Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТАНОВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА

Грошева И.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме становления безопасного поведения будущих специалистов. В данной статье автором представлен теоретический обзор современных подходов к определению понятия безопасного поведения. Выявлена и обоснована необходимость становления безопасного поведения будущих инженеров в образовательном пространстве вуза. Обосновывается идея о том, что рефлексивный подход к образовательному процессу является одним из способов решения проблем всестороннего развития и саморазвития личности. Разработана и внедрена в качестве эксперимента в образовательный процесс модель становления безопасного поведения будущих инженеров на основе рефлексивного подхода. На основании анализа результатов внедрения модели становления безопасного поведения будущих инженеров на основе рефлексивного подхода, выявлена положительная динамика уровня сформированности безопасного поведения, что подтверждает эффективность разработанной модели становления безопасного поведения будущих инженеров в образовательном пространстве вуза, основанной на рефлексивном подходе.
будущий инженер
модель
образовательный процесс
студенты
становление
рефлексивный подход
рефлексия
безопасное поведение
1. Барышева Т.Д. Рефлексивный подход к развитию профессионального сознания и самосознания будущих педагогов-психологов в условиях модернизации высшей школы // Вектор науки ТГУ. - 2011. - №3(6). - С. 47-50.
2. Батоцыренов В.Б., Эрдынеева К.Г. Ситуационный центр как средство саморегуляции личности: кросскультурный подход // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - №3. - С. 134-140.
3. Плешкова Н.А. Педагогическая технология формирования безопасного поведения в экстремальных условиях у будущих специалистов технического профиля // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология»- 2008. С т.14 № 3, - С.104-107
4. ТолстыхЛ.Р.Психологические особенности развития профессиональной ответственности горного инженера // VII Междунар. науч.-практ. конф. «Кулагинские чтения». - Ч. 3. Чита: ЗабГУ,2012. - С.78-80.
5. Щербакова О.М., Орлов А.В. Рефлексия как составляющая субъектности в профессиональной деятельности // Психология человека в современном мире - M.: ИП РАН, 2009. -Т.5.
6. Эрдынеева К.Г. Образовательная среда вуза как объект гуманитарной экспертизы // Гуманитарный вектор. - 2012. - №1. - С. 82-90.
7. Эрдынеева К.Г. Профессиональное становление будущего инженера: метасистемный подход // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2013. - №3-4. - С. 99-106.

Изучение безопасного поведения личности особенно актуально в последнее время и является важной составляющей профессиональной деятельности будущих специалистов. В соответствии с социальным заказом востребована личность, самостоятельно принимающая стратегические решения, осознающая потенциальные проблемы и опасности.

Стратегия управления безопасным поведением инженеров ориентирует их работу не только на предупреждение аварийных ситуаций, но и на обеспечение безопасной деятельности в нормальных условиях. Обеспечение безопасной деятельности работников достигается путем повышения уровня профессиональной подготовки, оптимизации и контроля качества организации работ, культуры безопасности и безопасного поведения.

Цель нашей работы состоит в анализе взглядов и представлений о безопасном поведении, а также научном обосновании потенциала рефлексивного подхода в процессе становления безопасного поведения будущего инженера

Исследования процессов становления безопасного поведения будущих инженеров открывают широкие перспективы интенсификации их подготовки, при этом профессиональное самосознание обусловливает саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания своих возможностей, эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности (А.А. Бизяева, Н.В. Кузьмина, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, и др.).

Ключевым элементом современного этапа модернизации высшей школы и в частности образовательного процесса должно стать планомерное развитие профессионального самосознания будущих специалистов, что является основой для становления безопасного поведения. Вузовская подготовка должна обеспечивать будущему специалисту умение обобщать собственную практику, выяснять необходимость и логичность действий по становлению безопасного поведения. Личность студента и его профессиональное поведение должно строиться на процессах саморазвития, самопроектирования, саморегулирования. Становление безопасного поведения будущих инженеров должно наполняться рефлексивным содержанием.

В современной научной психологической и педагогической литературе описаны множество различных подходов к становлению и развитию безопасного поведения будущих специалистов. В ряде концепций безопасное поведение чаще всего рассматривается с точки зрения системного и личностно-деятельностного подходов.

Плешкова Н.А. считает, что безопасное поведение представляет собой состояние деятельности в производственной среде, при которой уровень защищенности деятельности соответствует допустимым значениям наличия опасностей, Попков А.В. понимает его как «специфическую форму реализации субъекта, выраженную в системе действий или поступков, направленных на обеспечение оптимального уровня защищенности во всех сферах жизнедеятельности», А.В. Новоян рассматривает безопасное поведение как систему действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни. Черных С.П., руководствуясь принципами личностно-деятельностного подхода, все же отметил, что безопасное поведение - это осознанные действия, основанные на рефлексивной деятельности и находящиеся под интеллектуальным контролем.

Складывающаяся в последнее время проблемная ситуация в понимании рефлексивных процессов в деятельности профессионала наблюдается как в педагогике и психологии, так и в других науках, но в то же время для современного высшего образования актуальна задача обеспечения условий развития рефлексивности будущих специалистов на ранних этапах. Проблемой высшей школы является то, что в обучении студентов практически не применяются целостные технологии формирования профессиональной рефлексии в период их вузовской подготовки.

Изучая и анализируя научную литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что в последнее десятилетие значительно активизировались исследования в области развития профессионализма на базе становления метапознавательной деятельности студентов, осознанного использования ими собственных приемов построения поведения, понимания сущности будущей профессиональной деятельности. В качестве зарубежных примеров можно привести модели CRASP (О. Зубер-Скеритт), ITDEM (Л. Нортон), PRIDE (П. Коуэн), инструменты диагностики и развития рефлексивности LASER (М. Кулсон, С. Торранс, С. Нун), RIFE (А. Вайнбергер, К. Сейфрид), ReaLiSE (К. Мэйр) и др.[1]

Одним из выдающихся современных теоретиков в данном вопросе считают Д. Шон,, который рассматривает практическую рефлексию в контексте способности профессионала интегрировать собственный опыт и знания для поиска оптимального решения неоднозначных профессиональных проблем. Рефлексия в специальной литературе позиционируется как специфическая форма теоретической, метакогнитивной деятельности, направленной на осмысление собственных действий человека.

Исследования рефлексивных процессов личностного и профессионального становления студентов, основанные на теоретических подходах к развитию метакогнитивности. стали в последнее время достаточно популярным. (Дж. Буд, Д. Даннинг, Д. Дьюи, А.В. Карпов, Д. Колб, С. Кутиньо, Д.А. Леонтьев, Дж. Мун, А.В. Орлов, Дж. Флейвелл, Д. Шон, О.М. Щербакова и др.)

Исходной целью применения рефлексивного анализа в обучении Д. Дьюи ставил рассмотрение и устранение недостатков в образовательном процессе, Студент, применяющий в своем обучении рефлексивные подходы, включается в процесс метапознания что дает значительные результаты в развитии и становлении его безопасного поведения.

На современном этапе теоретическими разработками рефлексивного подхода занимаются ведущие российские педагоги: А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.М Дюков, М.Н. Коптева, И.С Якиманская и др. Интенсивно разрабатываются инновационные технологии, направленные на развитие и саморазвитие творческого потенциала субъектов образовательного процесса, среди которых можно отметить рефлексивный анализ, рефлексивный контроль, рефлексивно-игровые и тренинговые методы и др. (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, Е.И. Исаев, И.В. Орлова, С.Ю. Степанов, Г.П. Щедровицкий и др.)

Анализируя традиционный, привычный процесс обучения, мы отметили, что система общеобразовательной естественнонаучной подготовки будущих специалистов ориентирована на формирование только предметных знаний и умений, а не на всестороннее развитие и саморазвитие личности, что противоречит концепции модернизации высшего образования. Рефлексивный подход выступает одним из способов решения проблем. На этапе экспериментальной работы нами была разработана модель формирования безопасного поведения будущих инженеров на основе рефлексивного подхода. Целью нашего исследования является становление безопасного поведения будущего инженера на основе рефлексивного подхода, которую мы конкретизировали следующими педагогическими задачами:

  • Вооружение знаниями в области безопасности;
  • Формирование компетентностей безопасного поведения;
  • Совершенствование личностных качеств будущих инженеров.

Среди принципов рефлексивного подхода мы выделили: творчество, адекватность, опора на опыт и традиции, а также позитивные установки. Основными компонентами выступили:

  • Лекции-семинары, проблемные лекции, лекция-визуализация, лекция с применением дидактических методов (метод «мозговой атаки», метод конкретных ситуаций и т.д.), имитационный тренинг, разыгрывание ролей, игровое проектирование как формы организации учебного процесса;
  • Тесты, семинары, доклады, дискуссии, как формы контроля знаний;
  • Конференции, конкурсы, соревнования как формы внеучебной работы.

Средствами обучения мы выбрали ФГОС ВПО, учебные пособия, тестовый материал, видеотека, мультимедийный комплекс, информационная база данных.

В процессе развития и становления безопасного поведения, будущих инженеров был создан комплекс следующих педагогических условий:

  • Обеспечение единства личностного, деятельностного и содержательного компонентов безопасного поведение в процессе развития и становления на основе рефлексивного подхода;
  • Учет индивидуальных особенностей будущих инженеров;
  • Осуществление управляемого мониторинга всего процесса развития и становления безопасного поведения будущих инженеров;
  • Внедрение в учебный процесс элективного курса «Становление безопасного поведения будущих инженеров» с применением интегрированного мультимедийного комплекса.

Анализ результатов внедрения данной модели выявил положительную динамику уровня сформированности безопасного поведения будущих инженеров. Данное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «ЗабГУ» с 2010 по 2013 гг. В эксперименте принимали участие 200 студентов инженерных специальностей. Эксперимент проводился в три этапа с обязательным учетом индивидуальных способностей будущих инженеров, что является обязательным условием реализации рефлексивного подхода. При развитии и становлении безопасного поведения будущих инженеров обеспечивалось единство личностного, деятельностного и содержательного компонентов. Контрольная диагностика проводилась на основе диагностических методик: многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, результативно-рефлексивный компонент определялся с помощью опросника Столина В.В. и Пантелеева С.Р. (МИС)а также психодиагностической методики определения индивидуальной меры рефлексивности (Карпов А.В.).[7]

Обработка и анализ результатов контрольного обследования уровней развития безопасного поведения будущего инженера подтверждают динамику ее развития. Оценка эффективности модели производилась посредством обобщения и сравнения количественно-качественных показателей учебного процесса.

В результате реализации модели и создания определенных педагогических условий в экспериментальной группе произошли изменения в распределении респондентов по уровням. За период экспериментального обучения количество студентов, демонстрирующих низкий уровень безопасного поведения, уменьшилось на 36% в контрольной группе, в экспериментальной группе - на 51%. В то же время, число студентов с высоким уровнем, увеличился на 44 % в экспериментальной группе и на 26% в контрольной. Проверка достоверности различий результатов экспериментального обучения осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента на зависимых выборках (результаты группы респондентов до эксперимента и после его проведения). При проведении анализа была использована SPSS (19 версия).С целью определения информационно-когнитивного компонента безопасного поведения студентов принимавших участие в экспериментальном обучении проводилось отсроченное тестирование. Через месяц динамика потери знаний в контрольной группе составила 0,21 б., в экспериментальной группе - 0,09 б.

Таким образом, качественные и количественные изменения результатов подтвердили эффективность предлагаемой модели становления безопасного поведения будущих инженеров в образовательном пространстве вуза. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нам модели становления безопасного поведения будущих инженеров, основанной на рефлексивном подходе.

Работа выполнена по заданию Министерства образования РФ (ГБ) Регистрационный номер: 6.7906.2013 от 30.01.2013 «Системные исследования сознания субъекта инновационного развития на основе на основе психосемантического подхода»

Рецензенты:

Воронов Е.Т., д.т.н., профессор, вице - президент Забайкальского отделения МАНЭБ, г.Чита.

Каплина С.Е., д.п.н., зав. кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «ЗабГУ», г.Чита.


Библиографическая ссылка

Грошева И.В. СТАНОВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НА ОСНОВЕ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10502 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674