Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КРАУДСОРСИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Рогова А.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Статья посвящена вопросам использования в государственном менеджменте новых социальных технологий: краудсорсинг, краудфандинг и краудрекрутинг. Показана роль реализации каждой из указанных технологий в практике региональных органов власти. В статье рассматриваются роль краудсорсинга в региональном управлении, актуальность применения краудсорсинговых технологий в государственном менеджменте. Раскрывается сущность понятия «краудсорсинг», обосновывается актуальность применения данной социальной технологии в государственном секторе. В статье рассматривается проект «Народная экспертиза», реализованный в Белгородской области, как очевидный пример использования технологии краудсорсинга в регионе. Приведены определения «краудсорсинговая технология», «региональный краудсорсинг». Особое внимание уделяется видам регионального краудсорсинга. Раскрывается сущность понятий «краудфандинг» и «краудрекрутинг», описаны основополагающие категории краудфандинга в региональном управлении. Рассматриваются ключевые преимущества и цели краудфандинга и краудректуринга. Представлены основные этапы массового подбора сотрудников, с применением новой краудсорсинговой технологии «краудрекрутинг».
социальная технология
региональное развитие
краудрекрутинг
краудфандинг
краудсорсинг
1. Анохин А. Б. Аутсорсинг в государственном управлении зарубежных стран и России: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 320 с.
2. Дорофеев Н. В. Регионы осваивают новые управленческие технологии // Российская Федерация сегодня. – 2012. – № 12.
3. Хау, Джефф. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 288 с.
4. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. – М.: Изд-во «Экономика», 2008. – 326 с.
5. Howe, Jeff. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. New York: Crown Business, 2008.

Одним из самых актуальных вопросов развития регионального управления является поиск и использование качественно новых технологий. К их числу относится краудсорсинг, быстро развивающийся и успешно зарекомендовавший себя как эффективное средство достижения целей. Применение технологии краудсорсинга в процессе управления регионом становится основой высоких темпов подобного развития. Политические и экономические изменения, происходящие в мире, требуют новых подходов к развитию местных сообществ, в том числе городских. Традиционные методы управления развитием региона исчерпали свой потенциал и требуют новых теоретических разработок, инновационных социальных технологий управления и основанных на них практических действий.

Актуальность применения технологии краудсорсинга в государственном менеджменте обусловлена объективным усложнением и удорожанием процессов регионального управления. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно производить государственный контроль и развитие региона без разработки и освоения современных технологий управления. При этом речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, а о качественно новом способе государственного менеджмента. Современные управленческие технологии должны вызвать глубокие преобразования во всей системе, обеспечить рациональность и эффективность управленческой деятельности государственного сектора.

В социологии управления под краудсорсингом (crowdsourcing, crowd- «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») понимается передача определенных производственных функции неопределенному кругу, координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий [1]. Главная идея краудсорсинга заключается в том, чтобы необходимую работу исполняли не профессионалы, а любители. То есть целью данной технологии является использование потенциала большего количества людей для решения общественно значимых задач в регионе.

Иными словами краудсорсинг - это технология, объединяющая новые сетевые инновационные технологии, новый подход в методологии решения комплексных задач с использованием интеллектуального потенциала и знаний миллионов граждан с разделением процесса на отдельные части.

Краудсорсинг уже на протяжении долгого времени используется различными компаниями на Западе для решения производственных задач, привлекая к этому обширную аудиторию добровольцев со всего мира. Однако в России краудсорсинг начал активно применяться относительно недавно. Тем не менее среди «краудсорсеров» уже стоят такие крупные организации, как Сбербанк, ГазПром, МТС и еще множество фирм, которые постоянно устраивают различного рода конкурсы в социальных сетях.

Например, в Белгородской области использования краудсорсинга является проект «Народная экспертиза», представляющий собой создание веб-сайта, где каждый житель города может оставить свои рекомендации, просьбы и идеи по интересующему его вопросу в любой сфере деятельности региона, цель которого - собрать лучшие народные предложения, способствующие решению актуальных проблем области.

Активное применение в государственном менеджменте технология краудсорсинга связана с развитием современных информационных и коммуникационных технологий, социальных сетей и различных диалоговых интернет-площадок. Краудсорсинг позволяет органам публичной власти принимать более эффективные управленческие решения с учетом мнений, требований, предложений населения (городов, области, страны) через привлечение к решению затрагивающих его интересы задач путем предоставления возможности высказывать предложения, обсуждать и оценивать эти предложения.

Буквально за последний год термин «краудсорсинг» стремительно стал использоваться в выступлениях первых лиц государства, политиков и деятелей бизнеса, все чаще и чаще можно услышать о краудсорсинге на страницах средств российских средств массовой информации. При этом открытым остается вопрос - является ли краудсорсинг новой управленческой технологией, пригодной для использования как в бизнесе, так и государственном секторе, или очередной данью моде на новые понятия, которые вводятся в практику без оценки условий, результатов и рисков их распространения. Необходимо отметить, что основой краудсорсинга является базовый эгалитарный принцип: каждый человек обладает знаниями и талантами, которые могут оказаться востребованными другими людьми. Именно человек со всеми своими особыми навыками - центральное звено краудсорсинга. Наши индивидуальные особенности - целый букет стечений обстоятельств, эту уникальность, присутствующую в больших группах, можно назвать разнообразием, которое являет собой мощную силу для разработки новых продуктов и решения широкого спектра проблем.

Для того чтобы иметь более ясное представления о краудсорсинге, необходимо обозначить следующие его преимущества, такие как:

  1. Масштабируемость. Доступ к результатам труда практически не ограниченной аудитории позволяет быстро создать глобальный продукт в регионе.
  2. Таланты. Одно из главных преимуществ краудсорсинга - привлечение талантливых людей по всему миру, что в итоге дает новые идеи и положительный результат.
  3. Компетентность. Краудсорсинг гарантирует то, что каждый будет заниматься своим делом, а значит, задания буду выполняться людьми с соответствующей делу квалификацией.
  4. Простота внедрения. Реализация краудсорсинговых задач очень проста в использовании, обычно с помощью сайта или социальных сетей.
  5. Незначительные затраты. Это недорогой инструмент развития региона, поскольку всю необходимую работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые профессионалы-любители.

Основой краудсорсинговых проектов являются талантливые люди, желающие добровольно потратить свое время на обсуждение глобальных вопросов региона, которые не столько стремятся заработать денег, сколько получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Краудсорсинговая технология - это социальная технология, реализуемые субъектами гражданского общества в общественных и государственных интересах.

В узком смысле технология краудсорсинга является только технология, связанная с привлечением в региональное управление волонтеров и благотворительных средств. Основная же масса реализуемых сегодня «краудсорсинговых технологий» в своем инструментальном содержании не являются особым, имеющим свою качественную определенность, классом технология. Большинство таких проектов заимствованы и имеют аналоги в политической, административной, юридической и бизнес-практике с той лишь разницей, что субъектом, «собственником», оператором этих технологий является «народный актор» (общественная некоммерческая организация, гражданская инициативная группа, гражданский активист).

Социальная технология краудсорсинга может быть использована гражданскими акторами применительно к органам государственной власти в целях гармонизации отношений «общество - государство», а также активного «гражданского сопротивления» в отношении тех или иных государственных региональных практик, инициатив или институтов.

Органы власти и управления субъектов РФ при использовании краудсорсинга привлекают необходимую им аудиторию - потребителей государственных услуг (население, бизнес партнеров и др.) к решению приоритетных проблем социально-экономического развития. Заинтересованное сообщество посредством Интернета получает задание (например, решение экологической проблемы, проблемы безработицы среди молодежи), на осуществление которого тратит свое свободное время, практически работая бесплатно [2].

Под региональным краудсорсингом понимается технология вовлечения потребителей региональных властных услуг (население, бизнес и др.) в процесс социального взаимодействия с органами управления субъектом РФ и передача им функций соучастия в процессе разработки и принятия регионального решения, относящихся к различным направлениям их жизнедеятельности, на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора.

Наиболее актуальными представляются следующие виды регионального краудсорсинга [4]:

  1. Краудфандинг.
  2. Краудрекрутинг.

Краудфандинг (crowdfunding, crowd - «толпа» и funding - «финансирование») подразумевает под собой коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги и иные ресурсы вместе через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Считается, что термин краудфандинг появился одновременно с краудсорсингом в 2006 году и его автором является Джефф Хау, однако само явление народного финансирования, конечно, значительно древнее. Достаточно вспомнить строительство статуи свободы в Нью-Йорке, средства на которую собирали всем народом.

Краудфандинг является относительно новым методом финансирования проектов при помощи Интернета. После удачных воплощений в области некоммерческих культурных и социальных проектов краудфандинг набирает свою силу и в сфере финансирования стартапов. Социальные медии играют не последнюю роль в развитии и продвижении краудфандинга. Facebook, Вконтакте, Twitter, специализированные сайты являются важнейшими инструментами для обмена информацией о краудфандинговых проектах и способствуют преобразованию социального капитала в капитал финансовый. Социальные сети позволяют создавать контент, распространять его и, конечно, обсуждать, минуя тем самым цепь привычных посредников.

В зависимости от целей краудфандинга в регионе выделяют следующие его виды:

  • по целям краудфандингового проекта: бизнес проект, креативный, политический, социальный проект;
  • по цели для инвестора: пожертвование, не финансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение, возвращение долга.

Ключевыми преимуществами и целями краудфандинга являются:

  1. Демократизация процесса поддержки искусства и культуры, а также генерирование дополнительного дохода для индустрии развлечений.
  2. Поддержка инновационных решений и стартапов позволит традиционным посредникам находить успешных и талантливых людей.
  3. Создание прозрачного и эффективного механизма для народного финансирования проектов.

Краудрекрутинг (crowdrecruiting, crowd - «толпа» и recruiting - «наем») - это новая технология массового поиска талантливых специалистов, позволяющая добиться существенного снижения стоимости и длительности рекрутинга. Этот способ еще недостаточно развит в Российской Федерации, однако уже есть компании, думающие на опережение и эффективно использующие так называемые технологии умной толпы для решения различного рода задач. Уникальность заключается в том, что краудрекрутинг использован в первую очередь как инструмент для поиска, отбора и комплексной оценки людей. Массовый подбор сотрудников - достаточно крупный и сложный проект, требующий тщательного планирования. Он состоит из следующих этапов [3]:

  1. Привлечение. Целью является информирование потенциальных кандидатов о проекте.
  2. Первичный отбор. Для участия в проекте все кандидаты должны пройти тест для оценки соответствия требованиям организации.
  3. Профессиональное тестирование. Для оценки индивидуальных и профессиональных возможностей специалистов готовится практическое задание, отражающее специфику деятельности той или иной организации или сферы деятельности.
  4. Финальный отбор. По итогам всех этапов отбора формируется список финалистов.
  5. Обучение и стажировка персонала. Отобранные участники знакомятся со спецификой работы и пообщаются с руководством. Проводятся профильные тренинги и онлайн-семинары.

Для реализации краудсорсинговой технологии в сфере государственного и муниципального управления или, иными словами, «гражданского администрирования» в негуманитарной сфере, необходимо решить четыре задачи [4]:

  • вовлечение активных граждан в процесс разработки решения задачи;
  • организация и стимулирование выдвижения идей и предложений;
  • селекция лучших предложений самими участниками;
  • отбор лучших участников и формирование открытого экспертного сообщества на основе личного вклада каждого в решение общей задачи.

Условием решения этих задач является создание инфраструктурной базы, к которой следует отнести:

  • обеспечение граждан возможностью подключения к высокоскоростному каналу доступа в сеть Интернет;
  • формирование интегрированных программных продуктов для органов государственной власти и местного самоуправления, основанных на принципах свободного программного обеспечения.

Рассматривая краудсорсинг как специфическую технологию управления социально-экономическим развитием региона, необходимо выделить приоритетные направления его использования. К ним относятся [5]:

  1. Привлечение инвестиций в региональную экономику.
  2. Разработка социально-экономических стратегий развития региона.
  3. Поддержка и развитие малого бизнеса в регионе.
  4. Создание новых высокотехнологичных рабочих мест.

Для внедрения технологии краудсорсинга в практику регионального управления необходимо осуществить следующие решения и действия:

  • принять единые стандарты обеспечения открытости для государственных органов всех уровней, включая прозрачные процедуры обратной связи и учета мнения граждан при приеме решений;
  • проработать базовые правила систем «Общественный контроль», «Народная экспертиза» и др.;
  • создать портал открытых данных, аналогичный государственным порталам других стран;
  • стимулировать дальнейшее создание гражданских краудсорсинговых проектов на основе государственных открытых данных и через запуск в каждом регионе интернет-площадки для диалога между чиновниками и рядовыми гражданами.

Таким образом, реализация вышеперечисленных мероприятий позволит эффективно и результативно использовать инновационный краудсорсинговый подход, направленный на повышение уровня и качества жизни населения субъекта РФ. На первых этапах целесообразно провести эксперимент по отработке методики применения краудсорсинга в отдельном субъекте РФ. Существующая информационная база уже позволяет максимально оперативно, в течение нескольких лет, реализовывать подобные проекты. Однако для их запуска необходима политическая воля как на государственном, так и на местном уровне. Широкое применение в государственном менеджменте в регионе на всех уровнях и этапах принятия решений технологии краудсорсинга позволяет максимально задействовать преимущества информационно-коммуникативных ресурсов, повысить открытость работы, обеспечить прозрачность деятельности государственных органов, объединить население вокруг общих целей, создать условия для проявления общественной инициативы, а также сформировать инструменты обратной связи с активными гражданами, которые готовы и способны внести свой вклад в развитие региона.

Рецензенты:

Волкова О. А., д.соц.н., профессор, заведующая кафедрой социальной работы Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.

Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор кафедры социальных технологий Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Рогова А.В. КРАУДСОРСИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10531 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674