представлений о своей индивидуальности у младших подростков

Уровень

Описание уровня сформированности представлений о своей индивидуальности у младших подростков

Диагностические методики

 

Высокий

-Знает и осмысленно использует в самоописании 8 и более терминов и слов-характеристик по сферам индивидуальности.

-Правильно поясняет, почему так характеризует себя. Основанием считает свои действия, поведение и их результаты.

-Самооценка полностью или почти полностью совпадает с оценкой учителя, родителей. В самооценочных высказываниях выражается стремление улучшить, развить какие-то качества и понимание экзистенциальных смыслов саморазвития.

 

1. Тест «Кто я?» М.Куна, Т. Макпартленда

2. Методика «Сочинение «Кто я? Какой я?»

3. Методики «Самооценка», «Оценка учителя», «Оценка родителей»

4. «Что ты знаешь об индивидуальности?», (авторская методика определения эффективности курса «Я - индивидуальность»)

5. «Каким меня видят другие люди?» (методика определения социально-перцептивных умений младших подростков)

 

Средний

-Знает и осмысленно использует в самоописании 4-7 терминов и/или слов-характеристик по сферам индивидуальности.

-Пытается объяснить, почему так характеризует себя, что ему дает основание считать себя таковым.

-Самооценка в половине случаев совпадает с оценкой учителя, родителей. В самооценочных высказываниях выражается стремление улучшить, развить какие-то качества.

 

Низкий

-Знает некоторые термины и/или слова-характеристики по сферам индивидуальности, в описании представлений о себе использует 1-3 раза.

-Не может объяснить, почему так характеризует себя, что ему дает основание считать себя таковым.

-Самооценка чаще не совпадает с оценкой учителя, родителей. В самооценочных высказываниях не выражается стремление улучшить, развить какие-то качества.

Уровни когнитивной оснащенности представлений о своей индивидуальности были определены, исходя из средних показателей по классам (всего 7 классов трех школ г. Калининграда). Отбросив самый низкий (3,4) и самый высокий (8,1) средние показатели, мы получили границы среднего уровня - от 4 до 7 использованных слов-характеристик (высказываний) по сферам индивидуальности. Низкий уровень - от 0 до 3-х использованных слов-характеристик (высказываний) по сферам, высокий уровень - 8 и более слов-характеристик (высказываний) по сферам индивидуальности.

Таблица 2

Средние показатели количества использованных учащимися 5-х классов слов-характеристик (высказываний) по сферам индивидуальности в сочинениях «Кто я? Какой я?»

 

 

Школа

 

 

Класс

Сферы индивидуальности

Интеллектуальная

Эмоциональная

Мотивационная

Волевая

Предметно- практическая

Экзистенциальная

Сфера саморегуляции

Общее кол-во использованных терминов

№ 32

0,4

1,4

1

0,5

2,2

0,7

0,5

6,7

№ 32

1,1

1,8

0,6

0,7

2,1

0,8

1,0

8,1

№ 32

0,7

0,4

0,5

0,5

0,9

2,0

0,1

4,9

№ 16

0,2

0,6

0,7

0

1

0,6

0,4

3,4

№ 16

0,1

1,5

0,5

0

0,9

0,5

0,2

3,8

№ 41

0,3

0,5

1,3

0,2

1,8

1

0,2

5

№ 41

0,2

0,8

0,8

0,4

0,9

1

0,3

4,6

В 2012 - 2013 учебном году результаты изучения сформированности представлений о своей индивидуальности у учащихся трех 5-х классов гимназии № 32 показали, что в начале года учащихся с низким уровнем было 72,7 % от общего количества испытуемых. В конце года их количество уменьшилось до 10 %. Количество учащихся со средним уровнем выросло от 27,3 % до 59,3 %. Учащиеся с высоким уровнем сформированности представлений о своей индивидуальности достигли 30,7 %, тогда как в начале года их не было совсем. В двух других школах г. Калининграда динамика сформированности представлений о своей индивидуальности у учащихся не выражена, в отдельных случаях наблюдается отрицательная динамика, что может говорить о начале кризисного периода, часто характеризующегося усилением негативного отношения подростков к попыткам взрослых прикоснуться к их внутреннему миру.

Рецензенты:

Гребенюк Т.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», г. Калининград.

Юновидова В.Л., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», г. Калининград.


Библиографическая ссылка

Гончарова И.И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10575 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252