Анализ научно-методической литературы показал, что имеется недостаточно сведений о влиянии психических состояний на спортсменов, на интересующем нас этапе подготовки, поэтому знания об управлении психическими состояниями высококвалифицированных пловцов в зависимости от направленности тренировочной нагрузки на этапе предсоревновательной подготовки могут стать основой для более эффективного планирования тренировочного процесса.
В исследовании принимали участие пловцы высокой квалификации, учащиеся училища олимпийского резерва и университета физической культуры, имеющих спортивные звания КМС и МС (n = 20), имеющие опыт участия в соревнованиях всероссийского масштаба (финалисты и призёры Чемпионатов и первенств России).
На изучаемом нами этапе непосредственной подготовки к соревнованиям была выявлена направленность тренировочных занятий, позволяющая целенаправленно и эффективно вести подготовку спортсмена к главным стартам года (таблица 1).
Таблица 1. Общая схема тренировочной работы на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям
| ПН. | ВТ. | СР. | ЧТ. | ПТ. | СБ. | ВС. |
утро
| техника всех способов плавания | спец. выносливость | техника старта и поворота | отдых | спец. выносливость | скоростная выносливость | отдых |
вечер
| общая выносливость | общая выносливость | скоростная выносливость | скорость | техника всех способов плавания | скорость | отдых |
Спортсменам, помимо стандартной тренировочной нагрузки, до и после тренировки предлагалось заполнить тестовую карту САН. Данный тест позволил судить об эмоциональном состоянии спортсменов, отражающего силу, здоровье, утомление; характеристики движения, подвижности, скорости и темпа протекания функций и процессов. Результаты эксперимента по исследованию уровня развития навыков психорегуляции у спортсменов высокой квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Выраженность динамики эмоциональных состояний пловцов под воздействием тренировочных нагрузок на этапе непосредственной подготовки (x±σ), баллы
№ | Направленность тренировочной работы на воде | Период исследования категорий самочувствия, активности, настроения на этапе непосредственной подготовки | Р | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Техника всех способов плавания | 4,73±0,63 | 5,01±0,56 | 5,01±0,51 | 5,19±0,43 | Р1,2> 0,05 Р2,3< 0,05 Р3,4 < 0,001 Р4,1< 0,01 |
2 | Техника старта и поворотов | 5,0±0,78 | 4,3±0,76 | 5,01±0,76 | 4,36±0,69 | Р1,2 > 0,05 Р2,3 > 0,05 Р3,4 >0,05 Р4,1 > 0,05 |
3 | Общая выносливость | 5,12±0,52 | 5,22±0,48 | 5,17±0,53 | 5,08±0,64 | Р1,2 > 0,05 Р2,3 > 0,05 Р3,4 < 0,05 Р4,1 > 0,05 |
4 | Специальная выносливость | 5,27±0,65 | 4,79±0,49 | 5,17±0,59 | 4,95±0,37 | Р1,2 > 0,05 Р2,3 > 0,05 Р3,4 > 0,05 Р4,1 < 0,001 |
5 | Скоростная выносливость | 5,2±0,6 | 4,72±0,6 | 5,1±0,61 | 5,17±0,68 | Р1,2 > 0,05 Р2,3 > 0,05 Р3,4 > 0,05 Р4,1 > 0,05 |
6 | Скорость | 5,62±0,24 | 5,13±0,25 | 5,48±0,47 | 5,5±0,62 | Р1,2 > 0,05 Р2,3 > 0,05 Р3,4 < 0,05 Р4,1 > 0,05 |
Исследования показали, что уровень эмоционального состояния у пловцов-спринтеров перед стартом не соответствует их квалификации. Однако, при разработке методики, включающей оценку, коррекцию и управление взаимовлиянием эмоциональных состояний и нагрузки, мы использовали ресурсные состояния и их моделирование, что позволяет существенно повысить эффективность этапа предсоревновательной подготовки высококвалифицированных пловцов, в свою очередь положительно скажется на соревновательной деятельности.
Мы считаем, что для повышения соревновательной результативности пловцов необходи мо, чтобы у спортсменов к концу этапа непосредственной подготовки к соревнованиям существенно вырос уровень тренировочных заданий положительного эмоционального воздействия по сравнению с началом, а величина побудительных оснований должна быть значительно выше тех величин, которые бы ли выявлены во время исследования.
Библиографическая ссылка
Щербаков И.С. ДИНАМИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПЛОВЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ЭТАПЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1032 (дата обращения: 18.02.2025).