Одной из основных практических проблем современного образования, продиктованной развивающимися рыночными отношениями, является создание условий для формирования конкурентоспособной личности, способной самостоятельно и эффективно решать свои профессиональные и жизненные проблемы, свободно адаптироваться к новой социально-экономической обстановке в стране. В этих условиях формирование конкурентоспособной личности - это требование, которое учащиеся в соответствии с реалиями жизни предъявляют к педагогическому процессу. Речь идет не о развитии абстрактных способностей и качеств, а о вполне конкретном, адаптированном к условиям рыночной экономики и социокультурным нормам нашего времени спектре способностей и качеств учащегося таких как, уверенность в себе; готовность самостоятельно и оперативно принимать решения, направленные на достижение успеха, и ответственность за свои действия. Становление экологической культуры у будущего специалиста требует комплексного подхода и включает в себя создание условий для развития мотивационной, эмоционально-чувственной, познавательной сфер. Все эти области человеческой индивидуальности должны раскрываться через механизмы саморазвитии и, самоактуализации, которые осуществляются при переходе к активизирующим, развивающим способам организации учебного процесса. Инновационные процессы в образовании связаны с использованием новых педагогических приемов, способствующих совершенствованию методов обучения.
В связи с этим на нашей кафедре была усовершенствована рейтинговая система оценки знаний студентов применительно к такой дисциплине, как экология. За посещение лекций и каждого практического занятия студент набирает по 10 баллов, за пропуск занятия по уважительной причине 0 баллов, без уважительной причины - 10 баллов. Чтобы получить баллы за пропущенную лекцию, студент показывает преподавателю развернутый конспект лекции. На каждом занятии студенты готовят целевые выступления - развернутые ответы по вопросам разработанных тем. Максимальная оценка за целевое выступление +10 баллов, дополнение по этому вопросу оценивается от 1 до 5 баллов, если при опросе студен не готов - 10 баллов. В течение семестра студенты сдают два компьютерных теста, за каждый тест они могут заработать от 2 до 10 баллов, от 0 до 30 баллов студент получает за выступления на научных студенческих конференциях, которые проводит кафедра.
В конце семестра по итогам суммы набранных баллов преподаватель дает оценку знаний студента. Если формой отчета по данной дисциплине является экзамен, то для оценки «отлично» нужно набрать дополнительно 50% от обязательной суммы посещений, «хорошо» - 40%, «удовлетворительно» -30%, допуск к экзамену - 20%. Если студент не согласен с этой оценкой, он вправе отказаться от своего рейтинга и выйти на традиционный экзамен или зачет.
Представленная рейтинговая система оценки знаний повышает активность студентов на занятиях, увеличивает количество оценок и обеспечивает практически 100%-ю посещаемость лекций и практических занятий.
Важно подчеркнуть, что все сведения о формах учебного контроля за семестр, о критериях выведения итоговой оценки должны быть доведены до студентов в самом начале преподавания данного учебного курса. Каждый студент должен четко знать и видеть, что каждый его учебный успех, каждое проявление им учебной инициативы замечаются преподавателем, измеряются и накапливаются, создавая базу его итоговой отметки.
Библиографическая ссылка
Привалова Н.М., Двадненко М.В., Кваша С.С., Шевченко А.И., Тищенко В.Е. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА – ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1023 (дата обращения: 18.02.2025).