Введение
В связи с переходом к новому цивилизационному укладу, возрастающей потребностью общества и государства в личностях творческих, умеющих создавать новое, быстро, оригинально, творчески подходить к решению поставленных перед ним задач, возникает необходимость в подготовке таких людей на основе современных подходов (компетентностный, системно-деятельностный, задачный, исследовательский и др.), которые указывают на разносторонность характера подготовки современного специалиста, особенно в области педагогической науки, так как специфика педагогической профессии предполагает в дальнейшем формирование и развитие тех же качеств у обучающихся.
Данные требования актуализируют формирование у будущих педагогов особой компетентности - креативной, которая понимается нами как совокупность собственно креативной, коммуникативной, командной компетенций и качеств личности (мотивация достижения успеха, любознательность, склонность к риску, инициативность), направленная на принятие и создание нового педагогического продукта, генерирование идей, решения педагогических задач, обусловливающая в дальнейшем формирование креативной компетентности воспитанников. Несмотря на имеющиеся исследования креативной компетентности (И. Е. Брякова, А. М. Давтян, Н. В. Зеленко, Ф. В. Шарипова и др.) дискуссионными остаются вопросы о способах формирования креативной компетентности в вузе.
В то же время современная ситуация в образовании акцентирует внимание на идеи гуманистической и гуманитарной стратегий в образовании: «очеловечивание» взаимоотношений педагога и обучающихся; рассмотрение педагогической деятельности как со-деятельности; совместное преодоление затруднений в индивидуально-личностном, коллективном становлении и субъектном развитии и др. По мнению Т. А. Жданко и О. Ф. Чупровой: «Развитие личности и педагогическое взаимодействие осуществляется не только через предметную деятельность, но и через создание определенного пространства взаимодействия, в котором разворачиваются жизненно значимые ситуации и события» [3].
Данные основания актуализируют необходимость организации особого педагогического взаимодействия. В нашем случае, мы предлагаем - в сотворчестве, обогащая его сущностной характеристикой современной подготовки в вузе - научное, с той позиции, что использование потенциала исследовательской работы студентов в вузе активизируется сегодня посредством увеличения исследовательского компонента в обучении, активного финансирования научных исследований высшей школы, выделения целевых грантов молодым исследователям и преподавателям и др., а также созданными на территории Российской Федерации группы федеральных исследовательских университетов, научных, исследовательских, инновационно-технологических технопарков, инкубаторов технологий и т.п., опыт которых актуализирует необходимость подготовки креативно мыслящих специалистов, готовых работать в творческих коллективах и командах. Под научным сотворчеством мы понимаем метод взаимодействия субъектов педагогического процесса в научно-исследовательской деятельности, реализация которого предполагает прохождение сквозных (мониторинг и диалог) и последовательных («встреча», понимание, мышление, деятельность) фаз, методологически базирующихся на положениях герменевтического подхода.
Предпосылками к определению проблемы формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве явились работы: А. Н. Воронина, И. П. Иванова, А. В. Морозова, А. В. Растянникова, С. Р. Яголковского и др., а также обозначенным в проекте «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики» [2] новым лицом преподавателя: исследователь, консультант, руководитель проектов. В данной статье мы предлагаем один из путей формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве, представленный в виде модели.
В педагогическом словаре под «моделью» понимается «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [4]. Так, модель формирования креативной компетентности в научном сотворчестве представляет собой совокупность следующих компонентов: целевой, методологический, содержательный, организационный и модульный.
Охарактеризуем каждый из компонентов модели и определим их роль в процессе формирования креативной компетентности будущего педагога. Итак, целью является креативная компетентность будущего педагога, которая состоит из критериев (собственно креативная, коммуникативная, командная компетенции), качества личности (мотивация достижения успеха, любознательность, инициативность, склонность к риску) и показателей (знания, умения, опыт каждой компетенции и показатели качеств личности), и определяется уровнями: низкий, средний, высокий.
Методологический компонент модели представлен компетентностным, системно-деятельностным и герменевтическим подходами. В рамках компетентностного подхода креативная компетентность понимается не только как владение отдельными знаниями, умениями и навыками, а как способность их использовать для эффективных и продуктивных действий в различных ситуациях, достигая при этом высокого уровня личностного развития и опыта, нацеленного на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию личности. Относительно системно-деятельностного подхода мы осуществляем процесс познания не посредством передачи информации обучаемым, а в процессе его собственной активной деятельности, что осуществляется благодаря возможности выбора в построении собственной траектории развития; индивидуализации и дифференциации; проявления своих потребностей и возможностей в построении собственной научной карьеры и т. п. Герменевтический подход касается решения проблемы взаимопонимания субъектов педагогического процесса, а именно - научное сотворчество базируется не на передаче информации, а на ее разъяснении, осмыслении, понимании, приводя к смыслопоисковой деятельности субъектов. Мы подчеркиваем важность роли эмоционально-нравственного переживания, проживания человеком смысла явлений, действий, поступков при организации педагогического процесса и включаем данный смысл в сущность понятия научное сотворчество.
В методологический компонент мы также включили принципы формирования креативной компетентности будущего педагога: открытость, непрерывность, гибкость, понимание, диалогичность, другодоминантность, рефлексивность, метафоричность. Они отбирались нами на следующих основаниях: положения заявленных подходов и результаты исследований стиля педагогического мышления («понимание, диалогичность, другодоминантность, рефлексивность и метафоричность» [5]), исследуемые Ю. В. Сенько и М. Н. Фроловской. В рамках реализации данных принципов осуществляется вариативность индивидуальных маршрутов развития креативной компетентности, научная и образовательная траектории; построение субъект-субъектных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса; принцип «образование через всю жизнь» и т. п.
Содержательным компонентом модели формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве выступает научно-исследовательская деятельность, которая осуществляется в учебное и внеучебное время. В первом случае студенты изучают дисциплины «Методы исследования в педагогике», «Методология и методика психолого-педагогических исследований», «Психолого-педагогический практикум», предусмотренные учебным планом; развивают знания и умения самостоятельного проведения этапов исследования в традиционных и нетрадиционных формах обучения. Во втором случае предусматривается работа студентов в студенческих научных обществах (СНО), в научных кружках и семинарах, участие в различных конкурсах, грантах, конференциях различного уровня, олимпиадах и др.
Организационно формирование креативной компетентности будущего педагога осуществляется при помощи метода взаимодействия субъектов педагогического процесса в научно-исследовательской деятельности - научного сотворчества (компонент модели формирования креативной компетентности будущего педагога). Оно представляет собой реализацию сквозных (мониторинг и диалог) и последовательных фаз («встреча», понимание, мышление, деятельность), результатами которого является научно-исследовательский продукт и личностные изменения. Рассмотрим процесс реализации фаз научного сотворчества. Итак, путь к достижению поставленной цели начинается со сквозной фазы «мониторинг», который предполагает диагностику, оценку и прогнозирование уровня сформированности креативной компетентности. Данная фаза может осуществляться с помощью диагностических методик (наблюдение, беседы, творческие задания, анализ результатов деятельности, анализ взаимодействия, тесты, анкеты, социометрия и др.), отбор которых обоснован сущностью креативной компетентности будущего педагога.
Первой последовательной фазой является «встреча». «Встреча» в научном сотворчестве предполагает ситуацию объединения субъектов для совместной деятельности, основанной на включении в эмоционально-нравственное переживание, проживание смысла явлений, феноменов субъектов, «включения» принципов конгруэнтности, эмпатии и безусловного положительного отношения субъектов. Данная фаза основывается на положениях герменевтического подхода и предполагает «вхождение» субъекта в мир Другого с помощью форматов: «преподаватель - студент», «студент - студент (-ы)», «студенты - преподаватель». Особый акцент в данной фазе сделан на применении таких методов, как тренинги и упражнения на развитие креативности, коммуникативности, эмпатии, взаимодействия и т. п.
Наступление следующей основной фазы понимания происходит «плавно», так как граница между фазами «встреча» и понимание является условной, вследствие сложной конструкции человеческих отношений. Фаза понимания продолжает фазу «встречи», обогащая ее индивидуальными, аксиологическими смыслами. Понимание основывается на интимном вживании в Другое «Я», на эмпатии. То есть субъекты пытаются поставить себя на место Другого и через собственный внутренний опыт понять, почувствовать мотивы, стремления, смыслы и т. д. В данной фазе члены команды работают уже с идеями, умозаключениями, понятиями, текстами, где текст представляется как «духовное послание автора», создавая общий замысел будущей деятельности, анализируют ситуации «что было бы, если...», интерпретируют и т. п. Понимание является начальным этапом мышления и ставит перед собой задачу: понять Другого.
Далее наступает фаза мышления как составной части и особого объекта самосознания личности. В структуру мышления входят: «понимание себя как субъекта мышления; дифференциация «своих» и «чужих» мыслей; осознание еще не решенной проблемы как именно своей; осознание своего отношения к проблеме [6]. При реализации данной фазы учитываются успешные внешние действия, коммуникация и деятельность «в уме», что позволяет активизировать деятельность субъектов для достижения цели - создания продукта.
После фазы мышления наступает фаза деятельности, которая включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности. Субъекты, находящиеся в данной фазе, благодаря прохождениям фаз «встреча» и понимание, где осуществляется активное обогащение личностными, ценностными и другими компонентами и происходит вхождение в мир Другого, понимание другого «Я», уже в разной степени обладают «принятыми» характеристиками. В результате такой «обогатившейся» деятельности появляется педагогический продукт, представленный в различных формах: идея (мысль), научный текст, модель, проектная документация, средство и т. д. Здесь непосредственно реализуется деятельность субъектов научного сотворчества содержательно отраженная в научно-исследовательской деятельности. В результате данной деятельности появляется продукт как ее результат, в частности, и как результат научного сотворчества в целом.
Существует еще одна сквозная фаза научного сотворчества - диалог. Диалог в свою очередь является его основой и организуется во всех его фазах: фазы «встреча», понимание, деятельность полностью построены на основе диалога между субъектами. В диалоге субъекты научного сотворчества вырабатывают свою собственную позицию, собственное «Я», принимая и удерживая позицию Другого, стремятся познать другую личность, другую культуру, понимают.
Таким образом, представленная сущность и логика научного сотворчества представляют собой цикл взаимосвязанных фаз, методологически основанный на положениях герменевтического подхода, на протяжении которого осуществляется мониторинг.
Научное сотворчество организуется с помощью определенных методов, форм и средств. Принимая во внимание классификацию методов обучения по степени самостоятельности и активности познавательной и творческой деятельности студентов, предложенной И. Е. Бряковой [1], мы составили комплекс методов, форм и средств научного сотворчества, куда входят методы: репродуктивные (лекции (эвристические, с ошибками), работа с книгой (научным текстом)), эвристические (деловые игры, диалог, метод «мозгового штурма», метод эвристических вопросов, метод проблемных ситуаций, метод эмпатии, метод синектики, метод «причинно-следственная диаграмма», упражнения: «невероятная ситуация», «способы действия», «кроссенс», «ассоциации» и т. п.), исследовательские (метод проектов, метод кейсов (ситуаций), интерпретация, понимание, моделирование, эксперимент и др.), рефлексивные (метод анализа взаимодействия, метод анализа результатов деятельности и др.).
Формами являются: индивидуальная, групповая и фронтальная в форматах: «преподаватель - студент», «студент - студент (-ы)», «студенты - преподаватель», где сами студенты являются активными деятелями, а педагог только направляет, консультирует, подсказывает. Основными средствами формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве являются «Дневник Креативного» как авторское средство по формированию креативной компетентности будущего педагога [7], а также портфолио.
Следующим компонентом модели формирования креативной компетентности будущего педагога является модульный, отраженный в модульной программе. Модули представляют собой гибкий и свободный в выборе комплекс, состоящий из цели, набора компетенций и качеств личности, содержания материала, формы организации и «мягкого» контроля (самоконтроль, взаимоконтроль). Наша модульная программа состоит из 4 модулей: дисциплинарный, тренинговый, внеаудиторный, курсовой (модуль курсов).
Дисциплинарный модуль представляет собой комплекс занятий по темам в рамках дисциплин «Методы исследования в педагогике», «Методы и методология научного исследования в педагогике», «Психолого-педагогический практикум», где темы занятий касаются непосредственно содержания данных курсов, например: «Теоретические/эмпирические методы педагогического исследования», «Проектная работа в педагогике», «Презентация исследовательского продукта», «Решение педагогических ситуаций» и др., благодаря которым данные дисциплины обогащаются содержательно и методически. Тренинговый модуль разработан с целью развития каждой компетенции, входящей в креативную компетентность будущего педагога, куда входят: тренинги креативности, коммуникативные тренинги, командные тренинги. Внеаудиторный модуль сопровождает процесс формирования креативной компетентности будущего педагога в рамках мероприятий во внеучебное время. Здесь предусматривается работа студентов в студенческом научном обществе, участие в конкурсах, грантах, педагогических олимпиадах, конференциях различного уровня и подготовке работ к публикациям. Курсовой модуль представляет собой прохождение курса дополнительного образования «Начало научной карьеры: как написать и представить исследовательскую работу».
Данные модули можно комбинировать, осваивать отдельно, применять при освоении других дисциплин. Их выбор и набор будут зависеть от результатов мониторинга, индивидуальных особенностей субъектов, мотивации, цели, индивидуальной образовательной траектории и т. п.
Таким образом, модель формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве представляет собой специально организованный процесс, содержательно отраженный в научно-исследовательской деятельности в вузе, который предполагает реализацию научного сотворчества как метода взаимодействия субъектов педагогического процесса в научно-исследовательской деятельности, благодаря освоению определенных модулей, что приводит к достижению цели, а именно сформированной креативной компетентности будущего педагога.
Рецензенты:
Костин А.К., д.п.н., профессор, проректор по проектной и исследовательской деятельности ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования Иркутской области», г. Иркутск.
Подлиняев О.Л., д.п.н., профессор кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», г. Иркутск.
Библиографическая ссылка
Шумовская А.Г. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В НАУЧНОМ СОТВОРЧЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10336 (дата обращения: 18.09.2024).