Введение
Полихронное оруденение нередко формирует крупные месторождения полезных ископаемых за счет совмещения в пространстве различных формационных типов. При изучении подобного оруденения одним из важных инструментов расшифровки событий является построение схем последовательности рудообразования. Это давно известный и детально описанный способ еще со времен Линдгрена и Шнейдерхена [8]. На Северо-Востоке Азии наиболее благоприятной структурой для изучения полихронного оруденения является Омолонский массив (ОМ), а именно выходы кристаллического фундамента, на площади которых пространственно совмещенно оруденение нескольких металлогенических эпох, связанных с тектоно-магматической активизацией (ТМА). В настоящей работе будут рассмотрены основные черты оруденения различных эпох на примере Абкитского (Джугадакского) и Ноддинского выступов, где автором проведены полевые и камеральные исследования.
Этапы золотого оруденения на Омолонском массиве
Омолонский массив, расположенный в междуречье рек Омолон и Колыма, представляет собой жесткий блок, сложенный архейскими глубоко метаморфизованными комплексами (гранито-гнейсы, амфиболовые гнейсы, плагиогнейсы, гранат-биотитовые гнейсы амфиболиты и др.), прорванный рифейскими (матабазиты, метадолериты) и палеозойскими (граниты, гранодиориты, гранодиорит-порфиры и др.) породами, в южной и западной частях массива и перекрытый чехлом вулканогенно-осадочных пород [6].
В процессе развития этой структуры установлено проявление нескольких этапов ТМА, выделенных Кузнецовым В.М., Гельманом М.Л., Шевченко В.М., Мерзляковым В.М., Тереховым М.И., Дылевским Е.Ф. и др. С этими этапами связаны различные металлогенические эпохи (PR2, PZ1, PZ2-3, MZ). Поисковыми работами установлена рудоносность выступов кристаллического фундамента. На это указывают и известные россыпи золота, приуроченные к окраинам впадин на рассматриваемых площадях.
Ранний позднепротерозойский (PR2) этап ТМА характеризуется внедрением силлов и даек габброидов, по данным Rb-Sr-датирования, их возраст – 1479±31 Ма [2]. В позднепротерозойский период происходит образование золото-сульфидно-вкрапленного оруденения и слабо золотоносных железистых кварцитов. По данным Константинова М.М. и др. [4], возраст золото-сульфидно-вкрапленного оруденения, определенный Rb-Sr-датированием, составляет 1148± 23 Ма, а по данным Жулановой И.Л. (1990), возраст железистых кварцитов 1150±78 Ма.
В результате регионального метаморфизма габброиды преобразовались в метабазиты, что сопровождалось амфиболитизацией пород фундамента: замещение роговой обманки хлоритом, плагиоклаза – серицитом. Минералогические наблюдения подтверждаются геохимическими данными – вынос MgO, Al2O3 и Fe2O3. В метабазитах установлено повышенное содержание Cu и Fe, связанное с присутствием в них тонкой вкрапленности магнетита, халькопирита, пирротина и борнита.
С преобразованными метабазитами связано золото-сульфидно-вкрапленное оруденение позднепротерозойского этапа с медистым золотом, что типично для подобных пород. Состав метабазитов на Джугаджакском и Ноддинском выступах идентичный, и при последующей метасоматической проработке также остается сходным. Концентрации золота в метабазитах 1,9–8,17 г/т (данные атомно-абсорбционного анализа, СВКНИИ ДВО РАН, аналитик Колесова В.П.). Самородное золото отлагается между чешуйками хлорита и амфибола. Кроме того, в халькопирите, образующем вкрапленность в меабазитах, обнаружены микроскопические включения самородного золота. Золото характеризуется субмикроскопическими размерами от 5 до 10 мкм. Обладает характерным розовым оттенком, связанным с примесью меди. Средняя пробность этого золота 800–950‰. В россыпях (из областей сноса с Джугаджакского выступа) установлено золото с каймами аурикуприда [7] и самородной медью в межзерновом пространстве (примесь меди до 15%). Такое золото характеризуется высокой степенью грануляции и сильным раздвижением межзерновых границ. Подобное «древнее» золото встречается на месторождениях Станового хребта, в некоторых районах Урала, в поясе Абитиби (Канада).
С этим же этапом ТМА связано образование слабо золотоносных железистых кварцитов, возникших в результате регионального метаморфизма архейских пород. При минераграфическом изучении на границе зерен магнетита и кварца установлено самородное золото, размером до 0,55 мм.
Второй раннепалеозойский этап (PZ1) ТМА характеризуется внедрением пород абкитского комплекса, что способствовало дополнительному привносу и концентрации раннего вкрапленного золотого оруденения на Ноддинском и Джугаджакском выступах. Возраст гранитоидов абкитского комплекса, определенный K-Ar-методом, составляет 420±14 Ма [3]. Наиболее отчетливо этот этап проявился на Джугаджакском выступе, так как он примыкает к северо-восточному экзоконтакту Абкитского гранитоидного плутона. Здесь формируется оруденение золото-теллур-висмутового типа золото-сульфидно-кварцевой формации. На Ноддинском выступе в это же время сформировался Коаргычанский интрузив. Вмещающие толщи вовлекаются в метасоматический процесс, сопровождающийся отделением флюида, что приводит к эпидотизации, гематитизации, хлоритизации и гидрослюдизации пород. Именно в этот этап происходит наложение пропилитов на зеленокаменные изменения. При этом по ним развивается актинолит и происходит вторичная хлоритизация роговой обманки. Метабазиты вдоль контактов с кварцевыми жилами интенсивно хлоритизированы и характеризуются пониженным содержанием Al2O3, Fe2O3 и MgO, в них по магнетиту и гематиту широко развиты пирротин и пирит.
Продуктивная Au-Te-Bi-ассоциация представлена теллуридами Bi и Ag, самородным золотом (Джугаджак), а на Ноддинском выступе фиксируется только в микропримесях. Она сопровождается гидротермальным окварцеванием и карбонатизацией пород. Золото отлагается в интерстициях кварца и в срастании с теллуридами Bi и Ag. Размеры обособлений золота от долей миллиметра до 3–4 мм, средняя крупность 1,5 мм. Средняя пробность 850–980‰. Оно обладает структурой грануляции слабой степени и небольшим раздвижением межзерновых границ. В золоте установлены включения теллуридов Bi.
Средне-позднепалеозойский (PZ2-3) этап ТМА на ОМ характеризуется специфической металлогенией, обусловленной формированием кедонского вулкано-плутонического пояса и гранитоидов булунского комплекса. Для этого периода характерно формирование золото-серебряной формации с участием золото-теллуридной минерализации. С этим этапом связано формирование месторождений вулканогенной Au-Ag-формации. Определение возраста оруденения по калишпату из кварц-калишпатовых жил с Ноддинского и Джугаджакского выступов – 325±15 и 353±15 Ма соответственно, что вполне отвечает периоду формирования вулканитов кедонской серии (K-Ar-датирование показало возраст 346±2 Ма). Наиболее отчетливо его влияние проявилось на Ноддинском выступе и в его обрамлении.
С образованием кедонских вулканитов в позднедевонское время связана мобилизация и привнос Mo, Te, Au и Ag. На Джугаджакском выступе, кроме кедонских вулканитов, формировались булунские гранитоиды, в связи с чем интенсивно проявились калиевый метасоматоз, карбонатизация пород, образование кварц-карбонатных жил с полисульфидной минерализацией, золотом и теллуридами Au и Ag, а также гематитизация. Для рудопроявлений Ноддинского выступа характерны такие минеральные парагенезисы, как сильванит + петцит + гессит + самородное Au. Главными жильными минералами служат кварц, кальцит и флюорит. На Джугаджакском выступе наложение минерализации средне-позднепалеозойского этапа ТМА фиксируется по пересечению ранних золото-кварц-теллуридно-висмутовых жил раннепалеозойского этапа, более поздними кварц-карбонат-полисульфидными жилами с золотом и теллуридами Au и Ag. Золото в месторождениях, связанных с этим этапом, характеризуется субмикроскопическими размерами от 5 до 20 мкм. Образует включения в кварце и флюорите, а также срастается с полисульфидами и теллуридами Au и Ag. Средняя пробность самородного золота 762–844‰. В этом золоте встречаются включения теллуридов Au и Ag, галенита и сфалерита.
Позднемезозойский (преимущественно позднемеловой) (MZ2) этап ТМА на Омолонском массиве связан с формированием Охотско-Чукотского вулканогенного пояса. Период его становления характеризуется вулканической и интрузивной деятельностью позднемелового возраста, во время которого произошло образование протяженных вулкано-плутонических структур (Конгинской и Коркодон-Наяханской) и формирование месторождений вулканогенно-плутонической формации. Наиболее ярко проявлена Конгинская металлогеническая зона субмеридионального направления, которая отвечает одноименной зоне ТМА. Позднемезозойские интрузивные породы установлены как на Ноддинском, так и на Джугаджакском выступах. В этот период произошло образование небольших штоков, даек и тел вулканитов среднего-кислого состава, происходит очередное окварцевание пород, развитие сульфидной вкрапленности (в основном пирита), а также хлоритизация пород, подтверждаемая геохимическими данными. С этим этапом связано формирование месторождений преимущественно эпитермальной золото-серебряной и серебро-полиметаллической формаций, сопровождающихся золото-кварцевыми жилами с теллуридами Bi и самородным Ag. В шлиховых ореолах в областях сноса мезозойских пород с Джугаджакского и Ноддинского выступов она устанавливается по наличию самородного серебра, кюстелита и электрума. Кроме того, влияние позднемезозойского этапа на участках наложения молодой минерализации отражается в омоложении возраста протерозойских рудовмещающих метабазитов (по K-Ar-датированию - до 165,8 Ма), что совпадает с возрастом оруденения этого этапа (165±20Ма, С.Ф. Стружков, 2001 г.). Самородное золото в рудах месторождений мезозойской эпохи относительно мелкое – не более 1 мм. Средняя пробность 450‰. Оно характеризуется яснозональной структурой, не затронутой процессами метаморфизма, что соответствует структурам самородного золота мезозойского этапа [7]. В этом золоте отмечаются включения галенита и кварца.
Выводы
Обобщенные результаты проведенных исследований систематизированы на схеме, на которой показаны возрастные рубежи магматических событий, связанных с этапами активизаций, а также особенности метасоматизма и рудной минерализации, присущие каждому из этапов. Золотое оруденение разных эпох отличается по типу метасоматических изменений, по рудноформационной принадлежности, и даже по пробности самородного золота (рис. 1). Результаты исследований показали, что на Джугаджакском выступе обнажено совмещенное в пространстве оруденение всех четырех эпох, а на Ноддинском выступе - позднепротерозойской, средне-позднепалеозойской и мезозойской металлогенической эпох. Каждое магматические событие, проявленное на Омолонском массиве, изменяло ход развития оруденения, что отчетливо наблюдается на выступах кристаллического фундамента, где в пространстве совместились праформация железистых кварцитов, золото-сульфидно-вкрапленное оруденение, золото-кварцевая и золото-серебро-теллуридная формации, связанные с различными этапами ТМА.
Повсеместно отмечается унаследованность черт оруденения предыдущих этапов: а) повышенная железистость более молодых золоторудных проявлений от железистых кварцитов; б) золото-теллуридно-висмутовое оруденение наследуется с гранитоидами раннепалеозойского этапа; в) теллуриды золота и серебра – от вулканитов среднего-позднего палеозоя; г) самородное серебро, характерное для оруденения позднемезозойского этапа активизированных жестких массивов, является региональной закономерностью, определяющей интенсивность проявления оруденения [1]. Полихронность является одним из признаков крупных и суперкрупных месторождений [5], что позволяет прогнозировать открытие на Омолонском массиве значительных по запасам золоторудных объектов.
Рис. 1.
Рецензенты:
Савва Н.Е., д.г.-м.н., главный научный сотрудник лаборатории рудогенеза ФГБУН «СВКНИИ» ДВО РАН, г. Магадан.
Горячев Н.А., д.г.-м.н., профессор, директор ФГБУН «СВКНИИ» ДВО РАН, г. Магадан.
Библиографическая ссылка
Фомина М.И. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЛОТОГО ОРУДЕНЕНИЯ ЮГА ОМОЛОНСКОГО МАССИВА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10255 (дата обращения: 19.09.2024).