Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КАК ДУХОВНАЯ МУДРОСТЬ НАРОДА В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ

Баишева М.И. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье раскрывается суть этнопедагогических воззрений как духовная мудрость народа, дается определение понятия, компоненты и функциональное значение воззрений. Автор считает, что этнопедагогические воззрения отражают не только идеи, идеалы, ценности, но и отражают способы, пути достижения этих идеалов и установок. В статье подчеркивается, что демократизм и гуманизм образовательной системы всегда объясняются народностью. Автор обосновывает народные истоки педагогических систем великих педагогов, выделяет значимость их в духовно-нравственном становлении личности детей. По определению автора, каждая педагогическая система является логическим продолжением народной мудрости и имеет определяющее значение в духовном и культурном самовоспроизводстве народа. Анализ взглядов, научных трудов великих педагогов позволяет глубже познать эволюцию и взаимообусловленность исторических, этносоциальных, этнокультурных основ педагогических воззрений народа.
эволюция.
самовоспроизводство
классики педагогики
народность
духовная мудрость
этнопедагогические воззрения
1. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974.
3. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991.
4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т.1.
5. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики / Пер. с итал. С.Г. Займовского. – Гомель, 1993.
6. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1981. – Т.2.
7. Ушинский К.Д. Избранные труды: В 4 кн. / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. Э.Д. Днепрова. – М.: Дрофа, 2005. – Кн. 1. – С. 54-131; Кн. 2. – С. 135.
8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М.: Педагогика, 1988. – Т. 1, 2.

В философии мировоззрение определяется как система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

В соответствии с особенностями каждой эпохи этнопедагогические воззрения вырабатывались на практике и выкристаллизовывались в духовной жизни народа. Как продукт духовной и культурной жизни народа они в органическом единстве отражают знания и опыт народа относительно всего того, что затрагивает процесс воспитывающего обучения. Потому в своем восходящем движении из глубин истории к нашему времени воззрения народа испытывали различные внешние воздействия и в то же время имели определяющее значение в духовном и культурном самовоспроизводстве народа.

Содержательное обоснование этнопедагогических воззрений как «выражения практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощенных в разнообразных памятниках устного народного творчества» [3, c. 241] дает А.Э. Измайлов в монографии «Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана».

Анализ научных трудов позволяет со всей достоверностью заявить, что этнопедагогические воззрения - это сложившаяся, саморазвивающаяся система взглядов народа на идеи, идеалы, ценности, убеждения, установки, а также обусловленные ими способы достижения цели, закономерности практического народного опыта по воспитанию и развитию созидающей личности. Этнопедагогические воззрения заложены, прежде всего, в жизни народов, их менталитете, душе, сознании, деяниях и отражаются в их творчестве. Следовательно, педагогические воззрения могут существовать на житейском и научно-логическом уровнях, а также в стихийной, иррациональной, эмоционально-образной и рациональной, понятийной формах. При этом на любых уровнях этнопедагогическим воззрениям, как и всем типам воззрений, присущи познавательные, ценностно-нормативные, эмоционально-волевые, практические компоненты.

В ответах на вопросы: в чем искать смысл жизни, как воспитать совершенную, созидающую личность - состоит суть педагогических исканий всех народов. Педагогическим воззрениям как сложному синтетическому, интегральному образованию общественного и индивидуального сознания присущи оптимизм, созидание, непрерывность, динамичность, транзитивность и преемственность. Функциональность этнопедагогических воззрений определяется не способностью декларировать идеалы, ценности, а возможностью получать результат - воспитать созидающего человека, который обладает необходимыми качествами для того, чтобы преобразовывать мир.

Высочайший демократизм и гуманизм образовательной системы во все века объясняется народностью. В этом контексте исторически выработанное богатейшее наследие педагогов, этнопедагогические традиции, безусловно, имеют определяющее, обосновывающее значение в научной педагогике. Неоценимы в этом отношении опыт и идеи великих педагогов П.П. Блонского, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ф.В. Фребеля, К.Д. Ушинского и др.

Великие педагоги искали в народных воззрениях пути совершенствования воспитания и обучения подрастающего поколения. Удивительно современны в этнопедагогике взгляды Я.А. Коменского. Актуальность его педагогических идей объясняется именно высочайшим демократизмом и гуманизмом. Последовательное и развернутое обоснование им принципа природосообразности послужило толчком для новых научных изысканий в педагогике. Я.А. Коменский считал человека частью природы, «микрокосмом» и подчеркивал: «Каждая из этих школ должна обучать будет тем трем вещам, что человека человеком делают (благочестию, нравам и наукам, со знанием и вещей, и речи)» [4, с. 196]. В единстве и соответствии с природой он рассматривает четыре стадии обучения детей.

Приобщение ребенка к родному языку, устному творчеству народа, обычаям и прошлому, всеобщей мудрости, подлинному знанию составляет содержание пансофической школы Я.А. Коменского. Научить детей знать, действовать и говорить - основная идея в его трудах, является логическим продолжением народной мудрости. Анализ научных исследований великого педагога позволяет утверждать, что он не только творчески осмыслил философские течения своего времени, но и разработал народное по сути философско-педагогическое учение, основывающееся на традициях и принципах народного воспитания. Творчество Я.А. Коменского, насчитывающее около 250 работ, ярчайшее тому доказательство.

И.Г. Песталоцци в своих произведениях «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня», «Книга для матерей» и т.д. осмысливает традиции семейной дидактики, раскрывает нравственные основы воспитания. В связи с этим мы разделяем мнение Г.Н. Волкова, что И.Г. Песталоцци «дает педагогические выводы в форме народной педагогики как результат обобщения педагогического опыта необразованной крестьянской семьи» [2, с. 5]. Особо подчеркивая природосообразность воспитания и обучения ребенка, великий швейцарский педагог говорил о необходимости овладения «тем извечным и неизменным, что есть в природных задатках и способностях человека» [6, с. 116], развития сил и способностей человеческой природы. Великое открытие И.Г. Песталоцци, сутью которого является идея развивающего образования, берет истоки в воспитывающем обучении народа и подтверждает непреходящую значимость народной культуры воспитания детей. Он считал, что «...образовательные средства обязательно должны строиться на предварительно заложенном фундаменте - на овладении им тем извечным и неизменным, что есть в природных задатках и способностях человека» [6, с. 116]. Следует отметить, что обоснованная И.Г. Песталоцци идея о гармоническом развитии «силы ума, руки и сердца» [6, с. 211] созвучна цели воспитания совершенного человека у всех народов.

Глубоко народны, по сути, классические системы сенсорного воспитания немецкого педагога Ф.В. Фребеля и итальянского исследователя М. Монтессори. Педагогическая система дошкольного воспитания, созданная немецким педагогом Ф. Фребелем, связана с философией реальной жизни и религиозными воззрениями народа. Согласно этой философии, «Kindergarten» - «детский сад» - это то учреждение, в котором маленькие дети приобщаются к материальной и духовной культуре народа, развивают свои инстинкты познания, деятельности и художественного творчества. Ф. Фребель считал, что ребенок через самостоятельную деятельность, активную и творческую, познает мир, развивается. Именно в единстве действия, чувства и слова познается внутренняя связь всех вещей, открываются закономерности мира, восходящие к единому началу. Развитие врожденных способностей ребенка - ведущая идея педагогической системы великого педагога. Ф. Фребель считал, что воспитание должно быть не насильственным, а предостерегающим и охраняющим, поэтому в основу его педагогической системы были взяты игры - его «дары познания». Ф. Фребель утверждал, что в игре ребенок выражает свой внутренний мир, становится деятелем и активным творцом. Разработанные Ф. Фребелем «дары» - игровые средства обучения - выведены из самой жизни и максимально приближены к «народной школе». Их ценность заключается в предельной ясности, логической взаимосвязи. Благодаря целенаправленной деятельности на занятиях ребенок легко познает эту логику и легко приноравливается к ней.

Одним из наиболее ярких представителей гуманистической школы в педагогике по праву считается Мария Монтессори, гениальный итальянский исследователь, общепризнанный педагог, «гражданин мира». Золотым стержнем научного наследия М. Монтессори является педагогическая антропология. Идея творения собственной личности самим ребенком - непреходящая ценность, заложенная в системе народного воспитания и определяющая мысль в ее системе воспитания и развития детей. В своей знаменитой книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики» педагог указывает: «...первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность» [5, с. 32].

В контексте нашего исследования весьма интересна ее идея воспитания для мира, для процветания всего человечества. М. Монтессори утверждает, что гуманизм в мире возможен только в результате развития духовных сил ребенка, раскрытия созидательных действий индивида. Одна из отличительных черт ее системы - это периодизация жизни ребенка, которая определяется его природным развитием и удовлетворением естественных потребностей познания мира. В этой периодизации М. Монтессори особо подчеркивает прохождение маленьким ребенком периодов порядка, когда он систематизирует свои впечатления от восприятия и понимания хаотичного окружающего мира при помощи языка и рук, хождения, благодаря которому ребенок становится активным и независимым, интереса к мелким вещам, социальным аспектам жизни. Как и в любой народной педагогике, в ее системе приоритет отдается взаимодействию ребенка с окружающим миром, связи его ментального развития с природой родного края и жизненной реальностью, естественностью движения, пониманием порядка в вещах и действиях. Признание самоценности детства, неповторимости каждого ребенка, гуманное отношение к каждой личности, обеспечение универсальной педагогической среды для саморазвития, самообучения, самовоспитания, уважение достоинства каждого, максимальное духовное раскрытие ребенка - вот гуманистическая суть педагогической системы М. Монтессори, в которой обнаруживаются родственные моменты с пансофической сутью народной педагогики. Именно в силу своей народности, природосообразности системы Ф. Фребеля, М. Монтессори стали самыми долговечными и по праву считаются жемчужинами в педагогическом наследии.

С именем основателя научной педагогики в России К.Д. Ушинского связаны демократические идеи о ведущей роли народа в развитии общества. Выдающийся русский педагог утверждал, что «народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах...» [7, с. 127]. Анализ педагогического наследия К.Д. Ушинского позволяет нам заявить о том, что его гениальность заключается в переводе народной мудрости из ряда декларируемой в «воспитательное измерение». Он воплотил «народность» в реальные разработки, программы, хрестоматии, монографии, которые стали самым надежным двигателем прогресса в образовании на все времена. В работах К.Д. Ушинского обращает внимание на себя следующее.

- Педагог считал, что каждый народ должен создать свою собственную национальную систему обучения и воспитания в соответствии со своими национальными чертами и творческими проявлениями. Он был убежден, что только система воспитания, которая построена в соответствии с интересами народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические и духовно-нравственные качества. В знаменитом труде «О народности в общественном воспитании» К.Д. Ушинский говорил, что для всех есть только одна общая «прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание - это народность... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа...» [7, с. 126-127]. По его утверждению, живая историческая народность есть то самое «прекрасное создание божие на земле... и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [7, с. 129].

- К.Д. Ушинский выводит свой идеал воспитания совершенного человека из народных воззрений. Он считал, что образование должно опираться на воспитательный идеал народа, ибо он «...всегда выражает собой степень самосознания народа, его взгляд на пороки и добродетели, выражает народную совесть» [8, с. 228]. По глубокому убеждению педагога, назначение воспитания - вырастить человека, имеющего конкретную цель в жизни.

Говоря о воспитании как о «деле семейном», К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитание не должно ограничиваться школьным. Он считал, что только народное воспитание является живым организмом в историческом процессе развития нации. В научном труде «Русские школы» великий педагог оставляет родному народу свое педагогическое завещание: «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому народу» [7, с. 135].

- Одушевляющей силой народности в образовании К.Д. Ушинский считает родной язык. Он полагает, что глубина языка состоит в его живой связи со временем, поколениями; в том, что он не только выражает собою жизненность народа, но есть сама эта жизнь. Он настаивал на том, чтобы обучение в школах велось на родном языке, ибо в языке живет душа народа; отражается история его духовной жизни. То, что К.Д. Ушинский признал движущими силами развития молодого поколения любовь к своим корням, родному языку и служение своему народу, составляет суть и величие его гения.

Народность воспитания - стержневая идея педагогической системы Л.Н. Толстого. Сравнительно-педагогический анализ позволяет нам заявить о сопряженности педагогических воззрений народа и толстовских концепций народной школы, свободного воспитания. Духовно-нравственные искания Л.Н. Толстого, истоки которых лежат в самой гуще народной жизни, имели своей конечной целью создание подлинно гуманистической педагогической системы. Он особо подчеркивал, что образование производно от потребностей человека. Одухотворение и гуманизацию образования Л.Н. Толстой связывал с религиозностью человека. По его убеждению, ребенок не может полноценно развиваться вне религиозной веры. Эволюция духовно-религиозного образования в его наследии трактовалась как любовь к православию «более своего спокойствия» - любовь к христианству «более своей церкви» - любовь к истине «более всего на свете», а духовная суть человека выражалась в образе крыльев, которые поднимают «его над бездной». Л.Н. Толстой одним из первых раскрыл философско-педагогическую суть взаимосвязи красоты природы с нравственной красотой, присущей детской душе; гармонии и нелокальности мира человека, космического значения его мыслей и деяний. Он подверг резкой критике дискретный подход к пониманию мира и развития личности: «...как сложное вещество разложили душу человека на память, ум, чувства и т.д. и знают, сколько какого упражнения для какой части нужно...». Он доказал на практике несостоятельность абстрактной педагогики, оторванной от народной практики. Несмотря на противоречивость, педагогическая система Л.Н.Толстого имела народные корни и в свое время была самой демократичной. Писатель ценил народное наследие и использовал его, ненасилие является стержнем духовно-нравственного, любовно-творческого развития личности в педагогической деятельности. Идея народности в его трудах сочетается с идеей свободы, ребенка. Выдающийся педагог и психолог П.П. Блонский принимал активное участие в разработке задач, методов новой народной школы и раскрыл суть одного из ценных положений народной педагогики - принципа воспитания реальной жизнью. По его мнению, новая школа должна стать школой человечности, школой жизни. Автор считал, что «трудовая школа есть такая школа, которую может создать народ, ибо она - копия его жизни в ее стремлении к сознательности, и которую никто не может создать, кроме народа» [1, с. 626]. П.П. Блонский советовал использовать в воспитании различные жанры народного творчества. Он призывал всколыхнуть сердца детей поэзией и музыкой, дать им глубокие впечатления, развивать их фантазию, творческие способности, воспитать жажду преобразования будничной серой жизни. Сторонник биогенетического подхода к воспитанию прекрасно понимал, что народная школа мысли, человечности, поэзии для ребенка будет школой, полной человеческой жизни и культурного творчества. Вся деятельность замечательного педагога П.П. Блонского пронизана любовью к родному русскому народу и отличается страстным стремлением привить своим воспитанникам глубокое уважение к истории родной культуры.

Как видно из высказанного, анализ взглядов прогрессивных представителей зарубежной, отечественной интеллигенции XVII-XIX вв. и научных трудов современных исследователей позволяет глубже познать эволюцию и взаимообусловленность исторических, этносоциальных, этнокультурных основ этнопедагогических воззрений каждого народа.

Рецензенты:

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск.

Корнилова А.Г., д.п.н., профессор, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск.


Библиографическая ссылка

Баишева м.и. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ КАК ДУХОВНАЯ МУДРОСТЬ НАРОДА В НАСЛЕДИИ КЛАССИКОВ ПЕДАГОГИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10562 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674