Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

SWOT-АНАЛИЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Романова М.Л. 1 ТЕРЮХА Р.В. 1 Глухенький И.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»
Статья посвящена SWOT-анализу толерантности как инновационной форме диагностики этого личностно-профессионального качества. Известно, что в условиях информатизации образования педагогический мониторинг является значимым фактором управления личностно-профессиональным развитием обучающихся. В настоящее время мониторинг интегрирует контроль, диагностику, планирование, прогнозирование и принятие решений. Инновационной формой педагогической диагностики является SWOT-анализ педагогической системы. Одним из направлений педагогической диагностики является анализ личностно-профессиональных качеств обучающихся. Современными специалистами доказано, что личностно-профессиональные качества – сложные многокомпонентные многопараметрические системы, а их развитие подчинено законам синергетики. Это обеспечивает устойчивую связь между их диагностикой и прогнозированием: результаты диагностики одновременно являются и прогностической информацией. Толерантность характеризуется как чертами сходства с другими личностно-профессиональными качествами, так и различиями. Цель исследования – разработка методики SWOT-анализа толерантности студентов.
SWOT-анализ
личностно-профессиональное развитие
образовательный процесс
мониторинг
толерантность
диагностика
1. Киселева Е.С. Математические модели преемственности в формировании личностно-профессиональных качеств / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, М.Л. Романова, Р.В. Терюха // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 6 (88), 2012. - С. 66-73.
2. Киселева Е.С. Мониторинг качества образовательного процесса / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, Д.А. Романов, А.М. Доронин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 11 (93), 2012. - С. 44-49.
3. Киселева Е.С. Образовательный процесс в информационно-вероятностной интерпретации / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, М.Л. Романова, Р.В. Терюха // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 2 (96), 2012. - С. 72-77.
4. Хлопова Т.П. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т.Л. Шапошникова, А.Р. Ушаков, М.Л. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - № 6 (64), 2010. - С. 107-113.
5. Черных А.И. Диагностика социально-профессиональной компетентности будущих инженеров в структуре информационных образовательных технологий (на примере применения виртуальных предприятий) / А.И. Черных, К.В. Хорошун, М.Л. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта . - № 5 (87), 2011. - С. 122-128.

Введение. У современных специалистов не вызывает сомнений, что в условиях информатизации образования педагогический мониторинг является значимым фактором управления личностно-профессиональным развитием обучающихся [2]. В настоящее время мониторинг как инструмент управления и механизм получения комплексной достоверной информации об исследуемой системе интегрирует контроль, диагностику, планирование, прогнозирование и принятие решений (процессы получения фактической и модельной информации). Современными специалистами также обосновано, что диагностика является связующим звеном между контролем, с одной стороны, и планированием, прогнозированием и принятием решений, с другой стороны. Инновационной формой педагогической диагностики является SWOT-анализ педагогической системы. Применительно к педагогическим информационным технологиям SWOT-анализ (SWOT - англ. сила - слабость - возможности - угрозы) будет заключаться в выявлении сильных и слабых сторон дидактического процесса, возможностей его совершенствования и факторов внешней среды, которые могут негативно повлиять на него. При этом выделяют следующие направления: SWOT-анализ деятельности конкретного обучающегося, SWOT-анализ деятельности педагога и SWOT-анализ дидактического процесса в целом. Это - иерархическая модель SWOT-анализа сложных педагогических систем (вертикальный срез). Горизонтальный срез педагогической диагностики (неотъемлемой составляющей педагогического мониторинга и управления образовательным процессом) представляет собой анализ личностно-профессиональных качеств обучающихся. Современными специалистами доказано, что личностно-профессиональные качества - сложные многокомпонентные многопараметрические системы, а их развитие подчинено законам синергетики (достигнутый уровень развития личностно-профессионального качества - основа для его дальнейшего развития и развития личности в целом). Это обеспечивает устойчивую связь между их диагностикой и прогнозированием (результаты диагностики одновременно являются и прогностической информацией). Толерантность характеризуется как чертами сходства с другими личностно-профессиональными качествами, так и различиями [1, 3, 4, 5]. Недостаточная разработанность как методики SWOT-анализа личностно-профессиональных качеств в целом, так и моделей толерантности сдерживает развитие инновационных методик её диагностики и прогнозирования. Проблема исследования состоит в вопросе, каким образом осуществлять SWOT-анализ толерантности студентов? Цель исследования - разработка методики SWOT-анализа толерантности студентов.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Кубанского государственного технологического университета. За основу было принято определение ЮНЕСКО: толерантность - уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Результаты исследования. Для разработки модели SWOT-анализа толерантности выделим вначале черты её сходства и различия с другими личностно-профессиональными качествами (информационной компетентностью, коммуникативной компетентностью, дисциплинированностью и т.д.). Главная черта сходства с другими качествами - наличие типовых компонентов - операционного (когнитивного), мотивационно-ценностного, поведенческого (деятельностного) и рефлексивного (оценочно-диагностического), а также типовых связей между ними (например, операционный компонент реализуется в поведенческом посредством мотивационно-ценностного). Другой немаловажный аспект сходства - преемственность формирования на различных ступенях системы непрерывного образования и необходимость реализации определённых условий (социокультурных, психолого-педагогических и т.д.) для её развития; при этом возможно выделение главных социокультурных условий - факторов её формирования в образовательном процессе. Так, например, для формирования информационной компетентности обучающихся главное социокультурное условие - информатизация образовательного процесса. Формирование толерантности немыслимо вне гуманизации образовательного процесса. Толерантность, как и другие качества, классифицируют по тем же основаниям, что и другие качества. Например, различают пять уровней сформированности толерантности: нулевой, ситуативный, уровень грамотности, уровень образованности и творческий уровень. В плане мотивов выделяют конформную толерантность, критическую, прагматическую и сознательную (истинную).

Рассмотрим отличия толерантности от других качеств. Во-первых, толерантность включает в себя эмоционально-волевой компонент. Это влечёт увеличение количества связей между компонентами толерантности; как следствие, затрудняется диагностика этого качества. Во-вторых, сложность понимания толерантности (с точки зрения социальной философии) обусловлена её относительностью, трудностью определения границ между Добром и Злом. В-третьих, принципиально иное значение имеет рефлексивный компонент: если в других личностно-профессиональных качествах он играет вспомогательную роль, то для толерантности он имеет решающее значение (интолерантное поведение нередко обусловлено ложной завышенной самооценкой). В-четвёртых, толерантность менее других качеств устойчива к негативным внешним (социальным) воздействиям. Интолерантная социальная среда - значимый фактор разрушения этого качества (модели распространения интолерантности с социуме ранее были представлены авторами). В-пятых, толерантность формируется труднее других качеств из-за трудности обеспечения взаимосвязи между операционным и остальными компонентами. Труднее формируются и мотивы толерантного поведения. В-шестых, толерантность характеризуется различными направлениями и формами проявления. Так, например, различают межэтническую и межконфессиональную толерантность, социально-экономическую, межпоколенческую, политическую и т.д. В-седьмых, толерантность тесно связана с другими качествами. Безусловно, другие личностно-профессиональные качества тоже не существуют изолированно в структуре личности, но такая связь нередко носит вспомогательный, а не обязательный характер (значение связи - рекомендательное, а не важное или критическое). Например, нельзя сказать, что управленческая, правовая или коммуникативная компетентность немыслимы без информационной культуры личности (компетентности). Связь толерантности с другими качествами нередко имеет важное или критическое (принципиальное) значение. Тесна связь толерантности с такими качествами, как дисциплинированность, правовая компетентность, коммуникативная компетентность, управленческая компетентность, психолого-педагогическая компетентность и т.д. В одних случаях толерантность немыслима без связи с другими качествами, в других случаях - соответствующие качества без связи с ней. В-восьмых, различают активную и пассивную толерантность. Пассивная толерантность сводится к терпимости, принятию "инаковости" такой, какой она есть. Активная толерантность предполагает не пассивное принятие "инаковости", а активный поиск точек соприкосновения с неясным, чужим, желание понять это неясное, в "идеале" - использовать потенциал поликультурной среды для личностно-профессионального развития. Иначе говоря, устойчивое толерантное поведение и активность обучающегося в самосовершенствовании (в плане умений адекватного поведения в различных ситуациях) не означает, что его толерантность носит активный характер. Обучающийся может успешно преодолевать трудности во взаимодействии с социальной средой и активно в этом совершенствоваться, но при этом не использовать её потенциал для личностно-профессионального развития.

SWOT-анализ толерантности обучающегося, как и других личностно-профессиональных качеств, производится на основе получения первичной информации о сформированности её структурных и функциональных компонентов. Результаты SWOT-анализа, в отличие от традиционного информационного поля, подразделяют не на четыре, а на шесть составляющих (табл. 1). Наличие дополнительных составляющих детерминировано тем, что возможности для развития качества (позитивные факторы) и негативные факторы необходимо чётко разделять на внешние социокультурные факторы, лежащие вне личности обучающегося (в них входят и факторы, связанные с образовательным процессом), и факторы для развития толерантности, входящие в структуру личности обучающегося. Последнее, в свою очередь, обусловлено тесной связью толерантности с другими личностно-профессиональными качествами.

Таблица 1. Пример SWOT-анализа толерантности обучающегося

Сильные стороны

Возможности для развития, обусловленные факторами

1. Высокий уровень эмоционально-волевого компонента в целом и его составляющих (эмоциональной устойчивости, эмпатии, воли и т.д.)

2. Доминируют прагматические мотивы толерантности, имеют место мотивы истинной (сознательной) толерантности

3. Должный уровень поведенческого компонента, адекватность поведения в большинстве ситуаций

4. Должный уровень рефлексивных способностей

5. Все направления толерантности проявляются в равной мере

Личностными

Социокультурными

Должный уровень интеллектуальных способностей, правовой компетентности, дисциплинированности и информационной компетентности (приобщённость к информационным технологиям расширяет спектр средств социальной коммуникации)

1. Гуманизация образовательного процесса во всех её проявлениях создаёт условия для проявления толерантности обучающегося

2. Толерантная академическая группа

3. Толерантный коллектив на предприятии, в котором проходит стажировку студент

4. Должная степень направленности образовательного процесса на формирование толерантности (в целом) студентов

5. Высокий уровень направленности образовательного процесса на формирование рефлексивных способностей и умений профессиональной самоорганизации студентов

Слабые стороны

Негативные внешние факторы для развития

1. Низкий уровень знания поликультурного мира и социокультурных различий индивидов

2. Недостаточный уровень коммуникативных умений

3. Не использует потенциал поликультурной социальной среды для личностно-профессионального развития

Личностные

Социокультурные

1. Недостаточный уровень коммуникативной компетентности

2. Склонность к эмоциональному выгоранию

1. Интолерантная социальная среда в студенческом общежитии

2. Низкий уровень социального (социально-экономического) положения студента и его семьи

Продолжение таблицы 1

4. Не всегда может провести границы между Добром и Злом, имеет место терпимость к негативным явлениям, не имеющая ничего общего с толерантностью

 

 

Общий диагноз: толерантность сформирована на среднем уровне (уровне грамотности), носит пассивный характер и является ситуационным свойством личности; в целом - достаточный уровень личностных и социокультурных предпосылок для её дальнейшего развития

       

Примечание. Прагматические мотивы - мотивы, связанные с надеждой получить социальное одобрение. А критические мотивы связаны с избежанием наказания или неодобрения со стороны социума, и доминирование таких мотивов отражало бы слабую сторону.

В процессе SWOT-анализа толерантности в обязательном порядке учитывают информацию о сформированности всех её компонентов, об уровне развития личностно-профессиональных качеств, связанных с ней, а также о важнейших аспектах сложной педагогической системы (в узком смысле - образовательного процесса), в условиях которой формируется толерантность обучающегося (в целом - происходит его личностно-профессиональное развитие).

SWOT-анализ толерантности студенческой группы производится на основе сводных показателей, учитывающих толерантность отдельных обучающихся, и интегральных показателей, отражающих в целом толерантность (интолерантность) малого социума. При этом информационное поле традиционно подразделяют на четыре составляющие; при анализе внешних негативных и позитивных факторов учитывают только общие для всех студентов факторы, что редуцирует его до анализа образовательного процесса (табл. 2). Очевидно, что параметр "толерантность (интолерантность) академической группы" при анализе толерантности обучающегося и группы в целом относят к разным полям: в первом случае - к внешним (социокультурным) негативным или позитивным факторам, во втором - к сильным или слабым сторонам. Это существенно отличает SWOT-анализ толерантности от аналогичной диагностики других личностно-профессиональных качеств.

Таблица 2. Пример SWOT-анализа толерантности академической группы

Сильные стороны

Возможности развития

1. У 60% и 15% студентов соответственно наблюдается толерантность как базовое и ситуативное свойство личности

2. У 80% студентов группы высокий уровень эмоционально-волевого компонента толерантности

3. У 70% студентов группы должный уровень рефлексивного компонента толерантности

1. Гуманизация образовательного процесса во всех её проявлениях создаёт условия для проявления толерантности обучающегося

2. Должная степень направленности образовательного процесса на формирование толерантности (в целом) студентов

3. Высокий уровень направленности образовательного процесса на формирование рефлексивных способностей и умений профессиональной самоорганизации студентов

Слабые стороны

Негативные факторы

1. 10% студентов группы характеризуются интолерантностью как базовым свойством личности

2. У 70% студентов низкий уровень операционного компонента толерантности

3. 80% студентов группы не используют потенциал поликультурной среды для личностно-профессионального развития

Интолерантная социальная среда в студенческом общежитии

Общий диагноз: группа в целом - толерантная; индексы толерантной безопасности и интолерантной опасности соответственно 0,78 и 0,22

Принятие решений по дальнейшему формированию толерантности на основе результатов диагностики неразрывно связано с применением инновационных педагогических технологий. Это - перспективное направление дальнейших исследований авторов.

Заключение. SWOT-анализ личностно-профессиональных качеств, в том числе толерантности, является инновационной формой их диагностики, реализуемой в условиях информатизации образования и обеспечивающей целостность мониторинга личностно-профессионального развития обучающегося. Диагностика толерантности обучающихся - основа диагностики факторов гуманизации образовательного процесса и прогнозирования толерантности (интолерантности) студенческой группы в целом.

Работа выполнена в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ № 10.7079.2013 "Исследование мотивации и разработка системы стимулов формирования толерантности студенческой молодёжи".

Рецензенты:

Черных А.И., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г.Краснодар.

Шапошникова Т.Л., д.п.н., к.ф.-м.н., профессор, заведующая кафедрой физики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар.


Библиографическая ссылка

Романова М.Л., ТЕРЮХА Р.В., Глухенький И.Ю. SWOT-АНАЛИЗ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СТРУКТУРЕ МОНИТОРИНГА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10399 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074