Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВИЧ/СПИДА В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Райфшнайдер Т.Ю. 1
1 ФГБНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"
Представлены результаты изучения зарубежной научной литературы с целью обобщения и анализа теоретических исследований и практического опыта по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции в системе образования. Показано, что проблема остается актуальной для всего мирового научно-практического сообщества, сохраняется востребованность в разработке новых технологий профилактики для создания эффективной стратегии формирования безопасного поведения детей и молодежи. Результаты исследования показали, что зарубежные, как и отечественные исследования, обосновывают необходимость учета при разработке и реализации профилактических программ различных аспектов, в том числе культурных, религиозных и региональных особенностей; обеспечения достаточного охвата, интенсивности и продолжительности мероприятий и др.
профилактика ВИЧ средствами образования
профилактическое образование
социально значимые заболевания
ВИЧ-инфекция
1. AlIryani B., Basaleem H., Al-Sakkaf K., Crutzen R., Kok G., van den Borne, B. Evaluation of a school-based HIV prevention intervention among Yemeni adolescents // BioMedCentral Public Health / URL: http://www.biomedcentral.com/1471-2458/11/279 (дата обращения: 26.09.2013).
2. Anwar M., Sulaiman S.A. S., Ahmadi K., Khan T. M. Awareness of school students on sexually transmitted infections (STIs) and their sexual behavior: a cross-sectional study conducted in Pulau Pinang, Malaysia // BioMedCentral Public Health URL: http://www.biomedcentral.com/1471-2458/10/47 (дата обращения: 20.09.2012).
3. Chen X., Stanton B., Gomez P., Lunn S., Deveaux L., Brathwaite N., Li X., Marshall S., Cottrell L., Harris C. Effects on condom use of an HIV prevention programme 36 months postintervention: a cluster randomized controlled trial among Bahamian youth // Int J STD AIDS. – 2010 September № 21(9). – P. 622–630.
4. Chhabra R.; Springer C., Rapkin B., Merchant Y. Differences among male/female adolescents participating in a school-based teenage education program (step) focusing on HIV prevention in India // Ethnicity & Disease. – 2008, vol. 18. – Р. 124-127.
5. Fenner L., Egger M. Preventing HIV in resource-limited settings: evidence for action, from cross-sectional surveys // International Journal of Epidemiology. – 2008. – № 37. – Р. 1201–1203.
6. Johnson B. T., Scott-Sheldon L. A. J., Huedo-Medina T. B., Carey M. P. Interventions to Reduce Sexual Risk for Human Immunodeficiency Virus in Adolescents Meta-analysis of Trials, 1985-2008 // Arch pediatr adolesc med / 2011, vol. 165. – № 1. – Р. 77-84.
7. Jukes M., Simmons S., Bundy D. Education and vulnerability: the role of schools in protecting young women and girls from HIV in Southern Africa // AIDS. – 2008, vol. 22. – Р. 41–56.
8. Jukes M., Simmons S., Smith F., Bundy D. Educational access and HIV prevention: Making the case for education as a health priority in sub-Saharan Africa. Joint learning initiative on children and HIV/AIDS learning group 3: expending access to services and protecting human rights. // BioMedCentral Public Health / URL: http://www.biomedcentral.com/1471-2458/11/937 (дата обращения: 10.07.2012).
9. Medley A., Kennedy C., O’Reilly K., Sweat M. Effectiveness of Peer Education Interventions for HIV Prevention in Developing Countries: A Systematic Review and Meta-Analysis // AIDS Education and Prevention. – 2009. – № 21(3). – Р.181–206.
10. Pettifor E., Levandowski B., MacPhail C., Padian N., Cohen M., Rees H. Keep them in school: the importance of education as a protective factor against HIV infection among young South African women // International Journal of Epidemiology. – 2008. – № 37. – Р.1266–1273.
11. Pick S., Givaudan M., Sirkin J., Ortega I. Communication as a protective factor: evaluation of a life skills HIV/AIDS prevention program for Mexican elementary-school students // AIDS Education and Prevention. – 2007. – № 19 (5). – Р. 408–421.
12. Wolfers M., Kok G., Looman C., de Zwart O., Mackenbach J. Promoting STI testing among senior vocational students in Rotterdam, the Netherlands: effects of a cluster randomized study // BioMedCentral Public Health / URL: http://www.biomedcentral.com/1471-2458/11/937 (дата обращения: 23.08.2012).

В настоящее время проблема распространения ВИЧ-инфекции продолжает оставаться актуальной как для всего мирового сообщества, так и для Российской Федерации. С каждым годом продолжает увеличиваться количество людей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе детей. По данным Росстата в I полугодии 2013 г. зарегистрировано 30981 человек с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека и с бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе детей в возрасте 0–17 лет – 423 человека[1].

Необходимость проведения профилактики ВИЧ-инфекции среди учащихся образовательных учреждений закреплена на законодательном уровне. В соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» государство гарантирует проведение профилактической работы в системе образования.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 761 от 1 июня 2012 года, среди мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков указана необходимость повышения эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции.

В настоящее время Россия вступила в новую фазу страны-лидера, перейдя от статуса страны-реципиента международной помощи в статус страны-донора. Правительство значительно увеличило финансирование программ по ВИЧ/СПИД и стало основным спонсором национальных ответных мер по борьбе с ВИЧ/СПИД. Роль России в регионе Восточной Европы и Центральной Азии также значительно возросла. Но, как уже было указано выше, проблема распространения ВИЧ-инфекции, особенно среди молодежи, продолжает оставаться актуальной. Несмотря на растущее количество проводимых мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции, российские и международные эксперты считают существующий охват профилактическими программами в стране недостаточным. В частности, особое внимание должно быть уделено увеличению охвата профилактическими программами системы образования. Многие существующие программы ВИЧ-профилактики в образовательных учреждениях РФ, наряду с программами, ориентированными на группы риска, в последнее время все чаще и чаще подвергаются сомнению и вызывают большое количество споров. Развернувшиеся вокруг ВИЧ-профилактики дискуссии касаются, прежде всего, форм подачи материала обучающимся, а также деятельности волонтеров из групп риска. В числе оппонентов выступают как педагоги и другие специалисты системы образования, так и родители учащихся. Поэтому очень важным представляется адаптация существующих программ профилактики ВИЧ/СПИДа и внесение в них некоторых корректив, связанных с исключением спорной информации, проведением дополнительной экспертизы и т. д. В настоящее время существует позитивный международный опыт деятельности в данном направлении.

Цель исследования заключалась в изучении и анализе мирового теоретического и практического опыта в области профилактики ВИЧ-инфекции среди детей и молодежи.

В качестве материала исследования выступили опубликованные данные зарубежных исследователей, в том числе в сети Интернет. Среди основных методов исследования: классификация, систематизация, критико-рефлексивный анализ, сопоставительный анализ, контент-анализ и др.

Обзор литературных и иных источников показал, что проблема профилактики ВИЧ-инфекции разрабатывается с момента выявления вируса. История ВИЧ-инфекции и СПИДа официально началась в 1981 году, когда сотрудниками Центра по контролю за заболеваниями в штате Атланта (США) была опубликована статья, посвященная чрезвычайно редкому сочетанию пневмоцистной пневмонии и саркомы Капоши у 5 молодых мужчин-гомосексуалистов. Вопросам профилактики и борьбы с заражением ВИЧ и СПИДа посвящены работы, затрагивающие различные аспекты этой проблемы. За рубежом, как и в России, наиболее глубоко проблема изучена в медицине и биологии, менее в области гуманитарных наук.

Анализ литературных источников показывает, что проблема ВИЧ-инфекции рассматривается исследователями с точки зрения разных аспектов, в том числе: медико-биологических; социально-правовых и психолого-педагогических. Медико-биологические аспекты освещались в трудах С. Бродера, Л. Брюне, Р. К. Галло, Ф. Дяс. Канки, Д. Клаумана, Т. Куинна, Дж. М. Манна, Х. Мицухи, Я. Монтанье, П. Дайота, Р.-Т. Поля, Дк. Снла, Д. Чина, М. Эссекса и др. Среди отечественных исследований, посвященных вирусной природе иммунодефицита человека и СПИДа, наиболее важными следует назвать работы А. М. Борисовой, Б. А. Годованного, В. М. Жданова, Р. В. Петрова, В. В. Покровского, Р. Й. Сепиашвили, Н. А. Фарбер, Р. М. Хаитова, Г. М. Хлябича, А. Н. Чередеева и др. Социальные и правовые аспекты проблемы затронуты в работах Х. В. Файнберга, М. К. Хелен, А. М. Джонсона и других зарубежных авторов. Среди российских исследований в той или иной степени социальным и правовым вопросам ВИЧ и СПИДа посвящены работы Н. Г. Авдреевой, И. М. Бажанова, Д. И. Воробьева, А. И. Долговой, У. Д. Жарковой, А. Н. Игнатова, В. В. Орехова и др. В психологии и педагогике проблема профилактики ВИЧ/СПИДа, к сожалению, остается неразработанной. Есть работы, написанные научными деятелями в области других наук, но посвященные тем или иным аспектам профилактики ВИЧ/СПИДа в системе образования.

Обзор статей по профилактике ВИЧ-инфекции в образовательных системах стран мира за период с 2007 по 2012 год показал, что проблема ВИЧ-инфекции продолжает оставаться актуальной для всего мирового научно-практического сообщества и что сохраняется насущная потребность в разработке новых технологий профилактики для создания эффективной стратегии формирования безопасного поведения. Четкое понимание ситуации подростков, их потребностей и проблем, влияющих на поддержание высокого риска распространения ВИЧ / СПИДа, требует разработки и успешной реализации мероприятий, направленных на противодействие и распространение инфекции среди молодежи. Так, в работе ученых Гарвардского университета и представителей всемирного банка M. Jukes, S. Simmons, F. Smith, D. Bundy (2008) выявлены и описаны механизмы, обуславливающие влияние образования на индивидуальное поведение человека [8]. Эти ученые в своем исследовании доказали, что профилактическое образование помогает людям понять связь между поведением (например, незащищенный секс) и его результатом (ВИЧ-инфекция).

За рубежом также проведен ряд исследований, направленных на выявление связи уровня образования и принятия рискованного поведения. Так, в работе L. Fenner и M. Egger «Preventing HIV in resource-limited settings: evidence for action, from cross-sectional surveys» [5], опубликованной в Международном эпидемиологическом журнале в 2008 году, обобщены факторы, связанные с распространением ВИЧ. Согласно результатам этих исследований один из важных защитных факторов против ВИЧ – образование.

В то же время M. Jukes, S. Simmons и D. Bundy отмечают, что нет прямой связи между уровнем образования и профилактикой ВИЧ [7]. В частности, ими выдвинута гипотеза, что у образованных людей может быть более широкая сеть контактов и повышаться вероятность увеличения числа партнеров за счет социальной мобильности. Исследование в Южной Африке показало, что более образованные лица, скорее всего, имеют несколько сексуальных партнеров параллельно [7]. Несмотря на то, что образованные люди могут быть более склонны использовать контрацепцию в целом, они также чаще выбирают такие методы, например, противозачаточные таблетки, которые не защищают от инфекций, передающихся половым путем, таких как ВИЧ. Эти факторы повышают уязвимость более образованных лиц заражения ВИЧ-инфекцией на ранних стадиях эпидемии.

В публикациях по результатам исследований, разработки и внедрения программ профилактики распространения ВИЧ в странах Северной Америки, Карибского бассейна, Европы, Азии и Африки рассматриваются медицинские, педагогические, психологические, национальные, кросс-культурные и гендерные аспекты.

Интересные результаты в этой области получены в ходе эксперимента, проведенного на базе школ Южной Африки.

После изучения содержания и методов профилактики ВИЧ-инфекции (Mukoma, 2001) здесь пришли к выводу, что существует потребность в разработке инновационных программ, поощряющих безопасное сексуальное поведение, а также поддержку людям, живущим с ВИЧ / СПИДом [6].

Исследования показали, что южноафриканские школьники часто находятся под влиянием межличностных процессов и норм, принятых среди их сверстников, в частности, принуждения к сексуальным отношениям. Молодые люди испытывают недостаток навыка общения, имеют низкий уровень развития умения договариваться об использовании презерватива, недостатки в понимании любви, секса, отношений, испытывают нехватку позитивных примеров для подражания среди взрослых. Кроме того, этому не способствуют социальные нормы. В частности, межпоколенческое табу на беседы о сексуальном поведении, положении женщин и влиянии социально-экономической среды на становление личности.

За рубежом одним из преимущественных методов профилактики признан метод «ровесник – ровеснику», давно доказавший свою эффективность и применяемый по всему миру, в том числе и в России (другое название «равный – равному»), который основан на обучении подростков их же сверстниками. Например, в Южной Африке в процессе исследований доказали, что профилактические мероприятия, основанные на использовании метода «ровесник – ровеснику» способствуют задержке начала половой жизни. Кроме того, при апробации программы профилактики в процессе обучения подростки сами пришли к решению о необходимости соблюдения здорового образа жизни и необходимости реализации программы под наблюдением взрослых (при поддержке педагогов).

В Йемене в процессе исследования была доказана эффективность использования метода «ровесник – ровеснику» в профилактике ВИЧ в школах с высоким значением консервативных исламских установок в культуре [1].

Мексиканские исследователи (S. Pick, M. Givaudan, J. Sirkin, I. Ortega) доказали значение общения в профилактике рискованного сексуального поведения, особенно общения с родителями [11]. Отмечено, что общение родитель – ребенок достоверно коррелирует со снижением рискованного сексуального поведения в подростковом возрасте. Профилактическая программа в дополнение к знаниям и навыкам должна изменить значительную долю заблуждений и психологических барьеров, а также мифов и табу, распространенных среди молодежи, в т. ч. общую культуру замалчивания проблемы. Такая программа посвящена обсуждению разных тем, призвана подтолкнуть детей к анализу событий, выражению эмоций, творческому мышлению и решению проблемы. Основными акцентами программы являлись: гендерные различия, чувство собственного достоинства, здоровьесбережение, личная гигиена, сексуальность, питание и здоровье, забота об окружающей среде. Исследование показало, что влияние программы увеличивается, если в нее включены родители и администрация школы.

Мексиканскими учеными также отводится особое внимание влиянию родителей на сексуальное поведение подростков. Исследование национального учебного плана показало также большое значение экологического воспитания. Поэтому в профилактике ВИЧ приоритетным направлением выступает формирование навыков сохранения человека как части природы [11].

Исследование в некоторых странах, например, США (штат Джорджия), Кении, Уганде и др., показали связь сексуального поведения и гендерных ролей.

В Танзании и Судане актуальна проблема разработки программы ответственного материнства и связанных с ним знаний о репродуктивном здоровье, включая знания о ВИЧ. Поэтому в программы профилактики рекомендовано включать такие темы, как опасность ранних браков и ранней беременности, небезопасный секс, аборты, профилактика передачи ВИЧ от матери к ребенку. Эти же проблемы актуальны для Египта и Кении.

Во многих странах при проведении профилактики ВИЧ-инфекции особенное внимание уделяют профилактике инфекций, передающихся половым путем (ИППП). Так, для Индии характерна ориентация профилактического образования на повышение уровня знания о ВИЧ и инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), прежде всего, у девушек, поскольку у них отмечается более низкий уровень знаний в этом вопросе, нежели у юношей [4]. В Малайзии также уделяется внимание связи ИППП и ВИЧ, отмечается необходимость регулярной профилактической работы, необходимость дополнительного рассмотрения научных данных о сексуальном поведении, социально-культурной и многорасовой структуре общества, моральных нормах, усилиях, которые должны быть сосредоточены на слоях населения с более низким уровнем знаний [2]. Отмечается, что образовательная деятельность должна также быть направлена на родителей и учителей.

В Голландии существует программа санитарного просвещения с использованием сайтов образовательных учреждений [12]. Рассматриваются основы анатомии и физиологии половой системы и использования контрацептивов; занятия проводят либо педагог, подготовленный в области здоровья, либо медсестра. Теоретические занятия сочетаются с возможностью пройти клиническое обследование и получить консультации на медицинские темы. Такая практика показала, что вмешательство, включающее профилактическое образование в сочетании с услугами служб здравоохранения, оказывает положительное воздействие на частоту тестирования на ИППП среди обучающихся с сексуальным опытом.

Интересные исследования по проблематике ВИЧ проведены по когнитивной антропологии среди подростков Боливии, Чили и Мексики. Объект исследования заключался в получении знаний о понимании каких-либо категорий в конкретной культуре (исследовали влияние религии, социально-экономического уровня).

В США с 1990 по 2002 год апробирована программа, которая базируется на теории диффузии или мотивации оценки угрозы. Согласно этой теории эффективность оценки зависит от вероятности защитного поведения к снижению негативных последствий и самодостаточности. Частями программы являлись, в том числе построение генеалогического дерева в контексте и персонализации абстрактных понятий, таких как принятие решений и оценка рисков; обучение модели принятия решения, умению противостоять и навыкам отказа (относящимся к умениям переговоров, воздержанию или по ведению безопасного секса), обучения навыкам использования презервативов [9].

В программах профилактики ВИЧ, представленных рабочей международной группой Флориды (США) и Пуэрто-Рико, обосновывается подход, основанный на расширении участия и привлечении внимания к проблеме гражданского общества.

Таким образом, зарубежные, как и отечественные исследования, иллюстрируют сложность профилактики ВИЧ-инфекции, необходимость учета при разработке профилактических программ различных особенностей, включающих в том числе культурные, религиозные и региональные различия. Сочетание поведенческих, структурных и биомедицинских профилактик, адаптированных к местным общинам на основе научных данных, имеют наиболее многообещающий путь к успеху в профилактике ВИЧ. Общие атрибуты успешных поведенческих программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции включают одновременное использование различных стратегий профилактики, которые меняют нормы поведения социальных групп, а также расширяют доступ к инструментам, уменьшающим биологическую вероятность передачи (например, лечение заболеваний, распространяющихся половым путем и т. п.). Для достижения оптимального воздействия программ на здоровье населения должны быть обеспечены его достаточный охват, интенсивность и продолжительность. Точные знания о ВИЧ, хотя и критичны, часто не приводят сами по себе к устойчивому изменению поведения. Эффективная профилактика ВИЧ должна быть направлена на понимание возможности заражения, что повышает мотивацию и намерения по снижению риска, а также формирует навыки, чтобы люди могли защититься от передачи. В регионах, где произошли изменения общественных норм по содействию профилактике ВИЧ, различные стратегии сыграли роль в достижении положительных результатов. Попытки изменения поведения успешны, только если они резонируют с целевой аудиторией и направлены на удовлетворение конкретных потребностей и ценностей, находящихся в центре внимания населения.

Рецензенты:

Синягина Н. Ю., д.псх.н., профессор, директор ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи», г. Москва.

Константинов Ю. С., д.п.н., эксперт АНО «Центр научно-практических разработок и экспертиз в области образования», г. Москва.


[1] Заболеваемость в I полугодии 2013 года / Сайт Федеральной службы государственной статистики/ URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d07/3-3.htm (дата обращения: 26.09.2013).


Библиографическая ссылка

Райфшнайдер Т.Ю. ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ВИЧ/СПИДА В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10396 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674