Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Амельченко Т.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»
В статье рассматривается один из вариантов постановки и обоснования проблемы формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в региональных условиях. Отмечается, что в теории и практике социального образования сложились определенные предпосылки для рассмотрения профессиональной компетентности работника социальной сферы как педагогической категории и инновационного ресурса общества, для разработки соответствующей модели ее формирования. Проведенный анализ был направлен на выявление методологических основ исследования, региональных тенденций, обоснование концептуальных основ процесса формирования, аргументации совокупности педагогических условий, ориентированной на формирование профессиональной компетентности работника социальной сферы в условиях региона. Высказывается мысль о том, что формируется совершенно новый подход к формированию профессиональной компетентности работника социальной сферы, основанный на сложившихся социальных и национально-региональных традициях развития региона как субъекта РФ.
интегративная функционально-динамическая модель
профессиональная компетентность работника социальной сферы
региональные тенденции
1. Базарова Т. С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Улан-Удэ, 2010. - 38 с.
2. Беспарточный Б. Д. Институционализация социального образования в России: региональные особенности: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М., 2007. - 36 с.
3. Брук Ж. Ю. Региональные особенности профессиональной подготовки социальных работников в вузе: дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2006. - 157 с.
4. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. - Киев, 1986. - 200 с.
5. Гуслякова Л. Г. Формирование системы профессионального социального образования в российском обществе во второй половине XX - начале XXI веков: избр. труды.- Барнаул, 2004. - 244 с.
6. Маланов И. А. Опыт регионализации содержания вузовского образования // Вестник БГУ, 2010. - № 1. - С. 95-98.
7. Новикова Г. И. Тенденции развития инновационных процессов в системе непрерывного педагогического образования // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы VII международной научной конференции, 18-19 августа 2011 г., Москва - Хельсинки. - М.: МАНПО, 2011. - С.19-31.
8. Профессиональная компетентность в социальном образовании: опыт регионального исследования: монография / под ред. С. Т. Кохана, Т. В. Амельченко, В. В. Харабет. - Чита; Мариуполь: РИК ЗабГУ, 2012. - 234 с.
9. Рязанцев И. П. Теоретические основания социологии региона // Социология. - 2007. - № 2. - С. 30-45.
10. Сизикова В. В. Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов области социальной работы: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2011. - 43 с.
11. Томских А. А. Трансграничные научно-образовательные структуры в глобальном, национальном и региональном развитии. - Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2012. - 271 с.

Введение

В настоящее время в России удовлетворению запросов и требований общества к системе образования призваны способствовать новые модели профессиональной подготовки выпускника вуза. В организации образовательного процесса в высшей школе ставка делается на личностную инициативу, самостоятельность субъектов профессионально-образовательного процесса, их способность к профессиональному росту, на развитие личностного потенциала.

Подготовка студентов, способных глубоко понимать социальные аспекты взаимодействия общества и человека в каждой из сфер жизнедеятельности общества, профессионально решать конкретные задачи анализа социальных процессов, составляет основную цель системы социального образования.

Цель нашей статьи определяется имеющимся в настоящее время противоречием между существующими теоретико-методологическими подходами к исследованию социальных проблем в российском обществе и недостаточной разработкой новых подходов к формированию профессиональной компетентности работника социальной сферы, способного к реализации качественных изменений социальной сферы в региональных социальных условиях, что требует педагогического анализа основных теоретических аспектов формирования профессиональной компетентности будущего работника социальной сферы в условиях региона.

Мировые, национальные и региональные тенденции в экономике и в социальной сфере оказывают доминирующее влияние на конструирование модели образовательного пространства в регионе. Региональные факторы развития образования определяются реализацией стратегий долгосрочных прогнозов модернизации профессионального образования, которые находят отражение в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Региональная политика, региональные социально-экономические условия жизни оказывают доминирующее влияние на социализацию личности и способствуют определению стратегических направлений в подготовке работников социальной сферы, призванных решать проблемы социальной помощи и защиты определенным слоям населения региона.

Исследования регионального подхода к профессиональной подготовке работников социальной сферы единичны и еще не получили широкого распространения. Однако имеется ряд исследований, которые рассматривают данную проблему [1], [2], [3], [5],[6], [7], [8], [9], [10] [11].

Проводимые исследования в социальном образовании определяют его актуальность и являются показателями растущего интереса ученых и практиков к феномену профессиональной компетентности работника социальной сферы, в понимании которого накоплен определенный круг идей и концепций разного уровня обобщения. Между тем до настоящего времени профессиональная компетентность работника социальной сферы не подвергалась специальному научному исследованию, ее проблематика в системе профессиональной подготовки является в определенном смысле недостаточно изученной.

Таким образом, можно утверждать, что в теории и практике социального образования сложились определенные предпосылки для рассмотрения профессиональной компетентности работника социальной сферы как педагогической категории и инновационного ресурса общества, для разработки соответствующей модели ее формирования, выявления ее составляющих компонентов, для разработки образовательных технологий формирования. Однако очевидна необходимость определения целевой направленности профессиональной подготовки работника социальной сферы на основе социально-экономических потребностей региона, методологических и концептуальных основ, ресурсно-технологического обеспечения процесса формирования его профессиональной компетентности с учетом региональной социальной политики.

Компетентностный подход является базовым в образовательном процессе вуза, находит проявление в усилении личностно-деятельностной и региональной составляющих в содержании образования, в выделении в общекультурной, социально-психологической, специальной и личностной компетенциях будущего работника социальной сферы регионально-национального компонента, отборе специальных ценностно-смысловых, социо- и личностно-ориентированных образовательных технологий, предполагающих личностное и профессиональное саморазвитие субъекта образовательно-профессиональной деятельности; в обосновании сетевого взаимодействия и социального партнерства в формировании профессиональной компетентности работника социальной сферы, которое детерминировано социально-экономическими условиями региона. Будущий работник социальной сферы должен быть готов адаптировать свою профессиональную компетентность к актуальным социально-экономическим потребностям региона и практике организации социальной работы, что определяет региональную направленность его профессиональной подготовки в вузе.

Педагогический анализ формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в региональных условиях построен нами на выявлении методологических основ исследования, региональных тенденций, обосновании концептуальных основ процесса формирования, определении основных параметров образовательно-профессионального пространства в условиях территориально-отраслевой организации профессионального образования, аргументации совокупности педагогических условий, ориентированной на удовлетворение социально-экономических потребностей региона и профессионально-личностное развитие будущего специалиста.

В спектре отмеченных аспектов и проведенного анализа теоретических источников необходимо отметить, что методологической основой исследования является совокупность подходов: системного, синергетического, личностно-деятельностного, культурологического, аксиологического, ситуационного и компетентностного, реализация которых обеспечивает устойчивые взаимосвязи внутренней и внешней среды регионального образовательно-профессионального пространства, формирующего профессиональную компетентность работника социальной сферы, и позволяет осуществлять моделирование формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы по обоснованным, с точки зрения развития социальных процессов, параметрам, факторам, воздействующих на развитие региональной системы социальной защиты населения.

Теоретическое осмысление сущности формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в региональных условиях раскрывается в интеграции личностно-деятельностного, компетентностного и знаниевого подхода с опорой на культурно-исторические предпосылки региона, отражающие специфику его социально-экономического развития, проявляющуюся: в переходе к постиндустриальному этапу, связанному с явно выраженной тенденцией развития человеческого капитала, в востребованности социальной сферой гуманистических подходов, ориентированных на создание условий для личностного развития человека.

Исследование процесса профессиональной подготовки работника социальной сферы в регионе позволило выделить региональные тенденции формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы:

  • детерминация формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы региональными социально-экономическими условиями: характером развития экономики; состоянием социальной сферы; потребностью в работниках социальной сферы, обусловленной снижением качества жизни населения, сопровождающегося нарушением демографических процессов, ростом безработицы, высокой динамикой асоциального и антисоциального поведения среди молодежи и взрослого населения, нарастанием миграции населения, замещением традиционного населения мигрантами из ближнего и дальнего зарубежья; полиэтническим составом населения;
  • формирование регионального компонента в структуре содержания социального образования;
  • сетевое взаимодействие и социальное партнерство в формировании профессиональной компетентности работника социальной сферы;
  • формирование профессиональной компетентности работника социальной сферы, ориентированной на социально-экономические потребности населения региона, жизнедеятельность людей, проживающих в полиэтническом регионе в условиях трансграничья;
  • интенсификация и оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы;
  • сбалансированность экономических, социокультурных, исторических, этнических оснований социальной защиты и особенностей развития регионального менталитета.

Выделенные региональные тенденции рассматриваются как социально-профессиональная реальность, развивающаяся по своим закономерностям, обусловленным спецификой конкретного региона, его социально-экономическими условиями, традициями, культурой, этнической и конфессиональной структурой социально-культурной действительности (И. А. Маланов) [5] и обогащают содержание образовательно-профессионального пространства формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы.

Понятие «профессиональная компетентность работника социальной сферы в региональных условиях» рассматривается нами как сложная динамическая интегральная совокупность проявления компетенций и профессионально важных качеств личности, в которой переход из одного состояния в другое связан с изменением личностного качества и проявляется в единстве ее нравственно-ценностных, смысложизненных ориентаций в ситуациях решения профессиональных социально-педагогических задач, ориентированных на социальные проблемы региона.

В контексте осмысления понятие «профессиональная компетентность работника социальной сферы в региональных условиях» обосновывается как педагогическая категория. При этом автор исходит из положений о: 1) деятельностной, активно-преобразующей трактовке педагогических категорий, ориентирующей не только на синтез имеющихся определений, но и на анализ потенциальных возможностей деятельностной реализации содержания соответствующих дефиниций; 2) содержательной структуре категории как наиболее общем понятии, отражающем базовые идеи познания человеком объективной реальности; 3) содержании профессиональных характеристик специалиста, имеющих вероятностное влияние на конструктивную профессиональную деятельность [4].

Концепция формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы в региональных условиях базируется на идее о том, что целостность образовательно-профессионального пространства на всех уровнях созданных территориально отраслевых ресурсов закономерно обеспечивается интеграцией методологических подходов при сохранении системообразующей роли интегративной функционально-динамической модели формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы.

Разработанная интегративная функционально-динамическая модель формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы представляет собой сложную многомерную структуру, отражающую различные стороны и этапы социального образования студента. Модель обладает целостностью, технологичностью и предполагает личностное и профессиональное саморазвитие субъекта образовательно-профессиональной деятельности, самовыстраивание собственных характеристик личности, развитие ее самоуправления, самоутверждения и самоактуализации.

Ядро концепции формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы детерминировано закономерностями, определяющими основные параметры и векторную направленность регионального образовательно-профессионального пространства субъекта будущей профессиональной деятельности:

  • социальной: формирование профессиональной компетентности работника социальной сферы закономерно зависит от социальной обусловленности образования, основанного на общечеловеческих ценностях, на взаимодействии среды и личности как самоорганизующихся систем, зависит от соотношения взаимодействия человека и социума, что определяет объективную связь между основными региональными тенденциями формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы и формированием профессионально-жизненной позиции субъектов образовательно-профессионального процесса.
  • образовательной, определяющей зависимость стратегий формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы от реализации государственного образовательного стандарта, детерминированного содержанием социального образования и личностными позициями студента и педагога, характером субъект-субъектных отношений всех участников образовательно-профессионального пространства.
  • личностной, указывающей на взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность качества формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы реализацией в образовательном процессе предложенных педагогических условий и уровнем сформированности профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса, их способностями адекватно понимать социальную реальность, правильно оценивать социальную ситуацию и действовать в соответствии с освоенными компетентностями.

Концептуальная модель формирования профессиональной компетентности работника социальной сферы обеспечивает:

  • построение образовательно-профессионального пространства, сконструированного на совокупности трех групп принципов, адекватных обоснованным закономерностям;
  • социальной: принципы гуманизации, системности, целостности, антропологической обоснованности, культуросообразности, аксиологичности образовательно-профессионального процесса, регионализации;
  • образовательной: принципы диалогичности и сотрудничества в образовательно-профессиональном процессе, межпредметных связей, интеграции и преемственности всех компонентов образовательно-профессионального процесса, индивидуализации и дифференциации образовательно-профессионального процесса; принцип вариативности и дополнительности; принцип проблемности и эвристичности компонентов образовательно-профессионального процесса;
  • личностной: принципы гуманитаризации, непрерывности образовательно-профессионального процесса, субъектной активности, нравственно-ценностного коммуникативного взаимодействия, смысложизненной ориентации контекстности, рефлексивности;
  • выделение его качественных признаков: направленность; социокультурная детерминированность; динамичность; интегрированность; внутренняя противоречивость; оптимизационность; преобразовательный характер;
  • выполнение следующих функций: методологической, описательной, объяснительной, прогностической, преобразующей.

Формирование профессиональной компетентности работника социальной сферы возможно при соблюдении, обосновании и реализации совокупности педагогических условий, ориентированной на удовлетворение социально-экономических потребностей региона и профессионально-личностное развитие будущего специалиста: интеграция социальных, педагогических и психологических знаний; включение в них смыслообразующих технологических воздействий; нацеленность педагогической системы вуза и ее преподавателей на профессиональную компетентность; вариативность, проблемность, инновационность; развитие образовательно-профессионального пространства, обусловленное спецификой конкретного региона; формирование регионального компонента в структуре содержания социального образования; организация сетевого взаимодействия факультета социально-политических систем ЗабГУ со своими стратегическими партнерами - социальными учреждениями Забайкальского края.

В результате проведенного исследования доказано, что региональные тенденции развития социального образования способствуют обогащению сущности и содержания профессиональной компетентности и ее составляющих с позиций социально-экономического (степень экологического благополучия, качество жизни населения, демографическая ситуация, миграционные процессы) и культурно-этнического аспектов: менталитета, традиций, социально-исторического опыта, условий совместного проживания этнических групп региона.

Таким образом, можно отметить, что формируется совершенно новый подход к профессиональной подготовке специалистов в области социального профессионального образования, к формированию профессиональной компетентности работника социальной сферы, опирающийся на ценностно-ориентированные взаимоотношения субъектов сетевого взаимодействия, основанный на сложившихся национально-региональных традициях развития региона как субъекта РФ, создающий новые технологии решения социальных проблем региона, отвечающие вызовам новой социальной реальности.

Рецензенты:

Рогова А. В., д.п.н., профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного университета, г.Чита.

Эрдынеева К. Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики Забайкальского государственного университета, г.Чита.


Библиографическая ссылка

Амельченко Т.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10266 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674