Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВОГО ИНТЕРАКТИВНОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Кузьмин С.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И.Канта»
В статье рассматривается опыт подготовки студентов будущих педагогов к профессиональной деятельности в новых информационных условиях, учет которых позволяет организовать процесс обучения на качественно новом уровне.В нашем исследовании в качестве инструментального средства образовательного взаимодействия предлагается использовать сервис интернет-блог. Исходя из содержания понятия «средство обучения», мы определили блог как сетевое интерактивное средство обучения, а именно как средство, при котором происходит активное взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством дидактическойсреды сетевого обучения.Также рассматривается вопрос о формировании у студентов дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения в результате использования этого средства в учебном процессе вуза.В статье приводятся некоторые примеры заданий, которые выполняются студентами.
дидактические умения.
блог
Cетевое интерактивное средство обучения
1. Кузьмин С.В. Формирование дидактических умений у будущих педагогов по применению сетевого интерактивного средства обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный рецензируемый журнал / под ред. д-ра пед. наук проф. Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2013. — № 1 (23). — С. 193–198.
2. Кузьмин С.В., Конюшенко С.М. О сетевых интерактивных средствах обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный рецензируемый журнал / под ред. д-ра пед. наук проф. Г.А. Бокаревой. – Калининград: Изд-во БГАРФ, 2011. — № 2 (16). — С. 26–33.
3. Кузьмин С.В., Конюшенко С.М. Сетевые интерактивные средства обучения как педагогические средства // Научное и практическое обеспечение национальной инициативы «Наша новая школа» в педагогическом образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции (СПб., 10-12 мая 2011 г.)/ под общ.ред. И.И. Соколовой; Учреждение РАО ИПО, Учреждение РАО СЗО, РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб. : Учреждение РАО ИПО, 2011. – С.198–203.
4. Линчук Т.П. Методические указания для самостоятельной работы и подготовки к интернет-тестированию студентов непсихологических специальностей /сост. Т.П.Линчук. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2009. – 79 с.
5. Пескова Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в интернет-обучении [Электронный ресурс]:дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Улан-Удэ, 2006. – 164 с.
6. Раицкая Л.К. Дидактические и психологические основы применения технологий Веб 2.0. в высшем профессиональном образовании: монография. – М.: МГОУ, 2011. – 173 с.

В настоящее время происходит изменение в понимании всего учебного процесса. Многие стали обращать внимание на то, что с появлением новых средств обучения чего-то не хватает для его внедрения в учебный процесс школы или вуза. Об этом можно судить по научным исследованиям, которые активно появляются после того, как совсем не педагогическое средство вдруг начинает использоваться педагогами университетов или учителями школ, да ещё и помогает повысить интерес к обучению или же улучшить качество знаний. В педагогике под средствами обучения понимают разнообразнейшие материалы и инструменты учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за меньшее время достигаются поставленные цели обучения.Средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы, это необходимый элемент оснащения образовательного процесса, составляющий вместе с содержанием образования его информационно-предметную среду [4].

Современные возможности сервисов Интернета позволяют строить образовательное взаимодействие между преподавателем и студентом удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным способом. При этом студент имеет широкий доступ к информации, может самостоятельно осваивать в интерактивном режиме учебно-практические материалы, обмениваться информацией и участвовать в обсуждении по изучаемой проблеме с другими субъектами образовательного взаимодействия, получать поддержку и консультацию преподавателя, проходить различные формы контроля знаний[5]. Все это в значительной степени ускоряет процесс освоения учебного материала и повышает эффективность учебного процесса в целом.

В нашем исследовании в качестве инструментального средства образовательного взаимодействия предлагается использовать сервис интернет-блог. Исходя из содержания понятия «средство обучения», мы определили блог как сетевое интерактивное средство обучения [2; 3].

Одним из наиболее показательных и комплексных исследований по дидактическим и психологическим основам применения сервисов Интернета в высшем профессиональном образовании является исследование Л.К. Раицкой, где были выделены следующие дидактические функции блога:

  • мотивация познавательной деятельности и создание благоприятной среды для индивидуального обучения;
  • формирование умения вести дискуссию и совершенствование навыков письменной речи;
  • возможность оперативного поиска информации через систему рубрикации [6].

Дидактические возможности блога могут быть реализованы, если преподаватели и студенты овладеют новыми методическими приемами, способами организации занятий и дидактическими умениями по применению сетевого интерактивного средства обучения в учебном процессе, в состав которых входят следующие умения:

  • создать и применить блог как средство обучения;
  • разработать различные виды заданий для размещения в блоге;
  • проводить мини-исследования с помощью блога;
  • учитывать при работе с блогом возрастные и индивидуальные особенности учащихся [1].

Для формирования у студентов дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения в учебном процессе нами были созданы блоги для студентов второго, третьего и четвертого курсов, которые явились технологической основой для дидактической среды сетевого обучения, в рамках которой осуществлялось интерактивное взаимодействие со студентами при изучении различных дисциплин и выполнение комплекса специально разработанных заданий, способствующих формированию необходимых умений.Распределение учебных дисциплин и формируемые дидактические умения представлены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение учебных дисциплин по курсам и формируемые дидактические умения

 

2 курс

3 курс

4 курс

Изучаемые дисциплины

«Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

«Цифровые образовательные ресурсы в педагогической практике», «Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий» и «Социальные сервисы Интернета»

Подготовка к педагогической практике, участие в мастер-классах

Формируемые дидактические умения

  • Умение создать и применить блог как средство обучения

 

  • Умение разработать различные виды заданий для размещения в блоге
  • Умение проводить мини-исследования с помощью блога
  • Умение учитывать при работе с блогом возрастные и индивидуальные особенности учащихся

Для создания дидактической среды сетевого обучения мы рекомендуем использовать блог, созданный с помощью продуктов, предлагаемых компанией Google под названием Blogger. Данный выбор мотивирован несколькими составляющими:

  • возможность бесплатного использования всех предлагаемых сервисов;
  • наличие таких сервисов, как почта, документы, видео и многие другие, которые также можно использовать в учебном процессе;
  • возможность без особых затруднений самостоятельно создать учебную среду (не требует больших навыков администрирования и поддержки самого технического средства).

Основной целью работы на 2 курсе было знакомство:

  • с сервисом Blogger – http://blogger.com;
  • с механизмами публикации сообщений;
  • с системой комментирования;
  • с возможностью добавления мультимедийных объектов на блоге.

Комплекс заданий (в статье представлена только формулировка задания, без подробного описания) по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» для формирования дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения:

  1. Создание блога с помощью сервиса Google – Blogger.
  2. Публикация первого сообщения в блоге.
  3. Правила работы в личном и коллективном блогах.
  4. Создание глоссария по изучаемой дисциплине.

Анализируя работу студентов в течение всего семестра в 2009 году, мы заметили, что благодаря введению балльно-рейтинговой системы оценивания и начислению за каждое задание определённого количества баллов (в зависимости от сложности и длительности выполнения, а также учитывая приобретённые дидактические умения) студенты начинали активнее работать, так как их результаты влияли на получение зачёта по изучаемой дисциплине. Также было замечено, что активность студентов без вмешательства преподавателя поднялась только к концу семестра, и было решено ввести сроки выполнения работы и дополнительные бонусы для стимулирования работы студентов.

По завершении первого учебного семестра с использованием сетевого интерактивного средства обучения в 2009 году были внесены некоторые изменения в учебный процесс.

  1. Введение балльно-рейтинговой системы оценивания.
  2. В зависимости от сложности задания, длительности его выполнения и формируемого дидактического умения каждому заданию присваивался определённый вес – в баллах.
  3. Каждому заданию были присвоены сроки выполнения, а также дополнительные бонусы (в виде баллов) за активную работу студента.

Ниже представлен пример оформления задания, размещённого в «Дидактической среде сетевого обучения», по дисциплине «Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий».

Основной целью работы на 3 курсе было знакомство:

  • с дополнительными возможностями сервиса Blogger, а также способами интеграции блога и других сервисов Google;
  • с возможностями применения блога в учебном процессе.

Комплекс заданий по дисциплине «Цифровые образовательные ресурсы в педагогической практике» для формирования дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения:

  1. Разработка онлайн-урока с использованием цифровых образовательных ресурсов.
  2. Разработка внеклассного мероприятия с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Комплекс заданий по дисциплине «Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий» для формирования дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения:

  1. Использование инструмента «визуальное ранжирование» на уроках информатики.
  2. Использование инструмента «видение причины» на уроках информатики.
  3. Использование инструмента «предъявление доказательств» на уроках информатики.

Комплекс заданий по дисциплине «Социальные сервисы Интернета» для формирования дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения:

  1. Организация контроля знаний с помощью блога.
  2. Организация уроков-лекций с помощью блога.
  3. Организация уроков самостоятельной работы с помощью блога.

Основной целью работы на 4 курсе былознакомство:

  • с блогами преподавателей и учителей;
  • с дополнительными возможностями и рекомендациями по организации блога для решения различных педагогических задач, с которыми могут столкнуться студенты на педагогической практике.

Комплекс заданий, выполняемых до прохождения педагогической практики на мастер-классах:

  1. Анализ педагогических блогов.
  2. Особенности построения блога в зависимости от целей создания и возрастных особенностей учащихся.

Комплекс заданий, выполняемых во время прохождения педагогической практики:

  1. Обучение школьников с помощью сетевого интерактивного средства обучения.
  2. Отчёт по педагогической практике.

В ходе решения поставленных задач по использованию сетевого интерактивного средства обучения можно сделать следующие выводы.

  1. В современных информационных условиях возможности сервиса Интернета (блог) активно используются педагогами в профессиональной деятельности для организации коллективной коммуникации. Он становится компонентом дидактической системы и выступает в качестве сетевого интерактивного средства обучения.
  2. Сетевое интерактивное средство обучения как педагогическое понятие характеризует специфические функциональные возможности процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, расширяющие классические представления о взаимодействии субъектов процесса обучения: коммуникативные, информационные, оценочно-аналитические. Сетевое интерактивное средство обучения, поддерживающее коллективные взаимодействия, обеспечивает создание дидактической среды учебной дисциплины, включающее индивидуальные действия студентов и коммуникации студентов между собой и с преподавателем; учебно-методические и дидактические материалы по дисциплине; публикацию результатов выполнения задания; представление результатов анализа проблемных ситуаций и проектов; размещение видео- и фотоинформации; обмен сообщениями.
  3. Дидактические умения педагога составляют неотъемлемую часть его готовности к успешной профессиональной деятельности в современных информационных условиях и применению возможностей сервисов Интернета в учебной практике.
  4. Содержание и состав дидактических умений по применению сетевого интерактивного средства обучения обеспечивает будущему педагогу возможность создания педагогических условий успешного обучения школьников.

Рецензенты:

Конюшенко С.М., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И.Канта», г.Калининград.

Гребенюк Т.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и образовательных технологий ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. И.Канта», г.Калининград.


Библиографическая ссылка

Кузьмин С.В. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СЕТЕВОГО ИНТЕРАКТИВНОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10520 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252