Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В КОМАНДЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Окунева В.С. 1
1 Хакасский технический институт – филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
В статье представлено обоснование развития личности в профессиональном образовании, посредством формирования компетентности студентов к работе в команде. Обоснована актуальность формирования компетентности студентов к работе в команде. Конкретизировано понятие компетентности студентов к работе в команде и охарактеризовано содержание ее структурных компонентов (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, рефлексивно-оценочного). Представлена модель формирования компетентности студентов к работе в команде в профессиональном образовании, включающая целе-результативный, организационно-технологический, критериально-диагностический блоки, каждый из которых несет соответствующую названию функцию, реализуемую через подходы к организации процесса профессионального образования (компетентностный, системный, деятельностный, личностно ориентированный), с учетом дидактических принципов обучения (целенаправленности, комплексности, синергетичности, воспроизводимости). Представлены результаты реализации модели формирования компетентности студентов к работе в команде в профессиональном образовании.
развитие личности.
анализ
планирование
проектная деятельность
междисциплинарный образовательный модуль
модель
содержание образования
компоненты компетентности
компетентность студентов к работе в команде
команда
профессиональное образование
1. Дулинец Т. Г. Становление субъектной позиции учащихся в учебном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.00 / Дулинец Татьяна Григорьевна. – Красноярск, 2005. – 21 с.
2. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 21 с.
4. Окунева В. С. Проектная командная деятельность социальной направленности / В. С. Окунева, Ю. В. Квашнин // Materiały IX Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Europejska nauka XXI powieką – 2013». – Чехия, 2013. – С. 47-50.
5. Орешкова С. П. Формирование умения учащихся структурировать теоретический материал в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Орешкова Светлана Петровна. – Красноярск, 2009. – 24 с.
6. Осипова С. И. Развитие личности учащихся в системе образования / С. И. Осипова, Н. В. Гафурова. – Красноярск: Краснояр. гос. ун- т, 2002. – С.16.
7. Осипова С. И. Характеристика личности, способной к командной работе / С. И. Осипова, В. С. Окунева // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 5. – С.30-34.
8. Тарский Ю. И. Методология моделирования в контексте исследования педагогических систем // Моделирование социально-педагогических систем: материалы региональной научно-практической конф. (Пермь, 16-17 сентября 2004 г.). – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2004. – С. 22-29.

Переход к гуманистической парадигме образования, личностно-ориентированной модели, признающей человека высшей ценностью, осуществляется в условиях внедрении ФГОС ВПО, определяющего результат образования в виде сформированных профессиональных компетентностей. Одной из которых является компетентность к работе в команде, которая выступает ведущей характеристикой будущего профессионала и представляет собой интегративное личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии; совокупности системы знаний о ценности, значимости и способах работы в команде; умениях и навыках, позволяющих осуществлять и накапливать практический опыт работы в команде, производить рефлексию, обеспечивающую закрепление ценности и способов командных форм деятельности при решении командных задач, осознания результата деятельности как интеллектуального продукта команды [7].

Придерживаясь выделенной И. А. Зимней структуры компетентности, обоснуем содержание компонентов компетентности студентов к работе в команде:

– мотивационное обеспечение совместной деятельности как начало процесса встраивания личности в систему отношений будущей профессиональной командной среды требует выделения мотивационно-ценностной компоненты в структуре формируемой компетентности, уровень сформированности которой будет определяться развитием потребности в совместной деятельности и личной значимостью для каждого студента преимуществ совместной деятельности;

– выделение когнитивной компоненты в структуре формируемой компетентности вызвано необходимостью включения студентов в процесс осознанного усвоения системы знаний теоретического, фактологического и прикладного характера о ценности, значимости и способах работы в команде;

– определение будущего специалиста как активного субъекта совместной профессиональной деятельности, при выполнении заданий которой необходимо владение базовыми исследовательскими умениями при сформированной субъектной позиции и коммуникативно-деятельностных способностях, приводящих к формированию образа «Мы», требует выделения деятельностной компоненты;

– для анализа владения студентами способов совместной работы и коррекции поведения с индивидуальной на совместную деятельность необходимо выделение рефлексивно- оценочной компоненты в структуре формируемой компетентности [3].

Под формированием компетентности студентов к работе в команде будем понимать целенаправленный педагогический процесс, способствующий пониманию и признанию студентом профессиональной значимости и личностной ценности командной деятельности, осознанному усвоению системы знаний теоретического, фактологического и прикладного характера о ценности, значимости и способах работы в команде и закреплению их в учебно-профессиональной деятельности при реализации комплекса педагогических условий.

В качестве одного из методов изучения и описания процессов формирования компетентности в педагогической науке используется метод педагогического моделирования, методологическая и прогностическая ценность, отмечаемая В. И. Загвязинским, Ю. И. Тарским, состоит в том, что данный метод позволяет: отразить основные характеристики оригинала в модели, которая проще оригинала и позволяет выявить скрытое, неочевидное в силу сложности [2]; сконцентрироваться на значимых элементах, способах их взаимодействия, отбросив несущественные факторы [8].

В соответствии со сказанным, модель формирования компетентности студентов к работе в команде должна отражать сущность этого процесса, особенности педагогического обеспечения образовательного процесса, направленного на развитие личности обучаемых в системе образования [6]; включать методы, позволяющие провести диагностику изменений уровня сформированности данной компетентности студентов при реализации данной модели.

Объект нашего исследования – процесс профессионального образования, структуру которого составляют: четко поставленная цель, наличие субъектов образования, содержание деятельности, включающее совокупность методов, приемов, средств и форм, контроль результатов деятельности (на входе и выходе). Элементы образовательного процесса взаимосвязаны, взаимообусловлены, представляют собой целостный педагогический процесс [1], [5]; в единстве призваны обеспечить формирование компетентности студентов к работе в команде.

Данная структура процесса профессионального образования межпредметна по своей сути и позволяет определить модель формирования компетентности студентов к работе в команде, как целостную педагогическую систему, включающую целе-результативный, организационно-технологический, критериально-диагностический взаимосвязанные блоки, каждый из которых несет определенную функцию (рис. 1).

Целе-результативный блок модели формирования компетентности студентов к работе в команде представлен требованиями государства, социальным заказом, выраженными посредством нормативных документов: Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, ФГОС ВПО и целью формирования компетентности студентов к работе в команде. Цель реализуется с учетом дидактических принципов обучения (целенаправленности, т. е. ориентации всей совокупности средств и методов на формирование компетентности студентов к работе в команде; комплексности, т. е. обеспечения целостного сбалансированного развития всех структурных компонентов формируемой компетентности; последовательности, систематичности, т. е. последовательное установление межпредметных связей; воспроизводимости, т. е. возможности применения, повторения, воспроизведения представленной модели в системе профессионального образования).

Рисунок 1

Модель формирования компетентности студентов к работе в команде

Цель реализуется через методологические подходы к организации процесса профессионального образования: компетентностный, позволивший рассматривать компетентность студентов к работе в команде как компонент его профессиональной компетентности, выявить сущность, содержание компонентов компетентности, усилить практико-ориентированность процесса профессионального образования; системный, позволивший рассматривать все компоненты процесса профессионального образования как социальную систему, с присущей ей целостностью, определить направления изменений в процессе профессионального образования, если целью моделирования выступает формирование компетентности студентов к работе в команде; деятельностный, ориентирующий на приоритетное использование активных методов в организации процесса профессионального образования; личностно ориентированный, определяющий студента как субъекта учебной деятельности, нацеливающий на использование в образовательном процессе педагогических технологий, имеющих целью разностороннее развитие личности. Реализация целе-результативного блока ориентирована на достижение главной стратегической цели, выступающей одновременно и результатом – формирования компетентности студентов к работе в команде.

Организационно-технологический блок модели формирования компетентности студентов к работе в команде включает материал, актуализирующий ценностное отношение студентов к совместной деятельности, направленный на формирование значимости командной деятельности, в частности:

  • ознакомление студентов с требованиями к результатам высшего профессионального образования в ФГОС ВПО, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (глава 4), в которых заявлено о необходимости владения высоким уровнем кооперационности и умением работы в команде;
  • информирование сотрудниками Центра занятости студентов о ситуации на рынке труда, на котором востребованы выпускники, способные работать в условиях команды;
  • ознакомление с требованиями работодателей относительно личностных качеств «идеального командного работника»;
  • выполнение задания с выбором совместной деятельности или индивидуальной.

Задача обогащения содержания образования в контексте формирования компетентности студентов к работе в команде может быть решена посредством: реализации междисциплинарного образовательного модуля «Работа в команде – путь к успеху» на первом, втором курсах обучения; задача приобретения студентами опыта командной деятельности решаема участием в научно-исследовательских проектах, написании статей, создании презентаций при обогащении содержания материала дисциплин («Теоретическая физика», «Математика», «Педагогика и психология», «Информатика»).

Учитывая, что компетентность формируется на протяжении всей жизни, а также продуктивное решение наукоемких технико-технологических и социальных проблем предполагает необходимость осуществления педагогической поддержки студентов по формированию компетентности студентов к работе в команде в образовательном процессе, на практике, в научно-исследовательской работе, в общественной деятельности и т. п.

Организационно-технологический блок модели формирования компетентности студентов к работе в команде включает поэтапную реализацию выявленных и обоснованных ранее педагогических условий [4].

  • Актуализирующий этап направлен на актуализацию ценностного отношения к совместной деятельности, формирование мотивации совместной деятельности – на формирование мотивационно-ценностного компонента компетентности студентов к работе в команде.
  • Этап обогащения нацелен на организацию процесса овладения системой знаний теоретического, фактологического и прикладного характера о ценности, значимости и способах работы в команде, приобретение первоначального опыта командной деятельности – на формирование когнитивного и деятельностного компонентов компетентности студентов к работе в команде.
  • Закрепляющий этап включает закрепление способов командной деятельности при исполнении студентами исследовательских заданий проектов, оценивание результатов совместной деятельности на основе рефлексии достижимых целей – на формирование деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов компетентности студентов к работе в команде.

Критериально-диагностический блок модели включает осуществление педагогических измерений сформированности компетентности студентов к работе в команде.

Для этого выделены критерии (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный), составляющие действия, позволяющие оценить проявление в деятельности степень сформированности компонентов компетентности студентов к работе в команде в соответствии с уровнями (низким, средним, высоким).

Практическое применение модели осуществлялось со студентами 1 курса (90 чел.) направлений подготовки: 151900.62 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» ХТИ-филиала ФГАОУ ВПО «СФУ» в период с 2010 по 2013 г. и подтвердило результативность формирования компетентности студентов к работе в команде в процессе профессионального образования (табл.1).

Таблица 1

Динамика изменений распределения студентов по уровням сформированности компетентности студентов к работе в команде в % от общего количества

Этап проведения педагогических измерений

Критерии сформированности компетентности студентов к работе в команде

Мотивационно-ценностный

Когнитивный

Деятельностный

Рефлексивно-оценочный

Уровни сформированности (Н – низкий, С – средний, В – высокий)

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

До реализации модели

81,1

16,7

2,2

82,2

16,7

1,1

78,9

20

1,1

65,5

23,3

11,1

После реализации модели

5,5

16,7

77,8

12,2

17,8

70,0

6,7

14,4

78,9

7,8

13,4

78,8

Данный вывод обоснован педагогическим наблюдением, анализом продуктов рефлексивной деятельности студентов, а также положительной динамикой изменений количества студентов по уровням сформированности компетентности студентов к работе в команде, зафиксированным с применением диагностического комплекса. Математическая обработка с использованием F-критерия Фишера показала значимость на уровне надежности 0,05 и с использованием G-критерия знаков показала неслучайность полученных положительных результатов диагностики уровня сформированности компетентности студентов к работе в команде.

Таким образом, модель формирования компетентности студентов к работе в команде, построенная на основе интеграции системного, компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного подходов и представляющая единство и функциональное взаимодействие целе-результативного, организационно-технологического, критериально- диагностического блоков, позволила:

1) подтвердить возможности и результативность формирования компетентности студентов к работе в команде в процессе профессионального образования;

2) определить, что направленность процесса профессионального образования, реализуемая посредством формирования компетентности студентов к работе в команде, способствует целенаправленному и организованному овладению студентами выраженными качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности в команде, обусловливающими:

  • возможность осуществления способов совместной деятельности при изучении дисциплин образовательной траектории выбранного направления бакалавриата;
  • развитие актуальных для командной деятельности потребностей, направленных на приобретение практико-ориентированного опыта деятельности в команде.

Подготовка выпускника, обладающего высоким уровнем сформированности компетентности студентов к работе в команде, рассматривается как предпосылка его успешного трудоустройства и адаптации в профессиональной командной среде.

Рецензенты:

Осипова С. И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Высшая математика – 3», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Гафурова Н. В., д.п.н., профессор, кафедра «Педагогики профессионального обучения», Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Окунева В.с. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В КОМАНДЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10345 (дата обращения: 25.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252