Финансовая наука обосновывает теоретические позиции финансовых отношений. Базовые положения научных и прикладных финансовых исследований определяют организацию финансовых потоков между государством, предприятиями и гражданами. Характер финансовых отношений активно влияют на уровень социально-экономического развития территории и сложившихся организационно-финансовых проблем. Посредством финансовых отношений осуществляется моделирование экономических ситуаций и вариантов развития, прогнозируются позитивные и негативные последствия государственных решений.
Современные системные исследования содействуют выработке перспективных направлений развития государственных финансов. Именно на основе финансовых отношений осуществляется формирование и использование фондов денежных средств всех составных элементов финансовой системы страны.
Финансовая система государства имеет двойственную характеристику. Первоначально она рассматривается в качестве совокупности финансовых учреждений. Здесь характеризуется ее институциональная структура. Последовательно финансовая система представляется как совокупность финансовых отношений. Соответственно, раскрывается ее экономическое содержание.
Системный подход предполагает функционирование и активное взаимодействие составляющих элементов финансовой системы. Структурный подход создает возможности упорядочивания и целенаправленного управления каждым элементов в процессе его деятельности. В системно-структурном содержании финансовая система - это совокупность широкого круга финансовых отношений, характеризующихся особенностями формирования и использования фондов денежных средств и различиями социально-экономической роли в обществе.
Формированию и действию финансовой системы государства присущи определенные организационно-функциональные признаки. В их число допустимо включить функционально-групповое назначение определенной совокупности финансовых отношений; присутствие специфичности каждого вида финансовых отношений; единство и взаимодействие элементов финансовой системы; наличие государственных органов управления; формирование и целевое использование фондов денежных средств.
Государственные финансы по фондовому признаку включают государственный бюджет; государственный социальные фонды; государственный кредит; государственное страхование. Централизация государственных финансов предусматривает четкость и жесткую определенность по источникам средств и направлениям их расходования с применением законодательно-нормативной базы.
Многоуровневый состав государственных финансов включает федеральный уровень (федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит); региональный уровень (региональные бюджеты, внебюджетные фонды и кредит субъектов Российской Федерации); местный уровень (муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды органов местного самоуправления, муниципальный кредит).
Государственные финансы объединяют денежные отношения, посредством которых формируются и используются фонды денежных средств, предназначенных для выполнения функций и задач государства. Решение социально-экономических задач осуществляется с помощью государственных финансов. В ходе выполнения конкретизированных задач перераспределяются финансовые ресурсы между различными регионами и муниципальными образованиями, отраслями национальной экономики, входящими в состав материального производства и социальной сферы, социальными слоями граждан.
Библиографическая ссылка
Кара-оол Ш.В. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1040 (дата обращения: 07.10.2024).