Региональным целевым программам, реализуемым в сегодняшних экономических условиях, априори присущ социальный характер. Зачастую социальная эффективность этого инструмента регулирования является «побочным» эффектом, а в отдельных целевых случаях - прямым. Рассматривая в качестве доминант государственного устройства социальноориентированность, следует обратить внимание, каким образом увязаны целевые показатели государственной программы с необходимостью изменения социального положения региона и решения проблем бедности, поскольку в российской действительности прогрессивное развитие серьезно отстает от мировых лидеров в значительной степени из-за достаточно ограниченных возможностей самореализации граждан[3]. В то время как «переход мирового сообщества на постиндустиральную стадию развития способствует возрастанию роли человека в системе факторов производства»[6], катастрофично допускать выпадение человеческого фактора из системы экономико-производственных отношений по причине бедности, низкого уровня и качества жизни населения[5].
В настоящее время государством предприняты шаги в области развития инновационной и инвестиционной политики, направленной на активизацию инновационной деятельности и коммерциализацию ее результатов. Вместе с тем оказываемая государственная поддержка является недостаточной [2], в первую очередь по причине нерешенности проблем бедности.
Если рассматривать в качестве объекта государственного регулирования, реализуемого посредством программно-целевого подхода, социальную систему, то необходимо отметить, что она является встроенным элементом в системе экономических отношений. «Социальная система складывается на базе определенной социальной общности, основу которой составляют люди, чье поведение детерминировано определенными социальными позициями, конкретными социальными функциями, а также социальными нормами, ценностями»[4]. Исходя из этого положения, можно говорить о социальных позициях, убеждениях, нормах и функциях человека, являющегося главным экономическим фактором, как о результатах воздействия на него экономической системы, которая способная как преодолевать, так и провоцировать проблемы бедности, в последнем случае порождая отрицание важнейшей экономической роли трудовых ресурсов через иждивенческие и неэкономические настроения [1].
Социальная система имеет дело преимущественно с механизмом распределения - потребления материальных благ и услуг. При этом особенно активно используется распределительная функция государства, обусловленная бюджетным финансированием. Посредством бюджетной деятельности происходят вложения в развитие социальной инфраструктуры, трансфертные выплаты, вложения в «человеческий капитал»,[4] что требует оценки целесообразности таких вложений с точки зрения своевременной корректировки для достижения максимально положительного эффекта, выражающегося в снижении остроты проблем бедности населения.
Вопросам адекватности и объективности существующих методов и методик оценки целевых программ посвящено большое количество научных работ. Главным критерием ценности проведенных исследований является возможность их практической реализации, с этой точки зрения результаты исследования к.э.н. Шакиной Е.А. являются актуальными и представляют конкретный практический интерес.
Обоснованно автором выделены недостатки применяемых в регионах методов оценки целевых программ:
- направленность на оценку качества проектировки, а не на оценку эффективности программы;
- сложность интерпретации показателей, необоснованность выбора весов при оценке агрегированного показателя;
- высокая степень субъективности в присвоении баллов в ходе анализа проектов программ;
- отсутствие оценки эффективности (учета бюджетных расходов) программ;отсутствие сопоставимости оценок проектов при использовании частных показателей для оценки результатов;
- отсутствие информации о критериях оценки до момента ее проведения и т.д.[7]
Можно согласиться с мнением, что единой методики оценки эффективности реализации целевых программ не выработано.
Субъекты самостоятельно разрабатывают критерии и индикаторы оценки эффективности по каждой целевой программе. Можно предположить, что методики оценки программ, выработанные в каждом регионе самостоятельно, в максимальной степени учитывают особенности социально-экономического положения и реализации программных проектов в данных, конкретных условиях региона. Однако, в большинстве они призваны реализовать оценку проектирования программ, упуская из виду необходимость количественной и качественной оценки эффективности бюджетных расходов, не говоря о прогнозировании социального эффекта.
Существующие методики оценки эффективности реализации целевых программ ориентированы на их применение на заключительном этапе, то есть постфактум, задача оценки как прогноза перед государственными органами власти не стоит, а целевые индикаторы, обозначенные в каждой региональной программе, выступают как некие ориентиры. Представляется, что такое положение свидетельствует о необходимости оценки эффективности региональных программ на начальных этапах, так как целесообразность открытия финансирования должна подтверждаться соответствующим предполагаемым социально-экономическим результатом.
«Анализ, проведенный в ходе теоретического обзора подходов к оценке целевых программ, позволил сделать вывод, что система оценки целевых программ базируется на показателях социального эффекта и бюджетной эффективности. Под бюджетной эффективностью необходимо понимать экономическую выгоду для государства и местного самоуправления, которая выражается в соотношении величины полученного социального эффекта и произведенных затрат. Причем указанное соотношение в зависимости от использованного метода может оцениваться в абсолютном денежном выражении или определять стоимость получения единицы социального эффекта (относительное выражение)».[7]
Социальный эффект как важнейший элемент целеполагания в государственной программе предполагает предварительную и заключительную оценку влияния ее реализации на главные индикаторы бедности населения прямого (занятость, среднедушевые доходы населения, увеличение продолжительности жизни через доступность услуг здравоохранения и пр.) и косвенного (доступность услуг образования, криминальность общества и др.) характера, при этом детализация этих индикаторов предполагает включение
Данный подход должен стать элементом многоуровневой системы, обеспечивающей оценку на предварительной стадии в целях отбора программ, а также на промежуточной и конечной стадии в целях анализа хода реализации и результатов воздействия программы на социально-экономическое положение субъекта.
При решении задачи оценки целесообразности финансирования на начальной стадии актуальным может стать, например, рейтинговая методика и ранжирование на предварительном этапе (до начала реализации программы) на основе общих показателей, на промежуточной и конечной стадиях - по определению степени достижения целей, а также выполнения задач и мероприятий программы.
В связи с выше изложенным,выделены базисные предпосылки разработки и реализации нового метода оценки целевых программ, отвечающего требованиям программно-целевого бюджетирования и учитывающего особенности регламентации бюджетного процесса, а также недостатки действующих в регионах методик оценки программ:
- использование формализованного процесса отбора полномочий, целесообразных к реализации в рамках целевых программ;
- полиаудиторная и многоуровневая системы оценки и непрерывный процесс мониторинга;
- рейтинговый и/или ранжированный подход на предварительной стадии на основе оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности;
- максимально возможная степень объективности процесса оценки программ;
- наличие информации о критериях оценки, а также их значимости до начала проектировки программ.
В качестве базиса для ранжирования целевых программ предлагается использовать систему общих показателей и критериев оценки эффективности программ, положенных в основу расчета социального эффекта.
Анализ социального эффекта (СЭ) предлагается осуществлять отдельно для каждой программы на основе мультипликативной функции, предложенной к.э.н. Шакиной Е.А., с учетом:
- во-первых, степени приоритетности j-ой целевой группы из множества M, выявленного в i-ой программе (ЦГij);
- во-вторых, степень значимости k-ого направления по улучшению состояния j-ой целевой группы из множества P, выявленного в i-ой программе (НУijk);
- в-третьих, потенциальной эффективности и адекватности метода в рамках k-ого направления из множества R, выявленного в i-ой программе (Мikl).
Такая интерпретация функциональной зависимости позволяет наиболее четко отразить влияние приоритетности каждой из целевых групп, значимости направлений по улучшению состояния каждой группы на основе понижающих и повышающих коэффициентов, а также степень потенциальной эффективности и адекватности применяемых методов в рамках каждого из направлений.
В качестве примера рассматривается оценка республиканской целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы», в рамках которой была разработана система параметров целевых программ; сформировано дерево взаимосвязанных целевых групп и оценен социальный эффект (табл. 1).
Таблица 1
Расчет социального эффекта реализации республиканской целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы»
Показатели |
Значение, усл. ед. |
Степень значимости направления (задачи) по улучшению состояния целевой группы (ЦГij) |
20 |
Степень значимости направления (задачи) по улучшению состояния целевой группы (НУijk) |
4,3 |
Степень потенциальной эффективности и адекватности методов (мероприятий) реализации направлений(Мikl) |
13,7 |
Социальный эффект программы |
1278,2 |
В связи с тем, что полученные значения социального эффекта программыунифицированы (выражаются в условных единицах эффекта), возникает возможность их сопоставления. Таким образом, отношение общей величины бюджета программы к величине социального эффекта позволяет оценить удельные затраты на достижение единицы последнего (табл. 2).
Таблица 2
Расчет стоимости социального эффекта реализации республиканской целевой программы «Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы»
Показатели |
Значение |
Социальный эффект программы, усл. ед. |
1278,2 |
Бюджет программы на 2009-2012 гг., млн. руб. |
16936,23 |
Показатель эффективности целевой программы, млн. руб./усл. ед. |
13,3 |
Для оценки реализуемых республиканских целевых программ был проведен экспертный опрос. В качестве экспертов выступили специалисты Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия, преподаватели экономического факультета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет». На основании полученных результатов представляется обобщенная информация об оценке эффективности и эффекта республиканских целевых программ (табл. 3).
Таблица 3
Интегральная предварительная оценка стоимости социального эффекта реализации республиканских целевых программ
Республиканская целевая программа |
Социальный эффект программы, усл. ед. |
Бюджет программы, млн. руб. |
Показатель эффективности целевой программы, млн. руб./усл. ед. |
«Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы» |
1278,2 |
16936,23 |
13,3 |
«Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2008-2012 гг.» |
157,76 |
3586,7336 |
22,7 |
«Развитие шахмат в Республике Калмыкия на 2009-2013 гг.» |
258,0 |
58, 8776 |
0,2 |
«Развитие физической культуры и спорта в Республике Калмыкия на 2011-2015 гг.» |
42,0 |
25, 8125 |
0,6 |
«Об инвестиционных проектах, реализуемых в Республике Калмыкия в рамках ФЦП «Юг России на 2088-2012 гг.» |
54,0 |
16043,3 |
297,1 |
«Социальная поддержка инвалидов и граждан пожилого возраста на 2009-2012 гг.» |
11,6 |
14,6764 |
1,28 |
«Профилактика правонарушений в Республике Калмыкия на 2011-2013 гг.» |
15 |
21,3914 |
1,4 |
«Молодой семье - доступное жилье» на период 2008-2012 гг. |
30 |
614, 94504 |
20,5 |
«Развитие мясного животноводства Республики Калмыкия на 2011-2020 гг.» |
153,65 |
10816,75 |
70,4 |
Очевидно, что чем меньше полученная оценка стоимости достижения социального эффекта, тем более эффективной является целевая программа.
К таким программам, согласно проведенным расчетам, можно отнести ряд социально значимых программ (например, «Развитие шахмат в Республике Калмыкия на 2009-2013 гг.», «Развитие физической культуры и спорта в Республике Калмыкия на 2011-2015 гг.», «Социальная поддержка инвалидов и граждан пожилого возраста на 2009-2012 гг.», «Профилактика правонарушений в Республике Калмыкия на 2011-2013 гг.»), программ, ориентированных на развитие профильных отраслей экономики Республики Калмыкия («Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы»), программ социально-экономического характера («Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2008-2012 гг.»).
Использование данной методики оценки социальной и бюджетной эффективности региональных целевых программ позволит сформировать объективные предпосылки для их реализации.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках проекта №12-06-33048 «Экономическая природа бедности и финансовый механизм социальной защиты населения».
Рецензенты:
Курепина Н.Л., д.э.н. профессор, директор Калмыцкого филиала Московской академии экономики и права, г.Элиста.
Санджиев Б.Ц., д.э.н., профессор кафедры экономико-управленческих и правовых дисциплин филиала Российского государственного гуманитарного университета, г.Элиста.
Библиографическая ссылка
Аксенова Т.Н. АДАПТАЦИЯ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ И ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ КАК ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10457 (дата обращения: 13.10.2024).