Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СЕРВИСНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Макарова С.Н.

Современный этап развития российского и мирового сообщества характеризуется серьезными культуроцивилизационными изменениями: расширением связей между государствами, усилением процессов глобализации, интернационализации, межкультурного диалога, революцией в сфере информационных технологий и коммуникативных средств общения. Процессы европейской интеграции охватывают различные сферы жизнедеятельности, в том числе и высшее профессиональное образование. Сегодня, когда особое значение приобретают глобальные факторы, социально значимыми становятся открытость образовательных моделей, способность реагировать на вызовы времени. Интеграция призвана повысить качество евро пейской и национальных образовательных систем, сделать более привлекательными образовательные услуги, повысив их качество за счет содержательно го совершенствования, создания условий для мигра ции студентов, профессионального обмена между преподавателями и учеными, формирования каналов научной коммуникации. Таким образом, можно сказать, Болонский процесс (как интеграционный) может рассматриваться как взаимное движение навстречу европейской и российской образовательных систем. Л.А.Вербицкая в связи с этим отмечает: «Европа знания» - это сегодня широко признанный и ничем не заменимый фактор социального и гуманитарного развития, абсолютно необходимый компонент для становления и обогащения понятия «гражданин Европы», обеспечения для граждан Европы возможностей и необходимых компетенций для ответа на вызовы нового тысячелетия, а также развития сознания общих ценностей, принадлежности к общему социальному и культурному пространству. Болонская декларация... выделила проблему создания европейского региона высшего образования в качестве ключевого момента для развития мобильности граждан, их востребованности, глобального развития континента» [1].

Образование, обеспечивающее слож нейший процесс развития когнитивных, социальных, эмоциональных характери стик личности, не может не реагировать на происходящие события в обществе. Система образования ХХI века призвана решать принципиально новую глобальную проблему - подготовку людей к жизнедеятельности в условиях информационного мира. В условиях интеграции человек в своем мышлении и деятельности должен соединить различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные и смысловые ориентиры. Чрезвычайно мобильное и динамичное общество требует, чтобы человек был готов к неординарной мысли, способен отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими, отличными от своих, взглядами, убеждениями, культурами, традициями. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире.

Разработка эффективных механизмов интеграции российских вузов в международную образовательную систему, качественная подготовка выпускников к международному профессиональному общению и другие факторы сделали еще более актуальной проблему формирования культуры толерантности у студентов вуза. В ст.3 Декларации принципов толерантности отмечается, что «толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур» [2].

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [3], рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой). В Законе РФ «Об образовании» указывается, что содержание образования должно быть ориентировано «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; «на интеграцию личности в системы мировой и национальных культур», должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами...» [4]. Это требование заложено в «Программе развития воспитания в системе образования России». Программа созвучна с «Национальной доктриной образования в России», определяющей образовательно-воспитательные цели, пути их достижения посредством государственной политики в области образования. При этом подчеркивается, что воспитание будущих членов формирующегося гражданского, многонационального общества в России должно строиться на принципах толерантности, ненасилия, т.е. на принципах культуры мира, которые сформулированы в Манифесте - 2000 «Мир в наших руках».

Формирование толерантного сознания в вузе происходит под влиянием процесса целенаправленной институциональной профессиональной социализации будущих специалистов и связывается в значительной степени с гуманизацией образования. Главной целью работы вузов и факультетов является подготовка к будущей профессиональной деятельности человека не только образованного, наученного, но и принявшего профессиональные нормы, ценности и обязанности, т.е. социализированного. Культура толерантности рассматривается как составляющая эффективной профессиональной подготовки будущего специалиста, выпускника вуза и гармоничное развитие личности в социуме.

Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Моральная ответственность работников значительно возрастает, если их работа связаны с людьми. От работников «контактной зоны», которыми являются специалисты в сфере сервиса и туризма, требуется не только высокая квалификация, но и глубокое осознание своего морального долга перед людьми. Здесь долг превращается в потребность. Для этого специалист должен быть хорошо профессионально подготовлен и обладать высокой личной культурой. Сфера обслуживания - это специфическая сфера, где общение людей занимает более 90 % рабочего времени. С точки зрения профессионализма наиболее значимая сторона деятельности - коммуникативная. Конструктивное общение - непременное условие развития человека и общества. Толерантность, конечно же, является мощным фактором, обеспечивающим высокую степень такого общения.

Культурные барьеры реально существуют в многонациональных производственных коллективах. Культура межнационального взаимодействия - это система общекультурных норм и навыков поведения человека, которая характеризует гармонизацию межнациональных отношений на личностном уровне, то есть между отдельными людьми, представителями между нациями в системе общественных отношений. Гордостью любого учреждения является персонал, не только способный говорить на разных языках и производить хорошее впечатление на посетителей уровнем своих знаний, но и гибкостью общения. Для специалиста сервисной сферы умение искать и находить выходы из постоянно возни кающих противоречий - задача перво степенной важности. Таким образом, профессиональные ценности, среди которых важное место занимает толерантность, составляют ядро, ведущий компонент профессионального самосознания, отражающий субъективное отношение студента к будущей профессиональной деятельности и выступающий необходимым условием саморазвития и самореализации личности будущего специалиста. Это обусловлено тем, что в современных условиях «конкурентоспособным ресурсом» деятельности являются не только специальные знания, освоенных технологии, но и общая, и профессиональная культура, обеспечивающая личностное развитие, способность создавать и передавать ценности, способность к творческой самореализации. Односторонний подход к подготовке специалистов, где доминирует лишь основа любого образования - теория и практика - и игнорируется специфика деятельности, в которой немаловажной являются ценностные ориентации и установки, такие как, эмпатия, уважение прав и свобод личности, социальная справедливость и другие, не оправдан, так как. смещается акцент с человека на другие ценности.

Эффективность формирования культуры толерантности в процессе профессиональной социализации студентов зависит от целой системы факторов. Чтобы регулировать этот процесс, необходимо четко представлять себе те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту в области сервиса, а также те гражданские качества, которые необходимы члену современного общества. Будущим специалистам действительно требуется в работе «джентльменский набор» профессионала, который должен включать знания обо всех компонентах и механизмах работы сервисного предприятия, знания основ мировой культуры, религии, умения и навыки профессиональной коммуникации (в том числе и на иностранном, хотя бы одном, языке), владение информационными технологиями и многое другое. На основе всего этого комплекса выстраивается затем система ценностей и отношений, мотивирующих деятельность.

Работа по формирования культуры толерантности в рамках профессионально-значимых ценностей у будущих работников сервисной сферы в вузе опирается в основном на учебную деятельность студентов, их самостоятельную исследовательскую деятельность, практики студентов, досуговую деятельность. Следует подчеркнуть, что эффективности этого процесса можно ожидать лишь при организации комплексного и системного воздействия различных факторов во всех видах деятельности студентов, усилении внимания к воспитательной работе, которая должна охватывать все стороны формирования личности бу дущего молодого специалиста. Недаром сегодня главная задача вуза формулируется не просто как «подготовка специалиста», а «воспитание профессионала», то есть вуз должен сформировать, прежде всего, человека во всей полноте его личностного духовного богатства и индивидуального своеобразия (что отмечается и в Нацио нальной доктрине образования). В связи с этим значительно возрастает роль преподавателя, его личности, знаний и культуры мышления, системы ценностей и профессионализма. Процесс формирования культуры толерантности может осложняться тем, что по сути дела, преподаватели и студенты являются носителями результатов двух различных моделей социализации. Важно, чтобы преподаватель не только был способен передавать знания о правах и свободах, но и создать в аудитории обстановку, способствующую свободной дискуссии, на личном примере показать открытость и терпимость к противоположную мнению.

Слабым звеном нынешних выпускников и студентов являются пробелы в сфере профессиональной коммуникации. В общении, что очень важно для становления человека, складываются мерки, по которым оцениваются поступки, усваиваются морально-этические нормы, правила. В непрерывной коммуникативной деятельности на занятиях нарабатывается ценностный опыт личности, который проявляется в ценностных суждениях.

Целесообразно использовать активные методы включения студентов в практическую деятельность, требующие знаний, навыков общения, убежденности, умений отстаивать свои позиции ненасильственным путем, использование социального проектирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций. Положительным является и использование в процессе обучения диалоговой формы подачи материала.

Профессиональная социализация в процессе прохождения производственной практики предполагает включение студента в систему профессиональных отношений и самостоятельное воспроизводство ими этих отношений. Студенты проявляют свою инициативу, приобретают профессиональный опыт социального взаимодействия и в процессе общения и общественной деятельности вырабатывают собственную систему ценностных ориентаций в области профессионального самосознания. Студенты приобретают первоначальные навыки не только профессионального, но и социального общения, усваивают как документально закрепленные (в Правилах), так и неписаные нормы и правила, которые приняты в том или ином профессиональном сообществе, то есть овладевают основами культуры толерантного поведения.

Важным фактором для воспитания культуры толерантности у студентов является развитие вузовского образования в контексте диалога культур, что позволит не просто подготовить высокопрофессионального специалиста в той или иной области, но и «человека культуры». способного к мирному плодотворному сосуществованию в обществе культурного и национального плюрализма, основанном на гуманистических демократических ценностях. Для достойного отношения к инакомыслию, очень важно усваивать ценности не только своей культуры, но и культуры других народов.

Таким образом, заказ общества выдвигает новые требования к специалисту, который, помимо высочайших профессиональных качеств, должен обладать поликультурным мышлением и таким качеством как толерантность. В условиях многообразия духовных миров людей мир обречен на толерантность, которая является своеобразным мостом для диалога.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.   Вербицкая Л.А. Болонский процесс и перспективы российского университетского образования// Санкт-Петербургский университет. №4-5 (3626-3627), 20 февраля 2003 года.

2.   Декларация принципов толерантности. 1995. Ст.3. п.1.

3.   Там же. Ст.1.п.1,2.

4.   Закон РФ «Об образовании». 10 июля 1992 г. Ст.14. п.4.


Библиографическая ссылка

Макарова С.Н. ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СЕРВИСНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1033 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674