Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ В НАРОДНОМ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КАК ФАКТОР ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В КУЛЬТУРЕ

Малышева Н.А. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
Цель статьи - описать метод, способствующий уменьшению трудоемкости производства продукции ручной работы и, следовательно, ее себестоимости без потери тех качеств, из-за которых продукция ручной работы и имеет свой статус и ценность, в результате чего подобная продукция может конкурировать с импортными аналогами, вытесняющими ее с отечественного рынка. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью разрешения противоречий: между признанием народного декоративно-прикладного искусства как одной из важнейших составляющих культуры и его недооценкой в современном экономическом культурном пространстве России. Раскрываются способы применения графических редакторов в народном и декоративно-прикладном искусстве, нацеленные помочь народным ремеслам не просто выживать, но и комфортно функционировать в современной экономической системе страны. Описывается педагогический потенциал использования графических редакторов при обучении декоративно-прикладному искусству и народным промыслам.
декоративно-прикладное искусство
народное искусство
графические редакторы
1. Белов М.С. Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве Ивановской области : автореф. дис. ... канд. культуролог. наук: 24.00.01 [Шуйский государственный педагогический университет»]. - Шуя, 2012. - 24 с.
2. Белов М.С. Исчезающий гончарный промысел: традиции и современность // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 13-13. - URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=9999245 (дата обращения: 26.09.2013).
3. Малышева Н.А. Компьютерные технологии в современном искусстве // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 26-26. - URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=1947 (дата обращения: 26.09.2013).
4. Малышева Н.А., Малышев В.А. Использование графических редакторов в народном и декоративно-прикладном искусстве // Исчезающие художественные промыслы: инновационное измерение : материалы научной конференции. - Шуя, 2012. - С. 96-99.
5. Осетров М.Н., Малышева Н.А. Возможности графических редакторов в творческом процессе художника декоративно-прикладного искусства // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 5. – С. 22-22. - URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=9999259 (дата обращения: 26.09.2013).
6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности. Статья 23. // О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013). – М., 2013. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148993/?frame=12 (дата обращения: 01.10.2013).
7. Стебунова С.Ф. Использование графического редактора BeadsWicker как средства создания узоров для бисероплетения и вышивания на примере выполнения схемы «Портрет друга» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: http://festival.1september.ru/articles/314578/ (дата обращения 26.09.2013).

Одной из серьезнейших проблем наших дней является проблема не только угасания, но порой и полного исчезновения некоторых видов народных промыслов. Центры народного мастерства, некогда гремевшие по всему миру, ныне находятся в состоянии упадка и запустения.

В январе 2012 года было объявлено о прекращении существования Гусевского хрустального завода. Производство хрустальных изделий ручной работы, развивавшееся на Владимирской земле с XVIII века и считавшееся одним из старейших в России и Европе, не выдержало конкуренции с китайской и турецкой продукцией. После прогнозируемого возвращения к жизни Гусевского хрустального завода, по мнению Алексея Русаковского, одного из совладельцев завода, предприятие будет ориентировано на выпуск исключительно изделий штучного производства, выполненных заслуженными художниками.

Пришла в упадок и Федоскинская лаковая миниатюра, пережившая первый расцвет в XIX веке во времена владения фабрикой купцом Лукутиным (в те времена на фабрике выпускалось до 20 тысяч изделий в год) и второй в 70-80-е годы в СССР, когда правительство озаботилось судьбой промысла и построило семиэтажное здание новой фабрики и учебный корпус для школы (в это время производство выросло до 120 тыс. в год). В середине двухтысячных годов обороты фабрики сократились до 2,5-6 тысяч изделий в год. При первом же взгляде на эти данные вывод напрашивается сам собой.

Начиная с 90-х годов XX века на грани закрытия находилась и «Ростовская финифть». Стоит отметить, что в начале двухтысячных годов средняя зарплата на производстве еле-еле пересекала порог прожиточного минимума, труд мастеров-художников приравнивался к труду разнорабочего.

Исчез гончарный промысел Шуйского уезда, некогда процветавший близ села Васильевское (ныне Шуйский район Ивановской области). В 50-60-е годы XIX столетия промыслом было занято 25 домов, в которых работало примерно 60 мужчин [2]. Сейчас же о существовании промысла помнят лишь старожилы.

По мнению директора Петербуржской ассоциации народных промыслов Вадима Савченко, из-за насыщения рынка поделками «под Гжель», «под Палех», «под Дымку» и т.д. только в восьми районах Ленинградской области закрылось двенадцать предприятий народных промыслов, так как подлинная российская продукция составляла в лучшем случае 20%, вытесненная контрафактными подделками.

Анализ причин угасания народных промыслов показывает, что, прежде всего, одной из ведущих является экономическая причина - это их неконкурентоспособность по сравнению с предметами автоматизированного производства и с контрафактной продукцией [1]. Как известно, краеугольным камнем в конкуренции машинного производства и ручной работы является значительная разница в цене продукта, связанная с разницей во времени, необходимом для его производства. Это является одновременно и причиной условного разделения рынков данных видов продукции, поскольку узость и специфика рынка ручной работы обусловлена ее относительно высокой ценой по сравнению с машинным производством, а широта и объем рынка машинной продукции обусловлены исключительно ее относительной дешевизной по сравнению с продукцией ручной работы.

В рамках программы поддержки народных промыслов [6] правительством рассматривались варианты снижения налогов предприятиям, работающим в сфере производства предметов декоративно-прикладного искусства, или полного освобождения этой отрасли от налога на прибыль на ближайшие десять лет. Также, по словам И. Руденского, председателя комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству предлагалось освободить подобные предприятия от налога на имущество до полной окупаемости этого имущества. Председатель комитета привел данные, в соответствии с которыми за 20 лет число работающих в отрасли сократилось со 120 до 15 тыс. человек.

Целью данной работы является описание метода, способствующего уменьшению трудоемкости производства продукции ручной работы и, следовательно, ее себестоимости без потери тех качеств, из-за которых продукция ручной работы имеет и свой статус, и ценность, в результате чего подобная продукция может конкурировать с импортными аналогами, вытесняющими ее с отечественного рынка, и в конечном итоге продолжает эффективно функционировать в современном культурном пространстве. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью разрешения противоречий: между признанием народного декоративно-прикладного искусства как одной из важнейших составляющих отечественной культуры и его недооценкой в современном культурном пространстве России.

Чтобы определить возможность уменьшения трудоемкости производства продукции ручной работы, следует рассмотреть в общем виде процесс декоративно-прикладного творчества и, разбив его на ключевые этапы, проанализировать каждый из них в отдельности. В общем виде данный процесс можно представить состоящим из следующих этапов.

  • Рождение художественной идеи отдельного изделия.
  • Графическое оформление эскиза разрабатываемой идеи.
  • Физическое воплощение разработанного эскиза. Изготовление изделия в материале.

Эти этапы можно охарактеризовать следующим образом. Первый этап, соответствующий рождению художественной идеи, является сугубо творческим процессом, к тому же общим по сути для обоих видов производства (ручного и автоматизированного), и не может быть каким бы то образом оптимизирован с точки зрения его удешевления. Третий этап, относящийся к непосредственному производству продукции, предполагает, что для ручной работы созданы оптимальные технические условия, поэтому также не может быть изменен в чем-то кроме усовершенствования рабочих инструментов, что в данном случае не является целью этой работы. Однако нетрудно заметить, что второй этап, связанный с графическим проектированием эскиза разрабатываемой идеи, предоставляет нам достаточно возможностей автоматизации некоторых этапов процесса производства, использование которых не скажется на художественной ценности полученного изделия, однако сможет сильно облегчить данное производство и сократить время выполнения работы, что соответственно понизит стоимость производства изделия декоративно-прикладного промысла.

Следует заметить, что некоторые этапы производства, как, например, перенос рисунка на ткань при работе над батиком, могут быть с одинаковым правом отнесены как ко второму, так и к третьему пункту нашей условной классификации, но мы в дальнейшем будем рассматривать их как часть именно второго этапа.

Эскиз любого изделия - это прежде всего графический объект и, соответственно, все этапы работы над ним могут быть реализованы с помощью компьютерных ресурсов - графических редакторов и различного рода устройств, управляемых с помощью персональных компьютеров (принтеры, сканнеры, плоттеры, проекторы, лазеры и т.д. и т.п.).

Графические редакторы - идеальное средство работы с графическими объектами. Они могут позволить без значительных усилий как внести нужные коррективы в детали графического объекта (такие, как изменение цвета, пропорций, положения и ориентации, а также дублирование повторяющихся элементов), так и обеспечить основу для возможности их качественного и быстрого тиражирования [4]. Разумеется, графические редакторы бессмысленны без использования аппаратных средств воплощения графических объектов, перечисленных выше - принтеров, плоттеров, проекторов и др.

В данной статье мы рассмотрим несколько наиболее типичных и достаточных для реализации предлагаемой идеи вариантов использования описанных средств. Приведенные ниже примеры для полноты картины будут различаться как по использованию средств для их реализации, так и по сферам производства, в которых они применяются.

- Дублирование раппорта при проектировании эскизов. Одним из наиболее распространенных атрибутов предметов декоративно-прикладного искусства является орнамент, элементы которого могут иметь повторяющийся характер. Такие элементы называются раппортом. Процесс дублирования раппортов вручную очень трудоемок и требует продолжительного времени, при этом такой способ влечет за собой постоянное искажение изначального рисунка при его копировании. Этот же процесс, выполненный в графическом редакторе, может быть выполнен за гораздо меньшее время и с гораздо более качественными результатами. Частным примером применения этого метода может служить его использование в создании проектов для резьбы по дереву при изготовлении багетов ручной работы.

- Зеркальное отражение графических элементов. Огромной трудностью при создании симметричных эскизов вручную является необходимость двойной работы, которая происходит при выполнении абсолютно одинаковых действий для изображения частей, отличных друг от друга только ориентацией относительно оси симметрии. Использование графического редактора позволяет избежать повторяющейся работы не только за счет копирования элементов, но и с помощью легкого создания подобных элементов с помощью зеркального отражения первичного элемента. Пример использования такого метода - создание рамок орнамента, гравируемого на иконах.

- Масштабирование эскизов. Создание эскизов в электронном виде позволяет использовать их для изделий любого размера, масштабируя эти элементы, как меняя процентное отношение к оригиналу, так и задавая конкретное числовое значение определенному параметру. Классическим примером применения в народных промыслах такого процесса является изготовление русской народной игрушки матрешки.

- Коррекция цвета. Кроме промыслов с устойчивыми цветовыми традициями (как Гжель, Хохлома и т.д.), во многих промыслах является необходимым постоянный подбор оптимальных цветовых решений. Создание цветового варианта эскиза вручную потребовало бы повторение всех остальных этапов его создания, что снова приводит нас к выводу о целесообразности выполнения данной работы в графических редакторах, где замена как одного цвета, так и общей цветовой гаммы может производиться нажатием одной-двух клавиш. Как пример, приведем разработку эскизов батика. Шелковый платок с композицией из геометрических элементов может быть выполнен как в холодной цветовой гамме, так и с использованием, допустим, бежево-коричневых оттенков. Такая возможность особенно важна при проектировании изделий, восприятие цвета которых принципиально и критично зависит от типа освещения помещения, к которому они должны впоследствии принадлежать, и которое неизвестно на начальном этапе проектирования эскиза. Цветовое решение работы любой сложности может быть скорректировано в необходимую сторону по цвету за самое короткое время.

- Искажение формы. Эта операция предваряет выполнение трудоемкой и дорогой работы - компоновка объектов изображения на больших изогнутых поверхностях - и выражается в предварительной визуализации проекта на мониторе. Например, расположение фресок на изогнутых сводах храмов может быть легко представлено с помощью базовых плоских эскизов в окончательном виде с помощью инструментов «искажение» и «деформация».

- Поворот на заданный угол. Векторные графические редакторы позволяют корректировать графические изображения с математической точностью. Самым наглядным примером является создание блоков для выполнения произведений в технике лоскутного шитья, где за основу берутся лоскуты ткани в форме простейших геометрических фигур, расположенных в заданном порядке. За короткое время на основе манипулирования такими фигурами в векторном графическом редакторе позволяет создавать бесчисленное количество новых и интересных вариантов эскизов.

- Использование проектора для перенесения эскиза на материал.

Типичным и очень продуктивным примером реализации данного метода является использование проектора для перенесения графического эскиза на стену при написании фресок. Очевидно, что проектор в данном случае - идеальное средство для легкого и точного перенесения рисунка. Использование проектора позволяет использовать один эскиз для выполнения работ любого формата, причем, что немаловажно, ликвидировать необходимость этапа производства эскиза в нужном размере. Нетрудно посчитать, насколько снижается общий объем и время работы при использовании данного метода при тех же конечных результатах [4].

- Использование графических редакторов для генерирования схем по вышивке, бисероплетению и вязанию. При помощи графических редакторов (например, EmbroBox или BeadsWicker) можно создавать схемы для выполнения работ в разных техниках (например, «ткачество», «мозаика» или «кирпичный стежок»), а также ажурные схемы. За основу можно взять любую фотографию или отсканированный рисунок (в форматах BMP, JPEG, GIF). Готовую схему можно распечатать, в том числе и с использованием условных обозначений цвета, а можно сохранить как цифровой рисунок в наиболее удобном для художника формате (см. выше). Особенно полезной функцией в подобных редакторах является настройка количества используемых в вышивке/плетении цветов [7]. Художник может сделать как полноцветную схему, так и эскиз для работы, выполненной в ограниченной цветовой палитре (например, эскиз для вышивки крестом полотенца, выполняющейся черными и красными нитками по белому полю).

Приведенные примеры позволяют утверждать, что развитие технических возможностей программных и аппаратных средств, доступных для художников народного и декоративно-прикладного творчества, способствует значительному уменьшению трудоемкости выполняемой ими работы за счет автоматизации некоторых этапов производства, не приводя тем самым к уменьшению художественной ценности конечного продукта, а также позволяет исключить необходимость рутинной работы в творчестве художника. Также необходимо добавить, что компьютерная графика является сама по себе сравнительно новым явлением в изобразительном искусстве, не вытесняющим традиционные промыслы, а способствующим их усовершенствованию, а в наши дни и выживанию и эффективному функционированию.

Стоит также отметить, что использование информационных технологий при обучении молодого поколения декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные возможности, способствует разностороннему развитию личности, активизации ее познавательных интересов, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, дальнейшему профессиональному развитию [7]. Синтез народного и декоративно-прикладного искусства и информационных технологий помогает сделать изучение народных промыслов молодыми поколениями особенно интересным и привлекательным. Компьютеризированное поколение, выросшее в каменных джунглях мегаполисов на популяризации таких брендов, как Apple, и невероятно далекое от изделий народных художественных промыслов, гораздо легче привлечь и заинтересовать народным искусством, если придать ему сначала внешнюю актуальность посредством современных технологий, постепенно вводя личность в сущностную ценность народного искусства для современности. Такая «дружба» прошлого и настоящего не только не навредит, но и принесет огромную пользу, благотворно влияя на факторы функционирования декоративно-прикладного искусства в культуре и позволяя ему оставаться востребованным еще долгие годы.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»

Рецензенты:

Океанский В.П., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой культурологии и литературы Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя.

Океанская Ж.Л., доктор культурологии, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО «Ивановский институт ГПС МЧС России», г. Иваново.


Библиографическая ссылка

Малышева Н.А. ПРИМЕНЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ РЕДАКТОРОВ В НАРОДНОМ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КАК ФАКТОР ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В КУЛЬТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10308 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674